Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» для учащихся 1-4 классов
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
Муниципального образования города Братска
Рассмотрено
на заседании методического объединения классных руководителей
МБОУ «СОШ № 37»
Протокол № ___________
От «___» _________2015г.
Руководитель ШМО
___________ А.Г. Радаева
Согласовано
заместителем директора
по воспитательной работе
«___»______________2015г. __________Н.А. Филипповой
Утверждаю
Приказ № ________
От «___» __________2015г.
Директор
МБОУ «СОШ № 37»
___________ Н.П. Шушара
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Волшебный мир оригами»
для учащихся 1-4 классов
Направление «общекультурное»
Разработала:
Лапина А.А.
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Братск, 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью «Волшебный мир оригами» для учащихся 1-4 года обучения разработана на основе авторской программы «Волшебный мир оригами», автор: Л.В.Селюгина, Н.В.Глеба учителями начальных классов МБОУ «СОШ №39 имени П.Н.Самусенко», г. Братска. Соответствует ФГОС НОО и образовательной программе НОО МБОУ «СОШ №37» на 2014 - 2015 учебный год.
Вклад данного курса внеурочной деятельности в общее образование
Таинственный мир превращения бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
В проекте ФГОС второго поколения одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Бумага первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая,
бархатная, глянцевая и папирусная она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. “Волшебный мир оригами ” предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются такие качества личности как, трудолюбие и терпение, т.к. занятия оригами требуют очень многих усилий от воспитанника. Работа с бумагой, развивает глазомер, моторику рук, координацию, дифференциацию движения пальцев, что способствует формированию и расширению мыслительной и речевой деятельности детей влияет на развитие интеллекта, улучшение памяти, внимания. В процессе формируются такие качества как наблюдательность, внимательность, самостоятельность, целенаправленность, усидчивость.
Детское творчество имеет большое значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с самого раннего возраста.
На занятиях учащиеся познакомятся с разными техниками оригами. Ребята будут изготавливать сначала простые фигурки, а затем более сложные. Создавать композиции.
Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир оригами”, являясь прикладной, носит практико - ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами оригами, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Актуальность изучения данного курса
Сейчас в России наблюдается подъем интереса к народной культуре. Но важно не только сохранить их в настоящем не и передать в будущее. Нужно чтобы молодое поколение не просто узнали (получили информацию), но и восприняли, присвоили и полюбили свою культуру. Поэтому целесообразно начинать знакомство с народной культурой с занятий декоративно - прикладным творчеством.
Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармоничного сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает «Волшебный мир оригами». «Волшебный мир оригами» - представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Она способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, является эффективным средством личностного развития школьника. Она формирует активную самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении. Новизна кружка «Волшебный мир оригами» состоит в том, что он направлен не только на пробуждение интереса к предмету искусства, но и в том, что он соединил в себе теоретические сведения из разных областей науки. Кроме этого, одним из центральных понятий кружка является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка.
Особенности рабочей программы
Образовательная четырехгодичная программа "Волшебный мир оригами" составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.
Основная задача первого года обучения - познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к оригами, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор. В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков.
Второй год обучения посвящен закреплению уже полученных знаний, навыков и умений, овладению более сложными приемами оригами. Именно в этот период обучаемые проявляют творческую активность, сочиняют, создают необычные затейливые вещи, участвуют в конкурсах и фестивалях, выставках.
Результаты третьего и четвертого годов обучения - сложные панно и картины, модульное оригами. Проявляется пик творческой активности, все своё мастерство обучаемые вкладывают в свою творческую работу.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень - репродуктивный с помощью педагога;
II уровень - репродуктивный без помощи педагога;
III уровень- продуктивный;
IV уровень - творческий
Общие цели курса внеурочной деятельности
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися
Формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также методы: методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III - IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
Сроки реализации программы
Срок реализации - 4 года - полный курс обучения детей в начальной школе. В первом классе – 33 часа, во 2-4 классах – 34 часа. Итого - 135 ч. Недельная нагрузка составляет 1 час. Длительность одного занятия - 1 академический час. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек.
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка.
2. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.
3. Ожидаемые результаты реализации программы.
4. Содержание учебного курса.
5. Календарно – тематическое планирование.
6. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
7. Приложения к программе.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» на 135 часов с 1-4 год обучения, 1 час в неделю каждый год обучения, в первом классе – 33 часа, во 2-4 классах – 34 часа.
Ожидаемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по кружку «Волшебный мир оригами»
· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
· умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
· понимание образной природы искусства;
· эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
· применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
· способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
· умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
· способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
· умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
· освоение умений применять в художественнотворческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
· умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС отражают:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Перед учащимися ставятся цели и задачи внеурочной деятельности. В тексте каждой темы используются условные знаки, рубрики, конкретные инструкции намечают основное направления поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
В ходе работы над темами учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций в дополнительных и вспомогательных источниках необходимую информацию, производят сопоставления, делают умозаключения, решают проблемы творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Достижению этого результата служит организация представления материала темы, включая его текстовую часть и зрительный ряд.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
«хорошо», «отлично» оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по пятибалльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
К концу обучения обучающиеся должны
знать
уметь
что такое оригами
подбирать бумагу нужного цвета
историю возникновения оригами
выполнять разметку листа бумаги
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов
пользоваться чертежными инструментами, ножницами
название, приемы складывания модулей
собирать игрушки – «оригамушки»
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы
составлять композицию из готовых поделок
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку
анализировать образец, анализировать свою работу
Таким образом, содержание программы позволяет обучающимся сделать первые шаги в удивительный мир оригами, ознакомит с традициями прикладного творчества народов планеты, особенно России.
Обучающиеся, освоившие курс, научатся пользоваться специальной литературой, читать и составлять схемы, самостоятельно выполнять по ним изделия, основываясь не только на преподанном им материале, но и используя собственную фантазию.
Освоение обучающимися программы по внеурочной деятельности «Волошебный мир оригами» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Содержание учебного курса
1 год обучения
(33 часа)
№п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Знакомство с оригами
1
1
2.
Квадрат- основная фигура оригами
1
3
4
3.
Базовая форма «Треугольник»
1
4
5
4.
Базовая форма «Воздушный змей»
1
4
5
5.
Базовая форма «Двойной треугольник»
1
3
4
6.
Базовая форма «Двойной квадрат»
3
3
7.
Базовая форма «Конверт»
3
3
8.
Цветы к празднику 8 марта
1
2
3
9.
Впереди - лето!
2
2
10.
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ
1
2
3
ИТОГО:
7
26
33
2 год обучения
(34 часа)
№п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся
1
1
2
2.
Простые базовые формы оригами
2
2
3.
Осенние композиции
2
2
4.
Базовая форма «Треугольник»
3
3
5.
Базовая форма «Воздушный змей»
2
2
6.
Базовая форма «Двойной треугольник»
2
2
7.
Базовая форма «Двойной квадрат»
3
3
8.
Базовая форма «Конверт»
3
3
9.
Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»
1
3
4
10.
Базовая форма «Дверь»
1
3
4
11.
Поздравительная открытка к празднику 8 марта
3
3
12.
Итоговое занятие
1
1
2
13.
Оформление выставочных работ
2
2
ИТОГО:
4
30
34
3 год обучения
(34 часа)
№п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Диагностика обученности учащихся
1
1
3.
Чудесные превращения бумажного листа
5
5
4.
Модульное оригами
1
4
5
5.
Оригами на праздничном столе
1
5
6
6.
Валентинки из оригами
1
1
7.
Объёмные цветы к празднику 8 Марта
3
3
8.
Оригами - почта!
3
3
9.
Базовая форма «Дом»
2
2
10.
Впереди – лето!
3
3
11.
Итоговое занятие
1
1
2
12.
Оформление выставочных работ
2
2
ИТОГО:
4
30
34
4 год обучения
(34 часа)
№п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводные занятия.
1
1
2
2.
Оригами в Интернете
1
2
3
3.
Изделия из складки
4
4
4.
Базовая форма «Катамаран»
1
4
5
5.
Новогодние украшения
4
4
6.
Базовая форма «Птица»
4
4
7.
Цветы и вазы оригами
4
4
8.
Базовая форма «Лягушка»
2
2
9.
Творческие работы
2
2
10.
Итоговое занятие
1
1
2
11.
Оформление выставочных работ
2
2
ИТОГО:
4
30
34
Содержание учебного курса
1 год обучения
(33 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Знакомство с оригами
1 ч.
Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки.
Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
2
Квадрат – основная форма оригами
4 ч.
Знакомство с понятием «базовые формы».
Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Познавательные
- знаково-символические;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
Личностные
- самоопределение;
3
Базовая форма: «Треугольник»
5 ч.
