«Развивающие игры для самых маленьких» Методическое пособие для организации занятий в школе раннего развития «Росток» (возрастная категория 4-5 лет)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»








«Развивающие
игры для самых
маленьких»

Методическое пособие
для организации занятий в школе раннего развития «Росток» (возрастная категория 4-5 лет)





Разработала:
педагог доп. образования
Гализина Е.С.





г. Новошахтинск
2014 год

Уважаемые взрослые!
В возрасте 4 лет идёт активный процесс увеличения словаря. К четырем годам словарный запас ребенка достигает полутора-двух тысяч слов. В речи детей кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, ваш), наречия (тут, там, здесь), числительные, прилагательные (холодный, горячий, твердый), предлоги и союзы (и, а, на), притяжательные местоимения (мой, твой, мамин, папин). А вот обобщающих (животные, мебель, обувь) существительных малыши пока не используют.
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивно овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-4 слов (существительное, прилагательное и глагол). В предложениях используют однородные члены (тут Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе (чашки стоят на столе), прилагательные в сравнительной степени (теплее, холоднее, больше). Детки в этом возрасте способны изменять слова по аналогии с другими, поэтому в их речи еще много грамматических ошибок.
Речь детей в этом возрасте все еще носит ситуативный характер. Высказывание ребенка содержат короткие распространенные предложения, часто лишь отдаленно связанные между собой по содержанию. Поэтому понять их без дополнительных вопросов удается не всегда.
Имея хорошую память, четырехлетний малыш способен запомнить и воспроизвести небольшие по объему стихотворения или сказки.
В этом возрасте у детей отмечается улучшение произношения. Они должны четко проговаривать все гласные звуки и согласные, в том числе свистящие (с-сь, з-зь.ц). А вот шипящие (ш, ж, ч, щ) только начинают появляться. В этом методическом пособии, учитывая возрастные особенности, представлены развивающие игры по двум направлениям:
- Развитие речи
- Учимся считать

