Рабочая программа по физике 7 класса, Пурышева Н.С.
\s
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметные результаты обучения
Введение
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении введения следующие.
На уровне запоминания
I уровеньНазывать:
условные обозначения физических величин: длина (/), температура (t°), время (t), масса (т);
единицы физических величин: м, °С, с, кг;
физические приборы: линейка, секундомер, термометр, рычажные весы;
методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.
Воспроизводить: определения понятий: измерение физической величины, цена деления, шкалы измерительного прибора.
II уровеньВоспроизводить:
определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения;
формулу относительной погрешности измерения.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры: физических и астрономических явлений, физических свойств тел и веществ, физических приборов, взаимосвязи физики и техники.
Объяснять: роль и место эксперимента в процессе познания, причины погрешностей измерений и способы их уменьшения.
II уровеньПриводить примеры: связи между физическими величинами, физических теорий.
Объяснять: существование связей и зависимостей между физическими величинами, роль физической теории в процессе познания, связь теории и эксперимента в процессе познания.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровеньУметь:
измерять длину, время, температуру;
вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;
записывать результат измерений с учетом погрешности.
II уровень Уметь:
соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;
использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Iуровень
Обобщать: полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
IIуровень
Обобщать: на эмпирическом уровне наблюдаемые явления и процессы
Механические явления
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Механические явления» следующие.
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
условные обозначения физических величин: длина (l), время (t), скорость (v), ускорение (а), масса (т), плотность (р), сила (F), давление (р), вес (Р), энергия (Е);
единицы перечисленных выше физических величин;
— физические приборы: спидометр, рычажные весы.Воспроизводить:
определения понятий: механическое движение, равномерное движение, равноускоренное движение, тело отсчета, траектория, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, давление, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых механизмов, энергия, потенциальная и кинетическая энергия;
формулы: скорости и пути равномерного движения, средней скорости, скорости равноускоренного движения, плотности вещества, силы, силы трения,
силы тяжести, силы упругости, давления, работы, мощности;
графики зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;
законы: принцип относительности Галилея, закон сохранения энергии в механике.
Описывать: наблюдаемые механические явления.
II уровень
Воспроизводить:
формулу пути при равноускоренном движении;
законы: закон всемирного тяготения, законы Ньютона.
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
физические явления: взаимодействие тел, явление инерции;
сложение сил, действующих на тело;
превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой;
относительность механического движения;
—применение законов механики в технике.Понимать:
существование различных видов механического движения;
векторный характер физических величин: и, a, F;
возможность графической интерпретации механического движения;
массу как меру инертности тела;
силу как меру взаимодействия тела с другими телами;
энергию как характеристику способности тела совершать работу;
значение закона сохранения энергии в механике.
II уровень
Объяснять: сложение сил, действующих на тело под углом 90° друг к другу.
Понимать:
фундаментальную роль законов Ньютона в классической механике;
роль гипотезы в процессе научного познания;
роль опыта Кавендиша в становлении физического знания;
существование границ применимости физических законов и теорий (на примере законов Ньютона).
На уровне применения в типичных ситуациях
Iуровень
Уметь:
определять неизвестные величины, входящие в формулы: скорости равномерного и равноускоренного движения, средней скорости, плотности вещества, силы, силы упругости (закона Гука), силы тяжести, силы трения, механической работы, мощности, КПД;
строить графики зависимости: пути от времени при равномерном движении, скорости от времени при равноускоренном движении, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления;
по графикам определять значения соответствующих величин.
Применять: знания по механике к анализу и объяснению явлений природы.
IIуровень
Уметь: записывать уравнения по графикам зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления.
Применять: изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Iуровень
Классифицировать: различные виды механического движения.
Обобщать: знания о законах динамики.
Применять: методы естественнонаучного познания при изучении механических явлений.
IIуровень
Обобщать: знания на теоретическом уровне.
Интерпретировать: предполагаемые или полученные выводы.
Уметь:
видеть и формулировать проблему; планировать поиск решения проблемы; определять и формулировать рабочую гипотезу;
отыскивать способы проверки решения проблемы;
оценивать полученные результаты; использовать теоретические методы научного познания (идеализация, моделирование, индукция, дедукция).
Звуковые явления
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Звуковые явления» следующие.
На уровне запоминания
Iуровень
Называть:
условные обозначения физических величин: смещение (х), амплитуда (А), период (Г), частота (v), длина волны (λ), скорость волны (v);
единицы этих величин: м, с, Гц, ;— диапазон частот звуковых колебаний.Воспроизводить:
определения понятий: механические колебания, смещение, амплитуда, период, частота, волновое движение, поперечная волна, продольная волна, длина волны;
формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, скорости звука; закон отражения звука.