Стилизованный цветок.
Лисёнок и собачка.
Яхта и пароход.
Стаканчик.
Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
- смыслообразование;
4
Базовая форма: «Воздушный змей»
5 ч.
Кролик и щенок.
Курочка и петушок.
Сова.
Сказочные птицы.
Композиция «Домашние птицы на лужайке».
5
Базовая форма: «Двойной треугольник»
4 ч.
Рыбка и бабочка.
Головастик и жук.
Лилия.
6
Базовая форма: «Двойной квадрат»
3 ч.
Жаба.
Яхта.
Композиция «Островок в пруду».
7
Базовая форма «Конверт»
3 ч.
Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».
8
Цветы к празднику 8 Марта
3 ч.
8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
9
Впереди – лето!
2 ч.
Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий партнера;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
10
Итоговые занятия
Оформление выставочных работ
3 ч.
Подведение итогов работы за год.
Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»
Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные
- самоопределение;
2 год обучения
(34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Вводные занятия
2ч.
Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности.
Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- волевая саморегуляция;
2
Простые базовые формы оригами
2 ч.
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Познавательные
- знаково-символические
- моделирование;
- анализ;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
3
Осенние композиции
2 ч.
Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.
Оформление композиций.
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
- контроль и коррекция;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
4
Базовая форма: «Треугольник»
3 ч.
Домик с крыльцом, домик с трубой.
Домик с верандами. Деревья и травы.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
5
Базовая форма: «Воздушный змей»
2ч.
Лебеди (2 способа).
Утка с утёнком.
6
Базовая форма: «Двойной треугольник»
2 ч.
Тропическая рыбка.
Отделка модели.
7
Базовая форма:
«Двойной квадр.»
3 ч.
Золотая рыбка. Краб.
Композиция «Аквариум».
8
Базовая форма:
«Конверт»
3ч.
Рыбка-бабочка.
Водоросли и камешки.
Оформление аквариума.
9
Базовая форма:
«Рыба»
4 ч.
Царевна-Лебедь. Пингвин (2 способа).
Композиция «Пингвины на льду».
10
Базовая форма:
«Дверь»
4 ч.
Мышь и поросёнок.
Бурёнка. Композиция «В деревне».
11
Поздравительная открытка к празднику 8 Марта
3 ч..
Оформление поздравительной открытки.Конкурс «Я люблю свою маму».
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формулирование познавательной цели;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
12
Итоговые занятия.
Оформление выставочных работ
4 ч.
Изготовление мобиля «Бабочки и цветы».
Подведение итогов работы за год.
Выставка моделей, изготовленных в течение года.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные
- самоопределение;
3 год обучения
(34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Вводное занятие
2 ч.
История развития искусства оригами.
Входная диагностика.
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
2
Чудесные превращения бумажного листа
5 ч.
Закладки.
Коробки.
Изготовление и оформление подарков.
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
3
Модульное оригами
5 ч.
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки.
Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- моделирование;
- знаково-символические;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
-контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- контроль и коррекция;
- волевая саморегуляция;
4.
Оригами на праздничном столе
6 ч.
Правила этикета.
Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.
Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- анализ и синтез;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний, вопросов;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
5.
Валентинки из оригами
1 ч.
Изготовление валентинок.
6.
Цветы к празднику 8 Марта
3 ч.
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
7.
Оригами – почта
3 ч..
Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.
Датское и английское письмо.Оригинальный конверт (2 варианта).
8.
Базовая форма «Дом»
2 ч.
Знакомство с новой базовой формой.
Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий партнера;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
9.
Впереди – лето!
3 ч.
Складывание самолетов и истребителей.
Летные соревнования моделей.
10.
Итоговое занятие
2 ч.
Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные
- самоопределение;
11.
Оформление выставочных работ
2 ч.
Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
4 год обучения
(34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.
Вводное занятие
2 ч.
Беседа по охране труда.
Входная диагностика обученности.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- смыслоопределение;
- смыслообразование;
Коммуникативные
-постановка вопросов;
Регулятивные
- контроль и оценка;
2.
Оригами в Интернете
3 ч.
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами. http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
Регулятивные
- прогнозирование;
- волевая саморегуляция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
3.
Изделия из складки
4 ч.
Гвоздика. Роза.
Цветок в уголок. Декоративная композиция.
Китайская ваза.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий партнера;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
4.
Базовая форма «Катамаран»
5 ч.