Чтобы не переучивать
И еще одно предупреждение. Я не рекомендую родителям самостоятельно ставить детям звуки. Как правило, они делают это по аналогии. Но не у всех взрослых правильная артикуляция звуков. Поставят звук неправильно - придется переучивать. А переучивать, как известно, всегда очень трудно. Поэтому для постановки звуков надо обязательно обращаться к логопеду. Лучше это делать, когда ребенку исполнилось 5 лет. Но если у малыша нет даже свистящих звуков, то можно прийти и чуть раньше в 4, 5 года. Потому что если чадо не выговаривает свистящие, то и шипящие звуки могут и не получиться. По желанию за помощью можно обратиться и в 3 года. Ну а консультативную помощь логопеда, думаю, сегодня получить не сложно. Почти во всех детских садах и поликлиниках есть специалист.
И напоследок пожелание взрослым. Вспомните, пожалуйста, что мы с вами проговариваем звуки, а пишем буквы. Поэтому, когда обращаетесь к логопеду и говорите, что мы не проговариваем букву «ЭР» - такого не может быть в принципе. Мы проговариваем звук «Р» или «РЬ» , звук «Л» или «ЛЬ». А буквы пишем. Все это проходим еще в 1-м классе, а в старших обязательно делаем фонематические разборы. Но почему-то как школу заканчиваем, то забываем об этом. И дитю своему неправильно объясняем. Часто бывает, я спрашиваю, какой звук первый в слове «дом», и ребенок отвечает «ДЭ». А ведь если ребенок будет говорить «ДЭ», «МЭ», «КЭ»- он никогда не начнет читать. Наши дети могут быть с абсолютно правильным звукопроизношением, если мы, взрослые, будем к ним относиться внимательнее, не требовать слишком многого, но и не упрощать, не умалять их достоинства.
Для свистящих
Однако в последние годы появляется все больше детей, которые неправильно произносят свистящие и шипящие звуки. Этому есть несколько причин. Одна из них - слабо развитое речевое дыхание. Выдох речевой и обыкновенный имеют отличия.
Как правило, наши дети дуют не на середину языка, а по краям. Многие дети говорят на вдохе, а не на выдохе, как должно быть. Однако это можно исправить с помощью упражнений. И начинать нужно с самых простых. Например, «Подуем на пушинку». Возьмите пушинку, ватку, ленточку или любой легкий предмет. Ребенок должен высунуть язычок между зубами, губы можно на первых порах сделать трубочкой и дуть так, чтобы щеки не раздувались. Это важно, чтобы выдох был правильным. Когда освоите это упражнение - приступайте к более сложному. Положите на стол ребристый карандаш, и пусть малыш дует на него так сильно, чтобы карандаш покатился по столу. Так выдох будет отрабатываться сильнее.
Следующее упражнение - «Погрей ручки» или «Замерзли ручки». Известно, что при правильном произношении свистящих звуков, струя воздуха ,выходящая изо рта, холодная, а шипящих - теплая. Во время этого упражнения как раз и отрабатывается холодная и теплая струи воздуха. Выполняется оно так. Ребенок должен поднести руки к лицу и дуть на них, высунув язычок, и при этом улыбаться. Если дуть медленно, получается теплая струя воздуха, а сильно – холодная. Сложность этого упражнения в том, что, когда губы в улыбочке, трудно дуть на серединку языка.
Упражнение «Потушить свечку». Не надо задувать настоящую свечу. Свечку можно смастерить. Например, приклеить к картонке тоненькую бумажку, ленточку, или что-то другое легкое оранжевого или красного цвета и сказать ребенку, что это свечка, и она должна о дыхания шевелиться или потухнуть. Но дуть на нее нужно на язычок, находящийся между зубками. «Задуть мяч в ворота». Возьмите ватку, теннисный или ватный мячик. Поставьте на стол на боковую поверхность открытую коробочку-это ворота. Пусть ребенок поднесет язык к краю стола и дунет так сильно, чтобы мячик залетел в коробочку.
«Заборчик». Губы в улыбке, обнажают зубки, а зубки сомкнуты друг с другом. Держать так на счет 7.7 секунд выдержали, через какое-то время, когда ребенок отдохнул, можно сделать еще. Как правило, его выполняют неправильно: верхние зубы перекрывают нижние. Сложность этого упражнения в том, что детям, особенно имеющим проблемы со свистящими звуками, очень трудно удерживать заборчик. Очень хорошее упражнение, развивающее не только артикуляционную моторику, но и внимание ребенка, «Часики». Рот приоткрыт, губы улыбаются, а язычок двигается от одного уголка губ к другому, но так, что язык углами не задевает губы. Язычок вправо - «тик», влево - «так». И тоже под счет 7. Детки прислушиваются к командам взрослого и четко их выполняют. Вообще, любое упражнение, и двигательное, и статическое, нужно выполнять на счет 7 и 7 раз. Для малышей можно 4-5 раз и не подряд. Потому что язык устает. Можно сделать два раза, потом отдохнуть и еще 2 или 3 раза, и в день получается до пяти раз. Некоторые дети, когда говорят, держат язык между зубками. Это не правильно. Для того чтобы приучить язычок к положению за зубами, необходимо выполнять упражнение «Почистить зубки». Нужно кончиком языка двигать по зубкам с внутренней стороны, как бы чистить их. «Горочка». Открыть рот, язычок широкий, зацепить кончик языка за нижние зубки. Держать так 7 секунд. После того как научились удерживать «Горочку», можно делать «Бантик». Выполняется оно так. Сделайте «Горочку» и прижмите сверху зубками кончик языка, но так, чтобы он остался за зубками, а не между ними. Получается как бы бантик: серединка проваливается вниз, а края немножечко высовываются между зубками. Оно довольно сложное, не у всех получается. Все эти упражнения - для постановки свистящих звуков.

