Конспект урока курса Медицинская география. Тема: Человек и воздух (10 класс)


Урок 22 Слайд № 1
Тема: Человек и воздухЦель: установить влияние загрязненного воздуха на организм человека
Задачи:
Продолжение формирования экологического самосознания ребят
Рассказать об определенных путях и видах загрязнителей атмосферы, влиянии загрязнения воздуха на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью
Тип урока: комбинированныйОборудование урока: интерактивная доска, презентация.
Ход урока:
I. Этап орг. момент.
Проверка готовности уч-ся к уроку.
II. Этап «Мотивация» Слайд № 2
Ещё в античной Греции великий врач Гиппократ, заметил, что горный и морской воздух действуют на человека благотворно, исцеляя от многих болезней. Гиппократ считал, что «воздух - пастбище жизни и величайший властитель всего во всём».
- О чём идёт речь?
III. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности» Слайд № 3
-Где вы встречались с этим словом?
- Что входит в понятие «атмосфера»?
-Вспомните, какие сферы Земли составляют атмосферу?
- Почему атмосферу называют «скафандром» Земли?
- Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о взаимодействии
солнечной радиации и биосферы. Слайд № 4
ЗНАЮ ИЗУЧИТЬ
Термин «атмосфера»; Экологическое состояние атмосферыСостав атмосферыПути и виды ее загрязненияСтроение атмосферыВлияние загрязнения воздуха на здоровье человекаИсточники загрязнения атмосферыIV. Этап «Постановка учебной цели» Слайд № 5
- Каковы же цели нашего урока? (Изучить воздействие загрязненной атмосферы на организм челоевка).
- При решении этих задач нам снова помогут слова Б. Васильева:
“Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”.
- У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока.
V. Этап «Изучение нового материала»
Учитель: Атмосфера - это животворный "буфер" между Космосом и поверхностью Земли. Она является носителем тепла, влаги, защитником экосистем, от губительных ультрафиолетовых излучений, важным фактором фотосинтеза. Слайды № 6-8
В воздухе циркулируют созданные человеком ядовитые вещества, которые приводят к загрязнению. Слайды № 9-10
Учитель: Какие вещества считаются загрязняющими. Приведите примеры. Слайд № 11
Под загрязняющими принято понимать те вещества, которые оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду либо непосредственно, либо после химических изменений в атмосфере, либо в сочетании с другими веществами. Установившееся содержание загрязнений в воздухе определяет степень
разрушающего воздействия на данный регион. Результаты загрязнений можно оценить по отрицательному воздействию на человека, растения, животных, воду и т. д.; а также, в более глобальном смысле, по отрицательному воздействию на климат, ряд экономических и социальных условий.
8629653302000
Слайды № 12-13
Перед вами схема, на которой показано равновесие содержания кислорода в атмосфере. Равновесие содержания кислорода в атмосфере нарушено антропогенными факторами - ежегодно количество кислорода в атмосфере уменьшается на 10 млрд. т (этого хватило бы для дыхания нескольких десятков миллиардов человек):
10248902349500- промышленность, например США, Японии, ФРГ, вообще живет за счет других, потому что потребляет кислороду больше, чем его образуется на территориях этих стран.
- лишь один современный пассажирский реактивный самолет в течение 8 часов полета поглащает 50-75 т кислорода, выбрасывая при этом в атмосферу десятки тонн углекислого газа.
Воспроизвести такую потерю кислорода на протяжении суток может массив площадью 25-30 тыс. гектара. И все же, расходы атмосферного кислорода пока еще компенсируется его образованием в процессе жизнедеятельности растительности суши и Мирового океана. При фотосинтезе они ежегодно продуцируют около 320 млрд. т кислорода.
К каким экологическим последствиям приведет загрязнение атмосферы? Слайд № 14
(повышению температуры воздуха и впоследствии поднятие уровня Мирового океана, «парниковому эффекту, нарушению озонового слоя и выпадению кислотных дождей) Слайд № 16-17
Физминутка на уроке – здоровье на годы. Слайд № 15
Рассмотрим каждое экологическое последствие загрязнения атмосферыПовышение температуры воздуха Слайд № 18
ТысячелетияПоследние 100 летК середине ХХI в
Температура составляла 15°С Повышение температуры на 0,5°С-0, 6°С Рост температуры 1,5°С-2,5°С
А) Последствия повышения температуры воздуха:
Глобальное потепление климата, «парниковый эффект», поднятие уровня Мирового океана Слайды № 19-26
Нарушение озонового слоя. Слайды № 27-31
Выпадение кислотных дождей. Слайды № 32-38
Б) Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека Слайды № 39-40
Загрязнение воздуха действует на людей по-разному. Многие факторы, такие как: состояние здоровья, возраст, емкость легких и время, проведенное в загрязненной среде могут повлиять на эффект, производимый загрязняющими веществами на здоровье.
Крупные частицы загрязняющих веществ могут отрицательно воздействовать на верхние дыхательные пути, тогда как частицы меньшего размера могут проникать в мелкие дыхательные пути и альвеолы легких. Люди, подверженные воздействию загрязнителей воздуха, могут испытывать как краткосрочные,так и отдаленные последствия в зависимости от действующих факторов. Загрязнение окружающей среды в городах влияет на повышение числа обращений по скорой помощи и госпитализаций с заболеваниями легких, сердца и инсультами.
Однако, имеется растущее количество фактов, которые показывают отрицательный эффект загрязнения воздуха на сердце.
Симптомы и заболевания связаны с загрязнением воздуха:
хронический кашель выделение мокротыинфекционные заболевания легкихрак легкихзаболевания сердцасердечный приступзадержка роста плода и преждевременные роды
VI. Этап «Рефлексия». Прием «Фишбоун. Слайд № 41
Проблема: «Результаты воздействиязагрязненного воздуха на организм человека»
17583158064500
23590257620
00
248094519494500322008521399500285813522288500
VII. Этап «Подведение итогов» Слайд № 42
- Итак, подведём итог урока? Все ли мы цели и задачи выполнили? Вам был предложен “Лист достижений ученика ”, вы оценивали свою работу на каждом этапе урока.
- Кто из вас оценит учебную деятельность на каждом этапе?(Предлагается оценить свою работу вслух 2 – 3 ученикам). “Я оценила свою работу на первом этапе…, на втором и т. д. итоговая оценка…”. Остальные, как всегда сдали свои “Листы…” и тесты. За урок ставлю следующие оценки… У кого не совпали?
VIII. Этап «Домашнее задание»: Слайд № 43
Написать мини-сочинение «Пути решения проблемы загрязнения воздуха»
IX. Этап «Рефлексия» Слайд № 44
Можем ли мы ответить на вопрос, поставленный в начале урока?