Коррекционная работа по повышению уровня развития мышления обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка


Нарушению интеллекта всегда сопутствует недоразвитие речи, оказывающее влияние на усвоение знаний, умений и навыков.
Одним из способов преодоления этих трудностей являются дифференцированный и индивидуальный подходы. Для их реализации необходимо разделение учащихся на группы с учетом их дефекта и познавательных возможностей, что позволяет грамотно организовать учебную и коррекционную работу.
По словам М.Ф. Гнездилова способы осуществления дифференцированного и индивидуального подхода должны быть такими, «чтобы в результате их применения отстающие учащиеся постепенно выравнивались и в конце концов могли включаться в коллективную работу наравне с другими».
       Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверх усилий, ставлю перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению..Для достижения цели использую разнообразные формы и приемы работы. Формы работы:
1)      коллективная,
2)      групповая,
3)      парная,
4)      индивидуальная
Подробнее остановлюсь на нестандартных приемах, помогающих в активизации познавательного процесса.
      Прием «Опора на зрительную наглядность»
Карточки – помощники для письма под диктовку с усложнением задания .Образцы карточек.
Карточка №1. В текст подчеркнуты сложные для написания слова (именно для этого ученика).
Пони любят все детишки. Это маленькая лошадка.
 
Карточка №2. Текст с пропущенными словами.
Шли ребята через лес______дорогой. Тропинку______снегом. 
Карточка №3. Текст  с пропущенными предложениями.
Ночью перестал дождь.________________.Дорога подмерзла. 
Карточка №4. В тексте остаются только некоторые слова слова.
Закатилось_____за горизонт. На краю ________лосиха с лосем. 
      Прием «Опора на графическую наглядность»
Цифровые диктанты.
Цель цифрового диктанта: какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается цифрой.
Тема «Имя существительное»
1 – мужской род       2 – женский род       3 – средний род
Окно, стена,цветок…..
Код проверки.
Графические диктанты.
Цель графического диктанта: какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается линией или геометрической фигурой.
      Прием «Верные и неверные утверждения»
По пройденной теме даются различные варианты ответов. Уч-ся выбирают из перечисленных правильные.
      Прием «Багаж знаний»
      Это прием организации индивидуальной и групповой работы. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по теме. На доске условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изученном материале.
      Прием «Лингвистические угадайки»
Угадать героя по описанию.
Угадать героя по принадлежащим ему вещам.
Третий лишний.
Загадки-шутки.
 
      Прием «Ключевые слова»              
Этот прием использую на стадии рефлексии. Определяю ключевые слова, связанные с темой урока. Записываю их на доске, затем ученики по ним составляют предложения или небольшой рассказ.
Пример: 8 класс В.Короленко «Слепой музыкант».
Слепой, девочка, дудка….
      Прием «Восстановление текста»
Учащимся дается текст с рядом слов в скобках, необходимо выбрать нужное слово.
Учащимся дается текст, который разделен по вертикали пополам и сдвинуты строки.
      Прием «Взаимоконтроля и самоконтроля».
Одним из эффективных приемов самоконтроля стала  взаимопроверка, так как многие учащиеся более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке собственных.