Классный час для 3 класса «Поклонимся великим тем годам».

Классный час «Поклонимся великим тем годам».

Цель: формирование знаний о Великой Отечественной войне.
Задачи:
-познакомить с фактами Великой Отечественной войны, дать понятие о детских концлагерях;
-развивать любовь к Родине, уважение к ветеранам войны;
-воспитывать чувства патриотизма, гордости за свой народ, свою Родину, свою историю.
Оборудование: костюмы для сценки, красные гвоздики, георгиевские ленточки, презентация, рисунки, сочинения, наглядность.

Ход классного часа:
1.Вступление.
Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное – о них помнят. Эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть событиям тех далёких дней.
-Какой замечательный праздник отмечал весь наш народ несколько дней назад? (9мая – День Победы).
-Сколько лет прошло с окончания войны? (68 лет).
-В каком году началась и закончилась Великая Отечественная война?
Великая Отечественная война. Это война советского народа против фашистских захватчиков. И сегодня, мы вспомним о тех, страшных для нашего народа, днях.
2.Основная часть.
21 июня 1941 года Стояла ясная тёплая погода. В школах проходили выпускные балы. Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир. Все были счастливы, ничто не предвещало беды.
22 июня, 4 часа утра Мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия внезапно вторглась на территорию Советского Союза.
И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, советский народ вступил в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Началась самая страшная война в истории человечества – Великая Отечественная война.
Ученики:
1.Родина! Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина
Тихо сказала: «Вставайте на помощь»?
Родина!
2.Война... Суровее нет слова.
Война... Печальнее нет слова.
Война... Священнее нет слова.
3.От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну.
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!



-1-
Учитель: Одной из первых, кто принял на себя удар врага, была Брестская крепость. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди – и в крепости, и в городе Бресте. Послушайте рассказ о подвиге защитников этой крепости.
Ученик 4: С первых минут войны, отец Вали ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю, которой было 13 лет, фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия и где, и осталась помогать нашим воинам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку, пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка – вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжать борьбу с врагом до полной победы.
И Валя клятву сдержала. Ей удалось вырваться из фашистского плена, и свою борьбу она продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество Родина наградила Валю орденом Красной звезды.
Учитель: Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили,
И ушли, за солдатом солдат.
До свидания девочки, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Вместо учёбы в институтах молодые ребята и девушки ушли на фронт. На себе они испытали все ужасы той страшной войны. Им было по 17-18 лет. Силе и храбрости тех ребят можно только удивляться. И хотя война их сделала взрослее, они всегда думали о своём доме, о своих близких.
Ученик 5: Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновий привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мной, родная моя!
Учитель: Вот такие послания в письмах – треугольниках отправляли солдаты с фронта своим близким.
Армия Гитлера долго готовилась к этой страшной войне. Она была очень хорошо вооружена не только автоматами, пулемётами, но и тяжёлой бронетехникой – танками и самолётами. Тяжело приходилось советскому народу отстоять свои города и деревни. Особую ненависть фашистские захватчики питали к Ленинграду (ныне Санкт –Петербург). На город с самого начала войны был нацелен один из главных ударов гитлеровской армии. Фашисты хотели население уничтожить, а город сравнять с землей. С начала войны на подступах к городу развернулось ожесточённое сражение. Силы противника намного превосходили наши. Немцы окружили город в кольцо. Началась блокада Ленинграда.
900 дней и ночей продержался в блокаде город-герой Ленинград. "Ленинградские дети"... До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, весёлыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны
-2-
коллекционировали марки и конфетные фантики). А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, улыбаться и смеяться, даже плакать. За время блокады (окружения) в этот город не въезжали машины, поезда. Фашисты перекрыли все въезды в город. Туда не привозили продукты питания. Бомбы и снаряды повредили трубы, и в дома не поступали тепло и вода. Люди брали воду в реке Неве, а жили в невыносимых условиях.

СЦЕНКА.
Сестра 6:
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну, хоть бы крошечку, где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат ремонтирует табуретку.
Брат 7:
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое, по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б всё одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны.
Брат:
Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.
Учитель: Да, нечего было есть. После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. 700 тысяч жителей Ленинграда погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов хлеба в день, а тем, кто не работал и детям по 125 г хлеба. Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага. Но они просчитались. Люди умирали от голода. Умирали целыми семьями, но город врагу не отдали. Голод и страшные морозы зимой человек не выносил. Умирали прямо на улице, а дети в школе.
Девчонка руки протянула
Положив голову на край стола.

