Исследовательская работа Повышение умственной работоспособности старшеклассников в учебном процессе

.3
1 Работоспособность как психологический феномен ............................................6
1.1 Умственная работоспособность.....6
1.2 Факторы, влияющие на умственную работоспособность........8
1.3 Особенности умственной работоспособности старшеклассников....10
2 Экспериментальное изучение уровня умственной работоспособности старшеклассников.13
2.1Организация и методы исследования ...13
2.2 Упражнения, способствующие повышению умственной работоспособности................14
2.3Сопоставительный анализ по результатам первичной и повторной диагностики...15
Заключение....18
Список использованных источников ....20





















ВВЕДЕНИЕ

Здоровье школьников - одна из приоритетных проблем страны. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Особенно быстрыми темпами ухудшается здоровье школьниц. Обследования показали, что в последние годы число здоровых девушек – выпускниц составляет не более 6,3%. Почти треть юношей по медицинским показаниями не годятся для службы в Вооруженных Силах. Увеличивается процент детей, не способных освоить программу дневного среднего образования.
Известно, что одним из ведущих негативных состояний учащихся является синдром хронической усталости, который проявляется чрезмерной раздражительностью, нарушением аппетита и сна, повышенной заболеваемостью, низкой работоспособностью и
постоянным ощущением недомогания. Решающим фактором возникновения переутомления, прежде всего, считается неправильно организованное образование. По мнению ученых, «обучение неинтересное и малополезное может оказать разрушительное
действие на умственные способности детей» [4].
Работоспособность человека – умение мобилизовать свою энергию на высококачественное выполнение той или иной работы [6]. Работоспособность зависит от разных факторов:
1) физиологические – возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых;
2) физические – воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха и его влажность;
3) психические – включают самочувствие человека, его настроение, а также воздействие поощрений, порицаний и другое.
Умственная работоспособность - объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма [6].
Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления, выраженности эмоций. Показатели умственной работоспособности служат интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность.
В повседневной жизни все эти факторы действуют в совокупности. А знание динамики работоспособности организма детей и подростков даёт возможность правильно организовать их деятельность. Чем старше ребёнок, тем он более работоспособен, успешнее сопротивляется утомлению. Специальные исследования умственной работоспособности школьников показали, что 13-14-летний подросток сделает работу в два раза большую, чем ребёнок 7-8 лет. С возрастом повышается мышечная работоспособность, возрастает и сила, и выносливость. Ребёнок менее утомляется при равномерной нагрузке. Всё это – следствие развития и совершенствования сердечнососудистой и дыхательной систем, обеспечивающих потребности организма в кислороде [5].
Охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации режима суток. Это не значит, однако, что школьники вообще не должны утомляться. Наоборот, до определённого предела напряжение функциональных систем, временное снижение полноценности функции - необходимо. Без этого не будет совершенствования функциональных систем, становления нового уровня регулирования, долговременной адаптации учащихся к умственной и физическим нагрузкам.
