Научно-исследовательская работа на тему: «Изучение творческого потенциала учащихся 5-7 классов «Школы №167» посредством изобразительного искусства»


Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №167
с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района г.Казани
Научно-исследовательская работа:
«Изучение творческого потенциала учащихся 5-7 классов «Школы №167» посредством изобразительного искусства»
Хайбуллова Гузель РашитовнаУчитель изобразительного искусства
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………………..4
Практическая часть……………………………………………………………………………………….7
Заключение ……………………………………………………………………………...10
Список использованной литературы…………………………………………………11
Приложение………………………………………………………………………………12
“Воспитание способности вносить во всякий труд творческое начало останется одним из краеугольных камней педагогики. Если потребность в творческом труде не станет неотъемлемым свойством личности, то в условиях общего достатка и прогрессирующего сокращения рабочего дня человеку будет грозить пресыщение, опустошение, паралич духа”.
Даниил Андреев “Роза мира”
Введение
В процессе формирования личности значительная роль принадлежит искусству, которое формирует духовный мир человека, его морально-нравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Это особенно важно для детей, которые в силу свих недостатков, встречаются с большими трудностями при включении в мир культуры, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию.
Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана с развитием его личности. В процессе изображения участвуют не какая-либо отдельная функция - восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом.
Наше время – это время перемен, в котором особенно ценятся люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. 
Творчество – продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых, музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника. 
Творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности. В процессе творчества происходят значительные изменения личности, а именно, укрепление и формирование характера, ведь творцу приходится преодолевать сопротивление, трудности и испытания. Поэтому в нем развиваются и укрепляются сила воли, стойкость и выдержка. Изменяется его сознание, его мировоззрение, глубина восприятия действительности. Нередко происходит переоценка ценностей. Творчество является средством для совершенствования человека, оно приближает его к идеалу.
Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики. Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, освоение полного цикла творчества в одном виде деятельности. Перенос обычно возникает по причине сложности соответствующих видов деятельности. Это позволяет считать, что овладение и повышение уровня способностей в одном виде деятельности позволяет неординарно подходить к решению вопросов в других видах деятельности.
Объект исследования: процесс развития у подростков творческого мышления через изобразительное искусство.
Предмет исследования:  условия развития у подростков творческого мышления через изобразительное искусство.
Цель работы: исследование и анализ развития у подростков творческого мышления через изобразительное искусство в МБОУ «Школа №167»
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- провести анализ литературы по теме исследования;
-рассмотреть теоретические основы развития творческого мышления через изобразительное искусство, в том числе психологические особенности развития творческого мышления у учащихся 5-7 классов , виды произведений изобразительного искусства, развивающие творческое мышление;
- провести качественный и количественный анализ результатов исследования.
"Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее". Паль ТорренсОсновная часть
1.Для чего школьнику ИЗО?
Для чего школьнику уроки ИЗО? Понятно, что подавляющее большинство детей никогда не станет художниками. Более того: традиционно уроки ИЗО и музыки воспринимаются даже взрослыми как нечто необременительное, несерьезное. Увы, с таким отношением к «искусствам» постоянно приходится сталкиваться.
В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-7 классах – лишь 7-8 % учеников. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома.
Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.
Рисование способствует развитию чувственно-эмоциональной сферы.
Осваивая изобразительное искусство, ребята в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло.
Изобразительное искусство как ничто другое развивает воображение и фантазию. В нынешних условиях это особенно важно. К сожалению, дети уже к школьному возрасту привыкают к мысли о том, что любая информация может быть доступна в Интернете. Доклады, сообщения, даже творческие задания по литературе – все скачивается из сети, порой дети даже не утруждают себя необходимостью как-то обработать чужой текст, скомпоновать его в нужной последовательности, как следует оформить, чтобы он выглядел эстетично. Дети привыкают жить в сугубо материальном мире, который существует здесь и сейчас. Но мир изобразительного искусства позволяет воплощать образы как реально существующие, так и сказочные, мистические. Сила духовного преображения выразительных средств в изобразительном искусстве как бы погружает в фантазийные переживания художников. Творческое воображение нельзя скачать из Интернета. Даже если идея сюжета была позаимствована ребенком – воплощать этот сюжет на бумаге будет он сам.
Изобразительное искусство участвует и в процессе развития интеллектуальных операций. Корни человеческой фантазии сокрыты в самой природе интеллектуальных трансформаций (моделировании), вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы. Развитие способности правильно передавать пропорции тесно связано с развитием аналитического мышления, умения не только видеть и сравнивать одну часть с другой, определяя, какая больше, но и в процессе изображения все время помнить об их пропорциональной зависимости.
