Нашествие монголо-татар на Русь
Тема: Нашествие монголо-татар на Русь.
Цель: Формировать представления о нашествии монголо-татар на русскую землю.
Задачи:
Образовательные: добиваться четкого и осознанного представления о раздробленности Киевской Руси перед вторжением монголо-татар; подвести учащихся к пониманию, почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли; на примерах обороны Рязани показать героизм русских людей в борьбе против монголо-татарских захватчиков.
Коррекционно-развивающие: закреплять умения ориентироваться на карте: показывать места исторических событий, территории, направления вражеских ударов, пользоваться условными обозначениями.
Воспитательные: через образ сражающегося и непокорившегося народа воспитывать у учащихся любовь к своей великой Родине, чувство гордости за героический народ.
Основные знания: 1223 г. — первая встреча русских с монголо-татарами, 1237 г. — нашествие на Русь.
Основные термины и понятия: таран.
Оборудование и материалы: карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», видеофильм «История государства Российского. Нашествие», лента времени, карточки-задания, иллюстрация «Таран».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом,
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной страны…
Повторение пройденного материала.
—Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем говорили на уроке?
—Кто такие монголо-татары? Ведь такой вопрос задавали себе и жители земли Русской в XIII–м веке. Один из летописцев писал: «Явились народы, о которых как следует никто не знает – кто они, откуда пришли, каков язык их, какого племени, какой веры». —Чем занимались монголо-татары?
—Как назывались монголо-татарские племена? (Слайд1)
—Назовите жилище монголо-татар. (Слайд2)
Актуализация знаний, объявление новой темы.
Вводное слово учителя.
Сегодня на уроке нам потребуются такие умения - думать, рассуждать, доказывать, слушать, работать с картой, работать с лентой времени.
Мы уже несколько уроков путешествуем по далёкому прошлому нашей страны. Как она тогда называлась? (Русь)
Обратить внимание учащихся на карту «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков». (Слайд3)
1)Почему на карте Киевская Русь окрашена в разные цвета? Мне она напомнила лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков. Как вы думаете, почему?
2)Что происходило в этот период на Руси?
3) Если бы в это время на Русь напал враг, смогла бы она победить?
- Я хочу рассказать вам одну историю (притчу) «Отец и сыновья», которую написал Лев Николаевич Толстой. (Слайд4)
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, а они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит - сломайте!
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит».
- Чему учит это притча? («Один в поле не воин»).
В то время, когда князья и бояре постоянно воевали друг и другом за власть и не было на Руси спокойствия и мира, в Золотой Орде все подчинялись одному хану, беспрекословно выполняя его приказания. Люди были связаны общими для всех законами и соблюдали железную дисциплину.
4) Могли ли воспользоваться враждебные народы ослаблением Руси?
Словарная работа: междоусобица, нашествие. (Слайд5)
– Как вы понимаете слово «нашествие»?
- Кто уже догадался, о чём сегодня пойдёт речь? (нападение, вторжение, нашествие - вторжение врага в страну).
Сообщение темы урока: «Нашествие монголо-татар на Русь» (Слайд6) (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
План:
Завоевания монголов. Битва на Калке.
Начало нашествия на Русь. Оборона Рязани.
Причины поражений.
Изучение нового материала.
На прошлом уроке вы узнали о том, что в начале XIII (13) века у южной границы Руси появился грозный и воинственный враг – монголо-татары. Во все времена существовали люди, желающие подчинить себе весь мир. В 13 веке таким человеком был Чингисхан. (Слайд7). Огромный путь он проделал из монгольских степей, мечтая завладеть Европой. Его войска завоевали к этому времени огромные территории, покорили сотни городов и посёлков в других странах и получали с других народов дань. (Просмотр фрагмента фильма «Монгол»).
Рассказ учителя о битве на р. Калке.
Многочисленные войска Чингисхана вступили и на землю половцев. (Слайд8) Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Откликнулись 15 русских князей: киевский, черниговский, смоленский, галицкий, волынский и некоторые другие. Собрали они свои дружины и отправились вместе с половецкими отрядами в степь навстречу монгольскому войску.
Монголо-татары выслали навстречу небольшой отряд. Отряд подошёл к русским и половецким войскам, но в бой не вступил и повернул назад. Это была военная хитрость. Монголо-татары сделали вид, что испугались противника и убегают. На самом же деле они заманили их подальше в степь к реке Калке, где расположилась их основная конница.
Для того, чтобы узнать, как всё происходило в действительности, я предлагаю посмотреть небольшой видеофильм.
Просмотр видеофильма «История государства Российского «Битва на Калке».
—Когда состоялась первая битва с монголо-татарами?
—Чем закончилась эта битва?
