КТП по литературе,5 класс по учебнику Г.С. Меркина (ФГОС).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30»


РАССМОТРЕН
на заседании методического объединения
учителей русского языка и литературы по горизонтали,
протокол
от 29.08. 2015 г. № 1
СОГЛАСОВАН
заместитель директора
муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа
№ 30»

________


УТВЕРЖДЕН
приказом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя
общеобразовательная
школа № 30»
от 30.08.2015 года
№___





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по учебному предмету
«Литература»
для 5 «Г» класса
(базовый уровень)



Составитель
Чемодурова Вера Ивановна,
учитель русского языка и литературы















2015

Пояснительная записка

Календарно-тематический план по предмету «Литература» для 5 « » класса составлен на основе рабочей программы по предмету «Литература» 5-9 классы (базовый уровень).

Цель:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся.
Задачи:
осмыслить историко-культурных сведения, нравственно-эстетических представлений,
усвоить основные понятия теории и истории литературы;
формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения;

Для реализации календарно-тематического плана используется :
Литература. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: Русское слово, 2013.
Рабочая тетрадь в 2ч. 5класс. Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: Русское слово, 2014.

Календарно-тематический план рассчитан на 105 часов в год, 3 часа в неделю.
Распределение количества часов по четвертям для проведения контрольных работ

Виды контроля
В год
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Тестирование
3
1

1
1

Домашние сочинения
1
1




Классные сочинения
4
1
1
1
1


В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам. В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительства РФ дней отдыха, введения карантина (приказ УО, ОУ) прохождение программы обеспечивае обучения через сайты, электронную почту учителей и обучающихся) или на занятиях неаудиторной занятости.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков: урок – лекция, урок – исследование, урок – игра, комбинированный урок, урок – контрольная работа (проверочная работа).
Преобладающие виды работы:
различные виды (краткий, выборочный, художественный, от другого лица) устного и письменного пересказа;
различные виды собственных рассказов (создание песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т.д.);
письменные ответы на вопросы;
классные и домашние сочинения разных жанров.





Литература. 5 класс.
Календарно – тематический план на 2015-2016г. (105 часов).

№п/п

Наименование раздела и тем


Виды деятельности учащихся
Часы учебного времени
Подготовка к ОГЭ
ЕГЭ
Плановые сроки прохождения
Примечание


Книга-твой друг.
Знакомство со структурой и содержанием учебника. Знакомство с историей книги, определением роли книги в жизни человека, специфики художественной литературы как искусства слова; выявление круга читательских интересов школьников.
Устные высказывания, выразительное чтение.


1
1.1




ИЗ МИФОЛОГИИ (4часа)
Античный миф. Олимп.


Знакомство с героями мифов, выявление источников, дающих представление о мифологии рождения и детстве Зевса.
Представление книги Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», выразительное чтение отрывков «Теогонии» Гесиода (перевод В. В. Вересаева) и «Одиссеи» Гомера (перевод В. А. Жуковского. Песнь IX), составление таблицы, слайдовая презентация, пересказ мифа
1





Античный миф .Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем».


Знакомство с героями мифа, выявление особенностей мировосприятия, свойственного людям дохристианской эпохи, роли мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нём..
Выразительное чтение эпизодов мифа, подготовка сообщений, экскурсия по галерее
изображений мифологических героев (слайдовая презентация), беседа
1





Гомер. Одиссея.
Выявление ключевых событий легенды об Одиссее, литературного источника, послужившего основой для составления пересказа Н. А. Куна; значение образа героя для мировой художественной литературы.
Сообщения учителя и учащихся, составление плана, выразительное чтение отрывка из «Одиссеи» Гомера, слайдовая презентация, составление таблицы в ходе прослушивания сообщений
1





Мифы народов мира
Знакомство с героями мифов народов мира, выявление особенностей мировосприятия, свойственного другим народам.

Слайдовая презентация.
1





ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (7+1Р/Р часов)

Загадки.

Выявление тематики и семантической структуры загадок, знакомство с наиболее распространёнными видами загадок., навыков выразительного чтения.
Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение сказки, мифа, конструирование загадок
1
1.2




Пословицы и поговорки.

