РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КЛУБА «ПОИСК» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-10 КЛАССОВ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И
РУССКОГО ЯЗЫКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КЛУБА
«ПОИСК»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-10 КЛАССОВ

Оренбург
г.
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
В связи с этим на базе МОБУ «СОШ № 1» создан клуб «Поиск», в котором учащиеся приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Основными принципами деятельности клуба являются: добровольности, взаимодействия, учета индивидуальных и возрастных особенностей, междисциплинарности, преемственности, равноправия и сотрудничества, гласности, самостоятельности, ответственности, коллективности, ответственности за собственное развитие. Программа клуба «Поиск» включает комплекс мероприятий, разнообразных по формам и методам проведения, конкретной тематике и направленности. Используются следующие виды деятельности: лекционная, практическая, самостоятельно-поисковая работа.
Формированию знаний, умений и навыков в области поисковой деятельности способствует применение методов: анализа конкретной ситуации, метода решения ситуационных и проблемных задач, метода проектов, использование ролевых и деловых игр, дискуссий, групповой работы, проблемного, модульного обучения.
В рамках теоретических и практических занятий используются образовательные технологии: проектирование, развивающее обучение, интерактивные технологии (творческое задание, работа в малых группах, дискуссии, диспуты и т.д.).
С целью определения уровня сформированности знаний и умений учащихся в ходе реализации программы используются следующие виды оценочных средств:
- выполнение практических заданий;
- защита рефератов;
- защита исследовательских работ;
- самостоятельная поисковая работа;
- выступления на тематических мероприятиях;
- проведение экскурсий для младших школьников.
Цель программы:
Целью освоения программы является - создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи программы:
воспитательные:
- формирование активной гражданской позиции учащихся;
- воспитание патриотизма, гордости за свою страну, город, школу;
- формирование социальной активности, толерантности и коммуникабельности.
познавательные:
- приобщение учащихся к исследовательской и проектной творческой деятельности на основе историко– краеведческого материала;
- овладение основами журналистики и социального анализа.
развивающие:
- развитие навыков исследовательской и проектной работы;
- обработки статистических и анкетных материалов; интервьюирование;
- развитие профессиональных склонностей, оказывающих влияние на выбор учеником сферы профессиональной деятельности.
2. Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате освоения данной программы учащийся должен:
Знать:
- историю своей страны, родного края, роль участия земляков в Великой Отечественной войне.
Уметь:
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи;
- самостоятельно выполнять творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- проводить экскурсии, собирать достоверные сведения об истории города и школы, работать с краеведческой литературой, писать дневники по изучению исторических событий, оформлять выставки, уголки, стенды по истории родного края.
Владеть:
- способами взаимодействия с окружающими людьми; различными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;
- навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;
- методами поисковой и исследовательской работы по сбору достоверных сведений по истории города и школы.
3. Содержание тем учебного курса
№ Название раздела Теоретические занятия ( количество часов) Практические занятия ( количество часов)
1. Знакомство с клубом-музеем.
Организационный период. 4 4
2. Знакомство с историей создания и развития школьного музея. Беседы о роли исторических памятников и музеев вообще. 4 4
3. Музейная работа-экспозиция, стенды 4 4
4. « Ветеран живёт рядом» 4 4
5. Экскурсия в краеведческий музей 4 4
6. Подготовка и проведение викторины по истории родного края 4 4
7. Оформление стенда «Ветераны нашего района» 4 4
8. Экскурсия в музей города Оренбурга на Беловке4 4
9. Моя семья и родной край. 8 8
10. Экскурсионная работа в школьном музее 8 8
11. Оформление экспонатов в музее 8 8
12. Начало над работой «Ты-Оренбуржец» 4 4
13. Наши учителя, окончившие нашу школу 4 4
14. Круглый стол «Снятие блокады Ленинграда» 4 4
15. Оформление работы на конференцию « Ты-Оренбуржец» 16
16. День Защитника Отечества 4 4
17. Оренбуржцы в локальных войнах 8 18. Учёт экспонатов школьного музея 8
8
19. Участники ВОВ – часть истории нашей школы 16 20. Массовые репрессии в Оренбурге 4 4
21. 8 8
22. Участие в слёте поисковых отрядов 8
23. Викторина, посвящённая Дню Победы 4 4
24. Поздравление ветеранов ВОВ 8
25. Экскурсии по городу Оренбургу 8
26. Подведение итогов работы кружка за год 8 Итого: 256
№ Название раздела Теоретические занятия Практические занятия
1. Знакомство с клубом-музеем.
