Программа летнего лагеря отдыха с дневным пребыванием Солнышко

СОГЛАСОВАНО
Директор ГКУ Нижегородской области УСЗН Починковского района
__________________ В.В.Громов
_____________________
(Дата)

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБ ОУ Наруксовской СШ
_____________________ /_______________/
подпись расшифровка
_____________________
(Дата)



Программа летнего
оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей


на базе муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Наруксовской средней школы

2015 год
Обоснование актуальности программы
«Мы – хозяева нашей Родины
и она для нас кладовая солнца
с великими сокровищами жизни».
/М. Пришвин.

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МБ ОУ Наруксовской СШ организуется детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену оздоровить 20 учащихся. Возраст детей от 8 до 12 лет. Продолжительность смены 18 дней. Планируется, что летний лагерь будут посещать дети из многодетных и малообеспеченных семей, а также дети из неблагополучных семей. Основным направлением программы выбрано экологическое воспитание учащихся.
Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Средства воздействия человека на природную среду стали столь мощными, даже действия одного человека способны нанести существенный, а иногда невосполнимый ущерб. Защита окружающей среды, её сохранение неотделимо от жизненных перспектив подрастающего поколения. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Экологическое воспитание способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.
Забота о здоровье детей неотделима от физической культуры. Поэтому в лагере планируются спортивные праздники, игры, конкурсы, соревнования.
Целеполагание
Программа «Солнышко» рассчитана на 1 смену в летний период работы лагеря.
Данная программа является составной частью комплексной
экологической программы и направлена для одних воспитанников на
овладение экологическими навыками, знаниями и умениями, а для других на
их закрепление. Она призвана содействовать всем участникам воспитательно
-оздоровительного процесса в приобретении и закреплении знаний, умений
и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации
на здоровье и здоровый образ жизни.
Цель программы –
формирование нравственного отношения к природе,
воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи:
Обучающие:
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире
в соответствии с его возрастом и способностями;
вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность в области экологии;

Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.



Основные направления деятельности программы.

Разнообразие форм работы дают возможность гармоничного развития личности ребенка. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, а межличностные отношения строились на принципах творчества и сотрудничества.
Основным направлением программы выбрано экологическое воспитание учащихся.
Также в программу работы с детьми входят следующие направления:
-спортивно-оздоровительное
-художественно-творческое
-гражданско-патриотическое
-трудовое


Механизм реализации программы.

Механизм реализации программы предполагает обеспечение условий:
материально-технических (технические и материальные возможности лагеря);
научно-методических (подбор творческих методических кадров; использование развивающих программ, подбор средств, методов и форм работы с детьми; определение потенциальных возможностей коллектива – личных, деловых, творческих);
организационных (управленческая, контролирующая, творческо-исследовательская функция управленческого звена).

















Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы используется вся имеющаяся материально-техническая база школы:
Игровая комната;
Актовый зал;
Компьютерный класс;
Игровая площадка;
Спортивный зал;
Школьный двор;
Школьная и сельская библиотека;
Школьная столовая.
Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
Бытовые предметы: столы, стулья.

Аппаратура:
Музыкальный центр
Компьютер
Мультимедийный проектор
Фотоаппарат

Спортивный инвентарь:
Баскетбольные мячи
Футбольные мячи
Волейбольные мячи
Резиновые мячи разных размеров
Скакалки
Гимнастические обручи
Кегли
Маты

Развивающие игры:
Шашки
Шахматы
Строительный конструктор
Настольные игры
Настольный теннис







Кадровое обеспечение:
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения, школьный библиотекарь.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря
воспитатели

Структура лагеря

Детский коллектив лагеря представляет собой своеобразный
Муравейник, главой которого является «Солнышко»- начальник лагеря, а
его «Лучики»- воспитатели. Отряды-домики с их жителями «Пчелки» и
«Божьи коровки», подчеркивают экологическую направленность лагеря.
В одном отряде могут быть дети разного возраста. В ходе реализации программы дети путешествуют за «Солнышком» по станциям родного края.
«Правила жизнедеятельности в «Солнышке»» – режим дня и законы Лагеря. «Распределение обязанностей среди жителей «Домиков» – составление графика дежурства, выявление талантов, желаний и способностей.
Каждый день жители домиков проводят свои интересные дела или участвуют в общих делах. Все это отражается на «клумбах» (уголках отрядов),. Ежедневно «Клумба» пополняется «Цветками», на «сердцевине» которых записываются основные дела, проведенные в этот день, на лепестках отмечаются активные «малыши и малышки».
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни- станции, в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение на «Дереве настроения».