Для шипящих
Помочь малышу научиться правильно, произносить шипящие звуки можно тоже с помощью упражнений. Например, «Вкусное варенье». Ротик открыт, язычок широкий и пытаемся слизать варенье с верхней губки. Как правило, дети помогают нижней губой или язычок высовывают тоненький. Но для шипящих звуков нужен широкий. Учиться его делать хорошо с помощью упражнения «Блинчик» или «Лопатка» - кто как его называет. Высуньте широкий язык и удерживайте его на нижней губе до 7 секунд. Если это упражнение стало легко получаться, то переходим к «Чашечке». Рот открыт, язычок широкий, поднимаем края и кончик языка так, чтобы получилась чашечка. «Фокус». Это упражнение очень нравится детям, и они выполняют его с удовольствием. На кончик носа положите ватку. Кончик языка, как в упражнении «Вкусное варенье», поднимите вверх и дуньте через серединку языка так, чтобы ватка слетела. Можно дуть на длинную челку. Есть еще одно очень хорошее упражнение. Возьмите бутылочку с узким горлышком. Язычок за зубками, губы в улыбке, дуйте в горлышко. Получается звук, от которого ребята обычно бывают просто в восторге. Все эти упражнения я рекомендую выполнять с детьми с возраста 3-4 лет.

Главноекаждый день
Хочу обратить внимание родителей на такой нюанс. В этом возрасте слово «занятие» непонятно ребенку, оно серьезно, возникает ответственность, и малыш может отказаться заниматься. Лучше сказать: «Я придумала много игр, в которые нужно играть с тобой каждый день». Малыш ведь может сказать, что он вчера так играл и сегодня не будет. А чтобы добиться прогресса, заниматься с ребенком нужно каждый день. Конечно, ребята все очень разные. У кого-то хватает терпения на 10 минут занятий, а кто-то не может усидеть и 5 минут. Тут подойдут поощрительные призы. Можно сказать: «Давай мы с тобой сначала поиграем, а потом пойдем гулять». Подойдите с малышом к зеркалу и скажите следующее: «Сегодня я расскажу тебе сказку, и ты будешь помогать мне ее рассказывать. Жил был веселый язычок. Как ты думаешь, где такой язычок живет?» Ребенок подумает и ответит: «Во рту». - «Правильно. Язычок умеет двигаться, и благодаря нему мы говорим. Ротэто домик для язычка. Во рту есть губы – это двери, есть зубывторые двери. Когда они открываютсятам домик. В домике есть потолочекнебо, есть стеночки – это щеки. Но главный в домике язычок. Давай с язычком поиграем». Очень важно, прежде чем начать заниматься, рассказать ребенку о строении лица. В возрасте 3-4 лет ребенок должен знать основные его части: глаза, рот, нос, уши. Остальное- лоб, подбородок, щеки, шея – хотя бы на уровне «покажи». Можно поиграть в части тела. Сказать, например: «Раз, два, три, шею покажи». В моей практике много случаев, когда дети со сложным речевым дефектом поступали в речевые группы и не знали этого. Ведь у каждого развития есть свой период, когда можно выучить что-то легко, буквально за 2 месяца. А потом это нужно будет учить и 3, и 6 месяцев, и дольше. С одним ребенком мы 3 месяца учили слово шея. И все потому, что родителями было упущено время. Бывает , конечно, что малыш в это время болел и дальше идет развитие гораздо сложнее.
В данном пособии я предлагаю игровых заданий для организации занятий с детьми 4-5 лет.
Успехов Вам и Вашим детям!










Развитие речи.


Игры со звуками.
Звуки складываются в слова, слова в предложения, а из предложений состоит наша речь. И чтобы ребенку не заблудиться в потоке нашей речи, все понять правильно, нужно ему научиться слышать и различать все звуки без ошибок. Начнем с самых простых игр, которые помогут развить речевой слух малыша.

«Жмурки»
Завяжите ребенку глазки и объясните, что идти нужно только в направлении вашего голоса: «Я тут!». Внимательно следите за безопасностью передвижений!

«Прятки»
Когда наступит ваша очередь прятаться, спрячьтесь лучше, не шумите, но периодически подавайте голос: «Ку-ку!». Пусть ребенок отыщет вас по голосу.

«Правильно-неправильно»
Расскажите малышу правила: «Поймай правильное слово: хлопни в ладоши, если я правильно назову предмет, а если неправильно- не хлопай». Покажите ребенку предмет (картину) и громко четко, медленно произносите звукосочетания. Например, даете яблоко и говорите: ляблоко, яблото, ябгото, ябвоко, яблоко, яброко.
Надеваете пальто и говорите: бальто, пальто, пайто, палько, дальто, майко. Моете чашку и говорите: тяшка, чафка, чашта, тяфта, чашка, часка, тяхта, часта.


