дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности Познавательная химия
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования для детей.
Рекомендовано
Протокол педагогического совета № 1
От 29.08. 2014 г.
Утверждаю
Директор
МБОУ ДО ЦДОД
_________И. В. Селифанова
_________________2014г.
дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ»
Возраст обучающихся 14-16 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Л.Н. Богачева,
педагог дополнительного образования
г. Моршанск – 2014
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденных на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03 (с изменениями и дополнениями, внесенными Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования России – письмо от 11.12.2006.№06-1844).
По типу программа модифицированная, по виду деятельности – естественно - научная, уровень содержания программы – базовый, по форме реализации – групповая, по способу реализации – алгоритмическая, рассчитана на детей старшего школьного возраста. Уровень освоения программы, общекультурный и предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающихся, расширение его информированности в данной образовательной области.
Актуальность программы состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических задач по химии. Необходимость появления данного курса возникла в связи с тем, что для многих обучающихся серьезной проблемой является разрыв между требованиями вузов и реальными возможностями выпускников большинства школ, который ставит перед молодыми людьми трудно, преодолимый барьер на пути к выбранной профессии.
Для успешного усвоения методов решения задач по химии времени вобъеме образовательного стандарта недостаточно, и обучающиеся нуждаются в прохождении дополнительного систематического курса. Кроме того, изменяются стандарты образования по химии, уменьшается количество требуемых типов задач, но при поступлении в некоторые вузы это не учитывается.
Новизна заключается в том, что важное место в программе занимает решение задач по всем важнейшим темам и разделам химии. Это один из важнейших приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного осмысления и применения приобретенных знаний.
Программа “Познавательная химия ” имеет профессиональную направленность. Ученику, избравшему химическую специальность, она поможет овладеть в совершенстве необходимыми приемами умственной деятельности, развить творческое мышление. Для тех, кто сможет овладеть содержанием данной программы, решение задач не будет вызывать особых трудностей. С помощью программы “Познавательная химия ” ученик приобретет и закрепит навыки, выполняя задания различного уровня сложности. Процесс решения станет увлекательным и будет приносить удовлетворение.
Отличительные особенности программы
Обучающиеся учатся решать элементарные задачи по химии, использовать теоретический материал, основные законы и понятия при решении задач, воспринимать, систематизировать материал. На этом этапе, предполагается ознакомление с качественными реакциями на неорганические вещества. Диагностика ведется, как по карточкам, так и с использованием компьютерного тестирования.
Цель программы – развитие интеллектуального и творческого потенциала старшеклассников на основе формирования операционных способов умственных действий по решению задач в области химии.
Задачи 1 года обучения
Образовательные:
формирование умений и знаний при решении основных типов задач по неорганической химии.
Воспитательные:
созданиепедагогическихситуацийуспешностидляповышения
формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки.
Развивающие:
развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
развиватьэмоцииобучающихся.
Задачи 2 года обучения
Образовательные:
формирование умений и знаний при решении различных типов задач по химии;
повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также
научных фактов, образующих химическую науку.
Воспитательные:
собственной самооценки и статуса обучающихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;
формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
содействие в профориентации обучающихся.
Развивающие:
развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли;
развиватьэмоцииобучающихся,создаваяэмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности.
Перечисленные задачи охватывают широкий круг проблем воспитания и дополнительного образования школьника, решение и реализация которых необходимы для достижения поставленной цели.
Особенности возрастных групп, которым адресована программа. Программа ориентирована на обучающихся 8–10-хклассов, количество детей в группе–12–15человек.
Группы разделены по возрастам 14-15 лет и 15-16 лет. При этом используются методы организации учебно-воспитательного процесса и системного контроля обучающихся с учетом возрастных особенностей старшеклассников. Так же теоретические и практические умения отрабатываются в минигруппах с использованием индивидуального метода обучения.
Краткое описание способов и форм работы
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок; самостоятельная работа; зачет; конкурсы по составлению задач разного типа; конкурсы по защите составленных задач.
Режим занятий
Реализация программы предполагает проведение занятий: 4 часов неделю,144часа в год – 1 год обучения, 6 часов в неделю, 216 часов в год – 2 год обучения. Срок реализации программы–2 года.
Главным критерием отбора обучающихся в группы является желание ребенка приобрести навыки решения задач и углубления знаний по химии.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
На занятиях используются:
-методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (познавательная беседа, рассказ, объяснение);
-методы организации самостоятельной деятельности и формирования опыта – частично-поисковый, исследовательский, индивидуальное обучение (упражнение, работа с книгой);
-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
-методы контроля эффективности педагогического процесса (диагностика, тестовые и зачетные задания), используются элементы технологий развивающего обучения.
Программа ориентирована на следующие принципы дидактики:
доступность и последовательность, научность, учет возрастных особенностей,
связь теории с практикой.
Прогнозируемые результаты и критерии.
1 год обучения
Требования к знаниям и умениям, которые обучающиеся должны приобрести в процессе занятий по программе:
знать:
-основные законы неорганической химии;
-принципы использования законов;
-назначение и функции предлагаемых формул
уметь:
-выполнять базовые операции при использовании формул, осуществлять цепочки превращений химически веществ, бегло пользоваться химическими символами, числами;
-выполнять развивающие тестовые задания с использованием тех или иных особенностей тем и разделов;
2 год обучения
Требования к знаниям и умениям, которые обучающиеся должны приобрести в процессе занятий по программе:
знать:
-основные законы органической химии;
-принципы использования законов;
-назначение и функции предлагаемых формул
уметь:
-выполнять базовые операции при использовании формул по органической химии;
-выполнять развивающие тестовые задания с использованием тех или иных особенностей тем и разделов;
-проверять свойства веществ с помощью качественных реакций; выполнять алгоритмические действия по разным типам задач;
-самостоятельно составлять условия задач с использованием основных операций химических закономерностей.
Качества личности, которые могут быть развиты у детей в результате занятий.
Использование в работе с обучающимися личностно- ориентированного подхода, проявляется в стремлении детей к повышению компетентности в области химии, высокой развитости творческого воображения, логического мышления, приобщении к мировым достижениям в химии.
Система отслеживания и оценивания результатов.
Контроль результатов обучения проводится в конце учебного года:
- в конце 1 года обучения в виде, промежуточной аттестации;
- в конце курса обучения - в виде итоговой аттестации.
Промежуточная и итоговая аттестации проводится в соответствии с положением аттестации учащихся МБОУ ДО ЦДОД (приказ №19 от 16.02.2015г) (прил.1).
Основная форма подведения итогов – зачет. Результаты определяются в процентном отношении по уровням успеваемости и уровням усвоения материала по критериям. По результатам исследования проводится сравнительный анализ.
Этапы освоения программы
Подготовительный этап– длительность этапа до одного месяца, в зависимости от творческих способностей обучающихся, где определяются методы и формы работы с детьми в индивидуальном порядке.