Знакомство с базовой формой «Катамаран».
Модульное оригами.
Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- анализ, синтез, классификация;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
5.
Новогодние украшения
4 ч.
Звезда из 8 модулей.
Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка.
Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Познавательные
- моделирование;
- анализ, синтез, классификация;
- знаково-символические;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
6.
Базовая форма «Птица»
4 ч.
Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик.
Ваза «Два журавля».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- анализ, синтез, классификация;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
7.
Цветы и вазы оригами
4 ч.
Игольчатая астра. Космея.
Крокус с листом.
Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний, вопросов;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- планирование; - прогнозирование;
8.
Базовая форма «Лягушка»
2 ч.
Знакомство с базовой формой «Лягушка».
Складывание объемного цветка ирис.
9.
Творческие работы
2 ч.
Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
10.
Итоговое занятие
2 ч.
Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ.
Познавательные
- доказательство;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- оценка и коррекция;
Личностные
- самоопределение;
- смыслообразование.
11.
Оформление выставочных работ
2 ч.
Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.
Календарно – тематическое планирование
Год обучения 1.
Количество часов в неделю 1, количество учебных недель 33, количество часов в год 33.
Планирование составлено на основе авторской программы «Волшебный мир оригами» для учащихся 1-4 год обучения, автор: Л.В.Селюгина, Н.В.Глеба учителя начальных классов МБОУ «СОШ №39 имени П.Н.Самусенко», г. Братск
№ урока
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Дата по плану
Дата фактически
Формирование УУД
Знакомство с оригами 1 час
1
Знакомство с оригами
1
5.09
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
Квадрат – основная форма оригами 4 часа
2
Знакомство с понятием «базовые формы».
1
12.09
Познавательные
- знаково-символические;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
Личностные
- самоопределение;
3
Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).
1
19.09
4
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.
1
26.09
5
Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
1
3.10
Базовая форма: «Треугольник» 5 часов
6
Стилизованный цветок.
1
10.10
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
- смыслообразование;
7
Лисёнок и собачка.
1
17.10
8
Яхта и пароход.
1
24.10
9
Стаканчик.
1
7.11
10
Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».
1
14.11
Базовая форма: «Воздушный змей» 5 часов
11
Кролик и щенок.
1
21.11
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
- смыслообразование;
12
Курочка и петушок.
1
28.11
13
Сова.
1
5.12
14
Сказочные птицы.
1
12.12
15
Композиция «Домашние птицы на лужайке».
1
19.12
Базовая форма: «Двойной треугольник» 4 часа
16
Рыбка.
1
26.12
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
- смыслообразование;
17
Бабочка.
1
16.01
18
Головастик и жук.
1
23.01
19
Лилия.
1
30.01
Базовая форма: «Двойной квадрат» 3 часа
20
Жаба.
1
6.02
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
- смыслообразование;
21
Яхта.
1
20.02
22
Композиция «Островок в пруду».
1
27.02
Базовая форма «Конверт» 3 часа
23
Пароход.
1
6.03
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
- смыслообразование;
24
Подводная лодка.
1
13.03
25
Композиция «В море».
1
20.03
Цветы к празднику 8 Марта 3 часа
26
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Нарцисс
1
3.04
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
27
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Волшебный цветок папоротника.
1
10.04
28
Оформление композиций и поздравительных открыток.
1
17.04
Впереди – лето! 2 часа
29
Парусный кораблик.
1
24.04
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий партнера;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
30
Соревнования «Гонки на столе».
1
8.05
Итоговые занятия .Оформление выставочных работ 3 часа
31
Подведение итогов работы за год.
Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»
1
15.05
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные
- самоопределение;
32
Выставка моделей, изготовленных в течение года.
1
22.05
33
Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.
1
29.05
Календарно – тематическое планирование
Год обучения 2.
Количество часов в неделю 1, количество учебных недель 34, количество часов в год 34.
Планирование составлено на основе авторской программы «Волшебный мир оригами» для учащихся 1-4 год обучения, автор: Л.В.Селюгина, Н.В.Глеба учителя начальных классов МБОУ «СОШ №39 имени П.Н.Самусенко», г. Братск
№ урока
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Дата по плану
Дата фактически
Формирование УУД
Вводные занятия 2 часа
1
Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности.
1
1.09
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
2
Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
1
8.09
Простые базовые формы оригами 2 часа
3
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.
1
15.09
Познавательные
- знаково-символические
- моделирование;
- анализ;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
4
Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
1
22.09
Осенние композиции 2 часа
5
Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.
