Планирование ГПД 1 класс


Согласована
Зам. Директора по УВР средней школы №13
1524010985400 О.Н. Бакотина
«_____» __________________ 20__ г.
Утверждена
Директор средней школы № 13
/А. Н.Филатов /
86296513842900Приказ от №
Департамент образования администрации Тульской области
Комитет по образованию администрации МО Щекинский район
МБОУ «Средняя школа № 13 им. С. В. Залетина»
Рабочая программа
по воспитательной работе
с учащимися группы продленного дня
Воспитатель: Рожкова Мария Сергеевна
Рассмотрена на заседании
ШМО учителей начальной школы
МБОУ «СШ № 13 им. С. В. Залетина»
протокол №_____ от «_____» ____________ 20___ г.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Краткие сведения о коллективе
Статус программы: рабочая программа по воспитательной работе с учащимися в ГПД;
Состав группы: постоянный;
Особенности набора детей: свободный;
Количество воспитанников: 25 человек;
Место проведения занятий: классная комната, территория школы, музеи.
1.2. Краткая характеристика воспитанников ГПД
В группе занимаются 25 человек. Из них 13 обучающихся - девочки и 12 – мальчики. 1 человек –обучение на дому(Новиков Борис). Все школьники обучаются в 1 «А»классе.
Возраст воспитанников от 6 до 7 лет.
Характеристика коллектива воспитанников по уровням:
Уровень развития всех учащихся соответствует норме.
Уровень успеваемости школьников колеблется от среднего до высокого.
Уровень воспитанности всех обучающихся группы - высокий.
Большинство учащихся посещают кружки, секции, занятия по интересам. Кроме того, ребята участвуют в спортивных соревнованиях, праздничных мероприятиях.
Характеристика программы воспитательной работы
Назначение программы:
для обучающихся настоящая программа создает условия для:
- социальной, культурной и, творческой реализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- максимального развития личности каждого ребенка;
- воспитания сознательного, инициативного, думающего, здорового члена общества;
- формирование детского интеллекта;
- целенаправленного развития познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления;
- раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
для педагогических работников МБОУ «СШ № 13 им. С. В. Залетина» данная программа способствует интеграции и координации деятельности по реализации воспитательной работы.
для администрации МБОУ «СШ № 13 им. С. В. Залетина» программа является основанием для определения качества реализации воспитательного процесса.
Рабочая программа разработана с опорой на следующие нормативные документы:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Концепция духовно-нравственного воспитания развития и воспитания личности гражданина России;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Направленность программы: экологическое воспитание учащихся. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) младших школьников. Эффективность этого процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания младших школьников, все составляющие которой (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельная) направлены на воспитание ценностей, где природа занимает особое место.
Новизна программы состоит в приоритетной направленности познавательной деятельности школьников на экологические вопросы, что положительно влияет на такие важнейшие аспекты становления личности младшего школьника как формирование мировоззрения и мироощущения ребенка. Кроме того аспекты экологического воспитания в данной программе доступны для усвоения любому воспитаннику группы, так как весь материал представлен в разнообразной и увлекательной для детей форме (игры, сказки, загадки, инсценировки, видеофильмы, кроссворды, чайнворды, сканворды, проекты, презентации, КВНы, Поле Чудес, экологические праздники).
Актуальность программы:
Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.
Рациональная, научно обоснованная организация учения, труда и отдыха учащихся создает условия для их психофизического, физиологического и личностного развития: закрепляет организационные навыки, способствует развитию умений эффективно общаться, формирует самосознание.
В связи с этим одним из необходимых условий продуктивной работы ГПД является четкое, хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания и развития учащихся, посещающих группу продленного дня.
Важнейшим фактором воспитательной работы детей является охрана здоровья учащихся. Однако в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. Стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе - состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, на планете практически не осталось уголков нетронутой природы.
Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое другое ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. И начинать это необходимо с младшего школьного возраста. Поэтому направленность работы в группе продленного дня на экологическое воспитание обучающихся становится необходимым звеном всей воспитательной работы каждого общеобразовательного учреждения страны.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в настоящее время режим продленного дня заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. Становится все более разнообразной работа  воспитателя группы продлённого дня, перед которым стоит важная задача - добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, осознающими свою тесную связь с окружающим миром. Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в младшем школьном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. В решении данной задачи важная роль принадлежит экологическому образованию. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания человека и сохранения природной среды.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ воспитательной работы с экологической направленностью состоит в том, что 60% представленного для учащихся материала реализуется через игры и 40% через разнообразные формы (сказки, загадки, инсценировки, экологические праздники и т п.).