Игра в рифмы.
Возьмите книгу с детскими стихами (лучше А.Барто или К.Чуковского), сядьте рядышком со своим малышом и почитайте-поучите. «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик..», «У меня зазвонил телефон, кто говорит.» Рифмы пусть договаривает ребенок , глядя на картинки в книжках, а потом и наизусть. Если с данными стихами успешно получается, то можно попробовать поиграть с «рифмами».Вы читаете 2 стихотворные строчки, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребенок выбирает одно из трех предложений, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные.(перина, подушка, рубашка)


От грязнули даже стол
Поздним вечером .(сбежал, ушел, ускакал)

Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то.. ( спички, щетку, ножик)

Опустела мостовая
И уехали ..(автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке:
- До чего люблю я (сыр, мясо, книжки).

При трудностях поиска нужно зачитывать двустишие во всех трех вариантах, попросите ребенка прислушаться и выбрать правильный ответ.

«Кто подберет больше рифмы» к одному слову:
Палка-,.., .
Вилка- , ,
Ложка- , , ..
Привлекайте к вашим играм всех домашних – веселее будет!
Развивайте у ребенка языковое чутье, помогайте ему! Прислушивайтесь к вопросам малыша, не отмахивайтесь – отвечайте подробнее. Слушайте сами и учите свое чадо слушать и слышать.

«Игра с картинками»
Вам потребуются старые журналы с картинками и без. Покажите малышу любую букву и попросите подчеркнуть или обвести все ее появления в статье. А потом посчитайте ошибки и поставьте настоящую оценку. Постепенно усложняя задачу – ищем слова с заданным слогом или буквосочетанием ( не путайте!). Например, «до» - дом, долина, ледокол
Следующий этап – ищем слова, начинать нужно с простых – он, мы, они, дом.

«Кто здесь живет?»
Потребуется паровозик с вагончиками. В окошки вставьте карточки с буквами, подходящие по размеру к окошкам. Прикрепите к доске и в поизвольном порядке расставьте буквы, ребенок должен отгадать какое слово едет в вагончике. А П Л С Е О – лиса, лес, осел.


«Магазин»
Любое лото с картинками разложите на столе, карточки с буквами или слогами уберите в сумочку. Игроки по очереди достают из сумочки карточки с буквой, с которой начинается предмет, изображенный на желаемой картинке. Если правильно подбирается буква, то карточка покупается.
«Поиск»
Необходимы карточки с буквами, а затем с слогами. Разложите карточки в комнате на разных предметах – столе, диване и т.д. Ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены. Например, карточка с буквой «с» лежит на диване – это неправильно, она должна лежать на столе.


«Найди предмет»
Подберите книги с сюжетными иллюстрациями.
Вариант1.
Вы загадываете букву, а малыш ищет на картинке предмет на загаданную букву ( или кто больше назовет предметов на эту букву)
Вариант2.
Вы загадываете какой-то предмет на картинке: «В слове 2 буквы «Е» – (медведь). Или: «В слове три слога», «В слове только один гласный звук». А ребенок отгадывает.

Развитие мелкой моторики.
-«Собери бусинки или карандаши»;
- «Завяжи узелки»;
- «Продень шнур»;
- «Накрути крышку».

Игры с мячом:
- «Собери шарики»,
- «Подбрось-поймай»,
- «Катаем-догоняем»,
-«Сбей кегли»,
- «Перебрось мяч».


Подскажи словечко
Вариант 1
- Апельсины и бананы очень любят (обезьяны)
-У меня пропал носок, утащил его (щенок)
- В реке большая драка: поссорились два(рака)
- Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это ..(дом)
- Не боюсь я слова «брысь» - я лесная кошка.(рысь)
- Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это? .(петушок)
- Подставив солнышку бочок, лежит на грядке.(кабачок).
- Вяжет мама длинный шарф, потому что сын...(жираф)


Вариант 2
- Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, скромный полевой цветок, а зовусь я ..(василек)
- «Спинка в веснушках. Ах, как неловко!»- и покраснела.(божья коровка)
- Не колючий, светло-синий, по кустам развешан (иней)
- Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка: куст в колючках, будто еж, вот и назван.(ежевика)
- Злая, как волчица . Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же (крапива)
- В колючках еж и ерш, но сразу разберешь: кто ежится, тот (еж), а кто ершится - (ерш)


«Как узнать?»
Надо придумать три варианта ответа на каждый вопрос.
-Как узнать, есть ли на улице ветер?
- Как узнать, чайник холодный или горячий?
- Как узнать, утро сейчас или вечер, если на улице темно?
- Как узнать, дома ли бабушка?
- Как узнать, цветы сегодня поливали или нет.
А теперь попросите малыша задать вам вопросы.