Колебания работоспособности в течение учебных занятий – её спады, а затем подъёмы – связаны с рядом причин. Среди них важную роль играют чередование уроков по степени сложности предмета, использование активных методов преподавания и технических средств обучения, и т.п. На 5-м уроке у младших школьников и 6-м уроке у старших школьников работоспособность снижена на 50% по сравнению с 1-2 уроками, поэтому уроки труда, физической культуры, музыки, изобразительного искусства как наиболее лёгкие следует проводить последними.
Основными показателями умственной работоспособности являются:
1) скорость выполнения задания;
2) концентрация, переключаемость;
3) продуктивность и устойчивость внимания.
Основной формой государственной итоговой аттестации для всех выпускников школ Российской Федерации с 2009 года является государственная итоговая аттестация (ГИА). ГИА служит выпускным экзаменом для получения аттестата и вступительным испытанием в ВУЗы и ССУЗы. Государственная итоговая аттестация для выпускников – это один из самых напряженных моментов в учебной деятельности, когда подводятся итоги работы за весь период обучения. Экзаменационный период всегда характеризуется развитием высокого эмоционального напряжения, которое может привести к ухудшению физического и психического здоровья детей. Чрезмерный экзаменационный стресс сопровождается интенсивной умственной деятельностью, повышенной статической и зрительной нагрузкой, нарушением режима труда и отдыха, отрицательными переживаниями.
С одной стороны, цель модернизации образования – развитие у учащихся самостоятельности и способности ориентироваться в современном информационном обществе. Но с другой стороны – это перегрузка учащихся, что и приводит к снижению здоровья выпускников.
В соответствии с учебным планом школы, элективные курсы и факультативы проводятся во второй половине дня. В старших классах на это выделено по 6 часов в неделю. Соответственно, не всегда учащийся старших классов не испытывает утомления на элективных занятиях после 5-6 уроков.
Целью нашего исследования является изучение эффективности упражнений, способствующих повышению работоспособности.
Объект исследования – умственная работоспособность старшеклассников. Предметом исследования является повышение умственной работоспособности старшеклассников в учебном процессе.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Подобрать упражнения, способствующие повышению умственной работоспособности старшеклассников в учебном процессе.
Организовать экспериментальное исследование, направленное на изучение эффективности упражнений, способствующих повышению работоспособности.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы (метод корректурной пробы по таблицам Анфимова и колец Ландольта).
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
В качестве базы исследования выступает Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоназимовская средняя общеобразовательная школа № 4».
Практическая значимость исследовательской работы заключается в подборке упражнений, повышающих уровень умственной работоспособности старшеклассников в учебном процессе. Данные упражнения могут использоваться учителями на любом уроке.










ГЛАВА 1 РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Работоспособность (умственная) определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности, в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологических качеств (память, внимание, восприятие и др.), физиологические функции (особенности ССС, эндокринной, мышечной систем), психологические особенности (сообразительность, добросовестность и т.д.). Кроме того, работоспособность определяется тремя группами факторов:
- физиологического характера: состояние здоровья, половая принадлежность, общая нагрузка, питание, сон, организация отдыха и др.;
- физического характера: воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум, вибрация и др.;
- психического характера: самочувствие, настроение, мотивация и т.д. На работоспособность в любой момент трудового процесса влияет не только каждый из них, но и различные их сочетания.
Исследованиями установлено, что умственная работоспособность на протяжении трудового дня отличается колебаниями продуктивности работы. На основе выявленных колебаний были выделены периоды работоспособности, которые последовательно сменяют один другого [10].
1. Период врабатываемости продолжительностью от нескольких минут до часа.
Выражается он в постепенном повышении работоспособности с определенными колебаниями продуктивности работы. Эти колебания в начале работы связаны с поисками адекватных способов действий, выработкой и усвоением оптимального ритма работы и механизмов ее нервной регуляции.
2. Период оптимальной работоспособности отличается стабильными показателями качества работы. Все изменения показателей функций организма адекватны той нагрузке, которую испытывает человек, и находятся в пределах физиологической нормы.
3. Период полной компенсации отличатся оптимальной работоспособностью. Особенность этого периода в том, что в нем начинают появляться первые признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием человека и положительной мотивацией его к выполняемой работе. Снижение работоспособности внешне не наблюдается. Поскольку волевое усилие реализуется через физиологические механизмы усиления деятельности вегетативных функций, то по мере нарастания нервно-психического напряжения увеличиваются сдвиги со стороны внутренних органов. Второй и третий периоды отличаются по наибольшей продолжительности во времени по сравнению с другими периодами.
4. Период неустойчивой компенсации характеризуется нарастанием утомления, когда человек волевым усилием какое-то время еще может поддерживать умственную работоспособность на необходимом уровне. Степень снижения работоспособности и ее компенсации во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, его физического состояния и диапазона компенсаторных возможностей организма, а также типа нервной системы. В этот период отмечается выраженное чувство усталости, разнообразие в показателях изменения функций различных систем. Причем, величины одних показателей возрастают, других снижаются, а третьи остаются без изменения.
Такое состояние отражает закономерности функционирования организма как единого целого, включает реакции непосредственного обеспечения выполнения работы, компенсаторные, мобилизационные реакции и др.
5. Период прогрессивного снижения работоспособности характеризуется быстрым нарастанием утомления, а человек не в состоянии волевым усилием компенсировать утрачиваемую продуктивность умственной деятельности.
Важным условием оптимальной работоспособности является то, насколько жизненный ритм человека согласуется с его биологическим ритмом. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, под влиянием которых изменяется более 50 функций организма. Одним из самых важных датчиков времени и синхронизатором суточных ритмов является чередование дня и ночи. Показатели функционального состояния ССС, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точнее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он осуществляется
Естественные для человека природные биоритмы функционирования организма это наибольшая активность утром (8-12 часов), затем некоторый спад в середине дня (12-16 часов), снова некоторый подъем вечером (16-22 часа) и резкое снижение ночью (22-8 часов). Так называемые «жаворонки», которые встают рано утром, с утра бодры и жизнерадостны, наиболее работоспособны с 9 до 14 часов; люди вечернего типа – «совы» наиболее работоспособны после 18 часов, поздно встают и поздно отходят ко сну, просыпаются заторможенными и нередко с головной болью).
Установлено, что ощущение повышенной работоспособности в вечерние и ночные часы у «сов» не опирается на суточную ритмику функциональной работоспособности. Это расхождение у отдельных людей может достигать 8 часов, что неблагоприятно для организма. Не случайно именно среди «сов» наиболее часты существенные отклонения в функционировании ССС. «Совы» формируются в определенных условиях жизни, труда и быта вопреки жизненным ритмам человека. В таких случаях требуется сознательное исправление этого отклонения от нормы.
При обычном ежедневном цикле работы наблюдается и недельная периодичность работоспособности, относительный максимум которой имеет место во вторник-среду- четверг. Однако типичная кривая работоспособности может изменяться под воздействием эмоционального подъема, мотивации и др.
Продолжительность продуктивной умственной работы у разных людей неодинакова и зависит от возраста, здоровья, профессиональной подготовленности, индивидуального режима, отношения к выделяемой деятельности. И.П. Павлов работал по 10-11 часов, Бальзак говорил: - «Двадцать четыре часа, из которых семь принадлежат сну, всегда очень коротки».
Дозирование умственной работы не всегда возможно. Мыслительная деятельность не может быть произвольно прекращена, она продолжается и в после рабочее время, даже во сне. Более того, в большинстве видов умственной деятельности и упорной сосредоточенности на решении какой-либо задачи. Поэтому резервы для отдыха и восстановления следует находить не в снижении мозговых усилий, а в оптимальных нагрузках, активном отдыхе.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