Выявление источников происхождения пословиц и поговорок, различий между ними, знакомство с видами пословиц и поговорок, с наследием В. И. Даля..
Экскурсия по книжной выставке, слово учителя, составление таблиц, беседа
1
1.2




Литературная игра
Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о пословицах и поговорках. Конструирование диалога на основе материала статьи учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, установление смысловых связей между пословицами разных народов, конструирование пословиц по заданным словам, составление толкований, определение темы пословиц, защита иллюстраций
1





Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка».
Выявление основной идеи сказки.
Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования
композиции, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями
1






Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.
Выявление особенностей реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки, определение художественной идеи сказки.
Беседа, исследовательская
работа с текстом, художественный пересказ, создание иллюстраций
1
1.2





Сказки народов России.
«Падчерица».
Выявление нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия «бродячий сюжет», отличий народной и литературной сказки.
Беседа, художественный пересказ, работа с таблицей, создание комментариев к иллюстрациям
1
1.2





Р. Р. Особенности
волшебной сказки.
Подготовка к написанию домашнего сочинения.
Выявление особенностей волшебной сказки, знакомство с творчеством знаменитых сказочников.
Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с таблицами, составление рабочих материалов для сочинения
1





Вводный контроль. Контрольное тестирование по произведениям устного народного творчества
Выполнение тестов по произведениям Устного народного творчества
1





ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2часа)
Из «Повести временных лет» «Расселение славян»
Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство.
Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть
1





«Кий, Щек, Хорив»,
«Хазары»
Выявление символического значения легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имён, особенности языка памятника древнерусской литературы.
Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи
1





БАСНИ НАРОДОВ МИРА
Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград»


Знакомство с легендами об Эзопе, выявление значения морали басен, роль басен Эзопа в жизни общества.
Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение
(инсценирование) легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщение учителя и учащихся
1






Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград».
Выявление значения морали басни, своеобразия басен Лафонтена
Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, беседа
1






Русские баснописцы XVIII века.
В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А. П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса».
Сопоставление басен В. И. Тредиаковского и А. П. Сумарокова на основе выявления особенностей их языка. .
Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, составление комментариев «трудных» слов, конструирование диалога, чтение по ролям, устное рисование
1





М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

Знакомство с уникальной личностью М. В. Ломоносова, выявление комических и поучительных элементов басни, её связь с научной деятельностью писателя.
Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся
1





«Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописное умение выражаться». (А. С. Пушкин). (Басни И. А. Крылова
Знакомство с биографией И. А. Крылова, выявление особенностей языка басен, значения крылатых выражений. .
Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся
1






«В литературной гостиной». (Исполнение и инсценировка басен И. А. Крылова).
Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «Русская басня»; выявление морали басен Крылова.
Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями.
1






Русская басня XX века.
Знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова, выявление морали басен, а также связи сюжетов басен Михалкова и Крылова.
Сообщения учащихся, выразительное чтение по ролям, лексическая работа, беседа
1





ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (39часов)
А.С.Пушкин (6ч)
Детство и детские впечатления А. С. Пушкина.
Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века. Знакомство с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к личности и творчеству А. С. Пушкина.
Работа с учебником, комментарии к портретам А. С. Пушкина и его родных, беседа
1
1.3,1.5, 1.8, 1.12, 1.14,
4.4





А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне».
Знакомство с фактами биографии А. Р. Яковлевой, определение её роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения «Няне Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебнике
1
1.3,1.5, 1.8, 1.12, 1.14,
4.4




А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки.
Выявления народной основы сказки А. С. Пушкина, смысла противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке..
Сообщение учителя, беседа, работа с иллюстрациями, лексическая работа
1
1.3,1.5, 1.8, 1.12, 1.14,
4.4





Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народной сказкой и сказкой Жуковского «Спящая царевна».
Выявление идем сказки, роли художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной сказки и литературной. Выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа, оформление таблиц, подводящих итоги беседы, работа с учебником
1





«Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок).
Выявление сказочных сюжетов, нашедших отражение в прологе, значения и роли сказочных реалий и персонажей, действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»; определение функции художественно-изобразительных средств в повествовании; авторской позиции..
Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, выразительное чтение, работа со словарем, сжатый пересказ
1
1.3,1.5, 1.8, 1.12, 1.14,
4.4





Поэтические картины зимы. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога».
Выявление мотива одиночества, печали, тоски в описании зимней дороги, внутреннем монологе героя..
Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание романса А. А. Алябьева, беседа, работа с учебником
1
1.3,1.5, 1.8, 1.12, 1.14,
4.4




«В литературной гостиной». (Поэзия XIX века о родной природе).
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе.
Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, составление таблицы, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений
1
1.3, 1.4, 1.5, 1.12, 1.14,
4.8




«В литературной гостиной». (Поэзия XIX века о родной природе). Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,
А.А. Фет. «Чудная картина...»
И.З. Суриков. «В ночном».


Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе.
Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, составление таблицы, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений
1
1.3, 1.4, 1.5, 1.12, 1.14,
5.3, 5.4




М.Ю. Лермонтов (3+2Р/Р)
М. Ю. Лермонтов. Детство поэта
Знакомство с некоторыми сведениями о детских годах М. Ю. Лермонтова, выявление фактов, оказавших влияние на становление личности поэта. Сообщения учителя и учащихся, работа с материалами выставки, работа с учебником, оформление рефлексивной таблицы
1






История создания стихотворения «Бородино». Прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.
Воссоздание атмосферы эпохи, выявление исторической основы произведения, значения Бородинского сражения в истории Отечественной войны 1812 г. Формирование представлений о многообразии подходов к теме Отечественной войны 1812 г
Сообщения учителя и учащихся; заполнение таблицы, подводящей итоги работы на уроке; работа с учебником, конструирование диалога, слайдовая презентация, лексическая работа

1
1.4-1.14,
4.8






Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Выявление художественной идеи стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющейся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины.
Лексическая работа, работа с учебником, с терминами,
устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом
1
1.4-1.14,
4.8






Р. Р. Подготовка к написанию классного сочинения «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова»
Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.
Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению, сценария фильма по стихотворению М. Ю. Лермонтова, беседа, конструирование начала и финала сочинения
1





Р.Р. Написание классного сочинения «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова
Написание классного сочинения
1





Н.В. Гоголь (4+1Р/Р)
Н. В. Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством».


Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшим влияние на становление творческой личности писателя; выявление первоначальных представлений о повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя.
Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация, конкурс на лучшего знатока повести
1
1.6





Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы и источники. Историческая основа повести
Выявление исторической основы. Фольклорных источников и мотивов повести, определение черт сходства и различия героев повести и сказочных персонажей.
Выразительное чтение, художественный пересказ, работа с текстом, таблицей и иллюстрациями, лексическая работа
1
1.3-1.5,
1.7-1.14




Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Выявление роли фантастических персонажей в произведении, смысла противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определение художественной идеи повести.
Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа, прослушивание музыкальных фрагментов из оперы Римского-Корсакова
1
1.3-1.5,
1.7-1.14




Р.Р.Творческая работа по повести Н.В. Гоголя«Ночь перед Рождеством
Подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

1
1.6






Детство И. С. Тургенева. Начало литературной деятельности. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя

Знакомство с фактами биографии И. С. Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; определение роли Спасско-Лутовинова в творческой биографии писателя; выявление прототипов рассказа «Муму», первоначальных впечатлений от рассказа.
Сообщения учителя и учащихся, заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, беседа
1
1.6




История создания рассказа «Муму».Знакомство с героями рассказа И.С.Тургенева «Муму».

Выявление особенностей характера героя, проявляющихся в отношении к крестьянскому труду, обязанностям на службе у барыни, взаимоотношениях с дворовыми людьми; авторской позиции, проявляющейся как в прямых оценках, так и в сравнениях.
Художественный пересказ, лексическая работа, работа с иллюстрациями, беседа
1
1.3-1.5,
1.7-1.13



42
Герасим и его окружение.
Обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявление душевной щедрости, высокой человечности, чуткости героя; нравственного уродства других обитателей дома барыни.
Составление письменного
рассказа о героях, лексическая работа, беседа, работа с иллюстрациями
1
1.3-1.5,
1.7-1.13



43
Герасим и Муму. Два решения
Сопоставление истинных и глубоких чувств Герасима с фальшивыми переживаниями барыни; выявление отношения автора к барыне и барскому окружению, постижение глубины и содержательности чувств Герасима, смысла противопоставления его цельной, мужественной и чистой натуры нравам господских прихвостней; осмысление изменений в душе Герасима: от покорности, беспрекословного подчинения барской воле к утверждению себя как личности.
Сообщения учащихся, выразительное чтение,
работа с иллюстрациями, лексическая работа
1




44
Р/Р Подготовка к написанию классного сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма, просмотр мультипликационного фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения
1




45
Р. Р. Написание классного сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
Написание классного сочинения. Анализ эпизода
1
1.4,1.5, 1.8-1.10,1.12,1.13



46
И.С.Тургенев.
Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в цикле «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева
Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Выявление художественных идей стихотворений в прозе «Воробей» и «Русский язык»; роли образно-выразительных средств в стихотворениях. Составление плаката-цитаты, выразительное чтение, лексическая работа

1
1.4,1.5, 1.8-1.10,1.12,1.13



47
Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта.
Рубежный контроль. Тестирование по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Дермонтова

Знакомство с фактами биографии Н. А. Некрасова, оказавшими влияние на становление личности поэта. Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, выразительное чтение, страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево Карабиха»)
заочная экскурсия (слайдовая презентация).
1




48
Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения.
Знакомство с творческой историей стихотворения; выявление значения крестьянской темы в творчестве писателей и художников, особенностей композиции стихотворения и её роли в реализации художественной идеи произведения.
Сообщение учителя, лексическая работа, работа с репродукциями картин и портретами поэта, выразительное чтение, беседа
1
1.6



49

Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам.
Составление цитатного плана, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями и таблицей, исследовательская работа с текстом, беседа
1
1.3-1.5, 1.7-1.14



50
Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия
Сообщения учащихся, работа с репродукциями картин и портретами поэта, выразительное чтение, беседа.
1
1.3-1.5, 1.7-1.14



51

«Есть женщины в русских селениях». (Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка»).