Верю - не верю.
Попросите малыша определить ошибочные фразы.
-Эта ручка синяя.
-У людей три глаза.
-Снег белый.
-Вода сухая.
-Два плюс два равно три.
-Все птицы летают.
-Зимой постоянно идет снег.
-Чай всегда горячий.
-Все дети любят сладкое.

Веселая задачка.
Кот Баюн и Баба - яга съели 2 банки меда и з банки варенья, а Змей Горыныч – по банке «сгущенки» на каждую голову. Сколько всего банок они съели, пока не пришел Иван Царевич?

Дай мне столько же.
Для игры приготовьте одинаковые предметы: пуговицы, кубики, печенье. Попросите ребенка дать вам столько предметов, сколько у него ног (два), сколько ножек у стола, сколько пальцев на левой ножке, сколько пальцев на правой руке, сколько цветов стоит на подоконнике и т.д.
«Повторяй - ка»
Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбирают первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие руки т.д. Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движения первого участника и добавляет свое. Третий игрок повторяет два предыдущих действия и добавляет свое и так по очереди делают все остальные.
Игрок, не сумевший повторить какой-нибудь жест, выбывает из игры. Победителем становится ребенок, оставшийся последним.

«Мост»
Играют трое: два мальчика и девочка. Два игрока становятся лицом друг к другу. Протягивают обе руки друг другу и образуют мост из двух перекладин. Это мост старается разрушить третий игрок, бросаясь на него всей своей тяжестью, пока пара не разнимет своих рук. Когда мост разрушен, один остается на месте. Другой убегает. Создается новый мост с оставшимся игроком.

«Клубочек»
Дети разбиваются на пары. Каждой паре выдается клубок ниток и толстый карандаш. По сигналу ведущего дети начинают перематывать клубок на карандаш. Побеждает пара, быстрее всех выполнившая работу. Второй приз можно присудить за самый аккуратный клубок.

«Капкан»
Играющие, взявшись за руки, образуют круг – это капкан. Все остальные игроки: голуби, воробьи, бабочки, мухи, пчелы, стрекозы, утки, вороны, орлы – все, кто летает.
По сигналу ведущего участники, изображающие капкан, поднимают руки вверх, образуя ворота. В это время всем птицам и насекомым разрешается влетать и вылетать из капкана. Ведущий подает другую команду, руки опускаются. Капкан захлопывается. Кто оказался пойманным, становятся капканом и меняются ролям с игроками, изображавшими ловушку. Победителей нет.


«Карлики и великаны»
Все дети становятся в круг. Ведущий объясняет, что, если он скажет «карлики», все должны сесть на корточки, а если скажет «великаны», все должны встать. Кто ошибется, выходит из игры. Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: «Валенки», «Ворота». Побеждает игрок, оставшийся последним.

«Зажги в окошках свет»
Ребенок раскрашивает желтой или оранжевой краской окошки в домиках, которые нарисовал педагог. Игра развивает аккуратность, мелкую моторику рук и фантазию.


«Нарисуй музыку»
Это игровое задание хорошо тем, что подойдет даже для самых маленьких. Ведь рисовать можно не только карандашом или кисточкой, но и пальчиком!
Для «иллюстрации» хорошо подойдут как песенки из любимых мультфильмов, так и серьезные музыкальные произведения. Ведь в первую очередь ребенок будет изображать свои чувства, возникшие при прослушивании, а не сюжет песенного текста. Так малыш впервые познакомится с цветовой символикой: черный – цвет грусти, красный тревоги, а зеленый -жизни Или даже придумает свои цветовые значения.

«Цветы на лужайке»
На бумаге зеленого цвета малыши кончиками пальцев оставляют цветные отпечатки или капают на лист из тюбиков с оформительским блеском – такие цветы получатся объемными и сверкающими. Игра хорошо развивает образное мышление и фантазию.


