Конспект урока Мой Пермский край. Краеведение (4 класс)

Окружающий мир ( краеведение) «Мой Пермский край»
4 класс
Цель:
Расширить знания детей
Познакомить с элементами Пермского звериного стиля
Воспитывать любовь к своему краю

Ход занятия: ( дети работают в группах по 3-4 человека)
I. Звучит гимн Пермского края (видеоролик)
1. Беседа:
Что прозвучало?
Когда звучит гимн?
Почему наш урок мы начинаем с этой торжественной песни?
Обобщение: Для этого сегодня есть повод. А вот какой я предлагаю вам самим и определить. У вас есть выдержки из статей, с которыми вы должны познакомиться и ответить на вопросы, заполнив таблицу:
Название газеты
Какая территория появилась
В результате чего?
Сколько лет прошло с принятия закона










2. Выступление докладчиков от групп.
Обобщение: Обратите внимании статьи из разных газет, разных лет, но их объединяет общее – появление новой территории ( субъекта) –
3. Работа по карте России. ( слайд)
Рассмотрите карту России. Это административная карта. Вся территория России разделена на множество областей, республик. Все они обозначены разными цветами.
Найдите территорию Пермского края ( это не просто для нас)
Пермский край расположен в глубине материка Евразия, вдали от океанов и морей.
Можно ли по этой карте подробно рассмотреть Пермский край? ( нет, т.к. изображение слишком мелкое)
4. Физическая карта Пермского края. ( слайд)
Перед вами физическая карта Пермского края. Край расположен в бассейне реки Кама. Река протекает через всю территорию Пермского края. Прикамье – большой богатый край.
Обобщение:
Обратитесь к своим таблицам.
Сколько лет сегодня исполняется нашему краю? (10 лет)
Сегодня Пермский край празднует день рождения. На праздник приходят с подарками. Вам я предлагаю заняться популярным видом творчества - изготовление открытки своими руками. Но открытки будут необычные. На них должны присутствовать загадочные изображения, которые отражают культуру Пермского края.
5. Знакомство с элементами Пермского звериного стиля. ( слайд здания ЦУМа г. Перми)
Перед вами фотография самого известного здания в Перми.
Почему фасады здания так интересно украшены?
Кого напоминают изображения? ( зверей)
Обобщение:
Тяжёлой была жизнь наших предков, ведь у них на службе не было техники, не было магазинов, где можно было купить всё необходимое. Пищу, одежду, предметы быта нужно было добывать и изготавливать самим. Выжить им помогала вера. Во что они верили? ( в доброту богов). А ещё они верили, что их предками были животные и птицы. Выплавляя из металла их образы и украшая ими свои жилища, оружие, одежду, люди надеялись, что это убережёт их от болезней, природных бедствий.
Искусство металлической пластики, зародившееся на пермской земле много веков назад, в которой отразилась вера людей в магическую силу зверей, птиц, рыб – называется пермским звериным стилем.

5. Работа в группах с информацией ( у каждой группы один предмет)
Божество в окружении лосей
Медведи
Хромой бог-филин.
Птицы.
Культовые ложки
( слайды)
Группа читая информацию, заполняет таблицу.
Название
символ
Основные моменты для выступления









6. Выступление групп.
Обобщение:
Эти и другие предметы, обнаруженные во время археологических раскопок, хранятся в краеведческих музеях городов и сёл Пермского края.

7. Изготовление открытки ( символ обязательно присутствует на открытке)

8. Защита открыток.

9. Рефлексия.