Выявление фольклорной основы произведения, авторской позиции. Формирование представлений о строфе. Выразительное чтение, работа с репродукцией картины И. Глазунова, сообщение учителя, прослушивание романса «Тройка», работа с учебником, беседа
1
1.3-1.5, 1.7-1.14



53
Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Творческая история рассказа «Кавказский пленник».

Знакомство с фактами биографии Л. Н. Толстого, связанными с творческой историей рассказа «Кавказский пленник»; выявление историко-литературной основы рассказа, первоначальных впечатлений о прочитанном. Воспитание интереса к жизни и творчеству Л. Н. Толстого.
Сообщения учителя и учащихся, заполнение рефлексивной таблицы, работа с репродукциями, беседа, сообщение «историка» о присоединении Кавказа к России.
1
1.6



54
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.


Знакомство с реалиями жизни горцев, выявление мотивов поступков героев, особенностей взаимоотношений Жилина и горцев, языка произведения.
1
1.3-1.5, 1.7-1.13



55
Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.
Выявление мотивов поступков героев, художественной идеи произведения. Составление цитатного плана, беседа, работа с иллюстрациями
1
1.3-1.5, 1.7-1.13



56
Р. Р. Подготовка к классному сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Обобщение и систематизация полученных знаний, Лексическая работа, работа с пословицами и афоризмами, составление плана сочинения, беседа, сообщение учителя
1
1.6



57
Р. Р. Написание классного сочинения по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Написание классного сочинения
1
1.3-1.5, 1.7-1.13



58
Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги.

Знакомство с фактами биографии, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; выявление роли книги в жизни А. П. Чехова, значение его просветительской деятельности. Воспитание интереса к жизни и творчеству А. П. Чехова.
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, работа с изобразительным матери алом, слайдовая презентация
1




59

Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник».
Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, лексическая работа
1




60
Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересоли»
Определение темы; осмысление авторской позиции жанровых особенностей рассказа; выявление художественных особенностей произведения.
Выразительное чтение по ролям, пересказ, анализ рассказа
1




61
Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению «Юмористический рассказ «Случай из жизни».
Обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе анализа рассказов А. П. Чехова.
Работа с учебником, составление устного рассказа о смешном случае из жизни, работа с таблицей, конструирование начала и финала сочинения. Написание сочинения.
1




62
Р.Р Анализ письменных работ
Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование.





63
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (27часов)
Детские и юношеские годы И. А. Бунина.
Книга в жизни И. А. Бунина
Знакомство с некоторыми фактами биографии И. Бунина, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству И. Бунина.
Сообщение учителя и учащихся, заочная экскурсия в музей И. А. Бунина в Ельце, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация
1
1.6



64
Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги».
Выразительное чтение, работа с репродукцией картины Клода Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя», лексическая работа, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос

1.3-1.5, 1.7-1.14



65
Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне».
Составление цитатного плана, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукциями, выразительное чтение, беседа

1.3-1.5, 1.7-1.13



66
Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник»
Выявление художественной идеи рассказа. .
Выразительное чтение, лексическая работа, беседа, работа с учебником.

1.3-1.5, 1.7-1.13



67
Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.
Знакомство с некоторыми фактами биографии Л. Н. Андреева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения, определения творческих интересов писателя. Воспитание интереса к творчеству Л. Н. Андреева.
Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, заочная экскурсия в музей писателя, комментарии к портретам и фотографиям писателя, письменный ответ на вопрос, обсуждение записей по ходу урока (работа с рефлексивной таблицей)
1
1.6



68
Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Мир города в рассказе.


Знакомство с прототипом рассказа, воссоздание особенностей жизни гор
·ода, выявление её пагубного влияния на души людей. Сообщение учителя, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукцией, выразительное чтение фрагмента книги В. А. Гиляровского
1
1.3-1.5, 1.7-1.13



69
Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе.
Тематика и нравственная проблематика рассказа
Выявление смысла противопоставлений жестокой и грязной жизни города и одухотворенного бытия природы; формирование представлений об авторской позиции .Выразительное чтение, беседа, создание иллюстраций к эпизоду, исследовательская работа с текстом
1
1.3-1.5, 1.7-1.13



70
А.И. Куприн.
Краткие сведения о писателе.
Знакомство с некоторыми фактами биографии А. И. Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. И. Куприна.
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение фрагмента статьи А.И. Куприна «Памяти Чехова», работа с фотографией писателя, беседа, письменный ответ на вопрос
1
1.6



71
А. И. Куприн. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой петух»)


Выразительное чтение, лексическая работа, работа с учебником, создание иллюстраций к прочитанному, беседа
1
1.6



72

А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).
Знакомство с некоторыми фактами биографии А. А. Блока, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. А. Блока.
Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, слайдовая презентация
1
1.8