Основной этап - решает задачи раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. На этом этапе работы используются индивидуальные методы работы с детьми, имеющими разный уровень способностей.
Заключительный этап – длительность этапа около 2 недель, когда ведется работа по выявлению результативности обучения каждого ученика и подводится итог учебного курса.
Средства необходимые для реализации программы
Материально – технические условияУчебно-методические условия1. Оборудованный кабинет на 15 рабочих мест. 1. Информационная и справочная литература
2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель. 2. Методическая литература, пособия с разными типами задач
3. Освещенность кабинета в соответствии с требованиями САН пин. 3.Обеспечение тестами различного уровня сложности контролирующего и обучающего характера.
Общие сведения по УТПГод обученияПродолжительностьзанятияПериодичностьв неделюКоличество часов в неделюКоличество часов в год1 2часа2 4 144
2 2 часа 3 6 216
Учебно-тематический план1 года обучения№
п/п Раздел, тема занятия ВсегочасовТеория,
ч практика,
ч
1 Вводное занятиеНачальная диагностика 2 2 Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПОНЯТИЯ
ХИМИИ 46 14 32
1.1. Удивительные молекулы и атомы 2 1 1
1.2. Строение атома в свете электронной теории.
6 2 4
1.3. Её величество - химическая формула. Валентность элементов, степень окисления 6 2 4
1.4. Посчитаем?
Расчет относительной молекулярной массы, массовой доли, количества вещества 8 2 6
1.5. Расчет числа частиц поегомассе, количеству,
объему. Число Авогадро. 8 2 6
1.6. Пророческий сон Д.И.Менделеева. Периодическая
система (ПС) Периоды, группы. 8 2 6
1.7. Классификация веществ. Закон сохранения массы. Химические уравнения. 4 2 2
1.8. Индивидуальная консультация. 2 1 1
1.9. Итоговое занятие по разделу. Тестирование 2 2
Раздел 2. РАСТВОРЫ 16 4 12 2.1. Посчитаем?
Вычисление массовой доли растворенноговещества и массы вещества в растворе 4 1 3
2.2. Расчеты, связанные с молярной концентрацией 4 1 3
2.3. Переход из одного вида концентрации к другому 4 1 3
2.4. Индивидуальная консультация. 2 1 1
2.5. Итоговое занятие по разделу. Промежуточная диагностика. 2 2
Раздел 3. ГАЗООБРАЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА 14 4 10
3.1. Определение относительной плотности газов 2 1 1
3.2. Посчитаем?
Вычисление относительной молекулярной
массы газа по его относительной плотности 4 1 3
3.3. Определение массы газообразного вещества поего объему при нормальных условиях.
Молярный объем газов. 4 1 3
3.4. Определение формулы вещества по массовымдолям элементов и относительной плотности газов 4 1 3
Раздел 4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИЧЕСКИМУРАВНЕНИЯМ 32 7 25
4.1. Посчитаем?
Нахождение массы образующихся веществ помассе вступивших реакцию веществ. 6 1 5
4.2. Вычисление объема газов по известной массе
одного из вступивших вреакцию или получившихся врезультате ее веществ. 6 1 5
4.3 Расчет по термохимическим уравнениям 2 1 1
4.4. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке 4 1 3
4.5. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного 4 1 3
4.6. Вычисление массы или объема продукта
Реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 4 1 3
4.7 Посчитаем?
Нахождение массы продукта реакции поисходному веществу, находящемуся в растворе 4 1 3
4.8 Итоговое занятие по разделу. Тестирование.
2 2
Раздел 5. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ 10 2 12
5.1. ОВР. Расстановка коэффициентов методом
Электронного баланса 10 2 8
Раздел 6. ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ РЕАКЦИЙ 6 1 5
6.1 Составление ионных уравнений реакций. 6 1 5
Раздел 7. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 8 2 6
7.1 Нахождение массы по цепочке превращения 6 1 5
7.2. Самостоятельная работа 2 1 1
Раздел 8. КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА 10 3 7
8.1. Решение задач на качественное определение катионов и анионов неорганических веществ 6 1 5
8.2. Итоговая диагностика. 2 2
8.3 ИТОГОВОЕЗАНЯТИЕ 2 2 144 43 141
Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие.
Знакомство с программой, структурой и задачами обучения всего курса и 1-гогода обучения. Определение режима занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе.
Раздел 1.Основные понятия и законы химии
Тема 1.1.Удивительные молекулы и атомы
Теория
О химии доступно и просто. М.В.Ломоносов, Д.Дальтон и атомно-молекулярное учение.
Практика
Рассмотрение опытов, подтверждающих строение веществ на примере электролиза воды, диффузии газов. Их описание. Выводы.
Тема 1.2. Строение атома в свете электронной теории
Теория
Строение атома и периодический закон. Изотопы. Формы орбиталей. Заполнение электронных оболочек. Энергетические уровни. Атомные частицы и их свойства.
Практика
Заполнение электронных оболочек химических элементов периодической системы.
Тема 1.3.Её величество - химическая формула. Валентность элементов, степень окисления
Теория
Понятия: химическая формула, валентность, степень окисления. Выяснение сложностей в понимании темы и работа по индивидуальному плану
Практика
Тренировочные задания.
Тема 1.4. Посчитаем?
Расчет относительной молекулярной массы, массовой доли, количества вещества
Теория
Методика решения задач на: нахождение относительной молекулярной массы, вычисление отношений масс элементов в веществе, определение массовой доли химического элемента в веществе, нахождение количества вещества по его массе и наоборот, выведение простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении, расчет числа структурных единиц по массе, количеству вещества или объему.
Практика
Вычисление отношений масс элементов в веществе. Определение массовой доли химического элемента в соединении. Расчет массы элемента по известной массе вещества, содержащего данный элемент. Вычисление массы вещества по массе элемента в нем. Вычисление количества вещества по его массе. Расчет массы по количеству вещества.
Тема 1.5. Расчет числа частиц по его массе, количеству, объему. Число Авогадро.
Теория
Методика решения задач на закон постоянства состава вещества, закон Авогадро.
Практика
Расчет числа частиц по его массе, количеству, объему. Обсуждение алгоритма составления задач на данную тему.
Тема 1.6.Периодическая система Д.И. Менделеева. Периоды, группы.
Теория
Определение периодического закона в свете электронного строения атома. Структура построения таблицы. История создания. Изменение свойств в группах и периодах в зависимости от строения атома элемента. Периоды, группы. Изменение свойств элементов в группах и периодах. Лантаноиды, актиноиды.
Практика
Описание свойств элементов по положению в таблице
Тема 1.7.Классификация веществ. Закон сохранения массы. Химические уравнения.
Теория
Классификация оксидов, кислот, оснований, солей. Особенности свойств. Закон сохранения массы. Типы химических реакций.
Практика
Составление формул, уравнений реакций. Расчеты с использованием основных законов и понятий.
