Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем средствами музейной педагогики.
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем средствами музейной педагогики.
Тема: «Путешествие чайки».
Цели:
Познакомить детей с родным краем средствами музейной педагогики;
Учить получать знания, работая с картой и символами, обозначающими месторождения полезных ископаемых;
Обогащение словаря детей новыми терминами и понятиями (Кольский полуостров, названия полезных ископаемых, месторождение, птичий базар и т.д.);
Работа над связной речью (продолжать учить отвечать полным предложением);
Учить составлять описательный рассказ, опираясь на схему;
Упражнение в употреблении предлога НАД;
Упражнение в образовании сложных прилагательных;
Развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
Развитие общей моторики;
Создавать мотивацию к изучению родного края;
Воспитывать бережное отношение к окружающему их миру.
Оборудование: мини-музей, схема месторождений, карта Кольского полуострова с городами, камни: апатит, гранит, железная руда, аметист; символы месторождений, чайка, птичий базар, инструменты исследования: бинокль, лупа, компас, фотоаппарат; схема описания минералов, фонограмма криков чаек и шума моря, картинки: нож, пушка, терка, нож, сковорода; карта-маршрут, подарок чайки: мини-камни Кольского полуострова.Ход занятия
Организационный момент
- Ребята, встаем в круг. У меня для вас новость!!! В детский сад пришло распоряжение о том, что необходимо направить группу юных учёных на Кольский полуостров, с целью изучить «полезные ископаемые». Кто знает, что такое полезные ископаемые?
- (Полезные ископаемые – это камни, вода, соль, уголь, золото).
- Теперь, мы сформируем экспедицию. Тот, кто ответит на мои вопросы, становится её участником и берет инструмент исследования, который ему пригодится в нашем путешествии. Будьте внимательны!!!
1. Где мы живём?
- (Мы живём в Мурманске, на Кольском полуострове, на Севере).
2. Как называется часть суши, на которой мы живём?
- (Называется Кольский полуостров).
3. Какие моря омывают Кольский полуостров?
- (Кольский полуостров омывают Баренцево и Белое моря).
- Молодцы! Вы справились с заданием!!!
- Ребята, а теперь, нам нужен проводник, то есть тот, кто хорошо знает наш маршрут. Как вы думаете, кто может быть проводником?
- (Проводником может быть человек, животное, сказочный персонаж).
- Ребята, вы многих назвали, но я хочу предложить вам «чайку», потому что она везде летает и много знает… Но где её нам найти? Где же живут чайки?
- (Чайки живут на берегу моря).
- Правильно! А на нашем полуострове чайки живут в заповеднике. Что такое заповедник?
- ( Заповедник – это место, где охраняются редкие животные, птицы, растения).
- Ребята, мы начнем наше путешествие с Терского берега, который находится на юге Кольского полуострова, потому что там, в Лапландском заповеднике, живут чайки. Но чтобы попасть в туда, нужно произнести волшебные слова:
В заповедник попадём,
Но при одном условии…
Если дружно вместе мы
Прыгнем каждый раза три.
- Вот мы с вами и на месте. Посмотрите какая красота кругом… Какой свежий воздух… Давайте подышим носиком…
(Звучит фонограмма крики чаек) Кажется нам сюда…
- (Дети садятся на места).
- Вот и наша чайка!!! Ребята, посмотрите, сколько их много на скале. Скажите, почему чайки живут на скалах?
- (Чайки живут на скалах, потому что они вьют там свои гнезда).
- Ребята, а кто-нибудь знает, как называется большое скопление птиц?
- (Большое скопление птиц называется Птичий базар).
- Чайка: Добрый день, ребята, отправляемся с вами в путь!!! Начальника экспедиции прошу объявить маршрут. Как мы будем двигаться?
- (Мы будем двигаться с юга на север).
- Чайка: Прежде, чем тронемся, я хочу вас спросить. Вы знаете, как называется большое скопление полезных ископаемых? Послушайте внимательно: место рождения.
- (Большое скопление полезных ископаемых называется – месторождение).
- Чайка: Какие молодцы!!! Ну, что начинаем наше исследование!!!!!!
- И начнем его прямо с Терского берега. Давайте найдем и узнаем, что же за минерал можно обнаружить здесь.
- (Это Аметист).
- А, теперь используя схему подсказку, опишите его.
- (Это Аметист. Он фиолетового цвета. На ощупь он крепкий. У него твердоеоснование, на которое налеплены кристаллы, с одной стороны, он гладкий, а с другой,шершавый).- Что же делают из Аметиста? На мне есть подсказка,.,- (Из Аметиста делают украшения: кольца, серьги, бусы. браслеты).
- Молодцы! Следующее место наших исследований это Кандалакшский район. Найдем скорее, что же за полезное ископаемое находится здесь....
- (Это Гранит).
- Опишите его, опираясь на схему.
- (Это Гранит. Он серо-черного цвета, с розовыми и желтыми прожилками. На ощупь он твердый. С одной стороны, он гладкий, с другой, шершавый).- Что делают из гранита?