73
Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...»
Выявление объединяющего начала стихотворений А. Блока. Выразительное чтение, создание иллюстраций, работа с репродукциями, сообщения учащихся, беседа
1
1.8



74

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.
Знакомство с некоторыми фактами биографии С. Есенина, оказавшими влияние на процесс формирования творческой личности поэта; Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, слайдовая презентация, письменный ответ на вопрос учебника
1
1.6



75

Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...»
Выявление художественной идеи стихотворения С. А. Есенина.
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа, слайдовая презентация
1
1.3-1.5, 1.7-1.14



76

Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...»
Выявление особенностей мировосприятия поэта, поэтической манеры С. А. Есенина Выразительное чтение, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников, беседа, исследовательская работа с текстом
1
1.3-1.5, 1.7-1.14



77

А. П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе.
Знакомство с некоторыми фактами биографии А. А. Платонова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. А. Платонова.
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, работа с рефлексивной таблицей
1
1.6



78

А. П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире)
Составление цитатного плана, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с учебником
1
1.3-1.5, 1.7-1.13
7.20



79

Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле».
Выявление художественной идеи рассказа и роли художественно-изобразительных средств в нём. Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с учебником
1
1.3-1.5, 1.7-1.13
7.20



80

Детские годы П. П. Бажова. Жанр литературного сказа.


Знакомство с некоторыми фактами биографии П. П. Бажова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству П. П. Бажова.
Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, выразительное чтение, беседа
1
1.6



81
Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок»
Выявление особенностей характера Данилы, истоков его внутренне силы..
Составление цитатного плана, лексическая работа, рассказ о событиях от лица участника, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение
1
1.5,1.8-1.10,1.12-1.13



82

П. П. Бажова «Каменный цветок».
Приемы создания художественного образа.
Выявление художественной идеи сказа, отличий сказа от сказки осмысление, приемов создания художественного образа.
Сообщения учителя и учащихся, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение
1
1.3



83

Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе.
Знакомство с некоторыми фактами биографии Н. Н. Носова; актуализация читательского опыта учащихся, выявление их читательских предпочтений. Воспитание интереса к жизни и творчеству Н. Н. Носова.
Сообщение учителя, составление комментариев к книжной выставке.
1
1.6



84

Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника».


Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, выразительное чтение по ролям, сообщение о картине В. Г. Перова «Охотники на привале», беседа, составление описания кадров мультипликационного фильма по мотивам литературного произведения
1
1.3,1.5,1.8



85

Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».


Знакомство с некоторыми фактами биографии Е. И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Выявление художественной идеи рассказа. Воспитание интереса к творчеству Е. И. Носова.
Рассказ о Е. Носове, выразительное чтение, пересказ, беседа, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, письменный ответ на вопрос
1




86
В. П. Астафьев.
Краткие сведения о писателе.
Знакомство с некоторыми фактами биографии В. П. Астафьева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству В. П. Астафьева.
Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, выразительное чтение, беседа
1
1.6



87
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
Выявление основных черт характера героя, его знаний об окружающем мире, обусловивших поведение мальчика в лесу.
Сообщения учителя и учащихся, пересказ, беседа, лексическая работа по тексту, составление комментария
1
1.3,1.5,1.8-1.10,1.12



88
РР 70-летию Великой Победы. Конкурс стих. Русских поэтов о войне
Выявление художественных особенностей поэзии. Чтение стихов о войне
1




88
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро».
Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении бережного и внимательного отношения к природе..
Сообщения учителя и учащихся, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение
1
1.3



89
Р. Р. Подготовка и написание контрольного классного сочинения по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
Обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе анализа рассказов В. П. Астафьева. Лексическая работа, составление плана сочинения, беседа, сообщение учителя
Написание сочинения
«Как Васютка выжил в тайге».
1
1.6



90

РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА (2часа)
Проза XX века о родной природе.
В.Ф. Боков. «Поклон»;
В.Г. Распутин. «Век живи век люби» (отрывок).

Выявление художественных особенностей прозы. Воспитание любви к родине и родной природе. Создание иллюстраций, исследовательская работа с текстом, беседа, создание письменного высказывания в жанре лирической прозы.


1
1.3-1.14



91
Час поэзии «Поэзия XX века о родной природе»: Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

Выявление художественных особенностей и идеи стихотворений. Выразительное чтение, сообщения учащихся, лексическая работа, беседа
1
1.3-1.13,
8.1



92
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12часов)
Путешествия и приключения в литературе.
Д. Дефо
Знакомство с некоторыми фактами биографии Д. Дефо, с прототипом героя романа, выявление сюжетных линий романа, осмысление темы «робинзонады» в мировой литературе.