Разумеется, нельзя не упомянуть тот факт, что изобразительное искусство тесно связано с развитием речи и мышления. Развитие образного мышления неминуемо подтолкнет и развитие речи, сделает ее более яркой. В процессе ознакомления с произведениями искусства формируется критическое мышление и способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства – а это невозможно без хорошего владения средствами речевой выразительности.
Уроки искусства как способ совершенствования инструментов моделирования трудно недооценить для развития интеллекта и личности в целом. Основное их предназначение – формирование стратегий и навыков построения бесчисленного множества реальностей, что является фундаментальной основой мышления и творчества. Мышление и творчество неотделимы, так как любой мыслительный процесс всегда связан с преобразующим оперированием внутренними элементами сознательного плана действия (сенсорными репрезентациями, интеллектуальными операциями, структурами речи и т.д.).
В итоге занятия искусством способствует развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.
Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная насоздание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческойдеятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности
получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения
нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно
связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.
Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способностьварьировать способы решения), критичность (способность отказаться отнепродуктивных стратегий), способность к сближению и Сцеплению понятий,
цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому
человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.
Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до
скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех.
Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их
общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении
повседневных жизненных задач (их можно наблюдать в "обычном" мыслительномпроцессе).
2.Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей.
Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь - то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческий потенциал – это широта и разнообразность творческих возможностей личности. Как его увеличить?Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность рано начинает привлекать внимание детей. На занятиях по художественной деятельности развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса. В связи с этим стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения творческого потенциала.Современная человеческая история, по образному выражению Герберта Уэллса, все более становится соревнованием между воспитанием и катастрофой. Глубинную суть этого высказывания в полной мере ощущаем в настоящее время. В системе образования и воспитания каждого человека в нашей стране есть предмет – изобразительное искусство. Это один из самых необходимых предметов для развития качественных сторон личности.
Чем характеризуется эстетический облик личности, воспитанной, в том числе, и средствами изобразительного искусства  
Высоко развитый вкус.
Развитие потребности художественных впечатлений.
Знание и понимание искусств прошлого и их памятников.
Органическая потребность художественного творчества.
Счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного.
Чем характеризуется нравственный облик человека, воспитанного, в том числе, и средствами изобразительного искусства?
Деятельная доброта к окружающим.
Способность к состраданию, сочувствию, сотворчеству, взаимопомощи.
Чувство единства всего общечеловеческого.
Чем характеризуется умственный облик человека, развивающегося, в том числе, и средствами изобразительного искусства?
Растущая жажда знаний.
Эрудиция.
Самостоятельное мышление.
Интеллектуальная независимость.
Жажда творчества во всей жизни.
Все это приобретает человек, если рядом с ним от первых до последних его дней присутствует в разных его проявлениях изобразительное искусство. Сама изобразительная деятельность в воспитании, развитии ребенка как личности имеет огромнейшее значение. Творческие способности заложены в человеке от природы.
Главная суть в том, чтобы условия жизни, наличие воли дали возможность развиваться тем способностям, которые заложены природой в данном человеке.
Успешная изобразительная деятельность осуществляется в нашей системе образования при наличии квалифицированных педагогических кадров и материальной базы для творческой работы.
К ведущим свойствам художественных способностей, необходимых для развития творческой личности относятся:
Художественное воображение и мышление, обеспечивающее отбор главного, конкретного для создания образа и оригинальной композиции.
Зрительная память, способствующая созданию ярких образов, помогающая успешной трансформации их в художественный образ.
Эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства к воспринимаемому и изображаемому явлению).
Волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.
Продуктивная работа воображения, мышления, зрительной памяти, эмоционального и волевого настроя имеют первостепенное значение на всех этапах развития творческих способностей личности.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его - это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества  начинается в семье, в детских садах. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей  является изобразительное искусство. Для создания рисунка ему необходимы, с одной стороны, наличие отчетливых представлений  об объекте  изображаемого, с другой стороны, умение и средства выразить эти представления в графической и цветовой форме на плоскости листа бумаги. Чтобы школьник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, Необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в  создании изображений, если не владеют техникой  рисования. Под техникой рисунка  следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их  использования  для целей  изображения и художественного выражения. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Техника рисования понимается художниками  широко: сюда включается  техника линии, тушевки, способ использования тех или иных  материалов (бумаги, картона, холста, карандаша угля, пастели, акварели, гуаши и т.п.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями.В настоящее время  в изобразительном  искусстве используются  более разные  технико-выразительные  решения, более свободные  соединения различных  изобразительных  материалов. И в детское  творчество  также  необходимо включать разные краски, карандаши, мелки  и т. п.. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от  окружающей жизни. Разнообразие изобразительных  материалов обогащает восприятие  и представления детей,  способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения.
