«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ НАРОДНЫМИ ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ»


«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ НАРОДНЫМИ ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ»Каждая национальная, этническая и культурная группа обладает настоящим сокровищем – народными (традиционными) детскими играми, сохраняющими и в настоящее время большую культурную и образовательную ценность. Детские игры являются составной частью традиций каждого народа. Таким образом, народные игры можно рассматривать как часть духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода.
Знакомство на занятиях с народными играми происходит во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными особенностями местности, в котором они бытуют. Такой подход позволяет наиболее полно приобщить ребёнка к традициям своего народа, народной культуре, а также воспитать поколение людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно-исторического процесса, проживающих на определенном географическом пространстве.
Таким образом, курс реализует спортивно-оздоровительное и игровое направления во внеурочной деятельности во 2 классе в рамках  реализации  федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель курса: содействие укреплению здоровья, приобщению детей к культуре своего края в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях.
Задачи:
– познакомить обучающихся с разнообразием народных игр Ленинградской области;
– содействовать привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, как одному из условий здорового образа жизни;
– воспитывать чувство коллективизма, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за свои действия;
– развивать физические качества ребенка в народных играх и состязаниях.
– воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к народным традициям.
В условиях современной цивилизации, в связи с резким снижением двигательной активности детей, возрастает роль систематических занятий народными играми, которые являются традиционным, наиболее доступным и эффективным средством воздействия на развитие физических качеств учащихся начальной школы. Подвижные игры соответствуют потребностям растущего организма ребёнка, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, помогают формированию межличностных отношений, расширяют круг его представлений о традициях народов, развивают наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, инициативность, помогают творчески осмыслить учебную задачу.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и доступны людям самого разного возраста. Они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого игры являются традиционным средством педагогики, обогащают духовные и социальные качества детей. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, творческой выдумкой.
Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.
Учёт возрастных особенностей физического воспитания обучающихся начальной школы, к которым относятся недостаточность развития мышечной силы. Некоторая неустойчивость сердечной деятельности, повышенный обмен веществ, несовершенство в координации, силе и ловкости движений, относительно быстрая утомляемость, недостаточный уровень волевых и других качеств, малый запас знаний о своих двигательных возможностях, дают основание для широкого применения в процессе физического воспитания народных игр, которые по специфичному влиянию, оказываемому на личность ребёнка, являются наиболее действенным средством воспитания.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Программа является модульной и состоит из 3 модулей (общим объёмом 33 часа, 1 час в неделю на ученика).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, о русских народных играх, традициях.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного, физического и эмоционального воспитания детей, пробуждают интерес, воображение, развивают внимание. В комплексе с другими воспитательными средствами они представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): опыт заботы о малышах и организация их досуга; опыт организации и самоорганизации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, т.к. в правилах игры заложено большое воспитательное значение. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
СРОКИ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Ожидаемые результаты:
- укрепление здоровья и повышение физической подготовленности и выносливости;
- соблюдение дисциплины, правил безопасного поведения в местах проведения спортивных игр и занятий спортом,
- самостоятельная организация и проведение подвижных игр в малых группах сверстников;
- владение двигательными действиями, составляющими содержание народных игр.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы необходимо следующее оборудование и спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, ракетки, канат, гимнастические скамейки, стенки, маты.