1. Продолжительность светового дня. При коротком световом дне (зима, осень) в вечернее время человек чувствует естественную усталость. Это фактор, на который мы не в состоянии повлиять. Надо организовывать свой рабочий день таким образом, чтобы самые ответственные дела выполнялись в первой половине дня. Не зря китайские мудрецы советовали зимой ложиться спать раньше, а вставать позже, чтобы организм ночью успевал запастись энергией. В отличие от этого летом надо ложиться спать позже, а вставать раньше.
2. Эмоции в течение дня. Не важно, что с нами происходит, важно, как мы к этому относимся. Это высказывание имеет самое прямое отношение к работоспособности во второй половине дня. Мы придаём сильную эмоциональную окраску событиям, о которых забываем через несколько дней. Остывший кофе, невозможность дозвониться по телефону до коллеги, толкотня и ругань в общественном транспорте и в итоге весь остаток дня проходит под знаком «минус». И мы уже ждем не дождёмся когда день закончится и мы уляжемся на диван перед телевизором. Конечно, поддерживать положительный умственный настрой - задача очень сложная. Кому-то помогает хобби, чтение интересных книг, медитация или просто самоконтроль - не важно как, но надо научиться контролировать эмоции. Если не мы контролируем эмоции, тогда эмоции контролируют нас, а под таким руководством тяжело добиться успеха.
3. Питание. Если упростить, то организм человека можно сравнить с двигателем. Двигатель не может развить всю мощность на бензине разбавленным водой, так и организм не может быть работоспособным, получая плохое питание. Запас энергии, который накопился за ночь, расходуется в первой половине дня, а вечером чувствуется усталость. Чтобы этого избежать должны быть полноценные завтрак и обед (между 13 и 15 часами) состоящие из углеводной пищи (сок, фрукты, овощи, каши и картофель). Эти продукты как раз полноценно переварятся и начнут отдавать свою энергию во второй половине дня, что поможет избежать усталости вечером. Несколько слов о стимуляторах получивших широкое распространение – кофе, чай, энергетические напитки. Принцип действия у них одинаков – идёт резкая стимуляция организма на короткое время (0,5 – 1,5 часа), а затем спад работоспособности ещё ниже уровня, который был. Ещё одна проблема – организм привыкает к ним, и со временем начинаем слабее реагировать. Поэтому стимуляторы не являются решением проблемы вечерней усталости. Лучше в качестве краткосрочного источника энергии использовать – яблоко, изюм, курагу, банан, травяной чай с мёдом.
4. Нарушение двигательного режима в организме. В первую очередь застой энергии наблюдается в суставах. Чтобы нормализовать движение энергии и увеличить работоспособность надо после возращения с работы домой выполнить упражнения, разминающие основные суставы. Наибольшее внимание надо уделять ногам и позвоночнику. Самое простое и проверенное упражнение - потягивание. Поднимаем руки вверх и стараемся дотянуться до потолка, сначала вертикально вверх, а затем немного левее и правее.
5. Плохой сон ночью. Наше самочувствие и работоспособность сегодня, напрямую зависит от того, как мы спали ночью. Ошибка многих людей заключается в попытке увеличить рабочий день за счёт сна. Эту хитрость природа может недолго потерпеть, а потом это воплотиться в постоянное полусонное состояние днём. Прежде чем проводить эксперименты с продолжительностью сна надо запомнить правило - каждый человек в течение месяца спит определённое индивидуальное количество часов. Если мы сегодня украдём у сна 2 часа, то через два дня организм украдёт у нас как минимум 2 часа рабочего времени.

ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Кроме физиологических, гигиенических и психических факторов, на работоспособность в учебной деятельности влияют личностные качества, особенности нервной системы и темперамент.
Так, обладающие «усидчивостью», относятся к лицам с преобладанием внутреннего и внешнего торможения; аккуратностью и сдержанностью с инертностью процессов возбуждения и торможения. Учебную деятельность, связанную с большой концентрацией внимания, более успешно выполняют учащиеся, которые имеют слабую нервную систему с преобладание внешнего торможения.
Установлено, что интерес к эмоционально привлекательной работе увеличивает продолжительность ее выполнения, результативность оказывает стимулирующее воздействие на сохранение высокого уровня работоспособности.
Как показывает педагогический опыт, важным является установка на учебную деятельность. Например, у тех школьников старшеклассников, которые систематически получают знания, процесс и кривая забывания носит характер медленного снижения. И, наоборот, у тех, кто начинает готовиться только к экзамену в самый последний момент, кривая забывания резко снижается.
Учебная деятельность школьников старших классов влияет на их работоспособность. Изменения работоспособности у них наблюдаются в течение дня (рис.1).

Рис.1 Физиологические изменения работоспособности по часам по Леману.
Учебный день учащихся имеет несколько выраженных периодов работоспособности:
- первый – врабатывание, т.е. постепенное повышением работоспособности (10– 15мин.);
- второй – оптимальной (устойчивой) работоспособности, характеризуется изменениями функций в организме на адекватное выполнение учебной нагрузки, длится 1,5–3 ч.;
- третий – полной компенсации, появляются первые признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией;
- четвертый – неустойчивой компенсации, утомление нарастает, снижается продуктивность учебной деятельности;
- пятый – конечный порыв, характеризуется прогрессивным снижением работоспособности;
- шестой период – угасание рабочей доминанты, резко снижается продуктивность работоспособности.
Умственная работоспособность школьников в течение недели делится на три периода: врабатывание, начало учебной работы после дня отдыха (понедельник); высокая работоспособность (вторник – четверг); низкая работоспособность (пятница – суббота) (рис.2).


Рис.2. Динамика дневной и недельной кривой работоспособности учащихся: I - период врабатывания; II - период высокой и устойчивой работоспособности; III - период снижения работоспособности; а - зона неполной компенсации; б - зона конечного порыва; в - зона прогрессивного падения
Изменения работоспособности у старшеклассников наблюдаются также в течение учебного года в целом. Глубина, длительность и направленность изменений, происходящих в организме, зависят от самой учебной деятельности, ее содержания, организации и других причин.
Изменение учебной работоспособности учащихся необходимо учитывать при составлении расписания занятий (трудные дисциплины необходимо планировать на середину недели и на 2–3 пару учебного дня).
Кроме того, на динамику работоспособности может оказывать роль специфика учебного процесса (экзамены и т.д.), при этом ведущую роль играет нервно-эмоциональное напряжение.
Экзамены – серьезное испытание для многих школьников. При подготовке к экзаменам резко увеличивают получение объема знаний и различной специальной информации, в соответствии с этим меняется жизнедеятельность учащихся: уменьшается двигательная активность, нарушается режим сна, питания. Экзамен и подготовка к нему сопровождается сильным эмоциональным напряжением и ожиданием.
Результаты исследований показали, что в период экзаменов ЧСС у учащихся возрастает до 88–92 удар/мин, а в течение всего учебного года она составляет в среднем 76–80 удар/мин. Артериальное давление увеличивается до 135/85–155/95 мм рт.ст., а в течение всего учебного года оно составляет в среднем 115/70 мм рт.ст.
Выявлено, что слабоуспевающие учащиеся испытывают большее напряжение, чем учащиеся с хорошей успеваемостью. Кроме того, во время экзамена происходит снижение массы тела на 1,6–3,4 кг, особенно у школьников с высоким эмоциональным напряжением.
По данным многочисленных исследований режима дня современных школьников отмечается снижение продолжительности ночного сна, недостаточность пребывания на свежем воздухе, низкая двигательная активность и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач. Рассогласованность биологических ритмов школьника с его социальными ритмами деловой активности оказывает неблагоприятное воздействие на организм. Нарушения режима дня приводят к дезадаптации организма и, как следствие, к нервно-психическим расстройствам.
У ребенка может появиться раздражительность, беспокойство, снижение аппетита, нарушения сна.
Процессы высшей нервной деятельности ребенка школьного возраста характеризуются чрезвычайной интенсивностью и истощаемостью.
Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы и обеспечить ее полное функциональное восстановление после работы.
Эти особенности должны быть учтены при составлении режима дня учащихся старших классов в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации. Обязательные занятия в школе следует проводить в утренние часы, а домашние учебные занятия – с 16 до 18 ч. А перед началом экзаменационного периода необходим определенный режим дня.




















ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОПСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новоназимовская средняя общеобразовательная школа № 4». В исследовании приняли участие старшеклассники в количестве – 20 человек. Возраст испытуемых – 15-17 лет.
Для решения поставленных в исследовании задач мы использовали метод корректурной пробы по таблице Анфимова и колец Ландольта (Приложение 1).
Корректурная проба проводилась на заранее приготовленных бланках.
Испытуемые выполняли пробу самостоятельно, строго индивидуально после предварительной беседы.
В организации опыта с буквенными таблицами большую роль играет предварительная работа – ознакомление испытуемых с буквенными таблицами и техникой выполнения задания. Перед выполнением работы старшеклассники получали инструкцию:
1. Цель – по возможности быстро и точно выполнить задание, т.е. вычеркнуть заданную букву.
2. Работать надо внимательнее: не пропускать нужных знаков, не зачеркивать лишних, не пропускать строчек. Работа с таблицей Анфимова длиться – 4 мин.
Окончив инструктаж, мы включали секундомер, а испытуемые начинали работу.
Строго после истечения последней минуты работа прекращалась. В таблице Анфимова предлагалось за 4 минуты вычеркивать одну из видов представленных букв по всей таблице. В работе с кольцами Ландольта необходимо было за 5 мин дифференцировать кольца с разрывом в определенном месте и вычеркивать их по всей таблице. При обработке данных мы подсчитывали общее количество просмотренных буквенных знаков, характеризующих объем и скорость выполнения задания; число зачеркнутых знаков заданного качества, содержащихся в общем количестве просмотренных букв, число допущенных ошибок (пропущенных букв).
С помощью формул мы рассчитывали следующие показатели:
А) коэффициент точности выполнения задания (А);
A = М/N,
где М - число правильно зачеркнутых букв; N - общее число букв, которое
следовало зачеркнуть.
Б) коэффициент умственной продуктивности (Р);
Р = A S,
где S - общее количество просмотренных букв. Показатели А и Р определялись по
результатам работы испытуемых с таблицей Анфимова.
В) Объем зрительной информации (Q) рассчитывали по формуле:
Q = 0, 5936*N,
Где Q – объем зрительной информации, бит; 0,5936 – средний объем информации,
приходящийся на один знак, N – количество просмотренных знаков.
Г) Скорость переработки информации (S) - по формуле:
S = 0,5436N-2,807n / T
где N - общее число подсчитанных букв; n - число допущенных ошибок; T - время, затраченное на просмотр таблицы; 0,5436 - средняя информация каждой буквы; 2,807 -величина потери информации, приходящейся на одну букву. Показатели Q и S определяли по результатам обработки данных по таблице с кольцами Ландольта.
Для определения эффективности упражнений, подобранных нами для повышения уровня работоспособности, исследование проходило в три этапа:
Первичная диагностика уровня работоспособности старшеклассников во второй половине дня.
Выполнение упражнений для повышения уровня работоспособности.
Повторная диагностика уровня работоспособности старшеклассников во второй половине дня, после выполнения упражнений.

2.2 УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Для эффективного повышения умственной работоспособности нами подобраны следующие упражнения.
Веселое упражнение «Ухо-нос-хлопок», не только способствует снижению умственной усталости и помогает взбодриться, также способствует развитию внимания, мелкой моторики, речи и памяти. Левой рукой взять себя за мочку левого уха, правой – за кончик носа, затем хлопок в ладоши и быстро поменять положение рук. Теперь правой рукой взять себя за мочку правого уха, а левой рукой за кончик носа.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8 – 10 раз. Можно помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»).
Упражнение «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Постепенно добивайтесь высокой скорости смены положений. Главное, такие динамические паузы должны проводиться в доброжелательной и веселой обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность.
Упражнение-игра «Муха». Инструкция. Для этого упражнения необходимо нарисовать на доске игровое поле 3*3, также необходим магнит. Магнит выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх», «Вниз», «Вправо» или «Влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следить за перемещением «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается упражнение. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.
Хорошим средством снятия умственной усталости является зрительная гимнастика. Упражнения для глаз входили во многие древние гимнастические системы в виде разнообразных движений глазами: вращение вверх-вниз, влево-вправо и другие. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области. После выполнения таких упражнений многие чувствуют себя значительно бодрее, особенно после сильного умственного утомления.

