Презентация учебно-методических пособий «Сельский дворик» для знакомства детей с родным краем


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа с. Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области.
СПДС «Солнышко»
Тезисы по теме «Содержание образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Презентация учебно-методических пособий «Сельский дворик»
для знакомства детей с родным краем
Вступление Актуальность
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно — нравственное становление детей. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.
Важным фактором является создание соответствующей развивающей среды с опорой на краеведческий материал. Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему - работа в музее «Горница». Но и в группах в этом учебном году нами созданы макеты крестьянской избы, древней крепости, главной улицы нашего села, на которой расположено СПДС, площади у обелиска, храма и т.д.
Использование таких макетов в воспитательно - образовательной работе с дошкольниками даёт возможность для "погружения" детей в прошлое родного села, позволяет за считанные секунды переместиться в нужное место, совершить путешествие по улицам села, удовлетворяет познавательный интерес к окружающим объектам, а также восполняет отсутствие необходимого наглядного материала.
Цели и задачи
Так мы считаем, что необходимо донести до сознания своих воспитанников, что это они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Поэтому цель нашей работы:  
Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей  народной культуре. Создать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение  их  к русской народной культуре, используя интегрированный подход в образовательной деятельности.
Исходя их данной цели, определились с задачами:
Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.) Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.
Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку. Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
Содержание работы
Проектная деятельность: «Моя деревня»
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу — с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть — мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. Занимается мужской работой.Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка — это игра.
Для реализации проекта, в группе подготовили соответствующую предметно – развивающую среду:
многофункциональный центр «Большая Рязань, любимый наш край - Большая Рязань, живи, процветай!»
макет «Русская изба»;
настольная дидактическая игра-макет «Ферма»
пособие-подиум «Мой дом - моя крепость!»
макет деревни «Сказочная»
пособие «Волшебный сундучок»
были оформлены:
мини-музейная экспозиция «Чудо-Ложки»,
Д/игры «Подбери одежду», «Чего не стало», «Загадки русской избы»
организованы фотовыставка «Моя деревня».
Все педагоги проявили фантазию, творческую активность. Макеты - модели получились эстетичными, удобными в использовании, соответствующие оригиналам.
Создание этих центров, пособий, дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. Такие пособия и макеты всегда находятся в группе, поэтому мы имеем возможность использовать его в совместной и самостоятельной деятельности:
Кроме этого нами были организованы различные формы работы с детьми:
Рассматривание альбомов «Предметы быта», «Русская изба», Русский народный костюм»;
Театрализованная деятельность: «Сказ про село Б.Рязань»;
Исследовательская деятельность: «Кружева деревянные»;
ООД: «Знакомство с русским народным костюмом», «Головные уборы в народном костюме». «Женский русский народный костюм», «Мужской русский народный костюм»;
Исследовательская деятельность: «Ах, русский сарафан».
Для создания мотивации, игровых ситуаций использовались различные персонажи, куклы: домовенок Кузя, Машенька, Иванушка, кот Васька. 
Родители воспитанников приняли активное участие в пополнении мини-музея новыми атрибутами. В группе проводились вечера-встречи «Мир старины», на которые родители приносили и рассказывали о каком-либо предмете старины (ухват, утюг, кринка, корыто, половик, прялка, маслобойка и т.д.).Для родителей были подготовлены брошюры и буклеты по темам: «Народные праздники и обычаи России», «Из истории народного костюма», «Семейный уклад в русской деревне».
Результат.
В процессе работы мы достигли следующих результатов:
Изготовили пособия, макеты, создали мини-музей. Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери, забор и домашних животных для «Фермы». На занятиях в ИЗОстудии «Волшебные узоры» дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими»: мальчики делали ухваты, лепили чугунки, а девочки украшали полотенца, лепили печенье.
Дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве; познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов; обогатился словарный запас названиями предметов русского быта.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Используются в активной речи детей потешки, пословицы, поговорки, загадки.
Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Пособие «Большая Рязань, любимый наш край - Большая Рязань, живи, процветай!».
На этом макете любой наш ребенок покажет дом, в котором он живет, назовет улицу и объяснит, почему она носит такое название ( расширение словарного запаса + исследовательская деятельность + конструирование ). Нельзя не сказать и том, что в данном случае у детей развивается внимание и память, т.к. им необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в селе.
У детей закреплялись математические представления: геометрические формы, количество (домов, окон, дверей, магазинов, дорог), математические действия (на сколько больше домов на этой улице, чем на той) .
Составление рассказов о доме, в котором ты живешь; о том, что можно купить в продуктовом и в промтоварном магазинах и т.д.; ориентировка на плоскости Развитие детского дизайна: рисование, лепка или аппликация любимого уголка села.
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культур. Проект позволил им впитать в себя народную мудрость, воспитать такие качества как доброту и любовь к близким, к своей малой Родине, традициям народа, гордость за его достижения.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель данной работы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства- от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой является стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Авторы:
Щечкина Ольга Ивановна – руководитель СПДС;
Гросу Светлана Владимировна – воспитатель СПДС;
Чернова Евгения Владимировна – воспитатель СПДС.
Список использованной литературы:
1. О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа». – Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 2008
2. И.Г. Гаврилова. «Истоки русской народной культуры в детском саду». Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 2008
3. И.А. Агапова, М.А. Давыдова « Мы патриоты». «Айрис-Пресс», 2003.
4. М.В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». – М., «Дрофа», 2003.
5. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002.
6. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998
7. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 .
8. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003.
9. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004.