Тема 1.8. Индивидуальная консультация.
Теория
Выяснение сложностей в понимании темы и работа по индивидуальному плану
Практика
Решение задач по теме и особенности приготовления растворов, составление задач.
Тема 1.8. Итоговое занятие по разделу. Тестирование
Практика
Диагностическое тестирование
Раздел 2. Растворы.
Тема 2.1.Посчитаем? Вычисление массовой доли растворенноговещества и массы вещества в растворе
Теория
Основные принципы оформления задач по химии. Методика решения задач на вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Практика
Производить расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Тема 2.2. Расчеты, связанные с молярной концентрацией
Теория
Молярная концентрация. Основные отрасли производства, где применяются расчеты на растворы.
Практика
Расчет молярной концентрации. Расчеты наопределение молярной концентраций раствора.
Тема 2.3. Переход из одноговидаконцентрации к другомуТеория
Основные виды концентраций растворов (процентная и молярная). Способыперехода концентраций.
Практика
Производитьрасчетынаопределениепроцентной и молярной концентрацийраствора, переводитьмолярную концентрацию впроцентную инаоборот.
Тема 2.4. Индивидуальная консультация. Самостоятельная работа
Теория
Выяснение сложностей в понимании темы и работа по индивидуальному плану
Практика
Решение задачпотеме «Растворы» и особенности приготовления растворов, составление задач.
Тема 2.5. Итоговое занятие по разделу. Тестирование
Практика
Диагностическое тестирование
Раздел 3.Газообразныевещества.
Тема 3.1. Определение относительной плотности газов
Теория
Методика решения задач на определение относительной плотности газов. Практика
Решение задач на определение относительной плотности газов и нахождение по ней относительной молекулярной массы.
Тема 3.2. Вычисление относительной молекулярной
массы газа по его относительной плотности
Теория
Молярный объем газов. Нормальные условия. Принципы решения задач на: определение массы газообразного вещества по его объему, при нормальных условиях.
Практика
Вычисление объема газообразного вещества по его количеству; определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа.
Тема 3.3. Определение массы газообразного вещества по его объему при нормальных условиях. Молярный объем газов.
Теория
Методика решения задач на определение относительной плотности газообразного вещества, вычисление через нее относительной молекулярной массы газообразного вещества.
Практика
Вычисление массы газообразного веществапо его объему иобъем по известной массе при нормальных условиях с использованием молярного объема газов.
Тема 3.4. Определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газов.
Теория
Методика решения задач на определение формулы вещества по массовымдолям элементов и относительной плотности газов.
Практика
Определениемолекулярнойформулывеществпомассовым долям химических элементов и относительной плотности газов.
Раздел 4. Решение задач по химическим уравнениям с участием неорганических веществ
Тема 4.1. Нахождение массы образующихся веществпо массе вступивших реакцию веществ.
Теория Методика решения задач по химическим уравнениям. Нахождение массы (количества вещества, объема) продуктов реакции по массе(количеству вещества, объему) исходных веществ.
Практика
Решение задач по массе и количеству вещества вступивших реакцию веществ химическим уравнениям.
Тема 4.2. Вычисление объема газов по известной массе
одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате ее веществ
Теория
Закон объемных отношений газов и применение его при решении задач
Практика
Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям
Тема 4.3. Расчет по термохимическим уравнениям
Теория
Методика решения задач по термохимическим уравнениям.
Практика
Решение задач на различные типы задач по термохимическим уравнениям.
Тема 4.4. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке
Теория
Методика решения задач на избыток и недостаток.
Практика
Решение задач на избыток и недостаток.
Тема 4.5. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Теория
Методика нахождения массы продуктов реакции, если известны массы двух исходных веществ.
Практика
Решение расчетных задач на теоретический выход
Тема 4.6.Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси
Теория
Методика нахождения массы и объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси
Практика
Расчеты на нахождение массы и объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
Тема 4.7. Нахождение массы продукта реакции по исходному веществу, находящемуся в растворе.
Теория
Методика решения расчетных задач на нахождение массы продукта реакции по исходному веществу ,находящемуся в растворе
Практика
Решение задач на нахождение массы продукта реакции по исходному веществу, находящемуся в растворе.
Раздел 5.ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
Тема 5.1. ОВР. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса
Теория
Методика составления окислительно-восстановительных реакций, и определения окислительного и восстановительного процессов.
Практика
Расстановка коэффициентов в реакциях с участием неорганических веществ методом электронногобалансаРаздел 6. ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ РЕАКЦИЙ
Тема 6.1.Составление ионных уравнений реакций.
Теория
Полные и сокращенные уравнения реакций. Выяснение сложностей в понимании темы и работа по индивидуальному плану
Практика
Составление полных и сокращенных уравнений реакций.
Раздел 7.Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Тема 7.1. Нахождение массыпоцепочке превращения
Теория
Основные классы неорганическихсоединений и их химические свойства, способы получения. Способы перехода от одного классак другому спомощью различных химическихреакций. Методика решения задач с использованием «цепочкипревращений».
Практика
Решение задач на «цепочки превращений» инахождение массы (количествавещества, объема) веществ. Оформление стендов «Реши кроссворд».
Раздел 8. Качественные реакции на неорганические вещества.
Тема 8.1.Решение задач на качественное определение катионов и анионов
неорганических веществ
Теория
Методика описания качественныхреакций. Катионы ианионы. Качественные реакциина катионы:водорода,аммония,серебра,лития,калия,натрия,кальция,бария, меди(II),железа(II,III),алюминия. Качественные реакции на анионы: хлорид- ион, сульфат-ион, нитрат-ион, фосфат-ион, сульфид-ион, карбонат-ион, хромат-ион, гидроксид-ион. Практика
Решение экспериментальных задач на определение веществ в растворе, с помощью качественных реакций.
Тема 8.2.Итоговая диагностика.
Практика
Работа по итоговому тесту с решением расчетных задач на предложенные темы по курсу. Итоговая диагностика, тестирование.
Тема 8.3. Итоговое занятие.
Теория
Обобщение материала. Подведение итогов.Обсуждение результатов курса неорганической химии «Познавательная химия».
Учебно-тематический план2 годо бучения№
п/п Раздел, темазанятия ВсегочасовТеор.
ч Пр.
ч
Вводноезанятие 1
Знакомство с основными направлениям работы в учебном году. Инструктаж по технике безопасности. 2
1
1
Раздел 1.Периодическая система , III - VII периоды. Значение периодического закона в развитии науки 12 4 8
1.1. Повторение основных законов, понятий неорганической химии.Начальная диагностика 2
1 1
1.2. Характеристика ПС. I - III периоды и особенности строения соединений элементов 2 1 1
1.3. Элементы –d.-f семейства IV - VII периода. Обобщение. 8 2 6
Раздел 2. Неорганическая и органическая химия. 34 4 30
2.1. Мир органической химии. Виды химической связи в неорганических и органических соединениях 10 1 9
2.2. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. 6 1 5
2.3 Неорганические и органические основания, их строение и свойства 6 1 5
2.4. Неорганические и органические кислоты их строение и свойства 6 1 5
2.5. Тренировочное решение задач. 6 6
Раздел 3. НАХОЖДЕНИЕ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФОРМУЛЫ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА 24 3
21
3.1. Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям входящих в него химических элементов. 10 1 7
3.2. Нахождение молекулярной формулы
газообразного вещества. 10 2 8
3.3. Индивидуальная консультация. Обобщение по теме. 4 4
Раздел 4 ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ 40 6 34
4.1 Основные положения теории Бутлерова. 4 1 3
4.2 Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. 4 1 3
4.3 Разнообразие органических веществ. Изомерия углеродного скелета органического вещества. Номенклатура. 22 4 14
4.4. Тренировочные задания. Обобщение. 8 8 4.5. Промежуточная диагностика 2 2 Раздел 5. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМСУЧАСТИЕМ ОРГАНИЧЕСКИХВЕЩЕСТВ
24 3 21
5.1. Задачи на примеси 8 1 7
5.2. Задачи на выход продукта от теоретически возможного.
. 8 1 7
5.3. Тренировочные задания с использованием компьютера. 6 6
5.4. Индивидуальная консультация 2 2
Раздел 6. КАЧЕСТВЕННЫЕРЕАКЦИИ НА НЕОРГАНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕВЕЩЕСТВА 24 3 21
6.1 Определение неорганических веществ с помощью качественных реакций. 8 1 7
6.2 Определениеорганических веществ с помощью качественных реакций.
8 1 7
6.3. Тренировочное решение задач на определение органических веществ. 6 1 5
6.4. Итоговое занятие по теме 2 2
Раздел 7.Осуществление цепочкипревращений
24 3 21
7.1 Превращения углеводородов. 8 1 7
7.2 Превращения кислородсодержащих органических веществ. 8 1 7
7.3 Превращения азотсодержащих веществ. 6 1 5
7.4. Обобщение по теме 2 2
Раздел 8. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ 8 1 7
8.1. Повторение. Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях методамиэлектронного баланса. 8 1 7
Раздел 9. ОБОБЩЕНИЕ 24 - 24
9.1 Комбинированные задачи понеорганической и
Органическойхимии. 10 8
9.2 Тренировочные тестированные задания. Итоговая диагностика. 12 6
9.3 Итоговое занятие. 2 2
Итого 216 27 189
Содержание
2-й г о добучения
Вводное занятие.
Теория
Инструктаж по технике безопасности. Права и обязанности обучающихся. Знакомство с основными направлениям работы в учебном году. Задачи 2-года обучения.
Практика
Беседа «Живая и неживая природа»
Раздел 1.Периодическая система , III - VII периоды. Значение периодического закона в развитии науки
Тема 1.1.Повторение основных законов, понятий неорганической химии
Начальная диагностика.
Теория
Повторение основных понятий и правил: массовая доля, молярная масса, объемная доля, относительная атомная и молекулярная масса. Формулы, по которым их можно определить. Повторение основных классов соединений; кислоты, соли, основания, оксиды. Закон сохранения масс.
Практика
Начальная диагностика по тестам.
Тема 1.2.Характеристика ПС. I–III периоды и особенности строения соединений элементов
Теория
Сравнение свойств оксидов и гидроксидов химических элементов III периода
Практика
Подтверждение кислотного, амфотерного и основного характера элементов, начиная с 1-7 группы путем составления уравнений реакций
Тема 1. 3.
Элементы –d.-f семейства IV - VII периода
Элементы –d.-f семейства IV -VII периода Практика. Предварительный тест
Теория
Особенности строения и заполнения электронных уровней и подуровней IV -VII периодов. Правило Гунда.
Практика
Электронная конфигурация атомов элементов 4 периода на примере Ca, Sc.. Ti. V. Cr. Mh. Fe. Co. Ni , графическое изображение электронов
Электронная конфигурация атомов элементов Vпериода
Раздел 2. Неорганическая и органическая химия.
Тема 2.1.Мир органической химии. Виды химической связи в неорганических и органических соединениях
Теория
Ионная, ковалентная полярная и неполярная, металлическая, водородная связи в неорганических и органических соединениях.Sp.-Sp2, -Sp3 гибридные орбитали
Практика.
Составление схем структурных и электронных формул H2.HCl. CH4. H2O. C2H5OH.
Выполнение тренировочных заданий.
Тема 2.2. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
Теория
Классификация реакций по:
изменению степени окисления;
по числу и составу исходных и образующихся веществ (соединения, разложения, замещения, обмена);
по тепловому эффекту (экзо-, эндотермические);
по признаку обратимости (необратимые, обратимые).
Практика
Подтверждение классификации составлением уравнений реакций с неорганическими и органическими соединениями.
Тема 2.3. Неорганические и органические основания, их строение и свойства
Теория
Сходство свойств растворимых и нерастворимых неорганических оснований и органических оснований, основанных на наличии гидроксильной группы. Использование в быту.
Практика
Поиск подтверждения сходства свойств на примере щелочей и нерастворимых оснований и органических оснований – аминов.
Тема 2.4.Неорганические и органические кислоты их строение и свойства.
Теория
Сходство свойств растворимых и нерастворимых неорганическихкислот и органических кислот, основанных на наличии катиона водорода. Значение кислот в народном хозяйстве и их применение.
Практика
Поиск подтверждения сходства свойств на примере неорганических кислот и органических кислот – уксусной, муравьиной.
Тема 2.5.Амфотерность неорганических и органических соединений
Теория
Сходство амфотерных свойств неорганических соединений и органических соединений.
Практика
Поиск подтверждения сходства амфотерности примере ZnO. Zn(OH)2 и органических – на примере аминокислот, спиртов.
Тема 2.6.Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами.
Теория
Роль Ф.Велера в доказательстве связи органической и неорганической химии. Условия среды для возникновения органических веществ.
Практика
Уравнение реакции получения дициана C2N2 и щавелевой кислотыCOONH4из углерода и азота.
2.Уравнение реакции получения мочевины из цианита аммония.
Осуществление цепочки превращений.
Тема 2.7. Обобщение темы.
Раздел 3. НАХОЖДЕНИЕ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФОРМУЛЫ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА
Тема 3.1. Нахождение молекулярной формулы вещества
по массовым долям входящих внего химическихэлементов.
Теория
Способы нахождения молекулярной формулы вещества: по массовым долям входящих в него химических элементов; по относительной плотности данного газообразного вещества по какому-либо газу и массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания.
Практика
Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества. Составление задач самостоятельно и участие в конкурсе “Озадачь друга!”.
Тема 3.2.Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества
Теория
Способы нахождения молекулярной формулы вещества.
Практика
Решение задач. Нахождение молекулярной формулы
газообразного вещества по массе (объему, количеству вещества)продуктов сгорания и плотности его паров по какому-либо другому газу.