«Праздничный салют»
На черном (темно-синем, фиолетовом) листе цветной бумаги малыш с помощью взрослых делает разноцветный набрызг зубной щеткой (или брызгает разлохмаченной кисточкой в хаотичном порядке): так на ночном небе появляется праздничный салют. Ребенок обязательно почувствует свою причастность к маленькому чуду.


«Изобрази животное»
Игра развивает образное мышление и фантазию. Кроха должен угадать, на какого зверя похожа мелодия, и изобразить его. Например, медленная музыка с преобладанием низких частот ассоциируется у детей со слоном или медведем, а быстрая и веселая – с зайцем или белкой. Пусть ребенок импровизирует и танцует, а так же подпевает – чирикает, как воробей, или рычит, как тигр. Можно устроить театрализованное представление. Например, все животные пришли на день рождения к лисичке и танцуют для нее.
А теперь звери устали и сели послушать сказку. Важно не допустить перевозбуждения детей.

Подбери противоположные слова.
-Днем светло, а ночью (темно)
- Зимой холодно, а летом(жарко)
- Вата легкая, а камень .(тяжелый)
- Кирпич твердый, а подушка (мягкая)
- Дерево высокое, а пенек (низкий)
- Река широкая, а ручеек..(узкий)
- Слон большой, а мышка .(маленькая)

«Назови детенышей».
Слон – слоненок, лягушка-лягушонок, лев – львенок, коза – козленок, тигр – тигренок, мышка – мышонок, кошка – котенок, лиса – лисенок, медведь – медвежонок, белка – бельчонок.


Противоположное значение.
Белый – черный, маленький – большой, пушистый – гладкий, легкий – тяжелый, высокий – низкий, хороший – плохой, худой – толстый, теплый – холодный, грустный – веселый, светлый – темный, тихий – громкий.


Игра «Съедобное - несъедобное»
1 вариант.
Лист (топот), огурец (хлопок), пальчик, помидор, конфета, стул, девочка, сыр, мороженое, яйцо, газета, слон, капуста.
2 вариант.
Стол, яблоко, медведь, шоколад, ручка, ватрушка, шкаф, мармелад, слон, телевизор, слон, ананас, банан, апельсин, леденец, конфета, кошка, паук, батон, волк, булочка.

Игра «Кто как передвигается?»
Собака (бежит), заяц (скачет), змея (ползет), корова (идет), жук (ползет), кенгуру (прыгает), лошадь (скачет) птица (летит), рыба (плывет), человек (идет).


Игра «Узнай слово»

Необходимо хлопнуть в ладоши, когда услышите слово «снег»:
Дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, книга, чашка, снег, роза, снежинки, сосулька, человек, снег, снег, окно, ваза, ромашка, стул, снег.


«Какой?»
Малина - малиновый, дерево - деревянный, стекло – стеклянный, круг – .круглый, грязь - ..грязный, ум - .умный, камень – каменный.


«Дотронься до.»
Ребята внимательно рассматривают одежду друг на друге и определяют какого она цвета, учитель дает команду: «Дотроньтесь до красного цвета» и дети должны найти в одежде красный цвет и дотронутся до него.

Игра «Верю, не верю».
- собака улетела в небо,
- мама испекла пирожки,
- медведи любят малину,
- телефон позвонил в дверь,
- картина висит на гвозде,
- воли живут на деревья,
- летом идет снег,
- девочке купили красивое платье,
- на елке распустились цветы,
- компьютер разлил борщ,
- в саду цветут розы,
- фотографии бывают цветными,
- дети пишут в тетрадках,
- шапочку и варежки носят летом,
- по утрам надо чистить уши зубной щеткой,
- солнце круглое.

Игра «Горячая картошка».
Ребята становятся в круг и передают по кругу мяч (картошку), очень быстро, чтобы не обжечься. Кто уронит – выбывает.


Игра «Живой - неживой»
Живой – руки поднимают вверх, неживой – руки вниз.

1 вариант.
Медведь, стул, окно, книга, заяц, попугай, обезьяна, листик, карандаши, стол, мама, вата, кошка, голубь, бабочка, люстра, диван, дедушка, кресло, тетрадь, хомяк.