-3-
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки – после похорон.

Одиннадцатилетняя ленинградская школьница Таня Савичева написала блокадную историю своей семьи Большая, дружная семья Савичевой спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей

«Женя умерла 28 декабря в 12 ч 1941 г.»
«Бабушка умерла 25 января в 3 ч дня 1942 г.»
«Лёка умер 17 марта в 5 ч.утра 1942 г.»
«Дядя Вася умер в 2 ч ночи 14 апреля 1942 г.»
«Дядя Лёша умер 10 мая 1942 г.»
«Мама умерла 13 мая 1942 г.»
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
Что же было дальше с Таней? Надолго ли она пережила родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё. Таня умерла 23 мая 1944 г.
На защиту Отечества вставали и взрослые, и дети. 20 тысяч пионеров (это дети от 10 до 14 лет) получили медаль «За оборону Москвы», 15 тысяч 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». Дети стояли у станков, ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с тёплыми носками, варежками, кисетами для табака. Очень часто дети участвовали в концертах для раненых солдат, они выступали в госпиталях и воинских частях. В нашем городе тоже были госпитали. Они располагались в зданиях хирургии, школы №7 и других.
В годы войны смертью храбрых пали юные герои. Их имена навечно останутся в памяти народа. Они посмертно награждены медалями и орденами, а некоторым из них, наравне со взрослыми, присвоено звание - Герой Советского Союза. Их именами названы улицы, морские корабли, школы. Послушайте рассказ о некоторых из них.
Ученик 8: Война застала Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Зина входила в подпольную организацию «Юные мстители». Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, ходила в разведку. В декабре 1943 года Зина возвращалась с задания. Её выдал предатель. Фашисты схватили Зину, пытали, мучили. Зина молчала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола следователя пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная патриотка была зверски замучена. Родина посмертно наградила её званием Героя Советского Союза.
Ученик 9: До войны Саша Кондратьев был самым обыкновенным мальчишкой, учился в школе, помогал старшим в колхозе и мечтал стать лётчиком. Вначале войны Саша сразу повзрослел. Вместе с другом Костей он отыскал в лесу после боя мины, а потом подложил их под мельницу и дом, где расположились фашисты. Собирал и хранил в тайнике оружие, а отец переправлял его партизанам. Вместе с мамой Саша укрывал бойцов, бежавших из плена, ухаживал за ранеными.
-4-
Неподалёку от его деревни был аэродром, с которого взлетали самолёты врага. Укрывшись поблизости с ручным пулемётом, Саша ждал. А когда «мессер-шмитт» поднялся в воздух, Саша расстрелял его. Фашистский самолёт рухнул за лес. Выдал Сашу староста, он донёс гитлеровцам о происшествии. Сашу казнили.
Ученик 10: Володя Казначеев весной 1941 года закончил 5 класс. Осенью он вступил в партизанский отряд. Когда вместе с сестрой Аней он пришёл к партизанам, в отряде посмеивались: «Ну и пополнение!» Но когда узнали, что это дети Елены Кондратьевны, которая пекла хлеб для партизан, шутить перестали. В отряде Володю обучили делу минёров и подрывников. Вместе с товарищами он пустил под откос 8 фашистских эшелонов. Он был связным, доставлял ценные сведения. За голову Володи фашисты назначили награду, не подозревая, что это мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того дня, пока родной край не был освобождён от фашистов. Володя был награждён орденом Ленина и медалью «Партизану Отечественной войны».
Учитель: Вот так, целыми семьями, боролись с фашистами. Партизаны взрывали рельсы, мосты, уничтожали немецких солдат и офицеров, транспорт противника, вели разведку и собирали ценные сведения о передвижении вражеских войск. Рассказы о пионерах-героях можно продолжать дальше. С подвигами других ребят вы можете познакомиться, посмотрев выставку «Пионеры-герои» и прочитав книги.
Весь народ поднялся на борьбу с захватчиками. В военкоматы выстроились
очереди, на фронт уходили прямо со школьной скамьи. В тылу оставались
дети, женщины, старики. Но и они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти от пожаров дома. Десятки, тысячи женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы взамен ушедших на фронт мужей, отцов, сыновей. Главным девизом страны было: «Всё для фронта! Всё для Победы!» В тылу работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома. Линия фронта не дошла до нашего городка. Но сколько наших земляков ушло воевать! Великая Отечественная война прошла через каждую семью. Ведь и ваши прадедушки воевали, а ваши прабабушки своим трудом помогали устоять фронту. На заводах нашего города изготавливали снаряды, зеркальные отражатели для зенитных прожекторов и оптические призмы для танков. С декабря 1941 по апрель 1942 гг. была сформирована 167 стрелковая дивизия. 109 её бойцов стали Героями Советского Союза. В августе 1942 года на территории Сухоложского района была сформирована 93-я стрелковая бригада. О них более подробно мы узнали в музее, который посещали в «Кристалле». В феврале 1943 года Сухой Лог приобрёл статус города. С 1984 года в нашем городе создан поисковый отряд «Память», ребята которого разыскивают захоронения солдат, производят раскопки, сообщают об этом родственникам, ухаживают за могилами и монументами.
Вы написали сочинения об истории близких вам людей в годы Великой Отечественной войны. Вот строчки из некоторых работ:
«.. .когда моя прабабушка слышит слово «война», у неё на глазах появляются слёзы. И мне часто становится грустно, когда она плачет, а её грустные глаза смотрят вдаль, и лицо наполняется тяжёлыми воспоминаниями...»;
«мой прадедушка закончил войну в Будапеште, затем служил на Дальнем Востоке. Вёл боевые действия с японскими войсками. Он награждён орденами и медалями. У него остались тяжёлые воспоминания о военном времени».
Это строчки о ваших родных и близких, которые своим подвигом
приближали Победу.
Дети, родившиеся после войны, уже сами стали взрослыми. Это ваши бабушки и дедушки. У них родились свои дети - ваши мамы и папы. Война постепенно уходит в прошлое. Но мы должны помним всё, что связано с ней.