1
1.6-1.7




93

Д. Дефо «Робинзон Крузо».
Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, комментарии к книжной выставке
1
1.3-1.5,1.8-1.13


94
Х. К. Андерсен.
Краткие сведения о писателе, его детстве
Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя; актуализация знаний учащихся в ходе викторины по творчеству писателя. Воспитание интереса к жизни и творчеству Х. К. Андерсена.

1
1.6



95
Х. К. Андерсен и его сказки.
«Соловей»


Сообщения учителя и учащихся, составление комментария к книжной выставке и иллюстрациям, беседа по материалам рефлексивной таблицы, викторина
1
1.3-1.5,1.8-1.13


98

М. Твен.
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические
мотивы в произведениях М. Твена
Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, нашедшими отражение в книге «Приключения Тома Сойера», выявление роли творчества М. Твена в мировом литературном процессе, актуализация знаний учащихся.
Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями учебника, оформление результатов работы во второй части рефлексивной таблицы, сообщение о произведениях М. Твена, прочитанных самостоятельно
1
1.6



99

Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера».

Выявление смысла противопоставления красоты и поэзии «свободного», чистого сознания, присущего миру детства, и насилия и ограничений, присущих миру взрослых.
Составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, лексическая работа, выразительное чтение по ролям, работа с иллюстрациями в учебнике, беседа
1
1.3-1.5,1.7-1.13



100

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия
Тома Сойера (анализ глав VII и VIII)
Выявление источников жизнерадостности, бурной энергии героя романа Тома Сойера.
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение по ролям, беседа, работа со статьей учебника, выявление сходства и различия между сатирой, юмором и иронией
1
1.3-1.5,1.7-1.13



101

Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише».

Сообщения учителя и учащихся, составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, цитатного плана сказания, работа с терминами, лексическая работа, художественный пересказ эпизода, выразительное чтение по ролям, составление краткого ответа на вопрос
1
1.3-1.13



102


Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение.
Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя; выявление гуманистической идеи отрывка из повести «Борьба за огонь». Сообщения учителя и учащихся, составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника.
Составление цитатного плана сказания, работа с терминами, лексическая работа, художественный пересказ эпизода, выразительное чтение по ролям, составление краткого ответа на вопрос

1
1.3-1.13



103

Итоговый контроль. Контрольное тестирование «Повторение изученного в 5 классе»
Выполнение тестов по материалам изученных художественных произведений
1




104
А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги».


Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, выявление качеств характера героя произведения А. Линдгрен – Эмиля, актуализация знаний учащихся в ходе проведения викторины по произведениям писателя.

1
1.3-1.13



105
Подведение итогов года. Литературная игра. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
Сообщения учителя и учащихся, беседа, художественный пересказ, викторина.
Участие в викторине.
1

















Формы и средства контроля


1. Подготовка к домашнему сочинению (урок 12)
Сочинить сказку с использованием композиционной схемы
2.Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова» (Уроки34-35)

3.Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?». (Уроки 56-57)

4.Классное сочинение «Юмористический рассказ «Случай из жизни». (Урок 61-62)


5.Классное сочинение по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». (Уроки 89-90)


Основные критерии оценки сочинений
Оценка
Содержание и речь
Грамотность

«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
5 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки

«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок



1.Вводный контроль. Контрольное тестирование № 1 по теме: «Повторение: из устного народного творчества, древнерусской литературы» (урок 13)
1. Мифы – это:
а) сказки, придуманные древними людьми;
б) легенды и предания о богах и героях, это основанный на жизненном опыте способ объяснения мира через образно-эмоциональное представление древнего человека;
в) реальные события, рассказанные самими героями.
2. Автором «Илиады» и «Одиссеи» является
а) Гесиод; б) Софокл; в) Гомер; г) Еврипид
3. Отцом Зевса был
а) Уран; б) Крон; в) Посейдон
4. Зевс был вскормлен
а) молоком божественной козы Амалфеи; б) пеной морской; в) молоком собственной матери Реи
5. Кто является самым известным переводчиком и собирателем древнегреческих мифов?
а) Куц; б) Кун; в) Куб
6. Какого циклопа победил хитростью Одиссей?
а) Полифема; б) Кроноса; в) Гефеста
7. Фольклор - это:
а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;
б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;
в) устное народное творчество; г) набор произведений на различные темы
8. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?
а) греческого; б) латинского; в) английского; г) русского
9. Кто является автором фольклорных произведений?
а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ
10. К жанру Устного народного творчества не относится:
а) рассказ; б) частушка; в) предание; г) сказка
10. Краткое народное изречение с назидательным содержанием называется
а) загадкой; б) пословицей; в) сказкой; г) мифом
12. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?
а) гипербола; б) эпитет; в) сравнение; г) метафора
13. Сказка – это
а) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле;
б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания;
в) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.
14. Какой вид сказок назван неверно?
а) о животных; б) бытовые; в) волшебные; г) фантастико-бытовые
15. Какая черта не является чертой волшебной сказки?
а) концовка; б) присказка; в) зачин; г) мораль; д) повторы
16. «Жили – были старик да старуха» - это:
а) присказка; б) зачин; в) эпитет; г) концовка
17. Особенностью сказки не является:
а) постоянные эпитеты; б) аллегория; в) троекратное повторение
18. К какому виду сказок принадлежит сказка «Царевна – лягушка»:
а) бытовая сказка; б) волшебная сказка; в) сказка о животных; г) сказка о добре и зле
19. Какое волшебное число повторяется в сказке «Царевна-лягушка»?
а) 7; б) 3; в) 13; г) 5
20. Кто из героев не помогал Ивану-царевичу в этой же сказке?
а) Баба-Яга; б) Кощей Бессмертный; в) старый старичок