2 вариант.
Девочка, корова, свитер, птица, ворона, врач, бабочка, рыба, нога, воспитатель, Черепаха, клоун, шкаф, магнитофон, кровать, часы, книга, зеркало, пирожок, конфета, зеркало.

Игра «Исправь предложения»
-Ночью светит солнце.
- В телевизор складывают чистую посуду.
- Из тучки падают на землю цветы.
- Чашка упала на потолок.
- Собака мяукает.
- Медведь чирикает.

Игра «Назови четвертое лишнее»
1 вариант.
-Кукла, юла, погремушка, молоко.
-Босоножки, ботинки, сапоги, полка.
- Банан, яблоко, апельсин, телевизор.
- Слон, волк, собака, дверь.
- Пианино, гитара, барабан, зеркало.
- Юбка, куртка, шапка, стол.
- Глаза, ухо, нос, малина.
-Рука, нога, шея, голова, тарелка.

2 вариант.
-волк, собака, слон, стул.
- трамвай, автобус, трактор, кружка.
- чашка, чайник, блюдце, человек.
- лось, лошадка, лопата, овца.
- сковородка, платье, юбка, пальто.
- картошка, капуста, кровать, морковь.
- клюква, крот, клубника, земляника.
- соловей, синица, савок, воробей.
-медведь, лиса, мед, заяц.
- пила, топор, молоток, фонарь.


Игра «Делаем все наоборот»
Саша смотрит вверх, Паша вниз.
Маша идет далеко, а Сережа -(близко)
Юля хочет залезть высоко, а Наташа - .(низко)
Миша идет направо, а Дима - .(налево).


«Закончи фразу»
Ра-ра- начинается игра.
Ры –ры у мальчика швары.
Ро-ро у нас новое .ведро.
Ру-ру продолжаем мы игру.
Ре-ре стоит дом на горе.
Ри-ри на ветках снигири.
Ар-ар кипит наш самовар.
Ор-ор созрел красный .помидор.
Ир-ир мой папа командир.
Арь-арь на стене висит фонарь.
Ра-ра у мышки есть нора.
Ре-ре носим воду мы в ведре.


Ли-ли-ли: в синем море корабли.
Ля-ля-ля: мачта корабля.
Ле-ле-ле: гнезда на скале.
Лю-лю-лю: мамочку люблю.
Ло-ло-ло: в лодке есть весло.
Лы-лы-лы: моем мы полы.
Ул-ул-ул: сломался новый стул.


Жа- есть иголки у ежа.
Жу – молоко дадим ежу.
Ча – горит в комнате свеча.
Чу – молоточком я стучу.
Оч – наступила ночь.
Ло-на улице тепло.
Лу –стол стоит в углу.
СА- в лесу бегала лиса.
Усь - на лугу пасется гусь.

Игра «Хорошо или плохо»
Обижать малышей – это .плохо.
Быть послушным ребенком-.хорошо.
Помогать маме-хорошо.
Говорить грубые слова-плохо.
Веселиться с друзьями- хорошо.
Обманывать - .плохо.
Чистить зубки-хорошо.
Делать зарядку - хорошо.
Жадничать -.плохо.
Игра «Угадай профессию»
- портрет пишетхудожник,
- стрижку делаетпарикмахер,
- детей учитучитель,
- людей лечит врач,
- платье шьетшвея, портниха,
-стадо овец пасет.пастух,
-продукты продаетпродавец.

























Учимся считать.
Несколько практических советов:
- если ребенку предстоит освоить новое упражнение, то занятие начинается именно с него. А на следующих двух занятиях это упражнение обязательно закрепляется. В дальнейшем оно усложняется и включается в занятия 1-2 раза в месяц;
- устным счетом ребенок овладевает в процессе игры, подсчитывая ее промежуточные или окончательные результаты. В этом случае выполнение различных арифметических действий – не цель, а необходимость, и ребенок, сам того не замечая, потихонечку учится считать;
- начинать занятие с детьми надо со знакомства с цифрами и числами.
Обратите внимание детей на разницу между этими понятиями. Цифр - десять, и ноль такая же цифра, как и все остальные. Числа же состоят из цифр, и их множество. Когда мы говорим «пять яблок», то 5-это число, состоящие из одной цифры. Ведь есть же слова, состоящие из одной буквы. Например местоимение «я», и никто не называет его буквой в предложении «Я хочу есть».