-5-
В войну люди умирали. Погибали на полях сражения от пуль и осколков снарядов. Умирали от ран в госпиталях. А ещё умирали не только военные люди, но и простые мирные. Немцы сжигали целые деревни вместе с людьми. Всех жителей села или деревни собирали в один большой сарай, закрывали двери, обливали сарай бензином и поджигали. Там сгорали живыми старики, которые не могли уже идти на войну, женщины, и даже дети всех возрастов. Жителей других деревней они полностью расстреливали, а дома сжигали. Фашисты не щадили никого. Война отучила этих детей плакать. Когда поезда бомбили, люди попадали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на всё стеклянными глазами. Люди и дети в то время четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. А ещё людей увозили в концлагерь. Те, кто мог работать, выполняли тяжёлую работу без еды, а те, кто не был пригоден для работы – это женщины и дети, подвергались страшным пыткам. На них ставили опыты, ведь им было не жалко, если русский погибал. У детей выкачивали кровь для немецких солдат. Людей сжигали в печах. В фашистских концлагерях и лагерях смерти содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 2 миллионов детей.
Почти 4 года шла война. Это 1418 дней. 34 000 часов и более 20 миллионов погибших жизней.
Мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам. Мы с лёгкостью произносим: тысяча км/ч, миллионы тонн сырья... Но 20 миллионов погибших жизней, представляете, что это такое? Если бы по каждому погибшему из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года.
20 миллионов за 1418 дней - это значит: 14 000 убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту.
Вдумайтесь: каждый 6-ой житель нашей страны погиб во время этой войны. А сколько осталось вдов и сирот? Вот, что такое 20 миллионов.
От Москвы до Берлина 2600 км. Так мало, не правда ли? Если поездом, меньше суток, самолётом - около часа. Перебежками и ползком - 4года.
10 800 убитых на каждый километр. Они никогда не услышат вести о Победе.
Учитель: Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли и гнали их до самого дома. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение. 8 мая 1945 года в пригороде Берлина был подписан акт о безоговорочной и полной капитуляции вермахта. А флаг советского союза водружён на самом главном здании Германии – рейхстаге.
Ученик 11:
Осенен полыханием победного стяга,
Сел усталый солдат на ступеньки рейхстага,
Снял фуражку, как труженик после работы,
Вытирая со лба капли жаркого пота.