Тема 3.3. Индивидуальная консультация.Обобщение по теме.
Теория
Разбор теоретических вопросов по теме.
Практика
Выполнение заданий, вызвавших затруднения у обучающихся. Самостоятельное составление задач по теме.
Раздел 4. ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Тема 4.1. Основные положения теории Бутлерова
Теория
Основные положения теории Бутлерова. Особенности электронного строения атома углерода Изомерия органических соединений, её виды.
Практика
Изготовление из пластилина модели молекул органических веществ. Иллюстрации структурных формул.
Тема 4.2 Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ
Теория
Электронная природа связей в органических соединениях. Способы разрыва ковалентной связи. Свободные радикалы.
Практика
Составление электронных и структурных формул гомологического ряда, названия веществ
Тема 4.3. Разнообразие органических веществ. Изомерия углеродного скелета органического вещества. Номенклатура.
Теория
Значение органических веществ для химической промышленности и экономики страны. Изомерия углеродного скелета алканов, алкенов, ацетилена, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, эфиров, жиров, ароматических углеводородов. Номенклатура
Практика
Составление электронных и структурных формул гомологического ряда, названия веществ и реакции превращений.
Тема 4.4 Тренировочные задания. Обобщение.
Тема 4.5 Промежуточная диагностика.
Раздел 5. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ
Тема 5.1.Задачи на примеси с участием органического вещества
Теория
Нахождение массы продукта реакции по массе исходного органического вещества,содержащегопримесина примере предельных и непредельных углеводородов.
Практика
Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси с использованием органического вещества.
Тема 5.2.Задачи на выход продукта от теоретически возможного с участием органического вещества
Теория
Нахождение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного на примере органического вещества.
Практика
Нахождение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного с использованием органического вещества.
Тема 5.3.
Тренировочные задания с использованием компьютера
Практика
Нахождение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного с использованием органического вещества по заданиям на компьютере.
Тема 5.4.
Индивидуальная консультация
Практика
Выполнение заданий, вызвавших затруднения у обучающихся.
Раздел 6. КАЧЕСТВЕННЫЕРЕАКЦИИ НА НЕОРГАНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕВЕЩЕСТВА
Тема 6.1. Определение неорганических веществ с помощью качественных реакций
Теория
Подтверждение качественного состава неорганических веществ:
1.Растворы щелочей и солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой
2.Растворы кислот и солей образованных слабым основанием и сильной кислотой
3.Сульфаты
4.Хлориды
5.карбонаты
6.Нитраты
7.Соли бария
Соли серебра
Практика
Составление формул и определение по ионам кислотности среды. Составление уравнений реакций качественных реакций.
Тема 6.2. Определениеорганических веществ с помощью качественных реакций
Теория
Подтверждение качественного состава органических веществ:
1.Глицерин
2.Муравьиная кислота
3.Уксусная кислота
4.Глюкоза
5.Крахмал
6. Белок
Практика
Составление формул и определение реактивов на вещества. Составление уравнений реакций качественных реакций.
Тема 6.3. Тренировочное решение задач на определение органических веществ.
Тема 6.4. Итоговое занятие по теме.
Раздел 7.Осуществление цепочки превращений
Тема 7.1.Превращения углеводородов.
Теория
Осуществление цепочки превращений, решение по ней задач на примере углеводородов.
Практика
Решениезадачна осуществление цепочкипревращений.
Тема 7.2.Превращения кислородсодержащих органических веществ.
Теория
Осуществление цепочки превращений,решение по ней задач на примере кислородсодержащих органических веществ.
Практика
Решениезадачна осуществление цепочкипревращений.
Тема 7.3. Превращения азотсодержащих веществ.
Теория
Осуществление цепочки превращений,решение по ней задач на примере азотсодержащих веществ.
Практика. Решение задач.
Тема 7.4. Обобщение по теме
Раздел 8. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ.
Тема 8.1. Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях
Теория
Особенности окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ.
Практика
Расстановка коэффициентов в них методом электронного баланса.
Выполнение заданий, вызвавших затруднения у обучающихся. Самостоятельное составление задач по теме, с использованием компьютера.
Раздел 9. ОБОБЩЕНИЕ
Тема 9.1.Комбинированные задачи понеорганической и
органической химии
Практика
Составление условий задач и их решение с участием органических соединений.
Решение задач на установление молекулярной формулы и составление условий задач. Обобщение курса. Расчетные задачи с участием органических и неорганических соединений.
Тема 9.2. Тренировочные тестированные задания. Итоговая диагностика.
Практика
Выполнение заданий с использованием компьютера. Итоговая диагностика.
Тема 9.3.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Обсуждение результатов занятий по программе за прошедший учебный год и за полный курс обучения.
Методическое обеспечение программы
1 год обучения
РазделТип занятийМетоды и приемыДидактическое и материально-техническое оснащение
Вводное занятиеБеседа, рассказ, объяснениесловесныйРаздел 1. РАСТВОРЫ
1.1. Вычисление массовойдолирастворенного
вещества имассывеществаврастворе занятие изучения и первичного закрепления новых знаний Словесный
Приёмы: рассказ,
объяснение Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Тест начальной диагностики
1.2.Расчеты, связанные с молярной концентрацией занятие закрепления знаний и способов деятельности
Словесный
наглядный
Приёмы:показ,
объяснение , тренировочные задания
Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Сборник задач
1.3.Переход из одного вида концентрации кдругому тренировочные задания 1.4.Индивидуальный контроль занятие по проверке, оценке первоначальных знаний и способов деятельности Письменный контроль Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ИПОНЯТИЯ
ХИМИИ
2.1.Нахождение массы образующихся веществ помассе вступивших реакцию веществ занятие изучения и первичного закрепления новых знаний Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Тренировочный тест:
Сборники задач
2.2Вычисление объема газов по известной массе
одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате ее веществ занятие закрепления знаний и способов деятельности Словесный,
Приёмы:тренировочные задания 2.3. Индивидуальная консультация занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Тренировочный тест:
Сборники задач
2.4. Расчет по термохимическим уравнениям занятие изучения и первичного закрепления новых знаний Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания 2.5. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке занятие закрепления знаний и способов деятельности Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания 2.6.Индивидуальная консультация занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала 2.7.Определение массовой илиобъемнойдоли выходапродукта реакцииот теоретическивозможного занятие изучения и первичного закрепления новых знаний Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания 2.8.Вычисление массы или объема продукта
Реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания 2.9.Нахождение массы продукта реакции поИсходномувеществу,находящемуся врастворе Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания 2.10. Индивидуальный контроль Занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности,промежуточная
диагностика контроль Тест промежуточной диагностикиРаздел 3. ГАЗООБРАЗНЫЕВЕЩЕСТВА
3.1.Определениеотносительнойплотностигазов занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Раздаточный материал:
Сборники задач
3.2.Вычисление относительной молекулярной
массы газа по его относительной плотности Словесный,
Приёмы:объяснение,
тренировочные задания 3.2.Определение массы газообразного вещества поего объему при нормальных условиях.