- (Из гранита делают памятники, отделывают метро, набережные, дома).
- Двигаемся дальше, Чайка приземлилась в Ковдоре. Узнаем, месторождение, какого полезного ископаемого находится здесь?
- (Это Железная руда).
- Возьмите лупу и опишите его с опорой на схему.
- (Это Железная руда. Камень темно-коричневого цвета, можно сказать даже черного. На ощупь он твердый, крепкий и шершавый).- Ребята, сейчас каждый из вас выберет среди картинок те, но которых изображены предметы, сделанные из железа.
- (Предметы, сделанные из железа - это ножницы, пушка, тёрка, нож, сковорода).
- Чайка приглашает вас полететь ещё дальше. Это Апатиты. Ну, что узнаем, что за минерал «живет» здесь???
- (Это Апатит).
- Молодцы! Теперь опишите его, используя подсказку.
- (Это Апатит. Он серо-зеленого цвета. На ощупь твердый, а также рассыпчатый).- Чем же полезен Апатит?
- (Из Апатита делают удобрения, чтобы растения быстро росли).
- Ребята, как много полезных ископаемых мы с вами нашли! Собрали целую коллекцию камней, теперь положим их в специальную коробку, чтобы можно было довести до нашего музея.
- Ребята, а Чайка, предлагает продолжить наше путешествие и полететь на побережье, немного отдохнуть. Давайте полетаем вместе с Чайкой. Не отставай!!!!
- (Включается фонограмма крики чаек, шум моря. Дети машут крыльями, имитируя полёт чайки).- Молодцы!!! А теперь можно и передохнуть, давайте посидим, полюбуемся красотой окружающей природы, поговорим с Чайкой... Может, вы что-нибудь хотите спросить у нее??? Вот, чтобы вы хотели узнать??? Не стесняйтесь! Смелее!!!
- (Чайка, а расскажи нам, как добывают полезные ископаемые?).
- Из недр Земли люди добывают многие полезные ископаемые. Предприятия, в которых осуществляется эта добыча, называются рудниками. Различают карьеры, где добыча ведется открытым способом с помощью экскаваторов, землечерпалок, бульдозеров и другой техники, и шахты, в которых добыча ведется под землей. Шахта - сложное сооружение, Чтобы достичь глубоких залежей, копают два или несколько вертикальных стволов, от которых отходит целая сеть ходов-выработок.
Когда речь идет о добыче жидких или газообразных веществ, например, нефти или газа, говорят не о рудниках, а о скважинах и промыслах. Ребята, нефть образуется глубоко под землёй из остатков древних растений. На крупных нефтяных промыслах вышек столько, что они стоят рядом друг с другом. А ещё нефть могут добывать прямо из морского дна. Там нефтедобывающие вышки установлены в море на специальных плавающих платформах.
- Есть ещё вопросы?
- (Да! Дорогая Чайка, у нас в музее я нашла фотографии одного камня, которого в пока нашей коллекции ещё нет, и сегодня мы этот минерал не нашли. Могла бы ты рассказать, что это за минерал?
- (Ребята, его называют Эвдиалит, а в простонародье «Лопарская кровь». А знаете почему?
- (Нет).
- Тогда сейчас я вам расскажу одну легенду об этом камне:
С тех давних пор века прошли,
Но старожилы сберегли
Преданье чудное для нас.
А было так.
В недобрый час
На землю эту враг напал,
Быков и важенок угнал
И занял рыбные места...
Да только, видно, неспроста
Саамы слушались отцов,
Ценили мудрость стариков.
И так решили старики:
Мы безоружны, но крепки
Своей смекалкой да умом;
Врага мы хитростью возьмём.
И, в скалы «шветов» заманив,
Со всех сторон их окружив,
На камне распластали их.
Да потеряли и своих
Немало в битве той людей.
И капли крови лопарей Н
а камешки упали тут.
Эвдиалитом их зовут.
- (Спасибо Чайка за твой интересный рассказ!!! Нам очень понравилось!!!)- Ребята, и Вам спасибо, за то, что совершили со мной это увлекательное путешествие. Но это ещё не всё, Я оставила для Вас подарок, который вам нужно будет найти самостоятельно, пройдя по маршруту. Я думаю, начальник экспедиции должен постараться пройти этот маршрут и найти подарок.
- (Начальник экспедиции находит карта с помощью бинокля и идет по маршруту, остальные дети за ним).
- Молодцы! Вы нашли его, давайте посмотрим, что там такое!
- (Это же камни! Какие они красивые! Я думаю, для нашего музея они очень подойдут).- Найдете - ли среди них те, которые мы нашли?
- (Аметист, Железная руда, Апатит).
Итог занятия.
- Правильно! Но здесь еще много камней, которые нам предстоит ещё отыскать. Ну вот, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте прыгнем три раза и очутимся в саду сразу. Понравилось вам наша экспедиция? Чем же богат Кольский полуостров? Что у нас получилось?
- (Да, очень понравилась! Кольский край богат полезными ископаемыми. И мы собрали коллекцию минералов для музея.)