Проект программы внеурочной деятельности Поклонимся великим тем годам! (6 класс)


Программа внеурочной деятельности
«Поклонимся великим тем годам!»
Война! Твой страшный следЖивет в архивах пыльных, В полотнищах победИ в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след – И в книгах, что на полке…

Николай Старшинов
1. Введение
Аннотация
Сегодня становится понятно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед. С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь можно оборвать в печи крематория, уничтожить голодом блокадных городов.
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
2. Обоснование актуальности и необходимости разработки и внедрения предлагаемого проекта.
Актуальность программы. Празднование 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне – важнейшее событие в жизни современной школы, событие, способствующее воспитанию в сознании ученика социально-значимых патриотических ценностей. Война и Победа - не только история, это факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой священный долг. Сегодня, когда такие вопросы гражданского воспитании, как представление о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; усвоение ценности и содержания понятий "служение Отечеству"; этических категорий "свобода и ответственность", мировоззренческих понятияй "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.; развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, - становятся основными в воспитании и социализации учащихся, программа школы, посвящённая празднованию 70-ой годовщине Победы, является наиболее актуальной.
Реализация данной программы позволяет учащимся:
- приобщиться к творческой, поисковой, научно-исследовательской и проектной деятельности по изучению истории своего Отечества;
-повысить интерес к изучению истории народа в годы ВОВ;
- развить коммуникативные способности учащихся.
Данная программа необходима для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, для сохранения исторического наследия для потомков, вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность учащихся и их родителей.
В настоящее время в рамках ФГОС становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности, формирование личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей.
          Программа внеурочной деятельности «Поклонимся великим тем годам» составлена с учетом требований новых образовательных стандартов, в соответствии с планом внеурочной деятельности для обучающихся параллели 6-х классов и Государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”. Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" (с изменениями и дополнениями).
Методического пособия для классных руководителей 5-11 класс, «Уроки мужества», Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – Москва, 2008 г.-112 с.
Цель программы: формирование основ патриотизма и воспитание уважения к  истории своего народа времен Великой военное время, воспитание гражданской и социальной активности
Задачи:
формирование у обучающихся интереса к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны, биографии героев;
формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, к жизни сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;
развитие навыков и умений обучающихся работать с дополнительным материалом и историческими документами;
вовлечение учащихся, родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Великой Победы;
укрепление общих интересов в семье путем привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий патриотической направленности;
повышение уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности обучающихся.
воспитание чувства гордости за Отечество, свой народ, свою семью, уважения к памяти погибших.
Формы и методы работы
•игровая;
•познавательная;
•просмотр презентаций и видеофильмов;
•проектная деятельность;
•встречи с ветеранами;
•конкурсы;
•посещение библиотек;
Принципы реализации проекта:
личностно- ориентированная направленность: формирование патриотических качеств личности;
деятельностный подход: воспитание и развитие личности  в результате  практической деятельности – создании фильма;
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
7. Ожидаемые результаты проекта:
Личностные
гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, , России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к истории своего народа;
воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа. Воспитание патриотизма;
совершенствование нравственных качеств учащихся.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
организация группового дела;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
стремление к познанию;
На протяжении учебного года учащиеся собирают материал о родственниках, участвовавших в ВОВ, о тружениках тыла, партизанах.
8. Механизм выполнения проекта ( наличие соисполнителей, взаимодействие с ними).

Предполагаемые партнёры в реализации проекта:
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Галерея современного искусства "Стерх".
МБУК «Сургутский художественный музей».
Историко-культурный центр «Старый Сургут».
Архивы министерства обороны по поиску фамилий участников ВОВ.
8. Научно – методическое обеспечение проекта.
Для реализации данного проекта необходима дополнительная литература:
Печатные издания о ВОВ.
Видео фрагменты, материалы Интернет, статьи периодических изданий.
Работа в архивах, библиотеках.
Работа в компьютерном классе, для обработки материала.
Содержательные линии проекта:
Образовательная – знакомит с историческими фактами Великой Отечественной войны, знание географического положения городов-героев, мест исторических сражений и расположения концлагерей.
Ценностная – предполагает формирование патриотического мировоззрения, ориентацию на гуманистические ценности, знание истории России, её  изучение, сохранение.
Деятельностная – способствует созданию объединения мини проектов в единый исследовательский проект.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Участники проекта – обучающиеся 6 в класса, классный руководитель, родители
Ожидаемые результаты реализации проекта: участие в социальных, патриотических проектах, посвященных 70-ю Великой Победы, создание презентаций о городах – героях, пионерах-героях. Участие в акции «Бессмертный батальон».
Формы активных воспитательных  мероприятий:
Проведение классных часов «Дети войны», «Пионеры-герои»
Разработка проектов по теме «Города-герои»
Виртуальное исследование мест основных сражений
Ветераны в наше время
Стихи и рассказы о ВОВ
Творческие проекты
Участие в городском социальном проекте «Бессмертный батальон», посвященный 70-летию Победы.