IIуровень
Воспроизводить: формулы периода колебаний математического маятника, периода колебаний пружинного маятника.
На уровне понимания
Iуровень
Объяснять:
процесс установления колебаний груза, подвешенного на нити, и пружинного маятника;
процесс образования поперечной и продольной волн;
процесс распространения звука в среде;
происхождение эха.
Понимать:
характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити;
характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны;
источником звука является колеблющееся тело;
характер зависимости скорости звука от свойств среды и температуры;
зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука от частоты колебаний.
IIуровень
Объяснять: превращения энергии при колебательном движении.
Понимать:
характер зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити и от ускорения свободного падения;
характер зависимости периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза;
характер зависимости скорости волны от свойств среды, в которой она распространяется.
На уровне применения в типичных ситуациях I уровень
Уметь: вычислять частоту колебаний маятника по известному периоду, и наоборот;
неизвестные величины, входящие в формулу длины волны;
неизвестные величины, входящие в формулу скорости звука;
определять экспериментально период колебаний груза, подвешенного на пружине.
II уровень
Уметь: вычислять неизвестные величины, входящие в формулы периода колебаний математического и пружинного маятников.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
— знания о характеристиках колебательного движения;
знания о свойствах звука.
Сравнивать:
механические и звуковые колебания;
механические и звуковые волны.
Световые явления
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Световые явления» следующие.
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
условные обозначения физических величин: фокусное расстояние линзы (F), оптическая сила линзы (D), увеличение лупы;
единицы этих физических величин: м, дптр;
естественные и искусственные источники света;
основные точки и линии линзы;
оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, очки;
недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость;
состав белого света;
дополнительные и основные цвета.
Распознавать:
естественные и искусственные источники света;
лучи падающий, отраженный, преломленный;
углы падения, отражения, преломления;
зеркальное и диффузное отражение;
сложение цветов и смешение красок.
Воспроизводить:
определения понятий: источник света, световой пучок, световой луч, точечный источник света, мнимое изображение, предельный угол полного внутреннего отражения, линза, аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения, увеличение лупы;
формулу оптической силы линзы;
законы прямолинейного распространения света, отражения, преломления света;
принцип обратимости световых лучей.
Описывать:
наблюдаемые световые явления;
особенности изображения предмета в плоском зеркале и в линзе;
строение глаза и его оптическую систему.
II уровень
Называть:
основные точки и линии вогнутого зеркала: полюс, оптический центр, главный фокус, радиус, главная оптическая ось;
условия применимости закона прямолинейного распространения света.
Воспроизводить:
— определения понятий: увеличение вогнутого зеркала, увеличение линзы;
— формулу линзы.Описывать: особенности изображения в вогнутом зеркале.
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
физические явления: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения;
ход лучей в призме;
ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппарате и их устройство;
оптическую систему глаза;
зависимость размеров изображения от угла зрения;
причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции;
увеличение угла зрения с помощью лупы;
— происхождение радуги.Понимать:
разницу между естественными и искусственными источниками света;
разницу между световым пучком и световым лучом;
точечный источник света и световой луч — идеальные модели;
причину разложения белого света в спектр.
II уровень
Объяснять:
— применения вогнутого зеркала;
— ход лучей в световоде.Понимать:
границы применимости закона прямолинейного распространения света;
зависимость числа изображений в двух зеркалах от угла между ними;
принцип устройства калейдоскопа.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
применять знания законов прямолинейного распространения света, отражения и преломления к объяснению явлений;
изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей;
строить: изображение предмета в плоском зеркале, ход лучей в призме, ход лучей в линзе, изображение предметов, даваемых линзой, ход лучей в приборах, вооружающих глаз (очки, лупа);
— вычислять оптическую силу линзы по известному фокусному расстоянию, и наоборот.
II уровень
Уметь:
строить изображение предмета в вогнутом зеркале;
определять неизвестные величины, входящие в формулу тонкой линзы.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Iуровень
Сравнивать: оптические приборы и ход лучей в них.
Устанавливать аналогию: между строением глаза и устройством фотоаппарата.
Использовать: методы научного познания при изучении явлений (прямолинейного распространения, отражения и преломления света).
IIуровень
Устанавливать аналогию: между вогнутым зеркалом и линзой и ходом лучей в них.