1.4. Цели программы воспитательной работы:
Цели глобального масштаба:
формирование активной, творческой, духовно богатой и саморазвивающейся личности учащегося;
формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом),
выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
становление личности школьника, действующей в жизни согласно принципам гуманизма, нравственности, этнической солидарности.
воспитание честного, ответственного, высококультурного человека, осознающего себя гражданином и патриотом своей страны.
Общепедагогическая цель: повышение образовательного, нравственно-культурного, духовного и физического уровня детей путем рациональной организации их деятельности во второй половине дня и привлечения обучающихся к дополнительному образованию.
Дидактические цели:
Обучение школьников методам познания окружающего мира;
Воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде;
Совершенствование ответственного отношения к учебе, интереса к занятиям учащимися;
Совершенствование навыков самостоятельной работы воспитанников;
Физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
Подготовка младших школьников к обучению в средней школе.
1.5. Задачи программы.
Поставленные цели раскрываются через следующие задачи.
Обучающие:
расширять представления об окружающем мире;
освоить первоначальные экологические знания и способы деятельности;
Развивающие:
развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
развитие эмоциональной, волевой, духовной, физической сферы;
обеспечить условия для творческой самореализации каждого учащегося.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувство сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы;
воспитывать понимание детьми нравственных, культурных, природных, этнических, физиологических ценностей;
создать условия для поиска в ситуации нравственного выбора.
Социальные:
создать здорового микроклимата в детском коллективе,
защитить ребенка, помочь ему по всем направлениям деятельности воспитательной работы,
включить воспитанника в систему природных и социальных связей,
взаимодействовать с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализации ФГОС через внеурочную учебную деятельность и программу воспитательной работы.
Диагностические:
изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера, познания окружающей среды с целью правильной организации системы воспитания.
Здоровьесберегающие :
охрана здоровья учащихся класса с учетом норм здоровья каждого ученика;
укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.
Методическое обеспечение программы воспитательной работы:
Организация воспитательной работы группы продленного будет успешной при соблюдении следующих принципов:
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Кроме того, программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:
- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
- создание условий для самореализации;
- интеграция личности в национальную культуру;
- учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Формы, используемые в воспитательной работе: конкурсы, викторины, выставки творческих работ, КВНы, Поле чудес, экскурсии, беседы, часы общения, праздники, КТД, инсценирование сказок, пантомим, отгадывание загадок, кроссвордов, чайнвордов, сканвордов, просмотр видеофильмов, создание презентаций, трудовые десанты, интеллектуальные игры, игры – путешествия, игры на внимание и память, игры-конкурсы, игры-соревнования, эстафеты, экологические игры, спортивные соревнования, диспуты, проектная деятельность учащихся, индивидуальные консультации.
Основные составляющие занятий:
1. Сбор детей в группе.
2. Обед.
3. Внеурочная деятельность, занятия в кружках, секциях.
4. Прогулка.
5. Уход домой.
Технологии, методы, приемы используемые в воспитательной работе:
Технологии:
Личностно-ориентированная  технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Игровые технологии. У воспитанников во время игры развиваются творческие способности, мышление, психические функции и фундамент игровой культуры. Успех игры зависит от атмосферы, которая сложится внутри группы. Игра может быть включена в любой вид деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.
Здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. 
Проблемная технология.  Проблемность в воспитательном процессе предусматривает новую структуру проведения беседы, при которой отводится большое место самостоятельной работе учащихся. Роль учителя возрастает, так как ему необходимо четко управлять внеклассным занятием, давать учащимся конкретные задания, следить за ходом их выполнения, анализировать правильность мыслительной деятельности учащихся, контролировать конечный результат.
Метод проектов.    В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и  владение  большим объемом разнообразных предметных знаний для решения данной проблемы. Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка. Метод проектов вносит определенную лепту в общее развитие каждого учащегося. С воспитанниками следует использовать различные типы проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.