Учебно-тематический план

п/п Тема занятия Количество часов В том числе Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий
теория практика 22 июня ровно в 4 часа 1 1 Города-герои
Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год
Сталинград (Волгоград) – 1945 год
Севастополь -1945 год
Одесса – 1945 год
Киев -1965 год;
Москва -1965 год;
Брест (крепость-герой) -1965 год;
Керчь – 1973 год;
Новороссийск -1973 год;
Минск -1974 год;
Тула -1976 год;
Мурманск -1985 год;
Смоленск -1985 год. 6 3 3 Микрогруппы, подготовка презентаций по городам-героям
Вечная слава городов героев 1 1 (коллективная работа) Создание единого альбома
Детство, опаленное войной 1 1 презентация героические образы ВОВ
Пионеры – герои ВОВ
Леня Голиков
Марат Казей
Валя Котик
Зина Портнова
Толя Шумов
Володя Казначеев
Володя Дубинин
Костя Кравчук
Аркадий Камашин,
Валера Волков 7 4 3 Микрогруппы, подготовка презентаций о пионерах-героях
Зал боевой славы 1 1 экскурсия
Пионеры-герои в литературе 1 1 чтение стихов, анализ литературных произведений, посвященных пионерам в годы ВОВ
Нацистские концентрационные лагеря «Бухенвальд» 1 1 презентация
Одесские катакомбы 1 1 фото, презентация. Виртуальная экскурсия
Брестская крепость 1 1 фото, презентация (работа в микрогруппах)
Хатынь 1 1 фото, презентация (работа в микрогруппах)
Песни военных лет 1 1 конкурс песен военных лет
Моя семья в годы ВОВ 1 1 индивидуальная исследовательская работа
Защита презентации «Бессмертный батальон» 3 1 2 индивидуальная исследовательская работа
Север в годы войны 1 1 поисковая работа, фото горожан в годы ВОВ
Великие полководцы ВОВ 1 1 работа в микрогруппах. Презентация
Награды и медали ВОВ 1 1 работа в микрогруппах. Презентация
Памятники и обелиски «Подвиг неизвестного солдата» 1 1 Трептов парк в Берлине
Великая Победа! 2 1 1 Конкурс рисунков
Эта память, верьте, люди, всей земле нужна 1 Не гаснет  памяти свеча 1 акция «Георгиевская ленточка»
Итого: 35
Календарно-тематическое планирование

п/п Дата Тема занятия Количество часов
по плану по факту 1. 04.09 Завтра была война. Выпуск 1945 года. 1
2. 11.09 Города -герои
Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год;
Сталинград (Волгоград) – 1945 год. 1
3. 18.09 Севастополь -1945 год;
Одесса – 1945 год. 1
4. 25.09 Киев -1965 год;Москва -1965 год;
Брест (крепость-герой) -1965 год. 1
5. 02.10 Керчь – 1973 год;
Новороссийск -1973 год. 1
6. 09.10 Минск -1974 год;
Тула -1976 год. 1
7. 16.10 Вечная слава городов героев 1
8. 21.10 Мурманск -1985 год;Смоленск -1985 год. 1
9. 30.10 Детство, опаленное войной 1
10. 13.11 Пионеры – герои ВОВ 1
11. 20.11 Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик 1
12. 27.11 Зина Портнова, Толя Шумов, Володя Казначеев 1
13. 04.12 Володя Дубинин, Костя Кравчук, Аркадий Камашин, Валера Волков 1
14 11.12 Зал боевой славы 1
15. 18.12 Пионеры герои в литературе 1
16. 25.12 Нацистские концентрационные лагеря «Бухенвальд» 1
17. 15.01 Одесские катакомбы 1
18. 22.01 Брестская крепость 1
19. 29.01 Хатынь 1
20. 05.02 Песни военных лет 1
21. 12.02 Моя семья в годы ВОВ 1
22. 19.02 Проект «Бессмертный батальон» 1
23. 26.02 Библиотека в годы ВОВ 1
24. 05.03 Партизанская война 1
25. 12.03 Север в годы войны 1
26. 19.03 Великие полководцы ВОВ 1
27. 02.04 Награды и медали ВОВ 1
28. 09.04 Памятники и обелиски «Подвиг неизвестного солдата» 1
29. 16.04 Техника Победы 1
30. 23.04 Разведчики. 1
31. 30.04 Стихи о войне 1
32. 07.05 Великая Победа! 1
33. 14.05 Защита проекта «Бессмертный батальон» 1
34. 21.05 Эта память, верьте, люди, всей земле нужна 1
35. 28.05 Не гаснет  Памяти свеча 1
Итого: 35