1
29.09
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
- контроль и коррекция;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
6
Оформление композиций.
1
6.10
Базовая форма: «Треугольник» 3 часа
7
Домик с крыльцом,
1
13.10
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
8
Домик с трубой.
1
20.10
9
Домик с верандами. Деревья и травы.
1
3.11
Базовая форма: «Воздушный змей» 2 часа
10
Лебеди (2 способа).
1
10.11
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
11
Утка с утёнком.
1
17.11
Базовая форма: «Двойной треугольник» 2 часа
12
Тропическая рыбка.
1
24.11
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
13
Отделка модели.
1
1.12
Базовая форма:«Двойной квадрат» 3 часа
14
Золотая рыбка.
1
8.12
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
15
Краб.
1
15.12
16
Композиция «Аквариум».
1
22.12
Базовая форма:«Конверт» 3 часа
17
Рыбка-бабочка.
1
12.01
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
18
Водоросли и камешки.
1
19.01
19
Оформление аквариума.
1
26.01
Базовая форма:«Рыба» 4 часа
20
Царевна-Лебедь.
1
2.02
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
21
Пингвин (1 способ).
1
9.02
22
Пингвин (2 способ).
1
16.02
23
Композиция «Пингвины на льду».
1
23.02
Базовая форма:«Дверь» 4 часа
24
Мышь.
1
1.03
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
25
Поросёнок.
1
15.03
26
Бурёнка.
1
22.03
27
Композиция «В деревне».
1
5.04
Поздравительная открытка к празднику 8 Марта 3 часа
28
Оформление поздравительной открытки.
1
12.04
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формулирование познавательной цели;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
39
Оформление поздравительной открытки.
1
19.04
30
Конкурс «Я люблю свою маму».
1
26.04
Итоговые занятия. Оформление выставочных работ 4 часа
31
Изготовление мобиля «Бабочки и цветы».
1
3.05
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные
- самоопределение;
32
Изготовление мобиля «Бабочки и цветы».
1
10.05
33
Подведение итогов работы за год.
Выставка моделей, изготовленных в течение года.
1
17.05
34
Подведение итогов работы за год.
Выставка моделей, изготовленных в течение года.
1
24.05
Календарно – тематическое планирование
Год обучения 3.
Количество часов в неделю 1, количество учебных недель 34, количество часов в год 34.
Планирование составлено на основе авторской программы «Волшебный мир оригами» для учащихся 1-4 год обучения, автор: Л.В.Селюгина, Н.В.Глеба учителя начальных классов МБОУ «СОШ №39 имени П.Н.Самусенко», г. Братск
№ урока
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Дата по плану
Дата фактически
Формирование УУД
Вводное занятие 2 часа
1
История развития искусства оригами.
1
2.09
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
2
Входная диагностика.
1
9.09
Чудесные превращения бумажного листа 5 часов
3
Закладки.
1
16.09
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
4
Закладки.
1
23.09
5
Коробки.
1
30.09
6
Коробки.
1
7.10
7
Изготовление и оформление подарков.
1
14.10
Модульное оригами 5 часов
8
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки.
1
21.10
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- моделирование;
- знаково-символические;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
-контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- контроль и коррекция;
- волевая саморегуляция;
9
Новогодние украшения – звезды из 4 модулей.
1
4.11
10
Новогодние украшения – звезды из 8 и модулей.
1
11.11
11
Новогодние украшения – звезды из 16 модулей.
1
18.11
12
Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
1
25.11
Оригами на праздничном столе 6 часов
13
Правила этикета.
1
2.12
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- анализ и синтез;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний, вопросов;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
14
Складывание приглашений, поздравительных открыток.
1
9.12
15
Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.
1
16.12
16
Коробочки.
1
23.12
17
Вазочки.
1
13.01
18
Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
1
20.01
Валентинки из оригами 1 час
19
Изготовление валентинок.
1
27.01
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- анализ и синтез;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний, вопросов;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
Цветы к празднику 8 Марта 3 часа
20
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Тюльпаны
1
3.02
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- анализ и синтез;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний, вопросов;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
21
Объемные цветы.Колокольчики и японская ваза для цветов.
1
10.02
22
Оформление композиций и поздравительных открыток.
1
17.02
Оригами – почта 3 часа
23
Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.
1
24.02
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- анализ и синтез;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний, вопросов;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
24
Датское и английское письмо.
