Изобразительная деятельность как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста
Эмоциональное благополучие для ребенка,
все равно, что для ростка свет, тепло,
влага, удобрение…
Чтобы нормально расти, ребенку нужналюбовь, уверенность в своих силах,
в своей значимости и ценности для нас,
взрослых.
И. Сеченов
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Умение управлять своими эмоциями и знаниями о эмоциональных состояниях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития эмоциональной сферы. Поэтому, на сегодняшний день, проблема эмоционального развития ребенка является актуальной.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив, смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописана необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.Одними из действенных средств развития эмоционального мира дошкольников можно считать изобразительную деятельность. Хотелось отметить что, благоприятным периодом для организации работы по эмоциональному развитию детей является дошкольный возраст, так как ребенок – дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
На занятиях по изобразительной деятельности мы стараемся особое внимание уделять не операционной стороне рисования (владение техникой, технологией и материалами), а «пробуждению» эмоций ребенка.
Встречи в Изостудии проходят в игровой форме, организовывается совместная партнёрская работа, в группе создаётся обстановка мастерской.
Работаем с детьми как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнения других и отстаивать свои, проявлять активность, сдерживаться.1. В Изостудии дети знакомятся как с традиционными техниками рисованием красками и мелками, так и нетрадиционными техниками, а изобразительная деятельность выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных и негативных.
Во время занятий мы используем разные материалы: гуашь, акварель, карандаши восковые и простые цветные, пластилин, газеты, журналы.Продуктивная деятельность с детьми не должна ограничиваться обычным набором изобразительных средств и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Изобразительные способы и техники должны быть нетрадиционными.
новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.
имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
В работе с детьми мы используем следующие изобразительные техники: штриховка, каракули, монотипия, рисование пальцами, рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами, рисование предметами окружающего пространства, кубизм, рисование из готовых форм (валенок, капля, гриб), набрызг, кляксография, гратаж.
2. Все занятия проходят в игровой форме. Целенаправленное использование игр в изо деятельности значительно способствует созданию условий для духовного развития и душевного комфорта ребенка, которые лежат в основе психического здоровья, как неотделимого компонента здоровья вообще, наряду с социальным и физическим. Используем такие игры как: «Черепаха», «Кричалки – шепталки – молчалки», «Царевна Несмеяна», «Ходим кругом» «Дракон, кусающий себя за хвост», «Ниточка и иголка», «Тень»; упражнения: «Рубка дров», «Возьми и передай», «Разыщи радость», «Кто летает?», «Костер», «Скажи друг другу комплимент»; тренинги эмоций и этюды. Основная цель, которых – это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья ребенка. На занятиях часто используются этюды, упражнения и игры, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы.
3. На занятиях по изобразительной деятельности часто используем литературно - художественные и музыкальные произведения.
4. Дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.
Большое значение имеет внешний вид коллективной работы – зримый образ. Коллективное изображение всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. Каждый может видеть в ней что-то свое, давать ему свое название. Однако чувство причастности создает ощущения единства с группой, право на пребывание в ней здесь и сейчас.
Конечно, необходимо учитывать готовность детей к той или иной форме совместной деятельности. Для того чтобы и процесс, и результат детской коллективной деятельности были успешными, следует начинать с более простой совместно-индивидуальной формы работы, постепенно переходя к более сложным. В результате такой деятельности у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
В результате реализации задач по эмоциональному развитию дошкольников создано предметно - развивающее пространство - дидактические игры, альбомы эмоций, атрибуты для подвижных игр.
Важную роль отводим работе с родителями Установление доверительных, эмоционально позитивных контактов с родителями влияет и на эмоциональное благополучие детей. Решающую роль в установлении контактов с родителями является их вовлечение в образовательный процесс, педагогическое просвещение по всем направлениям деятельности в ДОУ. Это способствует оптимизации детско-родительских отношений и положительному эмоциональному микроклимату семьи. Используем разные формы работы, такие как - индивидуальные консультации; родительские собрания, мастер – классы.В результате наблюдается положительная динамика в развитии детей:1. освоение традиционных техник рисования (красками, мелками, цветными карандашами) и нетрадиционные техники (рисование нетрадиционными материалами – набрызг, штампование, рисование жёсткой кистью, мятой бумагой, листьями, нитками, пальцами, ватными палочками и дисками, кляксография, кубизм, рисование из готовых форм, и т.д.).2. наблюдается умение использовать различные виды изобразительной деятельности в разных вариантах, сочетание их между собой (рисование+ аппликация, рисование + ручной труд, рисование + конструирование);3. прослеживается положительный эмоциональный настрой детей;4. наблюдается умение словесно обозначить свои эмоции и умение определять эмоций других людей;5. вырабатывается умение сотрудничать с воспитателем и со сверстниками.Мы приняли участие в городских акциях и выставках детского художественного творчества как в ДОУ, так и на городском и федеральном уровне. Наши воспитанники занимают призовые места на этих конкурсах и фестивалях. Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст – благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Со стороны воспитателя необходим контроль за появлением возрастных психологических новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка, что в свою очередь соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.