Организационный период. Беседа об организации клуба Экскурсия в школьный музей
2. Знакомство с историей создания и развития школьного музея. Беседы о роли исторических памятников и музеев вообще. Обсуждение дальнейшего развития и информационного вклада в музей Инвентаризация музейных экспонатов

3. Музейная работа-экспозиция, стенды Подготовка печатной продукции Оформление стенда «Почётные граждане Оренбурга»
4. « Ветеран живёт рядом» Беседы о ветеранах Великой Отечественной войны Посещение ветеранов Великой Отечественной войне
5. Экскурсия в краеведческий музей Рассказ о музее Посещение музея
6. Подготовка и проведение викторины по истории родного края Составление плана викторины Проведение викторины
7. Оформление стенда «Ветераны нашего района» Рассказ о московской битве в годы Великой Отечественной войны
Сбор материала для оформления витрины
8. Экскурсия в музей города Оренбурга на БеловкеБеседа о проведении экскурсии Посещение музея
9. Моя семья и родной край. Сбор материала для своей семьи Написание работы «Моя родословная»
10. Экскурсионная работа в школьном музее Составление программы экскурсий Проведение экскурсий
11. Оформление экспонатов в музее 12. Начало над работой «Ты-Оренбуржец» Выбор темы исследовательской работы Постановка основных целей (13. Наши учителя, окончившие нашу школу Беседы с учителями Написание рефератов
14. Круглый стол «Снятие блокады Ленинграда» Беседа об историческом событии Разработка открытого мероприятия
15. Оформление работы на конференцию « Ты-Оренбуржец» Подготовка материалов и наглядного материала
16. День Защитника Отечества Рассказ об истории праздника Поздравление защитников Отечества
17. Оренбуржцы в локальных войнах Беседа о воинах-афганцах 18. Учёт экспонатов школьного музея Рассказ о способах учёта экспонатов музея
Составление инвентарной книги
19. Участники ВОВ – часть истории нашей школы Беседы с ветеранами войны 20. Массовые репрессии в Оренбурге Знакомство с экспозицией о массовых репрессиях в Оренбурге Экскурсия в музей имени Шевченко
21. Подготовка к участию в слёте поисковых отрядов
Сбор материала Сбор информации
22. Участие в слёте поисковых отрядов Представление поискового отряда
23. Викторина, посвящённая Дню Победы Подготовка вопросов викторины Проведение викторины
24. Поздравление ветеранов ВОВ
25. Экскурсии по городу Оренбургу
26. Подведение итогов работы кружка за год
4. Информационно-методическое обеспечение
I. Нормативно - правовая база
Конституция Российской Федерации;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015 годы»;
II. Документы и программы МБОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением математики, литературы и русского языка»
Устав школы
Программа развития школы
III. Литература
Отдых и оздоровление детей и подростков. Сборник нормативных документов. М., 2002 г.
Организация деятельности общественного объединения в школе. Методические рекомендации. М., 1999 г.
Черногоров А. Воспитание детей на лучших образцах гражданственности и патриотизма.  Народное образование. М., 2007 г., №3., стр. 24-32
Кумицкая Т.М. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание, Москва, «Вако» 2009г.
Выршиков А.В. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников, Москва, «Глобус» 2007 г.
Орешкина Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе.
Школьный музей на рубеже веков: методические рекомендации / под ред. Е.Ф. Аврутиной, С.В. Ускова. М., 2001. 60 с. 
Тисленкова  И.А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность. Волгоград, «Учитель», 2007г.
Видякин В.М. Военно-патриотическое воспитание в школе. Волгоград, «Учитель», 2006г.
10.Л.И.Футорякский. , В.А.Лабузов Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 2008г.
11.Н.Л.Моргунова Археология Южного Урала, Оренбургское литературное издательство 2007г.
Периодика.
1. Подборка газет «Оренбуржье».
2. Подборка газет «Степной маяк».
