Технологическая карта учебного занятия по экономике на тему Заработная плата и факторы её формирования

Технологическая карта учебного занятия
Тема урока «Заработная плата и факторы её формирования».
Предмет: экономика
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: практическое занятие
Технология: кейс-метод
Образовательные технологии: личностно-ориентированные, технология сотрудничества, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная, групповой работы, продуктивного чтения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, критического мышления
Методы обучения: репродуктивный, продуктивный (развивающий), словесный, практический
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Цель освоения учебного содержания: познакомить обучающихся с понятием заработная плата, углубить знания о факторах формирования заработной платы
Задачи:
образовательные:
- углубить знания о формах заработной платы;
- сформировать представление о факторах, влияющих на размер заработной платы;
развивающие:
- развитие навыков совместной деятельности;
- способствовать дальнейшему развитию навыков работы со статистическим материалом;
воспитательные:
- воспитание чувства уважения к другим людям;
- развитие способности слушать других;
- воспитать экономически грамотного гражданина своей страны.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты
Ключевые компетенции

В познавательной сфере: умение определять факторы формирования заработной платы, анализировать их; объяснять, в чем причины разного уровня оплаты труда.
В коммуникативной сфере: умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог.
Ценностно-смысловая компетентность:
Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение, работать с книгой, статистическим материалом, дидактическим материалом.


Основные понятия темы: заработная плата, виды заработной платы, факторы формирования заработной платы.
Метапредметные связи: связь с правоведением (трудовое право), курсом обществознания, математикой
Организация пространства: использование публицистической статьи, презентации Power Point, статей Трудового кодекса РФ, учебные пособия, дидактический материал.

Технология изучения:

Этап урока
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Универсальные учебные действия

1.Организационный этап
1 мин.

Приветствие, проверка отсутствующих и подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания и позитивный настрой на урок.
Приветствуют преподавателя

Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок

2. Этап повторения пройденного материала
5 мин.










Проверка знаний прошлых занятий. Мы говорили о рынке и производительности труда. А также затронули проблему безработицы.
Тестовое задание: вопрос и к нему варианты ответов, вам надо выбрать один правильный ответ на вопрос. Работаете в тетради для к/р.
Проверить правильность выполнения теста.
Отвечают на вопросы преподавателя




Выполняют тестовое задание в тетрадях.
Ребята обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения теста согласно критериев.
Познавательные:
Общеучебные – осуществляют поиск существенной информации (по воспроизведению в памяти)



3.Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала

5 мин.













Какое ранее неизученное, но известное из жизни понятие встретилось в тесте? Это понятие «заработная плата». О ней мы и будем говорить на нашем учебном занятии.
Перейдем к следующему этапу нашего урока – новой теме.
Одинакова ли зарплата у работающих людей? Действительно, уровни зарплат различаются, всему виной различные факторы.
Давайте попытаемся спланировать нашу деятельность на уроке. О чем мы будем говорить?
Эпиграф к уроку – слова Ф. Вольтера «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды».
Как вы их понимаете?
Почему эти слова я взяла эпиграфом к нашему занятию?
Вспоминают, с каким понятием ещё не знакомились на учебных занятиях.






Приводят примеры в различии зарплаты.




Определяют цели и задачи урока






Ребята отвечают, как они понимают слова эпиграфа и какое он имеет отношение к уроку.
Познавательные:
Общеучебные- осуществляют поиск существенной информации (по воспроизведению в памяти).






Регулятивные: формулируют учебную задачу вместе с учителем


Личностные: понимают значение знаний для человека

4. Этап усвоения новых знаний:
7 мин.
°Самый распространенный из доходов граждан – заработная плата. Смысл этого термина понятен без труда – речь идет о деньгах, которые платят "за работу". Что такое заплата? Какие факторы формируют з/п? Выясним в процессе урока.
Вы разбиты на 3 группы. Каждой группе будет дан материал, с помощью которого вы подготовите свое выступление, и задание, которое группе необходимо будет выполнить.
1 группа: готовит выступление о том, что значит, понятие заработная плата и из каких частей она может состоять
2 группа: объясняет, какие факторы определяют различия в оплате труда работников с примерами
3 группа: анализирует рынок труда и выделяет профессии, заработная плата которых будет постоянно возрастать.
На выполнение работы вам дано пять минут.
















Группы изучают материал, выполняют предложенные задания и готовятся к выступлению.









Коммуникативные: умение высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других, умение работать в команде.



Познавательные:
общеучебные - ориентируются в учебнике, дополнительной литературе; осуществляют поиск существенной информации.

5.Этап усвоения новых знаний: заработная плата, виды зарплаты
5 мин.




Преподаватель организует выступление ребят 1 группы. Добавляет. Показывает слайд с определениями и видами зарплаты. Организует беседу о разных видах зарплат.
1 группа рассказывает о том, что значит зарплата, перечисляют виды зарплаты.
Коммуникативные: умение выступать на публике.
Личностные: понимают значение знаний для человека и применяют их.

6.Этап усвоения новых знаний:
факторы различия в уровне зарплаты
4 мин.




Преподаватель организует выступление 2 группы.
Добавляет. Показывает слайды с различными профессиями. Организует беседу по тому, как можно высчитывать разные виды зарплат, какие профессии получают тот или иной вид зарплаты.
2 группа: объясняет какие факторы определяют различия в оплате труда работников.
Ребята выбирают: представитель какой профессии будет получать большую зарплату, исходя из данного фактора.
Познавательные: общеучебные – дополняют и расширяют имеющиеся знания о различии в оплате заработной платы.

7.Этап усвоения новых знаний: перспективные профессии по уровню зарплаты
3 мин.





Преподаватель организует выступление представителей 3 группы.
Подведем итог сказанному: какие отрасли экономики будут постоянно развиваться? Почему именно они? С чем это связано?
3 группа: выделяет профессии, заработная плата которых будет постоянно возрастать.

Познавательные: общеучебные – дополняют и расширяют имеющиеся знания о перспективных профессиях

Валеопауза (гимнастика для снятия усталости с глаз) – 1мин.

8.Этап проверки понимания обучающимися нового материала
8 мин.

Подготовка обучающихся к проверке знаний. Выполнение теста и решение практической задачи.
Карточки красного цвета для успешных и сильных студентов;
синего – со средней степенью усвоения материала;
зелёного – медленное усвоение материала и выполнение задания.
Выполнить самопроверку выполненного задания.

Прослушивают условия и порядок выполнения задания, выполняют дифференцированные тестовые задания








Проверка теста по критериям. Выставление оценок за тест с использованием критериев оценки.













Личностные: развивают способность к самооценке

9. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности
3 мин.
Организация рефлексии с помощью задания: закончить предложения
Меня заинтересовало ...
Я затруднялся...
Хотелось бы узнать побольше о ....




Ребята оценивают свою работу на уроке и работу каждого.
Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние

10.Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
3 мин.



Инструктирует ребят по выполнению домашнего задания. Проверяет записи домашнего задания.
Преподаватель подводит итог урока, достижение целей и задач урока,
Отмечает наиболее активных, благодарит ребят за работу на уроке.
Записывают домашнее задание в тетради.





Регулятивные: умеют анализировать свою работу на уроке, достижение целей и задач




















15