Технология «Мозгового штурма» - стимуляция группы к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей.
Использование ИКТ. Находит отражение в трех направлениях:длотлот2усбли2цИспоН
Использование компьютеров для дидактических материалов, использование справочников, Интернет –ресурсов
Использование компьютера как средства обучения
Использование ИКТ для организации творческой деятельности ученика.
Методы, используемые в воспитательном процессе:
Методы формирования сознания личности (цель - сформировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения):
рассказ;
беседа;
диспут;
пример;
инструктаж;
объяснение;
разъяснение.
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения ( цель - организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они приобретали опыт правильного поведения в окружающем мире):
упражнение;
приучение;
поручение;
воспитывающая ситуация.
методы стимулирования поведения и деятельности (цель - создать мотивацию правильного поведения):
соревнование;
поощрение.
Любой метод не является сам по себе хорошим или плохим, его эффективность зависит от условий его применения. Правильный выбор и оптимальное сочетание методов приводят к желаемому результату, позволяют эффективно осуществлять воспитательный процесс.
Выбор методов воспитания зависит от ряда условий, среди которых:
-      цель и задачи воспитания (например, методы формирования сознания личности бессмысленно применять для решения организационных задач);
-      содержание воспитания;
-      возрастные особенности воспитанников (например, лекция не позволит добиться хорошего результата в воспитании младших школьников, однако она уместна в работе со старшеклассниками);
-       индивидуальные особенности воспитанников (один и тот же метод может по-разному подействовать на разных детей);
-       уровень сформированности ученического коллектива (например, поручение наиболее действенно в сплочённом коллективе);
-   взаимоотношения между педагогом и воспитанниками;
-    используемые средства воспитания (например, прекрасное владение релью, артистизм педагога во многом предопределяют успех метода рассказа);
-      уровень владения педагогом тем или иным методом (очевидно, что плохое владение методом даст низкий эффект, даже если сам метод для данной ситуации выбран верно);
-     время, отводимое на достижение результата (например, приучение позволяет быстрей сформировать навык, чем упражнение, однако является более «жёстким» воздействием на ребёнка, поэтому его рекомендуется применять только при остром дефиците времени).
Приемы, существенно повышающие результативность работы воспитателя:
Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали учащиеся из разных групп.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть мнение большинства. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая игроку ответ во время игры «Кто хочет стать миллионером?»
Прием «Истории про себя». Этот прием применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга.
Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть эту историю как маленький спектакль.
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием «Общее мнение». Учащиеся по цепочке высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся через введение соответствующих ограничений (требований).
Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).
Прием «Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.
Прием «Обмен ролями» — учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.
Прием «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога.
Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые считают наиболее плодотворными. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.
Дидактическое и материально-техническое оснащение занятий.
Дидактическое оснащение занятий:
дидактическое плакаты с экологическим содержанием, последовательностью выполнения работы изделий,
памятки по выполнению домашней работы, ПДД, правилам этикета, правам и обязанностям детей, режимным моментам в работе группы
репродукции картин известных художников, иллюстрации к детским произведениям;
произведения детской литературы;
диски с музыкальными произведениями.
Материальное оснащение занятий:
альбомы для рисования;
листы ватмана;
цветная бумага, цветной картон;
белая бумага;
акварельные краски;
гуашь;
цветные карандаши;
фломастеры;
стиральные резинки;
простые карандаши;
бусы, бисер, пайетки;
текстильный материал;
пластилин;
природный материал (листья, сухие цветы, шишки, почки, ветки, тополиный пух, орехи); бросовый материал (яичная скорлупа, перья, стружка, пластиковые бутылки, бумажный бросовый материал – фантики, открытки, журналы, коробки, старые перчатки и др.); разный материал (вата, крупа, воск, глина);
стеки;
гладилки, биговки;
ножницы со скругленными концами;
клей ПВА с кисточками, клей-карандаш;
линейки;
скотч;
кнопки;
баночки для воды;
сухие чистые тряпочки;
клеенки;
подкладные доски;
столы для оформления выставок.
Техническое оснащение;
компьютеры;
проектор;
телевизор;
видеомагнитофон;
магнитофон.
