Классный час Сказки дедушки Корнея


«СКАЗКИ ДЕДУШКИ КОРНЕЯ»
КЛАССНЫЙ ЧАС
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
Задачи: 1. Показать детям удивительный мир сказок писателя, их мудрость и красоту. 2. Развивать мышление, речь, воображение, память. 3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать. 4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оборудование: выставка книг Корнея Чуковского, презентация.

Ход мероприятия:
Давайте улыбнемся друг другу, поделимся своей радостью. От наших улыбок в классе стало тепло и уютно.
- Сегодня мы с вами побываем еще раз в детстве (слайд 1).
- Детство… Счастливая пора. Как хочется хоть на мгновение удержать эти неповторимые минуты счастья.
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить, готовясь, в детстве не живет.
Сегодня наш классный час посвящен творчеству детского писателя, основоположнику детской литературы, сказочнику, критику, переводчику Корнею Ивановичу Чуковскому (слайд 2), который родился в 1882 г. в г. Санкт-Петербурге.
Корней Иванович был веселым и жизнерадостным человеком, даже родился он 1 апреля в день шуток, веселья и смеха. Много лет он жил недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме и знали его все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболита. И хотя, этого замечательного человека уже много лет нет с нами, книги его живут, и будут жить еще очень долго.
Кстати, Корней Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии он и создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский.
У писателя был высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка (слайд 3).
Вставал очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, отправлялся гулять. Ходил удивительно легко и быстро, иногда даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Корней Иванович писал не только для маленьких детей, которые не умеют ещё и читать, но и для ребят школьников, подростков, взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки. Чуковский очень любил детей, он всегда был внимателен и добр с ними (слайд 4).
Героями своих произведений сказочник сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами являются вещи.
А сейчас мы с вами проведем Викторину-путешествие (слайд 5), вспомним сказки Корнея Чуковского и их героев.
1 конкурс: «Узнай сказку по иллюстрации»
(показ слайдов 6, 7, 8, 9, 10, 11).
2 конкурс: «Вспомни сказку по отрывку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Веселится народ-Муха замуж идёт,За лихого, удалогоМолодого… (комара)«Муха – Цокотуха» (слайд 12) А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, (книжки)!
«Телефон» (слайд 12) И мне не надо,Ни мармелада, ни шоколада,А только маленьких, Ну очень маленьких… (детей)«Бармалей» (слайд 12)
Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей,Сквозь очки свои глядитДобрый доктор… (Айболит)«Айболит» (слайд 13) Только вдруг из – за кусточка,Из-за синего лесочка,Из далёких из полейПрилетает… (воробей).«Тараканище» (слайд 13) А посуда вперёд и вперёд,По полям, по болотам идёт.И чайник сказал утюгу- Я больше идти… (не могу).«Федорино горе» (слайд 13)
Солнце по небу гуляло,И за тучку забежало.Глянул заинька в окно,Стало заиньке… (темно).«Краденое солнце» (слайд 14) Свинки замяукали: мяу – мяу,Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)«Путаница» (слайд 14)
С ранних лет сказки К. И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, не представляют своего детства без произведений: “Айболит”, “Федорино горе”, “ Телефон”, «Тараканище», «Бармалей», «Муха-Цокотуха» и др.
3 конкурс: «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Доктор - (Айболит)Разбойник - (Бармалей)Бабушка - (Федора)Акула- (Каракула)Умывальник - (Мойдодыр)Крокодильчики - (Тотоша, Кокоша)Муха - (Цокотуха)Таракан - (Рыжий, Усатый великан)
Отрывок из мультфильма «Муха – Цокотуха»
4 конкурс: «Литературная викторина».
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? (Федорино горе)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказки, в которых говорится о чистоте? («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (волки, кит, орлы)
6. Что просили животные в стихотворении-сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
М/ф «Телефон» с участием Корнея Ивановича Чуковского.
Физ. Минутка «Как живёшь?» (повторяется 2 раза).
«На каждый вопрос нужно отвечать «Вот так!» и жестом показывать нужные действия.
Как живешь?.. А идёшь?.. Как бежишь?.. А плывёшь?
Ждёшь обед?.. Машешь вслед?.. Утром спишь?.. Как шалишь?..»
«Пошалили мы сейчас, но занятие у нас.
Успокоиться охота и приняться за работу!».
Вот какое шутливое стихотворение посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Берестов:
Нам жалко дедушку Корнея:В сравненье с нами он отстал,Поскольку в детстве "Бармалея"И "Крокодила" не читал,Не восхищался "Телефоном",И в "Тараканище" не вник.Как вырос он таким ученым,Не зная самых главных книг?
А как же сказки? А сказки зародились случайно. Заболел его маленький сынишка. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему сказки. Начав, он не знал, что будет дальше. Важно было не запнуться, не остановиться ни на секунду, а быстро говорить под стук колёс:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
И мальчик стал слушать отца, затих и успокоился. Поэт  продолжал, тараторил:
И дать ему в награду
Сто фунтов шоколаду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов винограду
И тысячу порций мороженого.
А утром, проснувшись, попросил отца рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что ребёнок запомнил её всю, слово в слово. Так была написана первая сказка «Крокодил» (слайд 15).
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял ее на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появился на свет «Мойдодыр» (слайд 16).
5 конкурс: «Корзинка с потерянными вещами».
В корзинке находятся разные вещи. Они потерялись из какой-то сказки Корнея Ивановича. Помогите вспомнить сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон - У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
- Слон. («Телефон»)
Мыло - Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило и мылило,
И кусало, как оса. ( «Мойдодыр»)
Спички – А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли. («Путаница»)
Денежка – Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. («Муха-Цокотуха»)
Блюдце – И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»
И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»(«Федорино горе»)
Градусник – И всем по порядку
Дает шоколадку,
И ставит и ставит им
градусники! («Айболит»)
6. Конкурс рисунков (слайд 17).
Детям раздаются листочки, на которых изображены герои или эпизод из сказки . Ребята, вот и закончилась наша Викторина-путешествие (слайд 18). Сегодня мы встретились со многими героями сказок Корнея Ивановича Чуковского. Без них нам было бы жить намного скучнее. Сказки помогают детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость и добро. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, порадоваться. Без этой способности человек – не человек. Читайте его книги!
Рефлексия.
Про творчество какого детского писателя мы сегодня говорили? Ответы детей.

Классный час
«Сказки дедушки Корнея»
1 «Д»
Подготовила и провела
Учитель начальных классов
Каляева А.В.
Москва 2016г.
Вы достать хотите крышуПотянитесь вверх повыше —Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)Раз, два, три,Корпус влево поверни.И руками помогай,Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)И на место снова сядем. (Дети садятся.)
Физкультминутка. УлыбнисьВверх и вниз рывки руками,Будто машем мы флажками.Разминаем наши плечи.Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)Руки в боки. Улыбнись.Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)Приседанья начинай.Не спеши, не отставай. (Приседания.)А в конце — ходьба на месте,Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Мы руками бодро машем,Разминаем плечи наши.Раз-два, раз-два, раз-два-три,Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)Корпус влево мы вращаем,Три-четыре, раз-два.Упражненье повторяем:Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)Мы размяться все успели,И на место снова сели. (Дети садятся.)
Физкультминутка. Упражненья