Структура организационной деятельности.

Подготовительный этап.
Цель: Подготовка педагогического коллектива к реализации программы.
Этот этап характеризуется тем, что до открытия детского оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- подготовка школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием детей
- подготовка методического материала;
- отбор кадров для работы в оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности отряда (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

Организационный этап.

Цель: помочь участникам смены в адаптации к условиям лагеря.
Задачи:
Создать благоприятную психологическую атмосферу, выявить интересы ребенка.
Сформировать основы детского коллектива, закрепить ценностно – ориентированные формы межличностного общения и поведения.

Система для организационного периода.

Общий сбор участников смены. Знакомство с планом деятельности на смену, с правилами жизнедеятельности лагеря;
Входная диагностика
Планирование работы отряда, корректировка программы смены
Открытие смены
Оформление отрядного уголка
Отрядные мероприятия: игры на знакомство и взаимодействие, выявление лидера.








3.Основной этап.
Цель: Реализация содержания программы в течение одной летней смены
Задачи:
создать условия для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания;
формировать у детей экологические знания и умения в непосредственном общении с природой;
организовать разнообразную совместную творческую деятельность;
вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность в области экологии;
организовать разнообразную двигательную деятельность детей;
укреплять здоровье детей;
воспитывать экологическую культуру;
развивать творческие способности детей.
Система для основного периода.

Экологическое направление

Экологическое направление - деятельность, направленная на нравственно - экологическое воспитание детей, включающее в себя формирование определённых знаний об окружающем мире, взаимосвязи человека и природы, умений и навыков взаимодействия с природой, экологические акции, изучение природы своего края, проведение познавательных игр, викторин и конкурсов.
Задачи экологической деятельности:
воспитывать бережное отношение к природе
повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,
уровень экологической культуры детей.

Спортивно-оздоровительное направление

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
вовлечь детей в различные формы спортивно-оздоровительной работы;
приобщить к активному отдыху на природе;
формировать потребности в здоровом образе жизни;
провести витаминизацию питания детей.

Включает в себя соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река. Основополагающими идеями в работе с детьми в лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
ежедневная различная утренняя гимнастика;
спортивные и подвижные игры на свежем воздухе;
эстафеты и соревнования;
организация здорового питания детей;
беседы:
«Первая помощь при укусе насекомым»;
«Первая помощь при укусе животных»;
«Как лучше защититься от укуса клеща».
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Художественно – творческое направление
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Формы организации художественно-творческой деятельности:

· Изобразительная деятельность;

· Конкурсные программы;

· Творческие конкурсы;

·  Игровые творческие программы;

·  Концерты; праздники;

·  Творческие игры;

·  Выставки (рисунков, поделок и т.д.)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Гражданско-патриотическое направление

Задача: формирование социально - активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, своей малой Родине.
Формы:
экскурсия по селу;
посещение музея в Азрапинской ОШ и Наруксовской СШ;
конкурс рисунков «Мой край родной!» и поделок «Военная техника»;
митинг «Люди мира на минуту встаньте»

Трудовое

Цель: развитие трудовых навыков,
воспитание уважения к труду окружающих

Уход за цветами;
Уборка территории;
Организация дежурства;

Заключительный этап:
Цель: подведение итогов смены.
Задачи:
анализ реализации программы смены - отчёт о работе Лагеря;
выставка индивидуальных и коллективных достижений
сравнительный анализ изменений, произошедших с участниками смены
творческий отчёт (фотоальбом, презентация, обработка видеоматериалов).

