Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов


Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».
Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Как и многих учителей меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по данной теме;
Изучить степень развития орфографической зоркости у учащихся класса;
Изучить приемы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;
Разработать «орфографические разминки для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:
углубление познавательных интересов;
чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:
1. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
2. Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
3. Письмо с пропуском орфограмм. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
4. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
5. Письмо по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
      2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
      3. Упражнение в запоминании.
      4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.
      5. Запись.
      6. Проверка.
6. Работа с группой предложений по системе Федоренко.
Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.
 
7. Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
- Внимательно прочитай предложение.
- Повтори его не заглядывая в текст.
- Подчеркни в предложении все орфограммы.
- Прочитай предложение орфографически.
- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
 
8.  Скоростное письмо. Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).2. Самостоятельное чтение хором.3. Объяснение орфограмм (коллективно).4. Считают количество предложений в тексте.5. Чтение по предложениям.6. Орфографическое чтение.7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.9. Проверка написанного.
 
9.  Диктанты.
       - Предупредительный диктант.
     - Объяснительный диктант.
       - Выборочный диктант.
       - Свободный диктант.
       - Самодиктант.
       - Зрительно-слуховой диктант.
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова, а затем записывают.
        - Диктант с постукиванием.
 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.
       - Словарный диктант.
10. Орфографические минутки.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.
4. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Учитель обязательно должен знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу.
Проверяю такого рода работы выставлением оценок в диагностические ведомости (Приложение 1), где отслеживаются результаты, как усваивается тема учащимися. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Для успешного развития орфографической зоркости школьников необходимы следующие условия:
Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
Целенаправленное обучение по обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко – буквенного анализа слов. В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем.
Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять.
Ученику, который пишет диктант, нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места. Проверить слово нужно до того, как оно будет написано! После будет поздно. Ошибка уже допущена. Поэтому самое главное, научить видеть детей эти самые «ошибкоопасные» места, то есть слабые позиции:
1) безударные гласные (земля, окно);
2) парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова (дуб, рыбка);
3) гласные после шипящих (жизнь, чудо, шило, чищу, куча, роща);
4) непроизносимые согласные (грустный);
5) правописание ь и ъ (ручьи, подъезд);
6) имена собственные (Юля, Москва, Волга, Иванова и другие);
7) сочетания чк, чн, нщ (почка, ночной, барабанщик);
8) приставки и предлоги (подбежал к дому);
9) ь после шипящих (дочь, грач);
10) падежные окончания существительных (к деревне, из деревни);
11) родовые и падежные окончания прилагательных (в зимнее утро, осенним утром, на дальнем поле);
12) личные окончания глаголов (знаешь, видит, думаем);
13) правописание – не с глаголами (не читал);
14) правописание глагольных суффиксов пр. вр. Ё1(поняла, видели) и другие.

Дети должны запомнить:
До того, как написать слово:
1. Ставим слово под ударение.
2. Мысленно разбираем его по составу.

3. Определяем «ошибкоопасные» места.

4. Вспоминаем правило.
5. Подбираем, если есть проверочное слово.
Только после этого можно записать слово.
Задания на развитие внимания, зрительной памяти.

1. Расшифруй слова
Доран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос, цедолом
2. Раздели склеенные между собой слова
Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец3. «Спрятались слова»
(3 слова: весело, вдруг, ветер. )- Привет Ерёма!
- Привет Фома.
- Идём в лес за шишками.
- Нет, боюсь.
- Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной.
Пошли друзья в лес, набрали много шишек.
- Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется?
- Тяжело.
4. Найди ошибки, объясни их правописание.
Марос, вараби, канки,
Сарока, снишки, девачка.
5. Письмо по памяти:
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
6. Исправь допущенные ошибки, объясни.
Белый снек на ветке,
Иней на стикле.
Ель дражит от ветра
Холодно и мне.
Вставь пропущенные буквы.
Со.сна, в л.су, д.р.вья,ств.лы,пч.ла,сл.ны, х.лмы.

Выбери правильную букву:
Д(о,а)ждливый, св(и,е)стеть, гр(и,е)бешок, б(о,а)льшая.
7. Вставить слово или букву (развивающий канон, ученик должен увидеть логику, связь между предыдущими парами и дополнить ту пару, возле которой стоит знак вопроса):
5 п жарко х Анна ? корова т собака л
6 ш хорошо п Москва г лошадь ? кошка м
7 ? много ? Енисей р курица ц корова ?
Данное упражнение хорошо тем, что отрабатывается сразу несколько тем: словарные слова, безударные гласные, парные согласные, антонимы и синонимы, написание числительных, расширяются знания об окружающем мире.
8. Прочитать три раза слова:
мама дети человек брат
доброта тетя мужчина ребенок
Затем слова закрываются и ученики отвечают на следующие вопросы:
сколько букв в предпоследнем слове?
сколько слов, состоящих из двух слогов?
назовите третье слово;
сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
сколько слов заканчивается на букву «а»?
какие слова женского рода?
сколько раз встретилась буква «в»? и т.д. (Слайд 14).
9. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
10. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды, гр.бы Объясни, почему вставили такие буквы.
11. Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
12. Игра «Доскажи словечко и запиши его»:
Вяжет мама длинный шарф,
Потому-то сын … жираф
Если мы растём на ели,
Мы на месте и при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… шишек.
Считаю, что огромную роль в формировании орфографической зоркости играет организация работы над ошибками. Необходимо детей научить контролировать свою работу, уметь проверять и исправлять ошибки. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены. Очень полезно использовать памятку «Работа над ошибками», которая выдаётся каждому ученику. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Изучая правила, в памятках постепенно появляются новые записи орфограмм. Такая работа позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. Используя разнообразный по содержанию дидактический материал, опорные схемы, таблицы, карточки, всё это помогает развивать интерес к предмету, позволяет предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость.
Большую помощь в работе оказывают презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе
Список литературы:
1. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников. Начальная школа. – 2000. - № 6.
2.  Морозова М.Я., Петрова Е. Н. «Грамматические игры для начальных классов» Москва 2007.
3. Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3.
4. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа. - 2001 №5