Изобразительная деятельность человека формирует способности к творчеству, проявление инициативы, самодеятельности, эмоциональной отзывчивости, а такие качества нужны каждому человеку, чем бы он не занимался, какую бы профессию в жизни он ни выбрал.
3.Практическая часть
3.1. Изучение творческих способностей у учащихся 5-7 классов МБОУ «Школы №167»
Данное тестирование является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки творческих способностей детей в возрасте от 11-14 лет. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.
Цель теста на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей, включая параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.
Тест №1: Для исследования образной креативности использовали тест «Дорисовывание» . Он позволит изучить параметры творческого мышления
Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.
Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы).
Также проводился опрос среди 5-7 классов для выявления уровня творческого потенциала среди учащихся
Вопросы:
1.Чувствуешь ли ты повышение настроения при рисовании?
2.Нравится ли тебе выполнять творческие задания?
3.Любишь ли ты создавать что то необычное?
4.Часто ли ты фантазируешь?
5.Считаешь ли ты себя творческим человеком?
3.2. Результаты экспериментального исследования.
Изучение особенностей развития творческой деятельности подростков имеет большое значение.
Изучение проводилось с целью выявления уровня творческих способностей у подростков 5-7 классов в изобразительной деятельности.
Результат теста
5 «А», «Б», «В», «Г», «Д» классы (общее количество учащихся 120, приняли участие в тестирование и опросе 118 человек)
Уровень образной креативности среди 5-х классов 8-6 кружочков имеют 40 человека, от 5-3 кружочка имеют- 48; 2,1-32человек.
Уровень творческого потенциала с помощью опроса среди 5-х классов: «да»-83 человека, «нет»- 37 человек
6 «А», «Б», «В», «Г» классы (общее количество учащихся 125 человек, приняли участие в тестирование и опросе 110 человек)
Уровень образной креативности среди 6-х классов 8-6 кружочков имеют 53 человека, от 5-3 кружочка имеют- 39; 2,1-33 человека.
Уровень творческого потенциала с помощью опроса среди 6-х классов: «да»-76 человека, «нет»- 49 человек
7 «А», «Б», «В», «Г» классы ( общее количество учащихся 105 человек, приняли участие в тестирование и опросе 98 человек)
Уровень образной креативности среди 7-х классов 8-6 кружочков имеют 35 человека, от 5-3 кружочка имеют- 45 человек; 2,1- 25 человек.
Уровень творческого потенциала с помощью опроса среди 7-х классов: «да»-73 человека, «нет»- 32 человек
Таким образом среди учащихся 5-7 классов выявлено, что 128 детей имеют высокую степень образной креативности. Среднюю степень 132 учащихся, низкую степень- 80 человек. Высокий уровень творческого потенциала имеют 232 учащихся, средний уровень 118 человек.
Таким образом, анализируя ответы детей, можно сказать, что ребята испытывают желание творить, любят выполнять различные творческие работы, но отдают предпочтение двум видам деятельности: изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и словесному творчеству. Следует сказать о тех детях, которые предпочитают не специально заданные творческие занятия, а творческую самостоятельную деятельность.
Изучение особенностей творческой деятельности детей в ходе констатирующего эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня их  сформированности: низкий, средний, высокий.
Качественные характеристики уровней творческих способностей.
Низкий уровень – потребность в пополнении знаний, умений и навыков не проявляется. Отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности. Дошкольники низкого уровня творческой деятельности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. В процессе творческой деятельности такие дети не проявляют высокой умственной деятельности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений на новые ситуации отказываются. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции. Не могут порой и не желают преодолевать трудности в поисках способов деятельности. Живая эмоциональная реакция на задания творческого характера почти всегда отсутствует.
Средний уровень – потребность в пополнении знаний, и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Неустойчивый интерес к творческой деятельности. Дошкольники среднего уровня развития творческих способностей стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, необходима помощь взрослого. В процессе специфической деятельности они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения.
Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.
Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно.
В процессе специфической детской деятельности школьники высокого уровня развития творческих способностей проявляют высокую умственную активность: легко осуществляют перенос знаний, умений в новые ситуации.
Ответственны. Начатую работу всегда доводят до конца, справляясь с возникшими трудностями самостоятельно. Любой вид творческой деятельности способен увлечь их.
