Психологические аспекты управленческой деятельности: часть I
Психологические аспекты управленческой деятельности: часть I
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
А выйдет из него не дело,
только мука…»
И.А. Крылов
Время, в которое мы живем, - это эпоха формирования новой цивилизации. Люди остро нуждаются в умении ладить друг с другом, обществу нужны люди, умеющие предлагать новые идеи, брать на себя руководство другими людьми и вызывать в них энтузиазм и энергию.
Сущность работы руководителя состоит в её эффективности.
Но для того, чтобы стать эффективным руководителем, необходимо освоить новые правила игры – обстановка в современном мире меняется с огромной скоростью. Изменилась и работа руководителя. Времена, когда он выполнял роль диктатора, давно прошли.
Современный руководитель должен быть носителем организационных перемен, это личность, умеющая вырабатывать новые подходы к решению проблем, это специалист, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников и готовый преодолевать длительные трудности. Мышление его должно быть творческим, что выражается в умении отбрасывать традиционные, стандартные решения, в способности находить новые, оригинальные, мыслить вариативно (предвидеть несколько возможных вариантов решения проблемы) и выбирать оптимальное.
Руководитель – это не профессия, а социально-производственная роль, общественная позиция человека в коллективе.
Современного руководителя отличает высокий уровень психической деятельности, так как он воздействует на людей, их ум, их чувства.
Сильная, доминирующая, креативная, уверенная в себе личность – непременное условие профессионального успеха управленца. Формирование в себе качеств сильной личности является одним из обязательных условий работы над собой.
Социально-психологические качества эффективного руководителя
Социально-психологические качества руководителя позволяют устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными, вышестоящими и нижестоящими руководителями, общественными организациями, а также создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе.
К числу основных социально-психологических качеств можно отнести:
чувство коллективизма (основано на глубоком понимании коллективной природы общества);
коммуникабельность (способность легко и быстро входить в деловой и психологический контакт с людьми);
психологический такт (умение быстро найти нужный тон, форму общения, естественность поведения);
самообладание, эмоциональная уравновешенность (помогает успешно разрешить конфликты, убедить найти справедливое решение в интересах дела, восстановить нарушенный психологический климат в коллективе);
эмпатия (сопереживание, умение поставить себя на место другого);
инициативность;
«доминантность» (умение влиять на других людей и «воодушевлять» подчинённых);
уверенность в себе, настойчивость;
стрессоустойчивость;
активность, умение сохранять высокую работоспособность при наличии помех;
деловая направленность, решительность, умение доводить дело до конца;
стремление брать ответственность на себя;
наличие воли, твердая воля, исключая подавление;
устойчивость взглядов, объективное отношение без предвзятости и субъективных оценок;
психологическая избирательность, склонность к психологическому анализу поведения, поступков, как у подчинённых, так и своих;
умение распределять обязанности с учетом индивидуальных способностей, быстрая ориентировка в ситуации;
креативность.
Основные функции эффективного руководителя
Прогнозирование и планирование - это функция руководителя № 1. Руководитель должен знать цели своей организации, своего подразделения. Для этого ему необходимо знать ответы на вопросы: где мы находимся сейчас? Куда хотим идти? Как это сделать?
Организация и координация - в эту функцию руководителя входят разработка организационной структуры, создание необходимых регламентов, прописывание актуальных процессов, постановка задач, обеспечение предприятия необходимыми ресурсами (людьми, материалами, сырьем). Это функция, обеспечивающая достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления оптимальных коммуникаций между ними (это могут быть отчеты, собрания, компьютерная связь, передача документации).
Мотивация и стимулирование - внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее определенную деятельность. Побуждение работника путем воздействия на всю систему потребностей и интересов личности, группы, организации, возбуждение их осознанной социальной активности.
Контроль и контроллинг – позволяют определить ход выполнения оперативных и долгосрочных планов, это проверка людей и их работы для обеспечения выполнения плана. Благодаря этой функции руководитель получает ответы на вопросы: чему мы научились? Что в следующий раз следует делать иначе? В чем причина отклонений от запланированных показателей?