Список литературы
1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
3. Городская детская общественная организация «Юные жуковцы», информационный сборник, Сургут, 2001.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, 2010.
5. Токаренко Е., Ермолина Н. «С чего начинается Родина…», азбука юного гражданина, 2001.
6. Полухина Л.М. «Югра – взгляд в будущее», Екатеринбург, 2006.
7. «Почетные граждане города Сургута», сборник статей, Сургут, 2006.
8. «Наградной лист, и не только», альбом о сургутском клубе «Фронтовые подруги», Ханты-Мансийск, 2010.
9. Андреев М.С. «Живая память. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Города-герои», Москва, 2010
Литература для учащихся:
Алексеев, М. Н. Мой Сталинград : Мой Сталинград ; Наследники ; Дивизионка ; Биография моего блокнота / М. Н. Алексеев. – М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 1995. –  478 с.
Алексеев, С. П. Исторические повести о русских победах / С. П. Алексеев. – М. : Современник : Просвет, 1995. - 320 с.
Алексеев, С. П. Рассказы  о великой московской битве / С. П. Алексеев ; ил. В. В. Юдина. - М. : Дрофа, 2003. - 120 с. : ил. - (Честь и отвага). Алексиевич, С. У войны не женское лицо : [для ст. шк. возр.] / С. Алексиевич. - М. : Пальмира, 2004. – 317 с. : ил.
Ананьев, А. А. Танки идут ромбом ; Версты любви : романы / А. А. Ананьев;  худож. В. Голубев. – М. : Голос, 1995. – 557 с.
Анненков, Ю. Л. Флаг миноносца / Ю. Л. Анненков. – М. : Диамант, 1995. –  509 с. - (К 50-летию Великой Победы).
Астафьев, В. П. Прокляты и убиты : роман / В. П. Астафьев. – М. : Вече, 1994. – 507 с. – (Военный роман).
Бакланов, Г. Я. Навеки - девятнадцатилетние :  повесть : [для ст. шк. возр.] / Г. Я. Бакланов ;  вступ. ст. В. Кондратьева ; ил. Ю. Федина. - М. : Дет. лит., 2003. – 206 с. : ил. – (Школьная б-ка).
Бакланов, Г. Я. Я не был убит на войне : роман, повести, расска-зы / Г. Я. Бакланов. - М. : Моск. рабочий, 1995. - 491 с.
Баруздин,  С. А. Повторение пройденного : роман / С. А. Баруздин ; худож. Ю. Пучинский. – Минск : Юнацтва, 1990. – 169 с. – (Школьная б-ка).
Бернард, Я. И. Дети батальона : рассказы, стихи / Я. И. Бернард ; худож. Е. Корватская. – М. : Дет. лит., 1991. –  63 с.
Беспризывники : повести-воспоминания / худож. Е. Тлеулиев. – Алма-Ата : Жальн, 1991. – 381 с. –  Содерж. : Запорожец А. В двенадцать мальчишеских лет; Иванов В. Мое военное детство; Олейников А. В неволе; Абилов Н. Где ты, Леня?
Богомолов, В. О. Иван ; Зося : повести / рис. О. Верейского, А. Веркау. – М. : Дет. лит., 2001. – 191 с. : ил. – (Школьная б-ка).
Быков, В. Волчья стая : повести / В. Быков ; пер. с белорус. – М. : Дружба народов, 1995. – 318 с.
Васильев, А. С. Умереть, чтобы жить : невыдуманные истории / А. С. Васильев. – М. : Граница, 1994. –  429 с. – (Стражи побережья. Граница).Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2-х т. Т. 1,2 - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 512 с. - (Б-ка отечественной классической художественной литературы).
Воробьёв, К. Д. Убиты под Москвой : повести и рассказы / К. Д. Воробьёв; худож. А. Тамбовкин. – М. : Дет. лит., 2003. – 286 с. : ил. – (Школьная б-ка).
