Конспект урока русского языка в 1 классе «На лесной полянке»


Конспект урока русского языка в 1 классе
«На лесной полянке»
Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Урок №10 из раздела «Звуки и буквы»
Тип урока: применение знаний и умений
Цели урока:
Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.
Основные этапы урока:
Организационный момент
Чистописание
Самоопределение к деятельности
Актуализация знаний
Работа по теме урока- открытие детьми нового знания
Первоначальное закрепление
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторения
Рефлексия
Средства обучения:
Дидактический материал на доске
Карточки для групповой работы
Карточки для работы в паре
Карточки для индивидуальной работы
Учебник 1 класса; автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
ТСО (компьютер, проектор, экран)
Методы обучения:
Репродуктивный
Проблемный
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности:
общеклассная;
индивидуальная;
парная;
групповая
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Чистописание
-Как называется наш урок? (русский язык)
- Чему мы учимся на этом уроке? (красиво и грамотно писать)
- Ребята, давай те вспомним, на какие две группы делятся звуки в русском языке? (на гласные и согласные)
- Какие бывают согласные? (твердые, мягкие, звонкие, глухие)
-А какие бывают гласные звуки? (ударные и безударные)
- Назови буквы, которые вы видите. (на слайде)
- Какие это буквы? (гласные)
а о и е я ё самооценка ! ?
- Напиши буквы в строчке.
- Какая буква «лишняя»? Почему? (буква ё – всегда ударная)
- А остальные гласные какие? (Гласные, которые могут быть как ударными, так и безударными, требующие проверки в безударном положении)
Самоопределение к деятельности.
- А вы знаете, как называется край, в котором мы живем? (Урал)
Об уральском нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном, милом крае,
Где все мы живем.
Чем лучше знает человек свой край, тем больше он его любит. И сегодня мы совершим экскурсию по уральскому лесу. Но во время нашего путешествия нас ожидает немало препятствий, которые нужно преодолеть. Не боитесь трудностей? Тогда в путь.
Но к сожалению в лес мы попасть не сможем, пока не разгадаем загадку, которую принесла нам неизвестная гостья, живущая в наших уральских лесах. Отгадайте кто она, прочитав загадку у себя на листочках. (на листочке)
Днём спит, ночью летает,Ухает, людей пугает.В темноте горят глаза –Всем мышам она гроза.(Сова)
- По каким признакам догадались, что это сова?
- Что вы знаете об этой птице?
-Совы — птицы, очень умные. Они водятся у нас на Урале. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночки. Охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.
- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.
- Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки. (Всем мышам она гроза..
-Обозначьте в словах ударение. Найдите слова, в которых гласная буква обозначает другой звук. (Гроза, она).
Какие звуки обозначает в этих словах буква О? (буква о обозначает в этих словах звук а)
- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке.
Появляется карточка:
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
- Прочитайте хором стихотворение (на слайде)
Безударный гласный звукПричиняет много мук.
- Почему причиняет много мук? (П.ч слышится один звук, а пишется другая гласная, ее нужно проверять, чтобы правильно писать слова)
- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься? (подбирать проверочные слова и учиться писать слова с безударными гласными).
- Значит цель нашего урока…
Какую гласную писать,Будем с вами изучать!
- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).
Актуализация знаний
1). Подбор проверочного слова.
Ну вот мы с вами и вошли в лес. Посмотрите, кругом одни березки. Такой лес мы называем березовой рощей. А теперь задание, выполнив которое мы сможем продолжить наше путешествие.
- Давайте запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово)
- Каким словом мы можем проверить слово сова? Назовите его. (совы)
- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением (буква О).
Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения? (гласную букву О).
- Так какой для себя сделаем вывод. (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение и мы ее четко слышали)
2) Самостоятельная работа – со слайда
- Сова приглашает нас посетить лесную поляну. А здесь она приготовила нам новое задание.
На тр(о,а)ве сверкают капли в(о,а)ды. Списать предложение, выберите верную букву в словах , устно подобрать к ним проверочные слова.
1 человек за доской.
- Какие буквы выбрали? Докажите.
Самооценка (кто выполнил все правильно !, с ошибками?).
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
Появляется карточка:
ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!
ФизминуткаРуки  подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –Крылья сложим назад
II.Работа по теме урока
А сова привела нас, ребята, в сосновый лес, которых у нас на Южном Урале очень много. И здесь снова небольшое препятсвие, которе мы должны преодолет.
1. Нахождение проверочного слова
III Работа по теме урока
1.Первоначальное закрепление- работа в группах (на карточках)
-Сова хочет нам рассказать, какие птицы живут в нашем уральском лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения со словами, в которых пропущены безударные гласные. Каждая группа должна, посовещавшись, подобрав проверочные слова, вставить пропущенные буквы и прочитать, что же получилось. Так команда, которая выполнит это первой выигрывает.
На деревьях поют др…зды.
Скв…рцы выводят пт…нцов.
Гр.чи сидят в гн.зде.
- Так как проверить безударный гласный?
- Спишите одно из трех предложений себе в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните безударный гласный, где это необходимо.
2. Работа в парах ( на листочках)
- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата) (слайд)
- Они тоже приготовили вам задание и хотят рассказать вам о своих друзьях - животных, которые живут в наших лесах. Сейчас вы будете работать в парах.
Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова, запишите.
Слова: кроты, бобры, змея, лиса.
- Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак ! и ?
- Кто выполнил так же? (поднимают руку)
- Так как проверить безударную гласную?
3. Игра «Построй мосток»
Мы с вами вышли из леса и должны перейти через ручей, но к сожалению мостика нет. Буря сломала каждое бревнышко, из которых состоял мостик на 2 половинки. Нам нужно построить новый мостик, соединив части бревнышек. Одна половина досочки - первая часть слова, другая половина - вторая часть. Но слова эти необычные, а с безударными гласными, которые нужно вставить и проверить. Если вы построите мостик, то узнает, какие растения растут в наших лесах.
С…сна
Цв…ты
Гр…бы
К…слица
Вот мы с вами и перешли через реку.
Словарная работа.
Наша мудрая сова спрашивает
- А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?
- Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)
Появляется карточка:
НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ
- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)
Появляется карточка:
ЗАПОМНИ!
Б). Отгадывание загадок
- Сова предлагает отгадать загадки, а мы должны написать отгадки.
Эта хищница болтлива,Воровата, суетлива,Стрекотунья белобока,А зовут ее ... (сорока). (слайд)
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами … Заяц.
- Где записаны такие слова? (в словаре)
Поставьте ударение, подчеркните гласные. Которые нужно запомнить. Сорока и заяц - это тоже жители наших лесов.
- Вспомни, когда так говорят: (на слайде)
Убить двух зайцев. (выполнить сразу два дела)
Заячья душа. (о трусливом человеке)
- Как замечательно мы провели время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. Ном нам пора возвращаться. - Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом.
Рефлексия. Оценивание
Мудрая сова напоследок нас спрашивает. (на доске)
- Как проверить безударный гласный звук в слове?
- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?
- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?
Мне запомнилось…
У меня получилось …
Мне было трудно ….
- На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя ! и ?.
- Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только ! то возьмите грибочек для белочки.
Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе ? -, то возьмите орешек для белочки.
Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями. И думает, что урок пойдёт вам на пользу, не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.
Спасибо за урок!