Лидерство – суть руководства. Это руководитель, который способен в ситуации неопределенности, угрозы предлагать новые нестандартные решения, вести за собой сотрудников, вселяя в них энтузиазм и уверенность.
Сегодня в работе руководителя появляются новые функции, новые акценты, в которых раньше не было необходимости, а сейчас эти функции руководителя выходят на первый план:
Поиск и подбор подходящих людей, тех которые способны показывать максимальный результат. Конечно, подбор людей осуществлялся и раньше, но сейчас это приобретает особую важность.
Создание благоприятной рабочей атмосферы поддержки, в которой в полной мере реализуется потенциал сотрудников, используются на благо учреждения, их способности.
Колоссальную важность приобретает функция мотивации. Все чаще становится необходимым индивидуальный подход к мотивации сотрудников.
Развитие личности руководителя, его профессиональный и личностный рост. В ситуации, когда люди легко меняют работу, дольше всего и лучше всего работают с тем руководителем, с которым работать интересно, у которого есть, чему учиться.
Одним из основных показателей эффективного руководства является уровень авторитетности руководителя в коллективе.
Различают должностной (формальный) и психологический (фактический) авторитет руководителя.
Формальный авторитет принадлежит формальному руководителю, осуществляющему влияние на трудовое поведение подчинённых (поощрение, наказание…), в соответствии с имеющейся у него властью.
Руководитель, заслуживший в своём коллективе психологический (фактический) авторитет, является, как правило, его неформальным лидером, который направляет действия людей за счёт личного влияния на них, используя свои возможности внушения и убеждения.
Авторитет руководителя представляет собой определённый уровень его личного статуса в системе межличностных отношений в коллективе.
Личный статус руководителя в коллективе определяется тремя факторами: доверием, одобрением, уважением подчинённых.
Личные качества руководителя (честность, справедливость, моральный облик) должны также внушать уважение к нему.
Для современного руководителя осознанной необходимостью является соблюдение определённого имиджа.
Составляющие имиджа довольно многочисленны, но основных компонентов немного:
Первое впечатление – одно из важнейших составляющих имиджа. Внешний вид, ухоженность (кожа, руки, волосы), одежда, осанка – очень мощные факторы, на основании которых складывается первое впечатление о человеке.Глубина знаний в отрасли, в которой вы трудитесь.
Широта знаний. Важно быть не только профессионалом в своем деле, но и быть способным поддержать беседы, не связанные с профессиональной деятельностью.
Гибкость в общении. Поскольку все люди разные, подход к каждому человеку должен быть индивидуален.
Искренность и энтузиазм в выполнении профессиональных обязанностей. Это помогает сплотить коллектив.
Манеры поведения: поза, осанка, жестикуляция, походка, доброжелательная мимика, выражения глаз.
Культура речи: речь, звучание голоса, техника речи, хорошая артикуляция, дикция, способность доходчиво и грамотно передавать свои мысли, умение вести переговоры, владение аудиторией, уверенное публичное выступление.
Кабинет руководителя: каждый предмет в кабинете должен умело и логично вписываться в интерьер, подчеркнув имидж его хозяина.
Однако важна не только внешняя, но и «внутренняя косметика»: психологическое равновесие, сердечная доброта, жизнерадостность, эмоциональное наполнение и духовное богатство руководителя.
Характер ролевого самоопределения руководителя связан с двумя факторами:
внимание к персоналу;
внимание к выполнению поставленных задач.
В зависимости от того, насколько выражено внимание руководителя к этим факторам, выделяется пять ролевых позиций:
«Позиция страха» - отсутствие внимания, как к персоналу, так и к выполняемым мероприятиям.
«Позиция – дом отдыха» - преобладает внимание к человеческому фактору в ущерб выполнению поставленной задачи.
«Позиция – авторитет и подчинение» - внимание к получению результата любой ценой.
«Позиция – организация» - невозможность определить управленческий приоритет.
«Позиция – команда» - равнозначное внимание к обоим факторам, идеальный вариант исполнения роли руководителя, связан не только с психологическими факторами, но и с уровнем профессионализма руководителя.
О командной работе, основных принципах командной работы, секретах эффективных команд и успеха эффективного руководителя речь пойдет во второй части данной статьи...