Молярныйобъемгазов. занятие комплексного применения знаний Создать условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности объяснение,
тренировочные задания 3.3.Определение формулы вещества по массовымдолям элементов и относительной плотности газов. занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
тренировочные задания 3.4.Индивидуальная консультация занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала Раздел 4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОХИМИЧЕСКИМ
УРАВНЕНИЯМ
4.1. Нахождение массы образующихся веществ помассе вступивших реакцию веществ занятие изучения и первичного закрепления новых знаний Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Раздаточный материал:
Сборники задач
4.2. Вычисление объема газов по известной массе
одного из вступивших в реакцию или получившихся врезультате ее веществ занятие закрепления знаний и способов деятельности Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания 4.3. Индивидуальная консультация занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала 4.4. Расчет по термохимическим уравнениям занятие изучения и первичного закрепления новых знаний Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания 4.5. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке занятие закрепления знаний Решение задач 4.6 Индивидуальная консультация занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала 4.7. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания 4.8. Вычисление массы или объема продукта
Реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащегопримеси занятие закрепления знаний и способов деятельности
Решение задач 4.9. Нахождение массыпродукта реакции поИсходномувеществу,находящемуся врастворе Решение задач
Составление задач 4.10.Индивидуальная консультация занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала Раздел 5. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
5.1.ОВР. Расстановка коэффициентовметодом
электронногобаланса занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Расстановка коэфиициэнтов Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Раздаточный материал:
Сборники задач
5.2.ОВР. Расстановка коэффициентовметодом
полуреакций занятие закрепления знаний 5.3.Индивидуальная консультация занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала Раздел 6. ГЕНЕТИЧЕСКАЯСВЯЗЬМЕЖДУ ОСНОВНЫМИКЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХСОЕДИНЕНИЙ
6.1.Нахождение массыпоцепочке превращения занятие комплексного применения знаний и способов деятельности Решение задач
Составление цепочек превращений Периодическая таблица Д.И.Менделеева
ТР6.2.Индивидуальная консультация занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала Раздел 7. КАЧЕСТВЕННЫЕРЕАКЦИИ НА НЕОРГАНИЧЕСКИЕВЕЩЕСТВА
7.1.Решение задач на качественное определение катионов и анионовнеорганических веществ занятие комплексного применения знаний и способов деятельности Решение задач Периодическая таблица
7.2.Индивидуальный контроль Итоговая диагностика контроль Тест итоговой диагностики7.3.
ИТОГОВОЕЗАНЯТИЕ Обобщение 1 года обучения Методическое обеспечение
2год обучения
РазделТипзанятийМетоды и приемыДидактическое и материально-техническое оснащение
Вводное занятие
Знакомство с основными направлениям работы в учебном году. Инструктаж по технике безопасности. Повторение основных законов понятий неорганической химии.
занятие по проверке, оценке первоначальных знаний и способов деятельности Письменный контроль ТестначальнойдиагностикиРаздел 1. НАХОЖДЕНИЕ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФОРМУЛЫ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА
1.1.Нахождение молекулярной формулы вещества
по массовым долям входящих внего химическихэлементов занятие изучения и первичного закрепления новых знаний Словесный
Приёмы: рассказ,
объяснение Периодическая таблица Д.И.Менделеева
1.2.Нахождение молекулярной формулы
газообразного вещества по массе (объему, количеству вещества)
продуктов сгорания и плотности его паров по какому-либо другому газу занятие закрепления знаний и способов деятельности
Словесный
наглядный
Приёмы:показ,
объяснение , тренировочные задания
Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Сборник задач
1.3.Индивидуальный контрольТренировочные задания Решение задач Раздел 2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМСУЧАСТИЕМ ОРГАНИЧЕСКИХВЕЩЕСТВ
2.1Нахождение массы(объема) продукта реакции
По массе (объему) исходного органического вещества, содержащего примеси
занятие изучения и первичного закрепления новых знаний Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Тренировочный тест:
Сборники задач
2.2.Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного с использованием органического вещества занятие закрепления знаний и способов деятельности Словесный,
Приёмы:тренировочные задания 2.3.Тренировочные задания с использованием компьютера занятие изучения и первичного закрепления новых знаний выявление уровня усвоения материала Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Тренировочный тест:
Сборники задач
2.4.Индивидуальная консультация занятие обобщения, углубления и систематизации знаний Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания Раздел 3. Генетическаясвязь между основными классамии неорганическихвеществ
3.1.Осуществление цепочки превращений,
решение по ней задач на примере углеводородов. занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Раздаточный материал:
Сборники задач
3.2.Осуществление цепочки превращений,
решение по ней задач на примере кислородсодержащих органических веществ Словесный,
Приёмы:объяснение,
тренировочные задания 3.3.Осуществление цепочки превращений, связывающей органические и неорганические вещества. Решение задач. занятие комплексного применения знаний Создать условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельностиобъяснение,
тренировочные задания 3.4.Осуществление цепочки превращений,
решение по ней задач на примере азотсодержащих веществ. занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
тренировочные задания 3.5.Индивидуальная консультация занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала Раздел 4. КАЧЕСТВЕННЫЕРЕАКЦИИ НА ОРГАНИЧЕСКИЕВЕЩЕСТВА
4.1.Определение органических веществ с помощью качественных реакций занятие изучения и первичного закрепления новых знаний Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Раздаточный материал:
Сборники задач
4.2.Тренировочное решение задач на определение органических веществ. занятие закрепления знаний и способов деятельности Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания 4.3.Индивидуальная консультация занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала 5.1. Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ методами электронного баланса. занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Расстановка коэфиициэнтов Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Раздаточный материал:
Сборники задач
5.2.Индивидуальная консультация занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала Раздел 6. ХИМИЧЕСКАЯКИНЕТИКАИ КАТАЛИЗ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
6.1. Расчеты скорости реакции по изменениям
концентраций веществ, давления, температуры. занятие комплексного применения знаний и способов деятельности Решение задач
Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Раздаточный материал:
Сборники задач
6.2. Решение задач на смещение химическогоРавновесия при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора. Занятие на закрепление полученных знаний и умений Решение задач
6.3.Индивидуальная консультация. Работа накомпьютерах занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала Раздел 7. РАСТВОРЫ
7.1.Задачи на смешивание растворов занятие комплексного применения знаний и способов деятельности Решение задач Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Раздаточный материал:
Сборники задач
7.2.Переход от одного вида концентраций к другому. Тренировочные задания Решение задач 7.3.Индивидуальная консультация. Работа накомпьютерах занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала Раздел 8.ПРОМЫШЛЕННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ
8.1.Решение задач на типичные технологические приемы промышленного получения веществ занятие изучения и первичного закрепления новых знаний Словесный,
Приёмы:беседа, объяснение,
тренировочные задания 8.2.Индивидуальная консультация. Работа на компьютерах
занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала 8.3.Решение задач на типичные технологические приемы промышленного получения веществ занятие комплексного применения знаний и способов деятельности Решение задач Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Раздаточный материал:
Сборники задач
Раздел 9. МЕТАЛЛЫ
9.1.Решение задачна основные свойстваметаллов.