2.3 СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕРВИЧНОЙ И ПОВТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ

В ходе исследования уровня влияния упражнений на повышение уровня умственной работоспособности, нами проведен сравнительный анализ по результатам первичной и повторной диагностики, представленный в диаграмме 1,2,3,4.
Для изучения умственной работоспособности мы исследовали следующие показатели: коэффициент точности выполнения задания (А), коэффициента умственной продуктивности (Р), объем зрительной информации (Q), скорости переработки информации (S).
В результатах исследования указан средний показатель по выборке.
По результатам первичной диагностики коэффициент точности выполнения задания (А) составил – 47%. По результатам повторной диагностики коэффициент точности выполнения задания (А) составил – 63%.
Диаграмма 1 Коэффициент точности выполнения задания (А)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
По результатам первичной диагностики коэффициент умственной продуктивности (Р) составил – 51 %. По результатам повторной диагностики коэффициент точности выполнения задания (А) составил – 69 %.
Диаграмма 2 Коэффициент умственной продуктивности (Р)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
По результатам первичной диагностики объем зрительной информации (Q) составил – 54 %. По результатам повторной диагностики объем зрительной информации (Q) составил – 71 %.




Диаграмма 3 Объем зрительной информации (Q)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
По результатам первичной диагностики скорость переработки информации (S) составила – 50 %. По результатам повторной диагностики скорость переработки информации (S) составила – 65 %.
Диаграмма 4 Скорость переработки информации (S)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Исходя из результатов исследования, мы приходим к выводу о том, что подобранные нами упражнения являются эффективным средством повышения работоспособности старшеклассников.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работоспособность (умственная) определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности, в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологических качеств (память, внимание, восприятие и др.), физиологические функции (особенности ССС, эндокринной, мышечной систем), психологические особенности (сообразительность, добросовестность и т.д.). Работоспособность зависит от разных факторов:
1) физиологические – возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых;
2) физические – воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха и его влажность;
3) психические – включают самочувствие человека, его настроение, а также воздействие поощрений, порицаний и другое.
Кроме физиологических, гигиенических и психических факторов, на работоспособность в учебной деятельности влияют личностные качества, особенности нервной системы и темперамент.
Также, на динамику работоспособности может оказывать роль специфика учебного процесса (экзамены и т.д.), при этом ведущую роль играет нервно-эмоциональное напряжение.
По данным многочисленных исследований режима дня современных школьников отмечается снижение продолжительности ночного сна, недостаточность пребывания на свежем воздухе, низкая двигательная активность и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач. Рассогласованность биологических ритмов школьника с его социальными ритмами деловой активности оказывает неблагоприятное воздействие на организм. Нарушения режима дня приводят к дезадаптации организма и, как следствие, к нервно-психическим расстройствам.
С целью изучения повышения умственной работоспособности старшеклассников мы провели исследование на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новоназимовская средняя общеобразовательная школа № 4». В исследовании приняли участие старшеклассники в количестве – 20 человек. Возраст испытуемых – 15-17 лет.
Для решения поставленных в исследовании задач мы использовали метод корректурной пробы по таблице Анфимова и колец Ландольта.
Для определения эффективности упражнений, подобранных нами для повышения уровня работоспособности, исследование проходило в три этапа:
Первичная диагностика уровня работоспособности старшеклассников во второй половине дня.
Выполнение упражнений для повышения уровня работоспособности.
Повторная диагностика уровня работоспособности старшеклассников во второй половине дня, после выполнения упражнений.
Для изучения умственной работоспособности мы исследовали следующие показатели: коэффициент точности выполнения задания (А), коэффициента умственной продуктивности (Р), объем зрительной информации (Q), скорости переработки информации (S).
В ходе исследования было выявлено, что после применения упражнений, коэффициент точности выполнения задания (А) повысился на 16%, коэффициент умственной продуктивности (Р) повысился на 18%, объем зрительной информации (Q) повысился на 17%, скорость переработки информации (S) повысилась на 15%.
Исходя из результатов исследования, мы приходим к выводу о том, что подобранные нами упражнения являются эффективным средством повышения работоспособности старшеклассников.

























