Статья: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классов


Развитие орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальных классов
 
 
Можно ли представить себе дом без фундамента? Конечно, нет.  Фундамент- основание, служащее опорой для стен и здания, и если оно не прочно, то и всё сооружение будет не долговечным. Так и начальная школа является базой, основой образования человека, конечным результатом, которой являются знания и умения учеников.
Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач  изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном общении.
Что же такое орфографическая зоркость?
С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. Звук в сильной позиции однозначно обозначается буквой по слуху  (кроме орфограмм сильных позиций), а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквами при одном и том же звучании.
В сильной позиции стоят: гласные звуки под ударением и звук [у], сонорные согласные и парные согласные перед сонорными и [в],  [в'], а также все согласные звуки перед гласными. В слабой позиции находятся безударные гласные звуки, парные согласные на конце слова, согласные звуки перед другими согласными (кроме сонорных и [в],  [в']).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
Попробуем разобраться, как же применить знание признаков слабых и сильных позиций на примере. Запишем четыре     строчки  стихотворения:
Ветерок спросил пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колоски шелестят:
«Золотые руки растят».
Посчитаем, сколько орфограмм в этих строчках? Более 30. И это почти только орфограммы слабых позиций. А теперь попытаемся ответить на вопрос: что такое орфограмма? В определённых случаях «графика допускает несколько написаний для известного звука или звукосочетания», из которых орфографически верным является лишь один, другие признаются ошибочными. Такое написание буквы или буквосочетания, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определённому правилу, и называется орфограммой. Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения «видеть» и «слышать» орфограмму при письме и знать, как найти способ её проверки. Умение «видеть», а затем и «слышать» орфограмму у школьников формируется в процессе выполнения орфографического действия. Что есть это действие, каковы его шаги?  Орфографическое действие – это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Из чего (каких шагов – этапов) складывается это действие?
Профессор М. Р. Львов выделяет  6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
увидеть орфограмму в слове;
определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;
проверить слабую позицию способом: измени слово или подбери слово с той же морфемой в сильной позиции;
действовать по закону русского письма, т.е. обозначить звук в слабой позиции по звуку в  сильной позиции в той же части слова;
написать слово в соответствии с решением задачи;
осуществить самопроверку.
В наиболее обобщённом виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяются две  ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно решить орфографическую задачу, а  чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звуко - буквенного анализа, самоконтроль. Ещё методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие.
В I классе создается основа для выработки навыка правописания безударных гласных. Поэтому задача учителя в период обучения грамоте научить детей безошибочно и быстро делить слово на слоги, определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой. В начальной школе нужно обязательно учить детей различать фонетическое членение слова (слогоделение: пи-сьмо) и деление слова на части для переноса: пись-мо. Такой принцип слогоделения, когда граница слога проходит после гласного перед согласным, предупреждает усеченное произношение гласных (мр-ковь, кр-ман), что, естественно, отразится на письме, и тем самым формирует грамотное письмо.
Таким образом, от того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин: трудности самой орфографии, разрозненности изучаемых правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимание учащихся к слову, к родной речи, ограниченного словарного запаса, падение интереса к чтению, оптимальная организация учителем учебной деятельности.
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребёнку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чём же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма.
По мнению психологов, трудности в усвоении орфографии  нередко возникают из-за большого сходства формальных особенностей многих языковых явлений, которые должны быть чётко отдифференцированы друг от друга для успешного использования орфографических правил, но смешиваются из-за их объективного сходства и недостаточного различения. Целенаправленное формирование умения различать орфограммы может способствовать преодолению этих трудностей.
  В методике обучения уже утвердился подход, в соответствии, с которым основным содержанием работы в процессе обучения орфографии является не столько изучение орфографических правил, сколько формирование у учащихся умений, называемых орфографическими. К их числу относятся умения:
Обнаруживать орфограммы;
Различать орфограммы (определять тип орфограммы) и соотносить их с определённым правилом;
3) выполнять действие по правилу;
4) осуществлять орфографический самоконтроль.
Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов (П.С.Жеден «Методика обучения орфографии», М.В.Львова « Правописание в начальных классах», ряд статей журнала «Начальная школа») я пришла к выводам:
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения
несоответствия произношения к написанию. ( Например: пенал, снег, ёжик)
Ввести понятие «опасное место», чтобы настроить детей на появление возможной ошибки.
Орфографические правила вводить с выполнением  нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
Развивать фонематический слух.
Обучать правильному списыванию текста.
Прививать интерес к чтению
Интегрировать уроки русского языка и чтения.
Развивать словарный запас детей.
При формировании орфографической зоркости, начиная с 1 класса, можно выделить несколько этапов.
I этап. Обучение постановки ударения. Задания предполагаются такие, где написание не расходятся с произношением. ( Например: рыба, парта.)
II этап. Ввод слов, где написание расходиться  с произношением. Определение ударного звука как сильной позиции и безударного - «опасного места» в слове.
III этап. Обработка навыка правописания безударной гласной. Упражнение, например, с пропуском сомнительных гласных.
IV этап. Обработка умения проверять безударную гласную.
Дети знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначное  произношение и написание. Возможны упражнения на замену букв. ( Например: г(и, о)ря, р(и, е)ка) 
Vэтап. Восприятие на слух.
Выполнению этого этапа способствуют объяснительные, выборочные диктанты, комментированное письмо
В I классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, парных согласных и других орфограмм. Во II,III и IV классах проводится отработка навыка проверки слов.
Развитию орфографической зоркости способствует большое количество систематических упражнений.
Проводимые на каждом уроке « орфографические зарядки» нацелены на умение учащегося обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Проводятся в начале каждого урока русского языка, занимают 5-6 минут урока. Эти упражнения можно подразделить на четыре этапа: подготовительно- ознакомительный этап, тренировочный этап, закрепительный этап, контрольно- диагностический этап.
Упражнения « Орфограммы в загадках» развивая орфографическую зоркость, помогают учителю разнообразить работу на уроке, формируют любовь к народному творчеству, расширяют кругозор, обогащая словарный запас, развивают логическое мышление, приучая к размышлению и доказательству.
3.Использование принципа какографии, то есть письма с намеренно допущенными ошибками. Обычно текст записывается на доске.
4.Комментированное письмо с указанием  орфограмм. Это один из сложных видов работ, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.
5.Объяснительные и предупредительные диктанты.
6. Выборочные списывания диктантов. Приём списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости. Письмо по памяти.
7. Использование зрительных диктантов.
8. Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах.
9.Использование этимологического анализа слов.
10.Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха. Очень полезно после разбора упражнения читать тексты, так, как написаны.
11. Очень активизируют работу перфокарты.
12. Работа по развитию орфографической зоркости практикуется  в парах. Работа в парах организуется разнообразно, где учащиеся должны видеть « опасные места», рассуждать, доказывать.
13. Составление опорных таблиц и памяток учащегося, включающих в себя алгоритм работы с орфограммами.
Перечень упражнений и заданий при необходимости можно продолжить. Но важнее всего- умение выстроить их в единую систему, которая в процессе обучения даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарно - орфографической работы и урока русского языка в целом.
Одной из важных задач каждого урока русского языка, считаю развитие орфографической зоркости. Поэтому стараюсь на каждом уроке целенаправленно и   систематически, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу.