Доклад по теме Роль историко-краеведческого кружка История родного края в формировании гражданско-патриотических чувств у учащихся 6-8 классов
Доклад по философии
Роль историко-краеведческого кружка «История родного края»
в формировании гражданско-патриотических чувств у учащихся
Патриотическое воспитание детей и молодёжи в современных условиях требует интеграции и консолидации социального, культурного и воспитательного потенциалов регионов и страны в целом. Оно должно быть направлено на реализацию целей опережающего развития России в мировом сообществе, что задаёт новые требования к институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии необходимые для становления подрастающего поколения в будущем.
Вместе с тем, наблюдающееся снижение в общественном сознании роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, общества и государства является одной из причин низких темпов инновационного развития российского общества.
В этих условиях становление и развитие системы патриотического воспитания молодёжи требует инновационных решений. Их реализация должна создать возможности молодым людям выбирать своё будущее, связывая его с перспективами страны, образом Родины – России, в её прошлом, настоящем и будущем.
Учебный предмет «История» в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбу конкретных людей, через историю малой Родины. Для достижения цели необходимо, чтобы воспитание патриотизма, любви к Родине у подрастающего поколения постоянно находилась в центре внимания общества. Мы не должны забывать, что у нас есть малая Родина, где также история развития связано с именами отдельных личностей, важными событиями. Из этого следует, усиление процесса формирования «патриотизма», «патриотических чувств», «гражданско-патриотических чувств» в образовательной среде.
В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. В школах внеклассные занятия ведутся по разным формам. Например, внеклассные работы могут проводиться в виде историко-краеведческого кружка, создание школьных музеев, историко-краеведческих вечеров и конференций, экскурсий.
Каждый из выше указанных видов внеклассной работы по истории может найти применение в школе. Внеклассная работа по истории преследует те же задачи, что и учебный курс, она приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знание, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса как к истории и культуре родного края, так и к истории в целом.
Образовательная программа историко-краеведческого кружка «История родного края» составлена для учащихся 6-8 классов, в связи с реализацией Концепций патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 -2020 год». Также на основе Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребёнка, Устава школы и т.д.
Назначение кружка «История родного края»: направлено на изучение своей семьи и составление родословной; исследование и написание истории своего села; публикации на улусных и республиканских газетах; участия в научно-практических конференциях и.т.д. Программа исходит из того, что история семьи, история села и история России это единый процесс, который связан между собой определенной преемственностью.
Историческое краеведение в школе является одним из источников знаний о родном крае, воспитания любви к нему и формирования патриотизма и патриотических чувств. Объектами изучения являются семья, родственники, земляки, населенный пункт, школа, а также сбор краеведческого материала в школьном музее.
Историко-краеведческий кружок «История родного края» имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Он включает в себя знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, теорию и практику составления родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации и ее анализа. Материал программы содержит формулировки, позволяющие привлечь внимание школьников к таким понятиям, как честь, долг, благородство, милосердие, служение Отечеству. Рассмотрение круга определенных вопросов позволит подвести учащихся к пониманию важности духовности, как гуманистической ценности, приобщить их к опыту духовной и культурной жизни предшествующих поколений, поможет им уяснить собственные идеалы, определить лично значимые ориентиры. Курс направлен на то, чтобы ученик проживал историю своей малой Родины. Программа определяет главный способ самоорганизации ученик – поиск, научно-исследовательскую работу.
Цели курса:
Познакомить учащихся с методическими приемами написания истории семьи и истории своего края;
Способствовать развитию интереса к занятию самостоятельным исследованием;
Повышать мотивацию краеведческой деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала и деятельности самих учащихся.
Воспитывать патриотизма, гражданско-патриотических чувств, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к своему прошлому и других народов.
У учащихся посещающих историко-краеведческий кружок «История родного края»:
- повышается роль семьи в образовании, воспитании и самое главное в развитии ребенка. Именно семья выступает в роли воспитательного института, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В семье закладываются нравственные ценности человека, формируются нормы поведения, положительное отношение к таким человеческим качествам как любовь, взаимопонимание, ответственность, порядочность. Также чтобы повысить эффективность работы с учащимися в изучении краеведения, учителю необходимо продумать формы работы с семьей. Детям было предложено вместе с родителями составить «генеалогическое древо семьи», написали творческую работу «Семейные обычаи и традиции», «Трудовые династии в моей семье», «Не место красит человека, а человек место», организовали совместные туристические походы;
- возрастает интерес учащихся к своей малой родине в результате глубокого изучения истории родного края. Это проявляется в активном участии школьников в различных конкурсах, акциях, посвященных истории родного края: «Моя семья – самая счастливая», «Мой дом - Россия», «Не исчезай мое село», «Моя улица». Дети пишут сочинения о своей семье, о людях села и района, посылают заметки в районную газету «Ньурба» участниках войны, тружениках тыла, стихи на конкурс, участвуют в подготовке районных праздников и фестивалей. Все это способствует формированию духовного мира школьников, их гражданской позиции, воспитанию патриотизма;
- краеведческая работа предполагает участие школьников в различных видах деятельности: они читают рекомендуемую учителем краеведческую литературу, результаты такой деятельности оформляются в виде фотовыставок, стенгазет, сочинений;
Гражданско–патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у подростков любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе.
Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.
Занятия в историко-краеведческом кружке «История родного края», имеющем гражданско-патриотическую направленность, способствуют повышению уровня воспитанности личности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданско-патриотическое воспитание, осуществляемое систематически в форме историко-краеведческого кружка может приносить существенные результаты в работе с школьниками.
Поэтому, мы можем с полной уверенностью говорить о том, что необходимо широкое развитие в школах исторического краеведения, так как это способствует развитию гражданственно-патриотических чувств и оказывает большое влияния на процесс формирования общественно активной личности.
Выполненная работа подтвердила эффективность проведенного исследования по воспитанию патриотических чувств у учащихся 6-8 классов посещающих историко-краеведческий кружок.