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. – 251с.
2. Бекмансуров Х.А., Бильданова В.Р. Умственная работоспособность как интегративный тест паспорта здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск. – М.: Просвещение, 1996 – 150с.
3. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности.- М.:1. Педагогика, 1976. - 248 с.
4. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся. //Валеология. 2003. – №2. – С. 35-39.
5. Гагиева З.А., Бициева И.Б., Тибилов Б.Ю. некоторые критерии оценки умственной работоспособности школьников 12-13лет. // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 2 – С. 64-67.
6. Гройсман А.А. Гигиена умственного труда. - М.: Знание, 1979. - 64 с.
7. Егоров A.C., Загрядский В.П. Психофизиология умственного труда.- JI.: Наука, 1973. - 45 с.
8. Коган В.М. Гигиена умственного труда.- М.: Наука, 1957.-172 с.
9. Косилов С.А., Леонова Л.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. - М.: Просвещение, 1974. - 173с.
10. Пратусевич, Ю.М. Умственное утомление школьников. - М.: Медицина, 1966.-162с.
11. Психофизиология. Учебник для вузов// Под ред. Ю.И. Александрова. – С-Пб: Питер, 2007. – 463 с.
12. Смирнов, М.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психологиятздоровья в школе: 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.
13. Сысоев, В.П. Методика диагностики работоспособности. Тест Э. Ландольта: Руководство по использованию. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 1996. - 29 с.
14. http://www.psy.msu.ru/science/public/zeigarnik/27.html.
15. http://www.osu.ru.
16. http://www.gubkin.ru.
17. http://www.medaonline.narod.ru/Chapt01/C1_533.html.





Приложение 1

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА (Durchstreich-Test, Test de barrage, Bourdon-Test) бланковый тест скорости. Методика исследует степень концентрации и устойчивость внимания. Предложена Б. Бурдоном в 1895 г.
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) букв или других знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.
Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждые 30- или 60-секундные интервалы работы). К. п. используется в качестве методики оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
Наиболее известными модификациями К. п. являются кольца Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны (рис.). Такой вариант К. п. более удобен для обследования детей младшего возраста); проба Иванова-Смоленского (набор различных вариантов сочетаний букв). Направлен на оценку уровня переключаемости внимания, некоторых динамических особенностей высшей нервной деятельности.
Кольца Ландольта

Рис. Вариант Корректурной пробы по Ландольту
Результаты выполнения К. п. легко выразить количественно. Так, уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:
13 EMBED Equation.3 1415
где S число строк таблицы, проработанных испытуемым; п количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Показатель темпа выполнения (А) имеет следующий вид:
13 EMBED Equation.3 1415
где S количество знаков в проработанной испытуемым части корректурной таблицы, t время выполнения.
Показатель переключаемости (с) вычисляется по формуле:
13 EMBED Equation.3 1415,
где S0 количество ошибочно обработанных строк; S общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы. При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию вычеркивать разные наборы знаков в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
К. п. относится к числу наиболее известных и давно применяемых в экспериментальной и прикладной психологии методов оценки внимания и психомоторных особенностей. Различные модификации К. п. до настоящего времени широко применяются в области клинической, профессиональной, школьной психодиагностики благодаря простоте и надежности отражения особенностей внимания и функционального состояния, работоспособности испытуемого.

Таблица Анфимова









13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015




Рисунок 12Root Entry