Содержание
Введение
Цель изучения введения — формирование у учащихся представлений о том, что изучают физика и астрономия (физические и астрономические явления, физические свойства тел и веществ) и какие методы они используют при этом. В итоге у учащихся должны формироваться представления о том, что физика изучает физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире, используя при этом экспериментальные и теоретические методы познания. Они также должны понимать, что процесс познания начинается с наблюдений, в результате которых устанавливаются экспериментальные факты, для их объяснения выдвигаются гипотезы, выполняется эксперимент, который подтверждает или опровергает гипотезы, дается теоретическое пояснение. Возможен и другой путь познания, при котором после выдвижения гипотез строится модель явления или объекта, проводится теоретический анализ модели, результаты которого затем проверяются экспериментально. Важно, чтобы учащиеся поняли, что экспериментальные и теоретические методы познания взаимосвязаны и сопутствуют друг другу. У них также должны быть сформированы представления о том, что структурными элементами физического знания являются величины, которые вводятся для того, чтобы количественно характеризовать явления и свойства тел, законы, устанавливающие связи между величинами, теории, позволяющие объяснить свойства тел и веществ и связи между физическими величинами.
При изучении введения у учащихся также формируются первоначальные знания об измерении физических величин: о физических приборах, цене деления шкалы физического прибора, погрешностях измерений и их причинах, абсолютной и относительной погрешности прямого измерения. Учащиеся должны научиться определять погрешность прямого измерения и записывать с ее учетом результат измерения. Эти умения формируются при выполнении простейших измерительных лабораторных работ: измерение длины, времени, температуры, массы. Следует также обсудить вопрос о способах уменьшения погрешности измерений. С этой целью предусмотрено проведение классных и домашних лабораторных работ по измерению малых величин.
МеханическиеявленияЦель изучения данной темы — формирование знаний об основных понятиях и законах механики, изучение которых составляет основу для дальнейшего освоения курса физики основной школы.
условные обозначения физических величин: длина (l), время (t), скорость (v), ускорение (а), масса (т), плотность (р), сила (F), давление (р), вес (Р), энергия (Е);
единицы перечисленных выше физических величин;
физические приборы: спидометр, рычажные весы.Определения понятий: механическое движение, равномерное движение, равноускоренное движение, тело отсчета, траектория, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, давление, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых механизмов, энергия, потенциальная и кинетическая энергия;
Формулы: скорости и пути равномерного движения, средней скорости, скорости равноускоренного движения, плотности вещества, силы, силы трения,
силы тяжести, силы упругости, давления, работы, мощности;
Графики зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;
Законы: принцип относительности Галилея, закон сохранения энергии в механике.
ЗвуковыеявленияОсновная цель изучения темы «Звуковые явления» — сформировать у учащихся представления об источниках и условиях распространения звуковых колебаний. В связи с этим рассмотрению звуковых колебаний предшествует изучение колебательного движения, а звуковых волн — изучение механических волн. Так же, как и при изучении других тем, в основе формирования знаний лежит эксперимент.
условные обозначения физических величин: смещение (х), амплитуда (А), период (Г), частота (v), длина волны(λ), скорость волны (v);
единицы этих величин: м, с, Гц, ;диапазон частот звуковых колебаний.определения понятий: механические колебания, смещение, амплитуда, период, частота, волновое движение, поперечная волна, продольная волна, длина волны;
формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, скорости звука; закон отражения звука.
формулы периода колебаний математического маятника, периода колебаний пружинного маятника.
зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука от частоты колебаний.
превращения энергии при колебательном движении.
Световые явления
Основная цель изучения темы — знакомство учащихся со световыми явлениями, формирование у них системы знаний по геометрической оптике — основных понятий (световой пучок, световой луч, углы падения, отражения, преломления), основных законов (прямолинейного распространения света, отражения, преломления, независимости световых пучков), применений (зеркала, линзы, оптические приборы). Материал изучается на основе эксперимента как демонстрационного, так и выполненного учащимися самостоятельно, новые знания учащиеся получают исходя из анализа экспериментальных фактов путем индуктивных умозаключений.
условные обозначения физических величин: фокусное расстояние линзы (F), оптическая сила линзы (D)), увеличение лупы;
единицы этих физических величин: м, дптр;
естественные и искусственные источники света;
основные точки и линии линзы;
оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, очки;
недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость;
состав белого света;
дополнительные и основные цвета.
естественные и искусственные источники света;
лучи падающий, отраженный, преломленный;
углы падения, отражения, преломления;
зеркальное и диффузное отражение;
сложение цветов и смешение красок.
определения понятий: источник света, световой пучок, световой луч, точечный источник света, мнимое изображение, предельный угол полного внутреннего отражения, линза, аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения, увеличение лупы;
формулу оптической силы линзы;
законы прямолинейного распространения света, отражения, преломления света;
принцип обратимости световых лучей.