Система дел заключительного периода.

1. Выходная диагностика
2. Заключительный гала концерт «На бис»
Закрытие смены «До свидание «Солнышко» лучистое!







Предполагаемые результаты.


Оздоровление и активный отдых детей, приобретение ими положительных эмоций
Выявление и раскрытие способностей детей
Расширение кругозора детей;
Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков, повышение уровня экологической культуры.
Самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря.
Раскрепощение и формирование у детей уверенности в своих силах и возможностях
Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
Снижение роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних
Снижение темпа роста асоциальных явлений среди детей; воспитание активного отношения к вредным привычкам;
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.




















ПЛАН РАБОТЫ ЛАГЕРЯ
«СОЛНЫШКО»

1 день- Станция «Здравствуй «Солнышко» лучистое!»
Торжественная линейка открытия смены
Минутка здоровья «Мой вес и рост»
Праздник знакомства
Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»
Игры на свежем воздухе «Давай дружить»
Построение домика-палатки
Собрание «Нам вместе жить и творить»-
знакомство с лагерем, его жителями, задачами и направлениями,
правилами безопасного поведения.
Анкетирование « Давайте познакомимся!»

2 день- Станция «Цветочная»
Игра «Я садовником родился»
«Цветочная викторина»
Познавательная игра- путешествие «Живая краса»
Экскурсия в природу:
Конкурсы: «Подари мне букет полевой» и «Гербарий»
Конкурс рисунков и поделок «Мои любимые цветы»

3 день- Станция «Природа -чудесница»
04.06-день эколога
Беседа «Чистый воздух и вода наши лучшие друзья!»
Опыты: «Важное значение воздуха и его свойства»
«Сравнение запылённости воздуха в разных местах»
Путешествие- викторина «В мире природы»
Операция «Вперёд, спастели!»
Сбор природного материала
КВН «Знатоки природы»

4 день- Станция «Защита окружающей среды»
05.06-Всемирный день окружающей сред
Беседа «Природу надо охранять»
Опыт «Свойства почвы»
Конференция «Сохраним зелёный мир»
Экологический спортивный марафон
Познавательное путешествие «Земля- наш дом»
Конкурс рисунков «Сохраним природу для будущего»

5 день- Станция «Библиотечная»
06.06-Пушкинский день России
Минутка тихого чтения экологических сказок:
«Жил- был у бабушки серенький козлик»
«Про ручеёк»
«О золотой рыбке»
Экскурсия в библиотеку:
Игра «По дорогам сказок Пушкина»
Интерактивная игра «В гостях у сказочных животных»
Костюмированное представление любимой зверушки
Веселые состязания «Марафон насекомых»
Разучивание экологических сказок «Колобок» и «О рыбаке и рыбке»
.
6 день- Станция «В гостях у морского царя»
08.06-Всемирный день океанов
Минутка здоровья «Идем на речку»
Беседа «Немного о воде и охрана водоёмов»
Экскурсия «В гостях у морского царя»
Турнир рыбаков «Ловись рыбка большая и маленькая»
Конкурс рисунков и поделок «Обитатели водоёмов»
7 день- Станция «Здоровья»
09.06-Международный день друзей
Беседа-игра о здоровье «Вредные тучки и полезные оживлялки»
Диалог о вредных привычках «Береги здоровье с молоду»
поездка в ФОК
Конкурс рисунков на асфальте «Мы за здоровый образ жизни!»
8 день- Станция «Солнечная»
Минутка здоровья «Осторожно солнце! Перегревание!»
«Солнце –источник тепла и света»
Опыт «Влияние солнца на природу»
«Космическое путешествие в солнечное царство»
Весёлые забеги «Побегу на встречу солнцу»
Игра «Солнечный лучик»
день- Станция «Лесная»
Минутка здоровья «Как лучше защититься от укуса клеща»
Правила поведения в лесу
Экологическая игра «Тайна лесной тропинки»-встреча с Лесовичком
Экскурсия на лесную полянку:
Лесные забеги
Лесное ателье мод
Экскурсия в пожарную часть с. Наруксово