Оценка результатов воспитательной работы учащихся группы.
При освоении программы ГПД у учащихся будут сформированы следующие результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок воспитателя, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• учет выделенных воспитателем ориентиров действия;
• планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учет установленных правил в планировании и контроле способа решения;
• осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
• оценивание правильности выполнения действия;
• внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
• развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
• развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
• развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
• осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использование знаково-символических средств, в том числе моделей (включая виртуальные) и схем (включая концептуальные) для решения задач;
• построение сообщений в устной и письменной форме;
• ориентирование на разнообразие способов решения задач;
•смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществление синтеза как составление целого из частей;
• проведение сравнения, сериации и классификации по заданным критериям;
• установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;
• осуществление обобщения;
• установление аналогии;
• владение рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для решения различных коммуникативных задач, построения коммуникации;
• формулирование собственного мнения и позиции;
• умение задавать вопросы;
• контролирование действий партнёра;
Предметные универсальные учебные действия:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Контроль воспитательной работы.
Целью контроля, осуществляемого на занятиях гпд является диагностирование и корректирование качества усвоения учащимися программного материала, выполнения домашней работы, воспитательных мероприятий.
Наиболее часто в работе воспитателем используются следующие типы текущего контроля:
Пооперационный - контроль выполнения учащимся каждой операции конкретного действия (1)начертить циркулем круг – контроль, наклеить по кругу бусины – снова контроль и т. д. )
Заключительный – контроль выполнения учащимся всего действия (проверка прочитанного отрывка).
Однако основным видом контроля является самоконтроль
«Самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов» (В.И.Страхов).
С одной стороны, самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что, собственно, контролируется, проверяется. С другой стороны, в составе самоконтроля обязательно присутствие эталона, т.е. того, что должно быть. Вопрос о степени совпадения контролируемой и эталонной составляющих решается посредством операции сличения. Т. е. важным моментом  является уяснение цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты. Очень важно с самого начала дать учащимся исчерпывающие указания о правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с образцами для сличения.
К структурным элементам самоконтроляН.Д.Левитов относит:
1 .Внимание к результатам своей работы, ее условиям, приемам.
2 .Наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости, точности применяемых приемов и т.д.
3 .Мыслительные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий и от самого  человека.
4 .Точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки  в работе, выражающаяся в их исправлении.
Взаимоконтроль проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т. д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем  ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю.
Модель действия контроля в воспитательной деятельности младших школьников .
1. Потребность в контроле;
2.Осознание назначение контроля;
3.Умение обнаруживать ошибку (свою, своих товарищей,               учителя; самостоятельно, в хорошо знакомых действиях, в новых условиях);
4.Умение объяснить ошибку;
5.Умение критически относиться к контролю со стороны других детей, учителя;
6.Умение исправлять ошибку на основе соотнесения хода и результата действия с заданной схемой действия;
7.Умение осуществлять содержательный контроль, обнаружить ошибки по причине несоответствия способа действия и условий задачи;
8.Умение осуществлять межличностный рефлексивный  контроль (реконструировать способ действий товарища);
9.Умение осуществлять проверку;
           10.Умение составлять план проверки.
Содержание воспитательной работы:
Учебная нагрузка – 33 учебных недели.
Календарно-тематическое планирование воспитательных мероприятий в ГПД
на 2015 – 2016 уч. год
1 класс
Работа в группе продленного дня проводится по следующему плану:
День недели Мероприятия Форма проведения
Понедельник Спортивные соревнования путешествие, подвижные игры
Вторник Воспитательные беседы по культуре поведения и охране здоровья беседы, игры, диспуты
Среда Художественная деятельность
викторины, творческая работа, индивидуальная работа
Четверг День чтения
викторины, чтение книг, игры, праздники
Пятница Встречи, праздники
путешествие, развивающие игры, КВН, викторины
Ожидаемые результаты:
Повышение качества обучения учащихся;
Развитие индивидуальности учащихся;
Развитие интереса к изучаемым предметам;
Развитие самостоятельности;
Формирование полезных привычек.
