Программа для учащихся 1-4 классов Волшебный мир книг

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр» с. Кинель – Черкассы муниципального района Кинель – Черкасский Самарсой области


УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ №3
«ОЦ» С. Кинель - Черкассы
________________ Долудин А. Г.
«4» сентября 2015 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам директора по ВР
ГБОУ СОШ №3 «ОЦ»
с. Кинель – Черкассы
_______________ Пасечникова О. Г.
«3» сентября 2015 г.









Рабочая программа
внеурочной деятельности
Направление: общеинтеллектуальное

«Волшебный мир книг»
1 – 4 классы
2015\2019 г.г.



Автор – составитель:
Лисицина Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов














Кинель - Черкассы

2015 год

Пояснительная записка.
Цели и задачи:
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
6.Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
7. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Особенности организации учебного процесса.
Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, и их родители.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Прогнозируемый результат реализации программы.
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с книгой.
Умение работать с текстом.
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.

Учебно-тематическое планирование.
1 класс



Тема
Количество часов
Вид занятий
(форма, метод)
Содержание



Теор. Практ.

1.
« Клуб почемучек»

3
Беседа, чтение книг учителем.
Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.

1
2

2.
«Поляна сказок»
3
Драматизация сказки, игры на основе сказок
Посещение драмкружка в ДДТ
Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.

1
2

3.
Игры с буквами
2
Игровая форма занятия.
Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами
0,5
1,5

4.
Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки.
2


Игры и хороводы
Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.

0,5
1,5

5.
Где живут книги?


1

Экскурсия в библиотеку школы.

Знакомство с библиотекарем и библиотекой.
Правила поведения в библиотеке,
порядок выдачи книг

1

6.
Малые фольклорные жанры: загадки.
2
Детское творчество.
Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.
0,5
1,5

7.
Стихи о детях и для детей. «Мои первые книжки».
2


Беседа
игра
Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры.
0,5
1,5

8.
Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.
2
Игры
Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей.
0,5
1,5

9.
Из чего состоит книга?
2
Беседа
Работа в медиатеке
Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.
0,5
1,5

10.
Я рисую книжку.
2
Проектная деятельность.
Изготовление книжки-малышки.
0,5
1,5

11.
Коллективная поездка в театр.
2

Просмотр и обсуждение спектакля,
обмен впечатлениями.
0,5
1,5

12.
Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!»
4
Игровая программа.
Подготовка к празднику,
мероприятие.
1

3


13.
Маленький читатель.
1
Экскурсия в библиотеку при ДДТ
Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку.

1

14.
Писатели-юбиляры.


3

Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям.
Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя.

0,5
2,5

15.
Игра – викторина по прочитанным книгам.
1
Викторина
Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.

1

16.
Летнее чтение
1
Беседа
Рекомендательный список произведений для летнего чтения.
1



Итого
33
часа









Учебно-тематическое планирование.
2 класс



Тема
Количество часов

Вид занятий
(форма, метод)

Содержание




Теор. Практ.

1.
Самые интересные книги, прочитанные летом.
1
Посещение школьной библиотеки.
Обзор новых книг для чтения во 2 классе.

1

2.
Конкурс рисунков по прочитанным книгам.
2
Организация и проведение конкурса.
Выставка рисунков.
0,5
1,5

3.
Конкурсная программа «Путешествие в море книг»
2
Конкурсная программа.
Подготовка по группам.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

2

4.
Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина.

3
Литературная игра- викторина.
(совместно с библиотекарем)
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
1
2

5.
День книги – именинницы.

3
Форма проведения по выбору учителя.
Рассказ о книге по календарю знаменательных дат
1
2

6.
Сказки и стихи К.Чуковского.
3
Литературная игра- викторина
Викторина по произведениям, конкурс рисунков.
1
2

7.
Писатели – юбиляры.
3
Устный журнал.
(в медиатеке)
Рассказ о творчестве писателя.
1
2

8.
Литературная игра
«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.
2
Литературная игра- викторина
(в библиотеке)
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

2

9.
«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.
2
Конкурс кроссвордистов.

Отгадывание кроссвордов.
1
1

10.
Сказки зарубежных писателей.

3
Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
1
2

11.
Сказки братьев Гримм.
3
Устный журнал.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
1
2

12.
Зарубежный фольклор.
1
Беседа, чтение.
Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака.
0,5
0,5

13.
Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать»
1
Выставка рисунков и плакатов.


1

14.

«Папа, мама, я –читающая семья».


4
Проектная деятельность.
Праздник для родителей и детей
* конкурс на самую читающую семью;
*конкурс на лучшее чтение стихов;
*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».