день- Станция «В гостях у тётушки Агафьи»
Страничка «Целебное лукошко»- правила сбора лекарственных трав и растений
Сказка «Про лекарственные растения»
Поле чудес «Лекарственные травы»
Встреча с тетушкой Агафьей на лесной полянке
Конкурс «Знатоки лекарственных трав»
Праздник «Зелёная аптека»

день- Станция «Дождевая»
песенная перестрелка «Вода, вода, кругом вода»
Беседа «Загрязнение воды»
Опыт «Значение и свойства воды»
Познавательно- игровая программа «Царица- водица»
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Экологическая сказка о воде
Пальчиковая игра «Дождик»

день- Станция «Грибными дорожками»
Беседа «Ядовитые грибы и ягоды»
«Путешествие в особое царство живой природы- грибы»
Костюмированное представление грибов
Познавательно-игровая программа «Грибы приглашают в гости»
Игра «Сыроежкины ловишки»
Игра «В гостях у дедушки Ежа»

день- Станция «Чистый родничок»
Экологическая сказка «Живи родник!» -встреча с «Родничком»
Сценка «Сказ про то, как Вовка живую воду искал»
Поездка на родник в с.Азрапино
Операция «Чистый родник»
Посещение музея в Азрапинской ОШ
Встреча с детьми из лагеря Азрапинской ОШ

день- Станция «Птицы нашего края»
Устный журнал «Птицы- наши друзья»
Птичий КВН «Отгадай чей голос»
Поле чудес «Наши пернатые друзья»
Воробьиная дискотека


день- Станция «В мире животных»
Сказка о пользе и вреде волка в окружающей среде
Минутка здоровья «Помощь при укусах животных»
Игра «В мире животных»
Зоологические забеги
Конкурс рисунков и поделок

день- Станция «Опознавательных знаков»
Конкурс опознавательных знаков
«Осторожно муравейник!»
«Не срывать!»
«Не загрязнять!»
Конкурсная программа «Знаки дорожного движения- должен знать как таблицу умножения»
Операция «Будь внимателен!»-распределение знаков по территории
Операция «Все на борьбу с дядюшкой Мусором»
Изготовление поделок «Шедевры из отходов»

день- Станция «Победы»
22.06.-День памяти и скорби
Песни военных лет
Митинг «Люди мира на минуту встаньте»
Спортивная игра «Вперёд к Победе!»
Конкурс поделок и рисунков «Военная техника»

день- Станция «Поисково-прощальная»
Гала концерт для родителей «На бис!»
Игра «Прощальный приз»
Закрытие лагерной смены «До свидания, «Солнышко» лучистое!»















детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Солнышко»
8.00 - 8.20 Встреча детей «Мы вам рады»
Утром солнышко встает –
В лагерь весь спешит народ!
8.20 - 8.35 Утренняя зарядка
Чтобы быть весь день в порядке,
Надо сделать нам зарядку!
8.35 –8.45 Линейка
На линейку выходи, узнаем планы на день мы!

8.45 – 9.15 Минутка творчества
Может быть, конкурс, а может игра
Станет сюрпризом для вас, детвора.
9.15 – 9.45 Завтрак
Каша, чай, кусочек сыра –
вкусно, сытно и красиво.
9.45 -12.45 Творческая и досуговая деятельность
Игры и забавы
Не скучай ты в группе нашей:
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить-
Все занятья хороши!
Лишь заслышим зов игры,
Быстро на улицу выбежим мы,
Ждет нас здесь много забав интересных,
соревнований, прогулок чудесных!
12.45 – 13.15 Обед
Нас столовая зовёт,
Суп, котлета и компот.
13.15 – 14.00 Отдых для души, подведение итогов
А сейчас дискотека или какая другая потеха.
Вместе с отрядом сил не жалей:
Пой, танцуй, рисуй и клей.
14.00 А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра вновь сюда придем, отдохнем и попоем.












i (3)Рисунок 5