3.Подборка журналов «Уральский следопыт».
4.Подборка журналов «Гостиный двор».
Интернет-ресурсы.
http://orenkazak.ru/pro-56.ru›istoriya-nazvaniya…ulitc-orenburgaorenburg.ru›town/sight/the_history_of_modern_…
Приложение.
Примерная тематика исследовательских работ.
Оренбургское казачество.
Массовые репрессии в Оренбурской области.
Каргалинские медные рудники.
История музея изобразительных искусств.
Свято-Николаевский мужской монастырь.
Защита прав ребёнка в Оренбургской области.
Межнациональный Оренбург.
Политические партии в Оренбургской области.
Молодёжная политика в Оренбургской области.
Исследователи Оренбургского края.
Примерная тематика рефератов.
1.      Моя родословная.
2.      Моя семья воды великой Отечественной войны 1941-45 гг. (в годы освоения целины, …).
3.      Откуда повелось название …
4.      Улица, на которой я живу (или «Улицы моего города, связанные с Вов и т.п.).
5.      Описание одежды оренбургского казака и казачки. Зарисовки одежды уральцев, причесок и т.п.
6.      Оренбург в годы гражданской войны.
7.      Освоение целины.
8. Археологические памятники Оренбурского края.
Обзорные экскурсии по музею.
История Оренбургского края.
Оренбург в годы Великой Отечественной войны.
Ветераны нашего района.
Оренбуржцы в локальных войнах.
Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию школьников.
Цель: формирование у подростков патриотических качеств.Задачи: воспитание любви к Родине, ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам.
Данное мероприятие разработано для учащихся 9–11 классов с приглашением ветеранов Афганской и Чеченской воин, накануне 23 февраля — Дня Защитников Отечества. Оформление:Плакаты: “Мы обязаны Вами гордиться…”, “Просто так героем не станешь…”, “И в памяти хранить мы будем вечно, ребят, которых нет уж среди нас”.Песни: В. Высоцкого, М. Муромова, О. Газманова, Ю. Гарина, И. Матвиенко и т.д.Ход мероприятияЗвучит песня В.Высоцкого “А сыновья уходят в бой”Вед.1. За спиною и горы, и гореЗа спиною военный АфганИ строкой автоматною вторитЭхо долгое, прячась в туман.Вед.2. За спиною погибшие душиИ пропавшие души ребятИ мы с болью еще будем слушатьЭхо долгое, глядя назад.Вед.3. По афганским дорогам пришлось нам поехать немало,Мы тряслись в БТР-ах, нам небо служило палаткой,И надолго под звездами твердым законам нам стало,Не искать на земле жизни сладкой.Звучит песня М. Муромова “Афганистан” в исполнении учащихся 10 класса.Вед.4. В Афганистане и у нас на Родине хорошо знают о мужестве и отваге наших воинов – интернационалистов. Они пришли на защиту этой Демократической Республики с грозным первоклассным оружием. Но сильнее этого оружия оказалась добрая, притягательная улыбка русских солдат, их крепкие на дружбу руки, выдержка.Вед.1. Суровая земля Афганистан,Долины, кручи, горные отроги.Ночной поход — коротенький привал,Тяжелые военные дороги.Вед.2. Мы выполняем свой солдатский долг,Соленый пот глаза нам застилает,Но пусть увидит враг и пусть поймет,Как русские живут и умирают.Вед.3. Служба советских войск в Афганистане была нелегка. Это и резко меняющиеся погодные условия, бой и короткие передышки.Вед.4. Помни, Россия, и злых, и усталых,Одуревших от зноя, без сна, без воды,Отмеряющих жизнь от привала к привалу,От звезды до звезды, от беды до беды.Вед.1. Они, рискуя собственной жизнью, спасают афганских стариков и детей от рук бандитов. Совершают подвиги, достойные славы своего Отечества.Звучит песня “Облака” в исполнении учащихся 9 класса.Вед.2. Все они были простыми и общительными ребятами, внимательными и добрыми.Вед.3. Их все “афганцами” зовут,Парней из той войны.Их люди сразу узнают,Они просты, скромны.