Проектная задача по русскому языку Тайна заветного сундучка, 3 класс
Проектная задача
«Тайна заветного сундучка»
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема: Состав слова
Цель:
выявить степень осознанности действий учащихся и уровень овладения способами самоконтроля при решении орфографических задач по теме «Состав слова»,
отследить степень сформированности навыков групповой работы.
Дорогие ребята!
3684905590550Вам всем известны сказочные герои из сказки С.В. Михалкова «Три поросёнка». Кто помнит, как их зовут? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф). При строительстве общего дома они обнаружили клад – волшебный сундучок. А кто его хозяин не знают. Взяли они сундучок и пошли по белу свету искать хозяина. Выполнив все задания, вы сможете разгадать его тайну.
Задание 1.
А было это осенью. Вокруг стояли необычайно красивые деревья, журавли, курлыча, улетали на юг. Остановились Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф, засмотрелись на эту красоту. Неожиданно листья заплясали в воздухе. «Летят, летят, изукрашенные грамоты, неведомо от кого неведомо кому». Большущий кленовый лист опустился к ногам Ниф-Нифа. Глянул, а на нём слова. Стал читать - не может понять! Помогите Ниф-Нифу прочитать, что было написано на листе. Но для этого вам придётся вспомнить изученные правила орфографии.
Кузька!
Куда ты прапал? Цел – невредим ли? Все дамовята: и бутеня, и дет папила, и вуколочька, и афонкасадонькой вспоминают тебя, скучяют и ждут. Когда ты вернёшься в нашу деривенку!
Кому адресовано письмо? Кто такой Кузька?
Задание 2.
На руки Нуф-Нуфу упал л..сток, на котором была нарисована деревня Кузьки. Никак не могут они вспомнить, откуда ветер принёс этот л..сток, в какую сторону им идти. Стали перебирать «родственников» этого слова. Может, они им помогут?
А вы сами можете назвать эти родственные слова? Как вы обозначите домик, в котором живёт корень этих слов?
Задание 3.
Перебирая «родственников», наши друзья дошли до домика Бабы – Яги. Остался у неё Кузька на всю зиму. Ел да спал, спал да ел. Толстел, скучал да и про сундучок свой забыл. Согласилась Баба – Яга отпустить Кузьку, если три поросёнка справятся с заданием. Помогите им выполнить задание.
В каких из этих пословиц упоминается не тот, кто в остальных?
… бояться – в лес не ходить.
С … жить – по волчьи выть.
За двумя… погонишься – ни одного не поймаешь.
Работа не … - в лес не убежит.
…ноги кормят.
В оставшихся пословицах употребляются однокоренные слова?
Задание 4.
Прибежали три поросёнка и Кузька к болоту. Стали пробираться через него. Но кикиморы встретились на их пути. Старшая из них закинула сундучок на сук длинной сухой коряги. Сколько ни прыгай – не достать. Хотели обратиться к двум лягушатам, но те наперебой кричали и делили слова, которые им дал учитель, горошинка, кувшинка, жемчужинка, малинка, снежинка между собой. Увидели их лягушки и попросили помочь, справиться с этой задачей.
Кузька разделил эти слова так:
Горошинка кувшинка
жемчужинка малинка
снежинка
Лешонок:
горошинка кувшинка
жемчужинка малинка
снежинка
Как вы считаете, кто правильно справился с заданием? Докажите.
Разберите по составу слова кувшинка и снежинка.
Задание 5.
Лягушата обратились к Водяному, но кикморы ни Водяному, ни лягушатам, ни Медведю с Лисой, которые хотели заступиться за Кузьку и трёх поросят, не отдали сундучок. Стали кикиморы баловаться, озорничать, кидаться грязью. Кидаются комьями, а они из твердых превращаются в твёрд(енк, еньк, инк, иньк)ие,
круглые – в кругл(енк, еньк, инк, иньк)ие,
мягкие – в мяг(онк, оньк)ие,
грязные – в грязн(енк, еньк, инк, иньк)ие.
Какими комьями кидались кикиморы?
Задание 6.
Весна вступила в свои права. Проснулись звери, прилетели птицы, ожили травы. Вернулись домой три поросёнка и Кузька. Радостью наполнился лес, речушки, озёра. Все шутили, смеялись. Дед Диодох, который очень соскучился по Кузьке, сощурив глаз, задал хитрые вопросы обитателям леса, речки, болота. Живое обсуждение прерывалось удивлёнными восклицаниями.
А как бы вы ответили на вопросы деда Диодоха?
Как из маленького хвостика сделать большой?
Можно ли рыбу превратить в человека?
Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща?
Задание 7.
Три поросёнка, посмотрев на сундучок, который всё это время излучал яркий свет, спросили у Кузьки, какую тайну скрывает этот сундучок? Кузька ответил, «Чтобы разгадать тайну, необходимо подобрать ключик к сундучку. Но для этого нужно произнести считалку. К сожалению, я её подзабыл. Вот она.
За морями, за…
За … лесами,
На пригорке …
На дверях висит замок.
Ты за…иди
И замочек…»
А вы, ребята, знаете, как звучит эта считалочка? Прочитайте её.
Задание 8.
И вот мы открываем сундучок! На дне его записка на неизвестном языке.
Зайчиха – ороксЗайчонок – э ороВолк – муфВолчонок – э муфСлониха – цабексКак на этом языке будут называться заяц, волчица, слон, слонёнок?
Помните, ребята, как Кузька объяснил, почему сундучок волшебный. Если положить в него рисунок, любую картинку, то сундучок сам сочинит и расскажет сказку.
Вы были свидетелями и участниками событий, связанных с Кузькой. Но рисовать Кузька не умеет. Какими вы представляете Кузьку и его новых друзей Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа?
Нарисуйте сказочных героев.