Работа с текстом учебника. (Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят).
После этой победы монголо-татары стали готовиться к новому нашествию на Русь. Но лишь через 13 лет в 1237 году они снова пришли на русские земли. Теперь их походом руководил хан Батый. (Слайд9). В его подчинении было огромное войско. Хан Батый хотел завоевать не только Русь, но и все земли в Европе.
(На фоне музыки А.П.Бородина “Богатырская симфония”)
Был страшный год, Когда все страныБоялись больше, чем огня,Батыя – внука Чингисхана,Своё соседство с ним кляня,Был страшный век, когда монголыНа Русь лавиною пошли…Жестоких воинов раскосыхБатый собрал со всей земли…Так шла чудовищным потокомНа Русь монгольская ордаВ одном стремлении жестоком –Сжигать и грабить города.
Работа с текстом учебника. (Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят).
Сначала полчища хана Батыя покорили все поволжские народы, а затем сквозь густые леса подошли к городу Рязани. Батый послал к русским князьям послов с требованием дани. Рязанский князь ответил послам: «Когда не останется в живых никого из нас, тогда возьмёте всё». Давайте отдохнём вместе с русскими воинами перед боем.
Физкультминутка «За землю русую»
Сообщение ученика о взятии монголо-татарами Рязани. (Слайд 10)
Работа с картой. (Слайд11)
Показ направления войск монголо-татар, г. Рязань.
Беседа по вопросам:
1.Что ответили рязанцы монголо-татарам?
2.Как защищались рязанцы?
3. Что использовали монголо-татары при взятии Рязани?
4. Сколько времени продержались жители города?
5.Почему никто не пришел на помощь к рязанцам?
Запомните эту дату — 1237 г. Поставьте на ленте времени.
Запись в тетради: 1237 (XIIIв) – Оборона Рязани
Задача
В 13 веке монголо - татары начали свои великие завоевания.
В 21 веке мы с вами живем
Сколько веков отделяет нас от того времени?
1 век =? лет
8 веков =? лет
Решим задачу.
Сколько веков отделяет нас от того времени?
21-13=8 веков
А сколько лет в одном веке?
100 лет.
8 веков - это сколько лет?
8 х 100=800 лет
Вывод по теме: Страшное зрелище представляла собой Русь. Вместо городов — развалины. Поля заросли бурьяном. Кости непогребённых людей — вот что представляла русская земля там, где проходили монголо-татарские завоеватели.
Первичное закрепление нового материала.
Завершая урок, я предлагаю вам выполнить несколько тестовых заданий. Если вы все сделаете правильно, то узнаете, какое качество было необходимо русским, чтобы от него избавиться.
На слайде вы видите тестовые задания. Запишите в клеточки на рабочем листе ту букву, которая, по вашему мнению, соответствует верному ответу.
Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами? (Слайд12)
Половцы ЕПеченеги Л
Византийцы М
Гунны ОРека, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими воинами? (Слайд13)
УралСДнепрВВолгаАКалкаД
Битва на реке Калке произошла: (Слайд14)
31 мая 1322 года Е8 сентября 1237 года И1 сентября 1322 года Ш31 мая 1223 года ТКакой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году? (Слайд15)
Мамай ПБатый РЧингисхан СТохтамыш Н
Что не входило в вооружение русского воина? (Слайд16)
Меч Л
Секира АКопье СЛук и стрелы БПервый удар в 1237 году был нанесен по: (Слайд17)
Новгородской земле РВладимирскому княжеству КРязанскому Княжеству ТКиевскому княжеству Г
Что требовали послы Батыя от Русских князей? (Слайд18)
Подарок ЕНалогЖДань ВЯсак О
Что не являлось причиной поражения Руси монголо-татарами? (Слайд19)
Феодальная раздробленность СОтсутствие единой армии УТехническая отсталость русских дружин ИХристианское вероисповедание ОПроверка теста. Назовите ключевое слово. Слово появляется на презентации.
В единстве - сила. История доказала, что после объединения русских земель никакой враг не мог больше одолеть Русь.
А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы: (Слайд20)
Меня поразило…..
Я узнал…..
Мне было интересно…..
Я восхищался…..
Мне тоже было интересно работать с вами. Я восхищалась ответами……. Мне было интересно……Я узнал…..
Подведение итогов.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание.
Дополнительные материалы.
Имя хана Батыя означало «несокрушимый».
После смерти Чингисхана новым правителем монголо-татар стал его сын Угэдей. Батый же был внуком Чингисхана.
Были у монголо-татар и тяжелые конники. Эти воины имели железные кольчуги и шлемы. Вооружены они были прямыми мечами и длинными копьями. Сначала в бой вступала легкая конница, а потом уже тяжелая.