Поглядел еще раз,
Как над вражьей столицей,
На весеннем ветру,
Наше знамя лучится,

-6-

Папироску свернул,
Затянулся спокойно,
И сказал:
- Так любые закончатся войны.

9 мая объявили о победе советского народа над немецкой Германией. Вот что вспоминают очевидцы: «В ночь на 9 мая 1945 года москвичи не спали. В 2 часа ночи по радио объявили, что будет передано важное сообщение. В 2 часа 10 минут диктор Юрий Левитан прочитал Акт о военной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днем всенародного торжества – Праздником Победы».
9 мая 1945 г. притихший после сражений Берлин, взорвался салютом
долгожданной Победы. Советские воины обнимали друг друга. С ликованием первый день мира праздновала вся страна. Люди, покинув дома, вышли на улицу. Военных не спрашивали, кто они, обнимали и целовали, хватали в охапку и качали, подбрасывали над головами людского моря. В полночь в Москве грянул салют. Было дано 30 залпов из 1000 орудий.
Четыре года жизни – год за годом,
Четыре года смерти – день за днем,
Во имя мира всем земным народам
Бежали, опоясаны огнем.
Все, что свершили, – памятно и свято.
Навеки будут рядом, без конца –
Могила Неизвестного солдата и
Счастье победившего бойца!
Ученик 12:
Не забыть нам даты этой, что покончила с войной
Той великою весной.
Победителю - солдату сотни раз поклон земной.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии советской, люди, победившие войну.
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату, с девочкой, спасённой на руках!
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он - солдат родной державы
Охраняет мир на всей земле!
Ученик 13: Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Мы будем достойными потомками того великого поколения. Мы благодарны им за эту победу, за наши мирные жизни, за то, что они вынесли все ужасы военного времени и победили. Дети и война – понятия несовместимые.




-7-
Ученик 14:
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину,
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми,
Вновь торжествует юная весна.
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!
Ученик 15:
Мы учимся в школе, растим тополя.
Мы любим природу: леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути.
Под небом спокойным хотим мы расти!
Учитель: 9 мая вся наша страна празднует День Победы. В этот день и радость, и скорбь рядом. Великую Победу одержал наш народ. Но, нелегко досталась нам она. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. Кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, друга. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений и поздравляют тех, кто прошёл войну, кто после войны налаживал мирную жизнь. Об этом мы должны помнить.
Ученик 16:
Уж много лет живём мы в мире,
Весна сменяется весной,
Но люди мира не забыли
Тот ад, что назван был войной.
Идут года, уходит время,
Мужает с нами вся страна,
И снова говорим мы вместе:
«Фронтовики, наденьте ордена!»
Ученик 17:
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города!
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой!
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат. Оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года!
Пусть не будет войны никогда!
3.Заключение.
Учитель: 68 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Для мировой истории это, может быть, короткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она - молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

-8-
Символом ДНЯ ПОБЕДЫ является гвоздика. Полыхающие красным пламенем они, словно, напоминали людям: за Победу было пролито немало крови, отдано немало жизней И эти гвоздики дарят тем, кто завоевал для нас эту победу и свободу – ветеранам, и возлагают к памятнику и вечному огню. Другим символом является - Георгиевская ленточка. Это знак уважения к солдатам. Георгиевская ленточка – часть ордена, награды, которые давались за подвиги, воинскую службу и героические действия.
Ученик 18:
Мы хорошо знаем цену мира.
Мир - это утро, полное света и надежд!
19: Мир - это цветущие сады и колосящиеся нивы.
20:Мир - это главное слово на свете!
18: Мир очень нужен нашей планете!
19: Мир нужен детям!
20: Мир нужен взрослым!
Хором: Мир! Мир! Мир!
Ученик 21:
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда.
Да не будет войны на планете.
Никогда! Никогда! Никогда!
Учитель:
Пусть солнце утопит всю землю в лучах!
Пусть мирные звёзды сияют над ней!
Пусть каждый растёт в материнских руках!
Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!


Исполнение песни «Солнечный круг».























-9-
15