I ЧЕТВЕРТЬ
Знакомство с режимом ГПД
Беседа по ПДД, ОБЖ «Уважайте светофор» Экскурсия в природу
«Букет из кленовых листьев» Посещение Детской библиотеки «Путешествие по книжному городу» В мире загадок»
игра - соревнование
Подвижные игры на свежем воздухе. «Выше ножки от земли» Беседа «В какие игры можно играть на улице» Поделки из семян и листьев В мире сказок и приключений Конкурс скороговорок
Подвижные игры на спортивной площадке Беседа «Спешите сделать добро» Конкурс поделок из осенних даров природы Обзор детских журналов Умники и умницы
Игра на развитие координации движений: «Охотники» Культура общения. «Как поздравить с Днём Рождения» Оригами. День осеннего Именинника. История обыкновенных вещей Игра «Угадай мелодию»
Игры на свежем воздухе. «Вороны и воробьи» Улица полна неожиданностей.
Занятие по ПДД Мозаика из пуговиц Интересное из жизни растений. Чтение книг. Загадки о природе и её явлениях
Игры на свежем воздухе. «Вороны и воробьи» Безопасность обращения с электроприборами «Волшебная кисточка». Знакомство со спектрами цвета Путешествие в мир сказок и приключений Викторина «Герои любимых мультфильмов»
Игры на свежем воздухе. «Совушка» Книга - наш друг и помощник Лепка из пластилина
«Дары осени» Чтение русских народных сказок Конкурс эрудитов «Почему, откуда, зачем»
Игры на свежем воздухе. «Совушка» Практика решения конфликтов «Худой мир лучше доброй ссоры» Беседа «Домашние любимцы». Рисование животных Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена Загадки-шутки. «Шашки», «Домино»
Спортивный час. Подвижная игра «Совушка»
Беседа. ПДД. Тема «Мы идем в школу»
Конкурс чтецов «Как? Почему? Что?»-путешествие в мир книги II ЧЕТВЕРТЬ
Развешивание кормушек «Птицам надо помогать Беседа «Безопасность на дорогах». Выставка рисунков «Смешные дорожные знаки» Литературная викторина Осенний турнир по шашкам
Игры на свежем воздухе «Гуси лебеди» Беседа «Режим дня школьника» Рисование на тему «Мой любимый цветок» Чтение и обсуждение книги «Честное слово»
Час загадок и скороговорок о растениях
Беседа о закаливании.
Игры с мячом Беседа «Кто и как предохраняет нас от болезней?» Конкурс рисунков ко Дню матери «Книга, мы тебя любим!»
Творчество
С. Я. Маршака Откуда пришел праздник? День матери
Спортивный час. Подвижные игры с мячом « Лови не лови»
«Дружим с Мойдодыром» - беседа о чистоте Конкурс чтецов «Как? Почему? Что?»-путешествие в мир книги Обсуждение темы «О чем говорит настроение»
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Отгадай, чей голосок» Беседа «Скользкая дорога»
Мастерская Деда Мороза. «Снежинки» Чтение сказок о Рождестве Христове «День игры и игрушек»
Развитие внимания
Подвижные игры «Снежинки», «снежки»,«Снеговики» Беседа «Новогодние традиции» Мастерская Деда Мороза. Звезда сборная Сочинение письма Деду Морозу Конкурс рисунков «Зимняя сказка»
Игры на воздухе. Гонки снежных комов Зимние опасности. Дополнительные требования к пешеходу Мастерская Деда Мороза. Изготовление подарков родителям Чтение рассказов о зиме Праздник «Новый год»
III ЧЕТВЕРТЬ
Спортивный час. Подвижные игры с мячом « Лови не лови»
Беседа «Как справляют Новый год люди разных широт» Рисование любимого сказочного героя Рассказы «Как я провел каникулы» Играй, смекай, отгадывай! Веселые игры.