«По порядку рассчитайся!» (от3 до 6 лет)
Для самых маленьких подойдут игры с пальчиками. В детстве пальчики служат самым надежным калькулятором, поэтому малыши легко осваивают такие игры.
Прежде всего договоритесь о нумерации пальчиков : мизинец будет первым, безымянный – вторым, средний-третьим, указательный-четвертым, большой-пятым. Играют двое - взрослый и малыш. Взрослый командует «третий», и малыш должен поднять средний палец. Если же взрослый говорит «три», то малыш должен поднять три любых пальчика. Затем командует малыш, а задания выполняет взрослый. Кто реже ошибается, тот и выигрывает.
После того как этот вариант игры освоен, игра усложняется: в нее включается и вторая рука. Команды будут такие: «левый второй», «правый пятый», «левый четвертый» и др.
В ходе игр малыш учится различать не только количественные (два) и порядковые (второй) числительные, но и понятия «лево-право», что очень полезно.

Игры с кубиком.
Для закрепления навыков устного счета можно использовать обыкновенный игральный кубик. Самая простая игра с ним такая. Например, по очереди бросают кубик -у кого чаще выпадает большое число, тот и победитель. Можно использовать два кубика. Естественно подсчитывать и сравнивать их будет ребенок.


Логические задачки.
После того как освоен первый десяток и основные арифметические действия. Для подсказки и наглядности к задачкам даются красивые картинки. Задания примерно такие: «У Маши было три яблока. Мама дала ей еще одно яблоко. Сколько яблок стало у Маши?»
Как только и эти задачки будут освоены, можно переходить к арифметическим, цель которых логическое мышление.

«Кто быстрее?»
Детям раздаются листочки бумаги с нарисованными квадратами 10:10 см. и карандаши. По сигналу дети как можно быстрее ставят в квадрате точки. Поставивший больше всех точек - выигрывает.

«Обмоталочки»
Берется длинная веревка, более 5м., середина ее помечается узлом. Игроки встают по обе стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу дети начинают крутиться на мест, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на ком окажется узел.

«Цветочный волчок»
Каждый ребенок выбирает для себя название цветка (колокольчик, роза, сирень и т. д.) Ведущий запускает волчок, затем выкрикивает название цветка:
- Ромашка!
- Я! – отзывается «ромашка» и быстро подкручивает волчок. Подкрутив, выкрикивает другое название цветка. Кто не успел отозваться или у кого упал (остановился) волчок – выходит из игры.

Единственное и множественное число.
Стул, а много.стулья.
Кукла – куклы, машина - машины, ведро- ведра, кольцо- кольца, колесо- колеса, дерево- деревья, ягода- ягоды, ваза- вазы, роза- розы, береза- березы, коза – козы, глаз – глаза, ухо – уши, швар – шары, книга – книги, яблоко – яблоки.

Игра «Новое слово»
Шляпа из соломы - соломенная
Дом из камня - ..каменный.
Платье из шелка - шелковое.
Чашка из фарфора - фарфоровая.
Коробка из картона - .картонная.
Шуба из меха - .меховая.
Игрушка из резины - резиновая.
Стол из дерева -деревяный.

Список литературы:

Синякина Е., Синякина С. Что должен знать ребенок 4-5 лет. Тесты.. «Стрекоза», М.; 2009.
Таранова Л.Рассуждаем логически. «Стрекоза», М.; 2009.
Дорогова Ю.Б. Первые игры для малышей. «Росмен», М.; 2007.
Султанова М. Геометрические фигуры. Развитие пространственного воображения. «Хатбер - пресс», М.;2006.
Гаврина С.Е. Тренируем память. «Росмен», М.; 2006.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. «Академия развития», Ярославль;1996.
Степанов В. Время. Времена года. «Фламинго», М.; 2008.
Степанов В. Математика для малышей. «Фламинго», М.; 2007.
Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. «Дельта», Санкт-Петербург; 1999.
Буре Р.С. Готовим детей к школе. «Просвещение», М.; 1987.
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. Министерство просвещения РСФСР; 1987.


























15