Календарно - тематическое планирование учебного материала
2016-2017 учебный год
№ урока Примерные сроки изучения тем Название темы урока Кол-во часов
1 триместр 20
1 1.09.16 Вводный инструктаж по ТБ. Что и как изучают физика и астрономия 1
2 5.09 Физические величины. Единицы физических величин 1
3 8.09 Измерение физических величин. Точность измерений. Тест № 1 1
4 12.09 Л.р № 1 «Измерение длины, объёма и температуры тела» 1
5 15.09 Л.р № 2 «Измерение размеров малых тел»
Л.р № 3 «Измерение времени» 1
6 19.09 Связи между физическими величинами. Физика и техника. Физика и окружающий мир. Мини - проекты 1
Механические явления 35
7 22.09 Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. 1
8 26.09 Траектория. Путь. Равномерное движение. 1
9 29.09 Скорость равномерного движения. С.р. № 1 1
10 3.10 Л.р № 4 « Изучение равномерного движения». Решение задач 1
11 13.10 Неравномерное движение. Средняя скорость 1
12 17.10 Равноускоренное движение. Ускорение. Тест № 2 1
13 20.10 Решение задач. Путь, пройденный телом при равноускоренном движении. Тест № 3 1
14 24.10 Инерция. Масса. С.р. № 2 1
15 27.10 Л.р № 5 «Измерение массы тела на рычажных весах» 1
16 31.10 Плотность вещества. 1
17 3.11 Л.р № 6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела» 1
18 7.11 Решение задач.
Кратковременная к.р № 1 «Масса. Плотность вещества» 1
19 10.11 Сила. 1
20 14.11 Измерение силы. Международная система единиц.
Тест №4 1
2 триместр 23
21 21.11 Сложение сил. 1
22 24.11 Сила упругости. С.р. № 3 1
23 28.11 Сила тяжести. 1
24 1.12 Решение задач. Закон всемирного тяготения. Тест № 5 1
25 5.12 Вес тела. Невесомость 1
26 8.12 Л.р № 7 «Градуировка динамометра и измерение сил». Решение задач 1
27 12.12 Кратковременная к.р №2 «Силы». Давление 1
28 15.12 Сила трения 1
29 19.12 Трение в природе и технике. Л.р № 8, 9 «Измерение силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения». 1
30 22.12 Механическая работа. 1
31 26.12 Мощность. Тест № 6 1
32 29.12 Решение задач по теме «Механическая работа и мощность». С. р. № 4
1
33 9.01.17 Кратковременная к.р № 3 « Механическая работа и мощность». Простые механизмы. 1
34 12.01 Правило равновесия рычага. Тест № 7 1
35 16.01 Л.р № 10 «Изучение условия равновесия рычага» 1
36 19.01 Применение правила равновесия рычага к блоку. Решение задач. «Золотое правило» механики. 1
37 23.01 Коэффициент полезного действия. Тест № 8 1
38 26.01 Л.р № 11 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» 1
39 30.01 К.р №4 « Простые механизмы.» 1
40 2.02 Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. 1
41 6.02 Закон сохранения энергии в механике. С.р.№ 5 1
Звуковые явления 6
42 9.02 Колебательное движение. Период колебаний маятника 1
43 13.02 Звук. Источники звука 1
3 триместр 24
44 16.02 Волновое движение. Длина волны 1
45 27.02 Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука. 1
46 2.03 Громкость и высота звука. Отражение звука. 1
47 6.03 Повторение и обобщение темы. Кратковременная к.р.№ 5 «Звуковые явления»
1
Световые явления 15
48 9.03 Источники света. 1
49 13.03 Прямолинейное распространение света. Л.р.№ 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света» 1
50 16.03 Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени. Тест № 9 1
51 20.03 Отражение света. Л.р № 13 «Изучение явления отражения света». 1
52 23.03 Изображение предмета в плоском зеркале. 1
53 27.03 Решение задач на построение изображений в плоском зеркале. С.р. № 6 1
54 30.03 Преломление света. 1
55 10.04 Л. р. № 14 «Изучение явления преломления света» 1
56 13.04 Полное внутреннее отражение. 1
57 17.04 Линза, ход лучей в линзе. Л.р № 15 «Изучение изображения, даваемого линзой» 1
58 20.04 Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Тест № 10 1
59 24.04 Глаз как оптическая система. Очки, лупа. 1
60 27.04 Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. 1
61 4.05 Цвета тел. Обобщение темы « Световые явления». 1
62 11.05 К.р № 6 «Световые явления» 1
63 15.05 Повторение 1
64 18.05 Повторение 1
65 22.05 Промежуточная аттестация 1
66 25.05 Обобщающее повторение курса 7 класса 1
67 29.05 Урок занимательной физики 1