Воронкова, Л. Ф. Девочка из города ; Гуси-лебеди : повести [для мл. возр.] / Л. Ф. Воронкова ; худож. В. Гальдяев. – М. : Дет. лит., 1991. –  223 с. Герман, Ю. Дорогой мой человек : роман / Ю. Герман. – М. : РИПОЛ, 1993. –  431 с.
Кассиль, Л. А. Дорогие мои мальчишки : повесть / Л. А. Кассиль. – Дет. лит., 1990. - 141с.  
Катаев, В. П. Сын полка : повесть / В. П. Катаев ; худож. И. Гринштейн. – М. : Дет. лит, 2001. – 235 с. : ил. – (Школьная б-ка).
Кондратьев, В. Л. Сашка ; Отпуск по ранению : повести / В. Кондратьев ; худож. Б. Страхов. – М. : Дет. лит, 2001. – 287 с. : ил. - (Школьная б-ка).
Лиханов, А. А. Русские мальчики : роман в повестях /  А. А. Лиханов ; худож. С. Остров. – М. : Дом, 1995. –  446 с. : ил.
Митяев, А. В. Шестой - неполный : рассказы / А. В. Митяев ; ил. В. Юдина. - М. : Дрофа, 2002. - 144 с. : ил. - (Честь и отвага).В книгу вошли рассказы известного детского писателя о героизме русских солдат в годы Великой Отечественной войны.
Некрасов, В. В окопах Сталинграда / В. Некрасов. Где ты был, Адам? / Г. Белль ; пер. с нем. В. Португалова. - М. : Мол. гвардия, 1991. -  415 с. - (Библиотека юношества).
Пайтык, А. Мальчишки военных лет ; Наши гости : повести / А. Пайтык ; пер. с турк. Т. Лихоталь ; худож. А. Грашин. - М. : Дет. лит.,   1991. –  240 с.
Платов, Л. Д. Когти тигра : повести / Л. Д. Платов. - М. : Апостл, 1995. – 431 с. - (Совершенно секретно). - Содерж. : Бухта Потаенная ; Когти  тигра ; Предела нет.
Платонов, А. П. Песчаная учительница : рассказы / А. П. Платонов ; худож. В. Ю. Михайлов. - М. : Современник, 1990. - 60 с. -  (Отрочество. Серия книг для подростков).Погодин, Р. П. Где леший живет? : рассказы / Р. П. Погодин ; худож.  С. Острова. – Л. : Дет. лит. Ленингр. отд-ние, 1990. – 208 с. : ил.
Погодин,  Р. П. Я догоню вас на небесах : повесть, рассказы / Р. П. Погодин ; худож. Л. Коломейцев. - Л. : Сов. писатель, 1990. –  413 с.
Приставкин, А. И. Ночевала тучка золотая [повесть] / А. И. Приставкин. – М. : АСТ : Олимп, 2002. – 269 с. : ил. - (Школьная хрестоматия).
Свиридов, Г. И. Последний раунд ; Вовка – сын командира ; Охотники за алмазами / Г. И. Свиридов. -  М. : Печатное дело, 1995. - 525с. : ил. - (Библиотека приключений).
Семяновский, Ф. М. Повесть о фронтовом детстве [для мл. возр.] / Ф. М. Семяновский ; рис. В. Юдина. - М. : Новая школа, 1995. – 142 с. : ил. Твардовский, А. Т. Василий Тёркин : книга про бойца / А. Т. Твардовский . - М. : Вагриус, 2004. – 191 с.
Тихомиров, О. Н. В ту пору суровую в Киеве… [для мл возр.] / О. Н. Тихомиров – Новосибирск : Кн. изд-во, 1990. – 146 с. – (Красный галстук).
Туричин, И. А. Сердце солдата : повесть. Рассказы [для мл возр.] / И. А. Туричин ; рис. В. Хвостова. – Л. : Дет. лит., 1990. – 204 с. \Час мужества, 1941-1945 : избранные произведения о Великой Отечественной войне / сост. И. Н. Баженова, Л. Н. Лысова. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 702 с. – (Круг чтения : Школьная программа).Чернявский, М. Огненная баллада [для мл. возр.] / М. Чернявский ; пер. с белорус И. Мазнина ; худож. В. Голатенко. – М. : Дет. лит., 1990. – 30 с.
Шолохов, М. А. Рассказы / М. А. Шолохов. - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 320 с. - (Б-ка отечественной классической  художественной литературы).В книгу включены рассказы М. А. Шолохова, в том числе «Наука ненависти», «Судьба человека», «Нахалёнок» и др.