В предпочитаемом виде деятельности достигают как правило хороших результатов. Творческий потенциал - может рассматриваться, как нереализованные, но имеющиеся у человека способности (или способности еще не развитые, не связанные со сферой их проявления даже в плане представлений) или как творческая характеристика личности, складывающаяся из интеграла специальных способностей, инициативы, мотивации достижения и организаторских или инновационных способностей, побуждающих к изменению и совершенствованию, оптимизации существующего положения дел и деятельности.Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.
 В развитии нравственных представлений детей и их духовного мира изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление.  Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для творчества.
Занятия изобразительной деятельностью являются средством познания жизни, источником духовного обогащения личности и одновременно удовольствием, развлечением. Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность, которая является частью культуры, обладает огромным потенциалом в плане развития исторической памяти, национального самосознания, творческой возможности личности.
Путь развития творческого сознания ребёнка весьма интересен. Смена ярких образов реальными предопределена образным мышлением. Развитие образного мышления идёт через развитие творческой активности, и чем раньше начинаешь этот процесс, тем лучше.
Заключение
В период интенсивной информатизации, использования информационных образовательных ресурсов, широкого применения всевозможных цифровых средств: электронных планшетов, компьютерных программ для рисования, графических редакторов, - особенно остро выявляется проблема сохранения такого ценного и самобытного феномена, как детский рисунок.
Рисование является важнейшим видом деятельности растущей личности, оно дает возможность ребенку средствами изобразительного творчества проявить воображение и фантазию, реализовать собственные художественные преставления в графических и живописных работах в форме зрительных ассоциаций, отражающих состояние души маленьких художников. В рисунках детей воссоздается целостность восприятия художественно-пространственной картины мира, проявляется их отношение к окружающим людям, отражается понимание характеров членов семьи. По рисункам можно отследить формирование творческих замыслов маленьких художников и их стремление к несбыточным мечтам.
Творческая активность - это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в нее, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию в процессе творчества.
Для успешного развития творческого потенциала личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости, творческая инициатива. Под последней понимают внутреннее побуждение к новым формам творческой деятельности. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой и иногда отождествляется с активностью. Инициатива выражается в добровольной деятельности, в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения. Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера личности, ибо творчество невозможно без переживания.
Список использованной литературы
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству – М, Знание, 1981 – 98 с.
Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии, 1984, № 1.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: Просвещение, 1969 – 464 с.
Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М, 1994 – 320 с.
Венгер А.А. Педагогика способностей. – М: Просвещение, 1988 – 106 с.
Венгер А.А. Психология – М: Просвещение, 1988 – 24 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М: Просвещение, 1997 – 93 с.
Горяева Н.А. Первые шаги в мир искусства: Из опыта работы – М.: Просвещение, 1991 – 159 с.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск, 1998 – 85 с., 642 с.
Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание. 1989, № 2 – С. 27 – 31.
Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. – М: Просвещение, 1995 – 64 с.
Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей – М: Наука, 1991 – 44 с.
Шадринов В.Д.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб Питер Ком, 1999.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание. 1986 – 96 с.
Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. – М, 1984 – 128 с.
Еремина Р.А., Кудрина Н.И. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста: Учебное пособие. / Мордовский –государственный педагогический институт. – Саранск, 2000. – 70 с.
Зельцфман Б., Учись! Твори. Развивайся. Ч.2. Рига: «Эксперимент», 1997 – 34 с.
Зинченко В.А. Психологический словарь. М, 1996.
Иванова Э. Воображение и творчество дошкольника. // Дошкольное воспитание. 1987, № 10, С. 5 – 12.
Иванов И.А. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М: Педагогика, 1989 – 185 с.
Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. – М, 1985. – 192 с.
Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества, 1994 – 76 с.
Ковалев А.Г. Психология личности. – М: Просвещение, 1970 – 234 – 237 с.
Ковалева Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: Высшая школа. 1974.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М, 1995 – 156 с.
Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М, 1984 – 213 с.
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: АО»Столетие», 1998.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. – 160 с.
Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества
Альмаматер. 1994 – 32 с.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей: Лабораторный практикум». – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М, 1996 – 180 с.
Левин В.А. Воспитание творчества – Томск: Пеленг, 1993 – 299 с.
Лук А.Н. Мышление и творчество. – М: Просвещение, 1976 – 142 с.
Лук А.Н. Психология творчества. – М, 1978 – 116 с.
Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М: Просвещение, 1976 – 10 с.
Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. – М, 1996 – 78 с.