занятие изучения и первичного закрепления новых знаний тренировочные задания Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Раздаточный материал:
Сборники задач
9.2.Электролиз занятие изучения и первичного закрепления новых знаний тренировочные задания 9.3.Решение задачна основные свойстваметаллов.
занятие комплексного применения знаний и способов деятельности Решение задач Раздел 10. НЕМЕТАЛЛЫ
10.1.Решение задачна основные свойства
неметаллов и их соединений.
занятие изучения и первичного закрепления новых знаний тренировочные задания Раздел 11. ОБОБЩЕНИЕ
11.1.Комбинированные задачи по неорганической и
органической химии занятие комплексного применения знаний и способов деятельности Решение задач Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Таблица растворимости
Ряд напряжений
Раздаточный материал:
Сборники задач
11.2.Тестированные задания Выявление знаний и умений Решение задач 11.3.Индивидуальная консультация занятие обобщения, углубления и систематизации знаний выявление уровня усвоения материала 11.4.Работа накомпьютерах. Тестовые задания. Итоговая диагностика контроль ТеститоговойдиагностикиИТОГОВОЕЗАНЯТИЕ Обобщение курса ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ЗАНЯТИЙ
Тип учебного занятия Дидактическая цель
Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников
Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности
Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности
Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности 1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие)
2.Организовать деятельность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности
Библиографические источники
Литература
1.Габриелян О.С., химия 8 класс.М.:Издательство «Дрофа» , 20102. ГараН.Н., М.В. Зуева
2. Контрольные и проверочные работы по химии
8-9 классы по химии. М.: «Дрофа», 1997
3.А.А. Дроздов, Е.А. Еремина
Химия ЕГЭ, эффективная методика. М.: Издательство «Экзамен», 2005
4. А.С. Корощенко, Д.Ю. Добротин 11 класс Экзаменационные билеты и ответы. Химия М. Издательство «Дрофа»,2005
5.Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа,
2000.
Список литературы, рекомендуемый для детей
1. И.В. Свитанько
Нестандартные задачи по химии. М.: Издательство Мирос ТОО «Вентана- Граф», 1994
2..П.А.Оржековский, Л.М.Мещерякова, Л.С.Понтак
Рабочая тетрадь по химии к учебнику «Химия . 8 класс». М.: Издательство «Астель», 2006
3. П.А.Оржековский, Л.М.Мещерякова, Л.С.Понтак
Рабочая тетрадь по химии к учебнику «Химия . 8 класс». М.: Издательство «Астель», 2006
Приложение 1.
Методика аттестации учащихся в объединении «Познавательная химия»
Промежуточная и итоговая аттестации учащихся в объединении «Познавательная химия» проводятся в соответствии с положением аттестации учащихся МБОУ ДО ЦДОД (приказ №19 от 16.02.2015г).
1.Методика оценивания:
- уровень знаний, умений, навыков учащихся (высокий, средний, низкий)
полностью освоивших программу дополнительного образования - высокий уровень (9-10 баллов);
освоивших программу не в полном объеме - средний уровень (5-7 баллов);
освоивших программу в минимальном объеме - низкий уровень ниже среднего (0-4 балла).
2.Оформление отчетной документации
Протокол
результатов аттестации обучающихся МБОУ ЦДОД
20____/20____учебный год
Вид аттестации (предварительная, промежуточная, итоговая)
Отдел ________________
Творческое объединение ___________________
Образовательная программа и срок ее реализации _______________________________________________
№ группы год обучения кол-во учащихся в группе
ФИО педагога___________________________________
Дата проведения аттестации _________________________
Форма проведения ______________________________________
Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность):
РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ
№
Фамилия, имя ребенкаГод
обучения
Результат
аттестацииГод обучения ______________________
Всего аттестовано _________обучающихся. Из них по результатам аттестации:
высокий уровень_________чел.; средний уровень ___________чел.;
низкий уровень _________чел.
Подпись педагога ____________________________
Члены аттестационной комиссии:_____________________________
_____________________________
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы по химии
Зачет содержит тесты по химии. Каждый тест составлен на основе программного материала. Приведены ответы на все задания. Время аттестации (35-45мин)
При выполнении теста можно пользоваться периодической таблицей Д.И.Менделеева, таблицей растворимости, рядом напряжений металлов, калькулятором. Для получения надежных результатов теста полностью исключается контакт обучающихся друг с другом.
\
Промежуточная диагностика
Диагностическая карта успеваемости учащихся 1 года обучения в объединении «Познавательная химия»
№
ппФИ ученикаКритерииСредний балл Уровень успеваемостиТеоретическая подготовка Практическая подготовка 1.Знает знаки химических элементов2. Знает строение атома.
Отличает простые вещества от сложных по составу 3
Умеет составлять графические формулы и заполнять подуровни 4
Умеет писать уравнения реакций и расставлять коэффициенты. 5
Умеет вести расчет по уравнениям реакций 1-15 Уровень усвоения материала по критериям Итоговая диагностика
Диагностическая карта успеваемости учащихся 2 года обучения в объединении «Познавательная химия»
№
ппФИ ученикаКритерииСредний балл Уровень успеваемостиТеоретическая подготовка Практическая подготовка 1.
Знает типы химических связей и особенности образования.
2
Знает, как можно определять вещества при помощи качественных реакций 3
Знать суть окислительно-восстановительных реакций 4
Умеет вести расчеты на теоретический и практический выход продукта 5
Умеет вести расчеты на избыток, недостаток 6
Умеет находить формулу вещества по массовым долям элементов 1-13 Уровень усвоения материала по критериям Тесты по химии
Промежуточная аттестация 1 год
Фамилия и имя ученика___________________________________
1. Химический элемент кислород входит в состав всех:
1) сульфидов; 2) солей; 3) оксидов; 4) кислот.
2. Формула простого вещества:
1) О2; 2) Н2О; 3) NO; 4) KOH.
3. Формула кислоты:
1) HNO3; 2) Ca(OH)2; 3) N2O5; 4) S8.
4. Газ выделяется при действии соляной кислоты на раствор:
1) Na2СО3; 2) ВаСl2; 3) NН4Сl; 4) KОН.
5. Белый осадок, нерастворимый в азотной кислоте, образуется при взаимодействии:
1) Ва(ОН)2 и НNО3; 2) CuCl2 и NaOH;
3) FeCl3 и NaOH; 4) CaCl2 и AgNO3.
Подтвердить уравнением реакции.