5. Хотенцева Г.И. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.
6. Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости учащихся. Начальная школа. – 2002. - № 8.
Приложение 1.
Индивидуальная карта допущенных ошибок по русскому языку учени__ ____________________
№ Орфограммы. 8А 8б 9
вх1 2 3 г вх1 2 3 г вх1 2 3 г
1 Большая буква в начале предложения. 2 Пропуск буквы. 3 Перенос слова. 4 Ь, обозначающий мягкость согласных. 5 Гласные после шипящих. 6 Сочетания чк, чн, нщ, щн. 7 Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. 8 Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. 9 Парные звонкие и глухие согласные. 10 Большая буква в имени собственном. 11 Разделительный ь. 12 Двойные согласные в слове. 13 Знаки препинания в конце предложения. 14 Гласные и согласные в приставках. 15 Правописание предлога со словом. 16 Разделительный ъ. 17 Непроизносимые согласные в корне слова. 18 Соединительные гласные в сложных словах. 19 Предлог с местоимением. 20 Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных. 21 Не с глаголом. 22 Ь у глаголов неопределённой формы. 23 Правописание безударных окончаний имён существительных. 24 Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. 25 Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. 26 Правописание безударных личных окончаний глаголов. 27 Разбор слов по составу. 28 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 29 Знаки препинания в сложных предложениях. 30 Разбор предложения. 31 Морфологический разбор имён существительных. 32 Морфологический разбор имён прилагательных. 33 Морфологический разбор глаголов. Приложение 2.
Памятка по работе над ошибками.
№ Орфограмма
Запомни! Как работаем
1 Большая буква в начале предложения. Начало предложения пишу с заглавной буквы. Напиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.
2 Пропуск, замена буквы.
Лишние буквы. Напиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
3 Деление на слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Напиши слово. Обозначь гласные. Раздели слово на слоги.
4 Перенос слова. Нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. Напиши слово, разделяя его чёрточками для переноса.
5 Мягкий знак -
показатель
мягкости. Напиши слово. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6 Гласные после шипящих. жи - ши пишу с и
ча - ща пишу с а
чу - щу пишу с у Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7 Сочетания чк, чн, чт, нщ, щн. Пишу сочетания без мягкого знака. Напиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
8 Ударение. Напиши слово. Поставь в нём ударение правильно.
9 Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Корни однокоренных слов пишутся одинаково.
Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Поставь ударения. Подчеркни орфограмму.
10 Слова с непроверяемыми написаниями. Посмотри в словарик. Запомни, как оно пишется. Напиши слово два раза. Если можешь, подбери и запиши 2 однокоренных слова. Выдели в словах корень. Обозначь ударение. Подчеркни орфограмму.
11 Парные звонкие и глухие согласные.
Согласные в конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными. Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Подчеркни орфограмму.
12 Заглавная буква в имени собственном.
Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы. Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни заглавную букву.
13 Разделительный мягкий знак.
Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и. Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Выдели орфограмму.
14 Удвоенные согласные в слове. Напиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Подчеркни удвоенную согласную.
15 Знаки препинания в конце предложения. Напиши предложение. Прочитай с правильной интонацией. Поставь знак препинания.
16 Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Корни однокоренных слов пишутся одинаково. Подбери и напиши проверочное слово. Напиши слово с орфограммой правильно. Выдели орфограмму.
17 Гласные и согласные в приставках. Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от произношения. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Выдели орфограмму.
18
Правописание приставок со словом. Приставка - это часть сова. Она пишется слитно со словом. Напиши слово правильно. Образуй от этого слова 2 однокоренных слова с другими приставками. Выдели приставки.
19 Правописание предлога со словом (орфограмма - пробел) Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Запиши ещё 2 слова с таким предлогом. Выдели орфограмму.
20 Разделительный твёрдый знак. Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
21 Мягкий знак на конце существительных после шипящих. На конце имён существительных женского рода в ед. числе пишется мягкий знак. Определи род имени существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.
22 НЕ с глаголами. НЕ с глаголами пишется отдельно. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
23 Правописание родовых окончаний имени существительного М.р. – нулевое , -а, -я
Ж.р. -а, -я
Ср.р. -о, -е Определи род существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
24 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1скл кскл2скл скл3скл склР.п. -и -и
Д.п. -е -и
П.п. -е -е -и
Определи склонение и падеж. Вспомни окончание в этом склонении и падеже. Напиши слово правильно. Проверь окончание с помощью слова-помощника. Выдели орфограмму.
25 Правописание родовых окончаний имени прилагательного М.р. – ой, -ый, -ийЖ.р. -ая, -яяСр.р. -ое, -ее Задай от существительного вопрос к прилагательному. Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.
26 Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных Поставь от существительного вопрос к прилагательному. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Напиши слово правильно. Выдели орфограмму.
27 Предлог с местоимением Предлоги с местоимениями (как и с другими словами) пишутся отдельно Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.
28 Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов. Если вопросе к глаголу заканчивается на –ТЬ, то в глаголе пишется –ТЬСЯ. Задай к глаголу вопрос. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.
29 Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. На конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак. Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
30 Правописание безударных личных окончаний глаголов У глаголов I спряжения в окончании гласные е, у, ю.
У глаголов I I спряжения в окончании гласные и, а, я. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола. Назови гласную, которую следует писать в этом