Вед.4. Патриотические чувства к родной земле и людям, участие в боевых действиях пробудили особенные творческие способности у многих воинов.Вед.1. В короткой меж боями передышке,Достает помятую тетрадь,Опаленный порохом мальчишка,Сердцем хочет песню написать.Вед.2. Написать об огненных атаках,О заветной радостной мечте,О друзьях – товарищах солдатах,И о с боем взятой высоте.Вед.3. В короткие часы отдыха ребята сочиняли стихи и пели их под гитару.Вед.4. Затерялась где-то наша рота,Среди серых неприступных гор,И проводит партполитработуСтаренькой гитары перебор.Вед.1. Стихли взрывов гулкие удары,Нас не пощадил тяжелый бой,Чудом уцелевшую гитару,Мы нашли в машине головной.Звучит песня под гитару в исполнении учащихся 11 класса.Вед.2. Какие судьбы встают за этими строками! Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. Откуда она, отвага и мужество в наших ребятах? Откуда она у двадцатилетних?Вед.3. Наша молодость была недлинной,Покрывалась ранней сединой,Нашу молодость рвало на минах,Заливало афганскою войной.Вед.4. Наша молодость неслась тараном,Сокрушить душманский самолет,Чтоб огонь ослабить ураганный,Падала на вражий пулемет.Вед.1. Прямо сердцем дуло прикрывая,Падала, чтоб молодость жила,Страшная, неистовая, злая,Вот какая молодость была!Вед.2. Сегодня, накануне Дня Защитников Отечества, мы вспоминаем о воинах-интернационалистах, наших земляков, которые погибли в Афганистане, это: Павел Сарычев, Евгений Курилович, Александр Шепталин, Александр Кириллов, Сергей Сибиряков.Вед.3. Запомним их имена и почтим память минутой молчания!Минута молчания.Звучит песня О. Газманова “Офицеры”.Вед.4. Слово предоставляется нашему земляку, воину-интернационалисту, “афганцу”, Владимиру Медведеву.Выступление участника военных событий. Вручение цветов.Вед.1. Ребята нашего города участвовали и в Чеченской воине. Там и по сей день слышны взрывы орудий, пулеметные очереди.Вед.2. Мы в Новый год вошли, как в 45-й,Еще гремят ракетные раскаты,Еще строчат безумно автоматы,Уходят в бой сибирские полки.Вед.3. Еще горят железные колонны,Везут гробы Снегурки в спецвагонах,Сам Дед Мороз, войною опаленный,Несет в мешке к могилкам номерки.Вед.4. Еще полно израненных в палатках,Еще не спят неделями в халатах,Врачи склонясь над ранами солдат,Процесс пошел: тот — в гроб, тот — без руки…Вед.1. Еще дымят разрушенные хаты,Народ в беде, опять война проклята!Чем мать бойца пред богом виновата?Теперь страдай от горя и тоски…Вед.2. Мы в Новый год вошли, как в 45-й,Но есть одна зловещая деталь:Тогда нес смерть нам фюрер бесноватый,Теперь своих кромсает наша сталь…Марат Гринев, Сергей Окунев, Сергей Килин, Виталий Тымченко, Павел Матвейчук.Вед.3. Запомните эти имена наших ребят, которые погибли в Чечне.Звучит песня Ю. Гарина “Чечня”.Вед.4. Слово предоставляется нашему земляку, воину-интернационалисту, участнику Чеченской войны, Игорю Шелестову.Выступление участника военных событий. Вручение цветов.Вед.1. Я постоянно над вопросом мучаюсьИ все никак не нахожу ответ,Но почему от нас уходит лучшие?Уходят в мир потерь и страшных бед.Вед.2. Жестокого безумия полнаИ верить так не хочется, что где-то,Еще гуляет по земле война,Что где-то беспощадно убивают.Вед.3. Стреляют из засады и в упор,Для тех ребят, что жить лишь начинают,Уже подписан смертный приговор.Не терпят души и тела пробоин —Ведь это так не тяжело понять!А как бывает бесконечно больноРодных и близких навсегда терять…Вед.4. Опомнитесь же люди! Умоляю!Безвременная смерть нам не нужна!Но снова к гробу головы склоняютСедая мать и дети, и жена…Вед.1. Но горю должен наступить конецИ победит добро! Я в это верю.Жаль, что погибших судеб и сердецУже никто не возместит потерю!