2. Рубежный контроль. Контрольное тестирование № 2 по теме «А.С.Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество» (Урок 47)

1. А.С. Пушкин родился
а) в Москве; б) в Петербурге; в) в Казани; г) в Киеве
2. Няню поэта звали
а) Нина Родионовна; б) Арина Родионовна; в) Арина Ивановна; г) Нина Ивановна
3. Сказка А.С. Пушкина называется:
а) «Сказка о семи богатырях»; б) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»;
в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
4. Кто является носительницей зла в этой сказке?
а) царица; б) царевна; в) чернавка
5. Как звали жениха царевны?
а) царевич Алексей; б) королевич Елисей; в) королевич Енисей
6. Кто указал жениху правильный путь?
а) солнце; б) месяц; в) ветер
7. Художественное определение – это:
а) аллегория; б) иносказание; в) эпитет
8. Как называется следующее средство художественной выразительности?
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе
а) риторическое восклицание, б) обращение; в) риторическое обращение
9. От чьего имени ведется повествование в поэме «Руслан и Людмила»?
а) князя Владимира; б) древнего певца Баяна; в) Руслана; г) автора
10. О каком о русском городе говорится в произведении?
а) о Москве; б) о Новгороде; в) о Владимире; г) о Киеве
11. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова?
а) родители; б) гувернёры; в) бабушка
12. Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова?
а) Полтавской битве; б) Бородинскому сражению; в) Куликовской битве
13. К какому роду литературы относится произведение?
а) эпос; б) лирика; в) драма
14. Кто является рассказчиком в стихотворении?
а) автор; б) солдат участник сражения; в) полковник; г) молодой воин
15. Кто является главным героем в стихотворении?
а) рассказчик; б) полковник; в) автор; г) народ
16. Повестями из украинской народной жизни, автором которых явился Н.В.Гоголь, считают:
а) «Ночь накануне Ивана Купалы», б) «Заколдованное место»,
в) «Вечера на хуторе близ Диканьки», г) «Как-то утром на хуторе близ Диканьки»
17. Как зовут главного героя рассказа «Муму»:
а) Гаврила; б) Капитон; в) Герасим; г) Степан
18. Как Герасим нашел Муму:
а) Она сама прибежала к нему в каморку; б) Собачку подарила барыня;
в) Герасим спас Муму, когда она тонула; г) Герасиму прислали Муму из деревни
19. Художественный приём, при помощи которого одно явление сопоставляется с другим, называется:
а) аллегория; б) метафора; в) сравнение
20. Назовите приём, используемый М.Ю. Лермонтовым в следующем отрывке:
Ну, ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи
а) риторическое восклицание; б) риторическое обращение; в) аллегория
Ключи: 1а, 2б, 3в, 4а, 5б, 6в, 7в, 8б, 9г, 10г, 11в, 12б, 13а, 14б, 15г, 16в, 17в, 18в, 19в,20а.
За верное выполнение каждого задания ученик получает 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить обучающийся, правильно выполнивший все задания,
· 25.
Шкала перевода тестового балла в пятибалльную оценку.
Количество баллов
менее 10
11-14
15-18
19-20

Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»


3. Итоговый контроль. Контрольное тестирование № 3 по теме «Повторение изученного в 5 классе» ( Урок №103)