6. Названия оксид азота(I), нитрат алюминия, хлорид аммония, азотистая кислота соответствуют формулам веществ:
1) NО, АlN, NaCl, HPO3;
2) N2O, Al(NO3)3, NH4NO3, НNO3;
3) N2O, Al(NO3)3, NH4Cl, НNO2;
4) N2O, Al(NO3)3, NH4Cl, НNO3.
7. Азот имеет степень окисления +3 в ряду веществ:
1) N2O3, НNО3, KNО2;
2) NН3, N2О3, НNO3;
3) NaNO2, N2О3, НNO2;
4) KNО3, НNO2, NН3.
8. Высший оксид состава Э2О3 образует химический элемент, имеющий:
1) заряд атомного ядра +3;
2) пять электронов на внешнем электронном слое;
3) заряд атомного ядра +13;
4) два электрона на внешнем электронном слое.
9. Массовая доля натрия в оксиде железа Fe2O3 равна (%) … . (Ответ округлите до целых.)70 %
10. Найти массу негашёной извести, полученной при обжиге 300г известняка с массовой долей примесей в нём 154.56г.
В а р и а н т 1. 1 – 3; 2 – 1; 3 – 4; 4 – 1; 5 – 4; 6 – 3, 3, 1, 2; 7 – 3; 8 – 3;
9– 70; 10 – 154.56
.
Промежуточный тест
Решение
Задание 9.
Массовую долю натрия определяем по формуле:
п . Аr
=------------------- . 100%
Мr вещ.
1) находим относительную молекулярную массу
Mr(Fe2O3)=56*2+16*3=112+48=160
2) подставить в формулу ( находим массовую долю железа)
омега=56*2/160=0,7
3) обращаем в проценты, для этого умножаем на сто:
0,7*100%=70%
Задание 10.
Найти массу негашёной извести, полученной при обжиге 300 г. известняка с массовой долей примесей в нём 8%.
Дано: Решение.
m (известняка) = 300кг CaCO3 = CaO + CO2
ω (примесей) = 8% 1моль 1моль
1). ω(чистого вещества) = 100% - ω (примесей) = 100% - 8% = 92%
Найти: m (CaO)
2). m(чистого вещества) = ω(чистого вещества) • m(вещества) : 100%
m (CaCO3) = 92% • 300г : 100% = 276г
3). n(CaCO3) = m : M = 276г : 100г/моль = 2,76моль
М (CaCO3) = 40+12+16 · 3 = 100г/моль
4) n(CaO) = n (CaCO3) = 2,76моль (по коэффициентам в уравнении)
5). m(CaO) = М • n = 56г/моль · 2,76моль = 154,56г
М(CaO) = 40+16 = 56г/моль
Ответ. m(CaO) = 154,56г.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (2 год)
1. Ковалентной неполярной связью образованы молекулы веществ:
1) O3, N2, H2, О2;
2) O2, O3, СО, NН3;
3) NH3, CO, CO2, H2O;
4) Н2O, O2, N2, H2.
2. С растворенным в воде сульфатом меди(II) может прореагировать:
1) хлорид железа(II);
2) соляная кислота;
3) гидроксид натрия;
4) оксид кремния(IV).
3. Белый нерастворимый в азотной кислоте осадок образуется при взаимодействии:
1) Ва(ОН)2 и НNO3;
2) CuCl2 и NaOH;
3) FеCl3 и NaОН;
4) CaCl2 и AgNO3.
4. Реакцией ионного обмена, экзотермической и необратимой является:
1) 3Са + 2H3РО4 = Са3(РО4)2 + 3H2;
2) 3Са(ОН)2 + 2Н3РО4 = Са3(РО4)2 + 6Н2О;
3) СаО + СО2 = СаСО3;
4) Са(ОН)2 + Ва(NО3)2 = Са(NO3)2 + Ва(ОН)2.
5. Уравнением окислительно-восстановительной реакции является:
1) 2Al + Fe2О3 = 2Fe + Аl2О3;
2) Сu(ОН)2 = СuО + Н2О;
3) СаО + Н2О = Са(ОН)2;
4) KОН + НСl = Н2О + KCl.
6. Реакцию между нитратом серебра и хлоридом аммония выражают сокращенным ионным уравнением:
1) Аg+ + Cl– = AgCl;
2) 2Аg+ + S2– = Ag2S;
3) NH4+ + ОН– = NH3 + Н2O;
4) Н+ + ОН– = Н2О.
7. Массовая доля водорода меньше всего в веществе, формула которого:
1) СН4; 2) Н2СО3; 3) С2Н2; 4) С2H6
8. На 6,5 г цинка подействовали избытком соляной кислоты. Объем выделившегося при этом газа составил (л):
1) 6,5; 2) 1,12; 3) 2,24; 4) 4,48.
9. При бромировании 50 л бутана получили смесь бромбутана массой 225 г. Найдите долю выхода продукта реакции
1) 22; 2) 112; 3) 74; 4) 48.
10. Массовая доля углерода в углеводороде равна 83,72 %. Найти молекулярную формулу углеводорода.
С6Н14; 2) C2H5; 3) CH3NH2; 4) С6Н14.
Ответы на задания теста
Вариант 1б. 1 – 3; 2 – 3; 3 – 4; ; 4 – 2; 5 – 1; 6 – 1; 7 – 2; 8-3; 9- 3; 10-1
Ититоговый тест
Задание 9. Решение:
Найдем теоретический выход бромбутана.Найдем количество вещества использованного бутана по условию задачи:n (C4H10) = 50 л : 22,4 л/моль = 2,23 моль,где 22,4 – молярный объем газа при н.у. (нормальных условиях)
Запишем над уравнением количество вещества бутана, а под уравнением число моль согласно уравнению:2,23 моль х мольC4H10 + Br2 → C4H9Br + HBr1 моль 1 моль
Составим пропорцию:2,23 моль — х моль1 моль — 1 мольx = 2,23 моль
Найдем количество вещества полученного бромбутана по условию задачи:M(C4H9Br) = 12 • 4 + 9 + 80 = 137 (г/моль)n = m/M = 225 г / 137 г/моль = 1,64 моль
Найдем долю выхода от теоретического:η = 1,64 / 2,23 = 0,74 = 74%
Ответ: 0,74 или 74%.
Задание 10 . Массовая доля углерода в углеводороде равна 83,72 %. Найти молекулярную формулу углеводорода.
Дано: Решение:
ω(С) = 83,72 % 1. Напишем формулу - СхНу
2. Найдём массовую долю водорода:
М.Ф. = ? ω(Н) = 100 % - 83,72 % = 16,28 %
3. Найдём соотношение индексов:
х : у = 83,72 / 12 : 16,28 / 1 = 6,977 : 16,28 = 1 : 2,333 = 3 : 7
4. Простейшая формула – С3Н7, но она не соответствует истинной.
Выход – увеличить индексы в 2 раза С6Н14.
Ответ: С6Н14.