«Зимние забавы» Спорт - час Беседа «Развитие смелости и уверенности в себе» Лепка из пластилина лесных животных Чтение сказок Г.Х. Андерсена Разгадывание ребусов
Береги здоровье смолоду»
Спортивный час Беседа «Что такое Родина?» Рисование на тему «Моя малая родина» «Книга, мы тебя любим!». Чтение книг Игры на развитие памяти, внимания
Подвижные игры «Снежки» «Профессии моих родителей» «Книжкина больничка» - ремонт книг Литературный час «Мои любимы книги» Решение ребусов, головоломок
Конкурс снеговиков Викторина «Правила движения – закон дорог и улиц». ПДД «Радуга цветов». Выставка рисунков Просмотр мультфильмов «Мы уже писать умеем» Изготовление открыток ко Дню Святого Валентина
Подвижные игры «Богатырские забавы» «Защитник родины – мои родственники». Встреча с интересными людьми Рисование на тему «23 февраля» Чтение произведений о войне КВН «Защитники Родины»
Подвижные игры «Кто самый ловкий»
Беседа-дискуссия «Почему сон – это важно» Выставка рисунков «Расскажи о своих увлечениях» «Волшебные сказки» Чтение русских народных сказок Подвижные игры «Волк и семеро козлят» Регулирование движения. Занятие по ПДД Коллективная аппликация «Поздравляем женщин» Чтение книг о маме Подвижные игры «Зов джунглей» «Что такое правила хорошего тона?» Рисование на тему «Как я провожу выходные» «Хорошая книга – друг на всю жизнь». Чтение книг Математическое соревнование «5 плюс 5»
Подвижные игры «Волк и семеро козлят» Беседа-дискуссия «Мои «хочу» и мои «надо» Моделирование из бумаги Викторина «О вкусной и здоровой пище» Развитие памяти, речи. Игра «Слова»
Конкурс шуток «Умора - 2013» Беседа «О дружбе, доброте, отзывчивости» Творческая композиция «Весна – красна» «Что за прелесть – эти сказки…» - КВН Развитие воображения «Дорисуй предмет»
Подвижные игры «Мы веселые ребята» Беседа «Почему нельзя драться» Рисование на тему «Человек в космосе» Чтение книг о покорителях космоса Игра-тренинг «Правила этикета»
Подвижная игра «Цепи – кованы» Беседа: «Здоровье и вредные привычки» Рисование на тему «Здоровье и вредные привычки» Праздник «День земли и птиц» Разгадывание литературных кроссвордов
Подвижная игра «Гуси-лебеди» Беседа: «Мы - друзья природы» Рисование на тему «Мы - друзья природы» Чтение книг о войне Игра конкурс «Словарный аукцион»
Подвижная игра «Цепи – кованы» Беседа-диспут «Моя родословная» Оригами «Голубь мира» Изготовление открыток для ветеранов. Подготовка ко дню Победы
Игра-соревнование «Аты – баты, шли солдаты» Беседа: «Великая Победа» Коллективная аппликация «Великая Победа» Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Подвижная игра «Шустрики» «Что такое характер» Беседа по профориентации Рисование пиктограмм
Клубный час «История и богатство русского языка» Занимательная математика
«Весна – красна» Конкурс рисунков Правила безопасного поведения летом». Занятие по ПДД Рисование на тему «Скоро лето» «Увидел слово – прочитай!» Интеллектуальная игра «Хочу все знать»
Подвижная игра «Воробьи, вороны» Беседа «о чистоте и порядке» Операция «Книжкина больница» Чтение книг зарубежных писателей Мое поведение «Лесная школа». Культура и дисциплина
Список литературы:
Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: «ТГАСУ», 2008.
Буковской Е.М. Экологические занятия для учащихся начальной школы. М: «АРКТИ», 2008.
Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: «Вентана-Граф», 2007.
Вартанян Н. Г. Веденисова Л. Ф. Организация работы в группе продленного дня. - М.: Просвещение», 1990.
Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат», 1989.
Высоцкая А.К. Занимательная экология для начальной школы. – Волгоград: «Учитель», 2007.
Гайдина Л.И., Кочергина А. В.Группа продлённого дня:конспекты занятий,сценарии мероприятий. - М.: ВАКО, 2010.
Дергач О., .Быков, А. «1000 заданий для зарядки мозгов». - М «Аст-Пресс», 2008.
Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М.: ВАКО, 2005.
Калашникова О. В.«Праздник круглый год». – М.: «Учитель»,2002.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2005.
Конышева, Н. М. «Лепка в начальных классах. - М.: Сфера, 2000.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ «Учитель», 2002.
Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: «Учитель», 2007.
Перевертень Г. И. «Самоделки их разных материалов» М.: Астрель, 2001.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М:«Новая школа», 1994.