1. Мифы – это:
а) сказки, придуманные древними людьми;
б) легенды и предания о богах и героях, это основанный на жизненном опыте способ объяснения мира через образно-эмоциональное представление древнего человека;
в) реальные события, рассказанные самими героями.
2. Фольклор - это:
а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;
б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;
в) устное народное творчество; г) набор произведений на различные темы
3. Христианство на Руси было провозглашено
а) в 988 г.; б) 888 г.; в) в 1110 г.
4. Летопись как жанр появляется на Руси
а) в XI в.; б) в XII в.; в) IX в.
5. Летопись – это
а) книга в кожаном переплёте;
б) памятник исторической письменности, где повествование ведётся в хронологической последовательности;
в) произведение, которое передаётся из уст в уста.
6. «Повесть временных лет» составлял
а) Нестор; б) Никон; в) Николай.
7. Кто является родоначальником жанра басни?
а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен
8. Какая черта не является характерной чертой басни?
а) большой объём; б) нравоучительный характер; в) наличие морали; г) олицетворение
9. Какое событие из жизни России ярко изображал в своих баснях И.А. Крылов?
а) Великую Отечественную войну; б) Отечественную войну 1812 года; в) Гражданскую войну
10. Какой басни Крылова не существует?
а) «Волк в овчарне» б) «Свинья под дубом» в) «Ворона и Лисица»
11. Определите название приёма, характерного для басни:
а) иносказание; б) заклинание; в) описание; г) повторение
12. Вывод в басне называется
а) поучение; б) мораль; в) наставление; г) рассуждение
13. Как звали одного из героев А.С.Пушкина «Сказки о Мертвой царевне и семи богатырях»:
а) Елисей б) Енисей в) Евсей г) Егорушка
14. Узнай героя литературного произведения по портрету: «Белолица, черноброва,/ Нраву кроткого такого»:

а) мачеха б) молодая царевна в) Василиса Прекрасная г) Оксана
15. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит А.С. Пушкину:
а) «Няне» б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
в) «Руслан и Людмила» г) «Крестьянские дети»
16. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
а) Отечественной войне б) осаде Бородина в) Бородинскому сражению г) Великой отечественной войне
17. Кто является главным героем в стихотворении?
а) рассказчик; б) полковник; в) автор; г) народ.
18. Повестями из украинской народной жизни, автором которых явился Н.В.Гоголь, считают:
а) «Ночь накануне Ивана Купалы» б) «Заколдованное место»
в) «Вечера на хуторе близ Диканьки» г) «Как-то утром на хуторе близ Диканьки»
19. Кто НЕ является героем произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
а) Чуб б) Капитон в) Оксана г) кузнец Вакула
20. Узнай героя литературного произведения по портрету: «Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».
а) Жилин из рассказа « Кавказский пленник» б) Царевич Елисей из сказки А. С. Пушкина
в) Герасим из рассказа И. С. Тургенева « Муму» г) Иван-Царевич из русской народной сказки « Царевна-лягушка»
21. Что описал автор в «Муму»?
а) любовь Герасима к Муму б) жизнь столичного дворянства в) духовное перерождение человека
22. Какой автор не написал произведения с названием «Кавказский пленник»?
а) А.П. Платонов б) Л.Н. Толстой в) Саша Черный г) А.С. Пушкин
23.Кто НЕ является героем произведения Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»:
а) Жилин б) Костылин в) Дина г) Герасим
24. Какое произведение не принадлежит перу Н.А. Некрасова?
а) «Крестьянские дети» б) «На Волге» в) «Теплый хлеб» г) «Мороз, Красный нос».
25. Соотнесите писателей и литературные места, связанные с их именами.
Константиново
Тарханы
Ясная Поляна
Спасское-Лутовипоио
Таганрог
Захарово
Л.Н Толстой
С.А. Есенин
А.С. Пушкин
А. П. Чехов
И.С. Тургенев
М.Ю. Лермонтов

26. Найдите соответствия:
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
Н. А. Некрасов
А. И. Куприн
«Золотой петух»
«Бородино»
«Няне»
«Тройка»

27. Соотнесите произведение с жанром:
«Рождение Зевса»
«Зимняя дорога»
«В деревне»
«Ночь перед Рождеством»
рассказ
повесть
миф
стихотворение

28. Противопоставление одного предмета или явления с другим называется
а) метафора б) антитеза в) эпитет г) гипербола
29. Какое художественное средство использует поэт: «Поёт зима – аукает,/ Мохнатый лес баюкает»
30. Какое художественное средство использует поэт: «Воробышки игривые,/ Как дети сиротливые,/ Прижались у окна».
Ключи:1б, 2в, 3а, 4в, 5б, 6а, 7а, 8а, 9б, 10а, 11а, 12б, 13а, 14б, 15г, 16в, 17г, 18в, 19б, 20в, 21а, 22а, 23г, 24в; 25: 1)-в, 2)-а, 3)-е, 4)-д, 5)-г, 6)-б; 26: 1 – в),2 – а),3 – г),4 – б); 27: 1 – в),2 – г),3 – а),4 – б); 28 –б; 29-олицетворение; 30-сравнение
За верное выполнение каждого задания ученик получает 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить обучающийся, правильно выполнивший все задания,
· 30.
Шкала перевода тестового балла в пятибалльную оценку.
Количество баллов
менее 14
15-19
20-25
26-30

Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»


Контрольные тестирования из сборника: ФГОС. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс/ Сост. Егорова Н.В., М.: ВАКО, 2015.































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315


13PAGE 15


13PAGE 142315