15.
Посещение центральной библиотеки.
1
Беседа, обзор книг.
Рекомендательный список произведений для летнего чтения





Итого
34
часа








Учебно-тематическое планирование. 3 класс



Тема
Количество часов

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание




Теор. Практ.

1.
«Что я читал летом».

2
Проектная деятельность.
(в медиатеке)
Защита читательских дневников.

2

2.
«Золотая волшебница- осень»
3
Устный журнал.

Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов
1
2

3.
Игра «Лего-чтение»
3
Практическая работа
Моделирование рассказа, сказки.

3

4.
Посещение библиотеки.
« День новой книги».

2
Экскурсия
Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста

2

5.
Писатели – юбиляры.

3
Проект - газета
По календарю знаменательных дат.

1
2

6.
«Лучшие сказки 20-века».

3
Выставка книг
Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.
1
2

7.
Конкурс кроссвордистов.

2
Проект
Составить кроссворд по произведениям детских писателей.
1
1

8.
Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена.
4
Литературный праздник
Подготовка и проведение утренника.
1
3

9.
Сочиняем загадки.
4
Проект «Книжка- малышка»
Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку.
1
3

10.
Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели».
4
Проект

1
3

11.
Фотоконкурс «Я читаю!»
2
Фотоконкурс
проект
Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке.

2

12.
Современные детские журналы и газеты.
2
Творческая деятельность
Подготовить рекламу журнала по мини-группам.


2


Итого
34 часа






Учебно-тематическое планирование.
4 класс



Тема
Количество часов

Вид занятий
(форма, метод)

Содержание




Теор. Практ.

1.
«Лето с героями любимых книг».
2

Проект
Презентация читательских дневников.

2


2.
Устный журнал «Твоя книжная полка».


1
Занятие в библиотеке
Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста

1

3.
И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни.

3
Конкурс на лучшее инсценирование басни.

Творческая работа в группах
1
2

4.
«Книжкины именины»


2
Игровая программа
Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей.

2

5.
«Литературная гостиная».


3
Встреча с писателем.
Приглашает библиотека.
Подготовка: биография писателя, вопросы.
Обмен впечатлениями.
1
2

6.
Литературные сказки зарубежных писателей.


4
КВН.
Подготовка и проведение мероприятия по следующим произведениям:
Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный чулок»; Кэрлл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни – Пух», Янссон «Шляпа Волшебника»
1
3

7.
В гостях у малышей.
5
Концертная деятельность
Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки (любой по выбору)
1
4

9.
Сочиняем сказки
4
Проект
Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку
2
2

10.
Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
3

Литературная игра
Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

1
2

11.
Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы.

3
Конкурс чтецов
Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов
1
2

12.
Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»

2
Читательская конференция
Подготовка и проведение конференции.
работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.
1
1

13.
Литературная игра «Слабое звено»

2
Литературная игра
Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам.

2


Итого
34 часа





























Используемая литература.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
Литературные игры для детей. Агапова И., Давыдова М. – «Лада», Москва, 2006
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
.
Литература для учителя.
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1. М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. М.: Научное изд. «Большая Российская
Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006



Литература для учащихся.
Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998



Приложение.
План проведения недели детской книги
День недели
Класс
Мероприятие
Ответственные

понедельник
1 -4
Конкурс рисунков «В стране книг!»
Учащиеся, родители,

вторник
1- 4
Игра "Книжка заболела" (ремонт книг, учебников, изготовление закладок)
Классный руководитель, учащиеся, родители, зав. библиотекой



Встреча с писателем в библиотеке «Литературная гостиная»


среда
1 -4
Конкурс чтецов «Поэтическая тетрадь»
Классный руководитель, учащиеся, зав. библиотекой

четверг
1
Литературная игра «Планета сказок»
Классный руководитель, учащиеся, родители,



2
Литературная викторина «Там, на неведомых дорожках»



3 - 4
Литературный турнир «Чемодан приключений»


пятница

1-4

Утренник «Посвящение в читатели»
Классный руководитель, учащиеся, родители.



1 -4
Торжественная линейка
Подведение конкурсов, награждение победителей.
Классный руководитель, учащиеся, родители.





Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-могу
-не могу
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
составить рассказ о герое произведения;
кратко передать события (сюжет);
самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
Назовите фамилии отечественных поэтов.
Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
Какие басни вы знаете?
Кто из писателей пишет о природе?
Назовите авторов зарубежной литературы.
Назовите известные вам жанры произведений.
Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
- определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям, выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения, книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки - потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во 2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина - Сибиряка, Паустовского, Гайдара, Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение - это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.









13PAGE 15


13PAGE 142815






15