1
2.03
25
Оригинальный конверт (2 варианта).
1
9.03
Базовая форма «Дом» 2 часа
26
Знакомство с новой базовой формой.
Изготовление пилотки .
16.03
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий партнера;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
27
Изготовление шапочки с козырьком.
23.03
Впереди – лето! 3 часа
28
Складывание самолетов и истребителей.
1
6.04
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий партнера;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
29
Складывание самолетов и истребителей.
1
13.04
30
Летные соревнования моделей.
1
20.04
Итоговое занятие 2 часа
31
Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами
1
27.04
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные
- самоопределение;
32
Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами
1
4.05
Оформление выставочных работ 2 часа
33
Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
1
11.05
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные
- самоопределение;
34
Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
1
18.05
Календарно – тематическое планирование
Год обучения 4.
Количество часов в неделю 1, количество учебных недель 34, количество часов в год 34.
Планирование составлено на основе авторской программы «Волшебный мир оригами» для учащихся 1-4 год обучения, автор: Л.В.Селюгина, Н.В.Глеба учителя начальных классов МБОУ «СОШ №39 имени П.Н.Самусенко», г. Братск
№ урока
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Дата по плану
Дата фактически
Формирование УУД
Вводное занятие 2 часа
1
Беседа по охране труда.
1
4.09
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- смыслоопределение;
- смыслообразование;
Коммуникативные
-постановка вопросов;
Регулятивные
- контроль и оценка;
2
Входная диагностика.
1
11.09
Оригами в Интернете 3 часа
3
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
1
18.09
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
Регулятивные
- прогнозирование;
- волевая саморегуляция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
4
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
1
25.09
5
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.
1
2.10
Изделия из складки 4 часа
6
Гвоздика.
1
9.10
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий партнера;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
7
Роза.
1
16.10
8
Цветок в уголок. Декоративная композиция
1
23.10
9
Китайская ваза.
1
6.11
Базовая форма «Катамаран» 5 часов
10
Знакомство с базовой формой «Катамаран».
1
13.11
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- анализ, синтез, классификация;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
11
Модульное оригами.
1
20.11
12
Закладки.
1
27.11
13
Орнамент из модулей.
1
4.12
14
Кусудама.
1
11.12
Новогодние украшения 4 часа
15
Звезда из 8 модулей.
1
18.12
Познавательные
- моделирование;
- анализ, синтез, классификация;
- знаково-символические;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
16
Двухцветная звезда из 8 модулей.
1
25.12
17
Объемная ёлка.
1
15.01
18
Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
1
22.01
Базовая форма «Птица» 4 часа
19
Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде.
1
29.01
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- анализ, синтез, классификация;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
20
Японский журавлик.
1
5.02
21
Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик.
1
12.02
22
Ваза «Два журавля».
1
19.02
Цветы и вазы оригами 4 часа
23
Игольчатая астра. Космея.
1
26.02
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний, вопросов;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- планирование; - прогнозирование
24
Крокус с листом. Фуксия.
1
4.03
25
Объемный нарцисс.
1
11.03
26
Высокая ваза для цветов.
1
18.03
Базовая форма «Лягушка»2 часа
27
Знакомство с базовой формой «Лягушка».
25.03
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний, вопросов;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- планирование; - прогнозирование;
28
Складывание объемного цветка ирис.
9.04
Творческие работы 2 часа
29
Композиция «Букет цветов».
1
8.04
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний, вопросов;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- планирование; - прогнозирование;
30
Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
1
15.04
Итоговое занятие 2 часа
31
Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».
1
22.04
Познавательные
- доказательство;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- оценка и коррекция;
Личностные
- самоопределение;
- смыслообразование.
32
Анализ работ.
1
29.04
Оформление выставочных работ 2 часа
33
Оформление тематических выставок.
1
6.05
Познавательные
- доказательство;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- оценка и коррекция;
Личностные
- самоопределение;
- смыслообразование.
34
Моделирование оригами из нескольких деталей.
1
13.05
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование: парты, стулья;
Бумага цветная, белая, клей, ножницы.
Наглядные пособия и раздаточный материал:
Список литературы для учителя
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2006.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 2009.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 2003.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 2007
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 2009
Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 2007
Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2008
Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2005
Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2009
Список литературы для учащихся
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 2009.
2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2007.
Интернет ресурсы:
1. http://stranamasterov.ru
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14
14
26
Заголовок 1Заголовок 215