Конспект урока по истории на тему: Советское государство в годы НЭПа

Тема: Советская страна в годы НЭПа
Цель: Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроке истории.
Образовательные цели
Дать знания фактов эпохи, характерных черт социально-экономической политики Большевиков в Советской России с октября 1917 г. до к. 20-х гг. ХХ в.
Показать неизбежность введения НЭПа в 1921 г., его итоги (положительные и отрицательные). Показать актуальность полученных учащимися знаний по данной теме в связи с её важностью в свете сегодняшних экономических преобразований в Р.Ф.
Развивающая цельФормирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога
Воспитательные цели Формировать грамотное экономическое мышление, умение разбираться в экономической и политической жизни прошлой и современной истории; учиться подвергать его критическому анализу.
Способствовать формированию уважительного отношения к историческому прошлому и учить искать ответы на актуальные вопросы сегодняшнего дня.
План темы
1.Причины перехода к НЭПу.
2.Переход к НЭПу.
3.Содержание НЭПа.
4.Противоречия НЭПа.
5.Итоги НЭПа (положительные, отрицательные).
Ход урока
Вступительное слово учителя: После прихода большевиков к власти коренным образом изменилось место России в мировой истории. В результате революции 1917 г. появился новый, уникальный политический строй – советская власть, прикрывавшая диктатуру партии. Правящая партия поставила целью построение невиданного общества – “бестоварного, бесклассового, безгосударственного”.
Как называлась политика большевиков, проводимая ими в условиях гражданской войны? (“военный коммунизм”). Какова была цель этой политики? (реализация социалистических идей в экономической сфере в условиях гражданской войны).
Объявление темы урока: Тема сегодняшнего урока (учащиеся списывают её в тетради как и план изучения нового материала со слайда учебного диска) особенно актуальна сегодня, т. к. мы живем в условиях широкомасштабных экономических преобразований общества.
Предполагаемое выполнение.К концу урока у учащихся в тетради выполнена таблица №1:
Таблица№1“Социально-экономическая политика Советской республики с 1918-конца 20-х годов XX века”.
Характерные черты “Военного коммунизма” ( с лета 1918-н 1921 года)
Характерные черты НЭПа ( нач. 1921-кон. 20 годов XX века)

1.Продразвёрзка (продовольственная диктатура)
2.Уравнительная оплата труда (трудовая повинность).
3.Прямой продуктообмен, уравнительность в распределении.
4.Полная национализация промышленности.
5.Запрет наёмного труда.
6.Запрет торговли.
7.Бесплатные коммунальные услуги.
8.Отмена денег.
9.Ликвидация частной собственности, монополия государственной собственности.
1. Продналог.
2.Оплата по труду.
3.Отмена трудовой повинности.
4.Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам.
5.Ведение принципа оплаты по труду.
6.Разрешение наёмного труда.
7.Переход к рыночным отношениям (разрешение крестьянам продавать излишки хлеба на рынке).
8.Существование нескольких форм собственности.
9.Децентрализация управления отдельными отраслями экономики.
10. “Командные высоты сохранились в руках государства”
11.Монополия внешней торговли.

Основная часть: Учащиеся отвечают в ходе урока на пункты плана темы, анализируя обращаются к тексту учебника- параграф №17.
Причины перехода к НЭПу ( учебник стр. 116)
Предполагаемый ответ:
- После гражданской войны кризисное состояние хозяйства, финансов, прод.кризис;
- Демобилизация армии (за 1921 г. сократилась на 2,5 милл.человек);
- Деклассирование рабочих (ослабление полит.основы власти пролетариата);
- Ослабление союза рабочих и крестьян (крестьяне выражали недовольство системой “военного коммунизма”: 13 августа 1920 года началось выступление крестьян под руководством Антонова (40 тысяч крестьян и рабочих в Тамбовской губернии); январь 1921 года - 60 тысяч крестьян восстали в Западной Сибири);
Начались выступления в армии: Январь 1921 года - комбриг Маслак увёл из первой конной армии свою бригаду к Махно; Март 1921 года Кронштадтский мятеж.
Запись вывода в тетради: Продолжая “военный коммунизм”, большевики рисковали потерять власть.
Переход к НЭПу: ( учебник стр.117).
Запись в тетради:
- 28 февраля 1921 года – выступление моряков в Кронштадте (требовали пересмотра хозяйственной политики и демократизации советского строя: “Советы без коммунистов!”);
- март 1921 года- Х съезд РКП (б) – решение перейти к НЭПу.
Многоуровневый анализ исторического документа “Резолюция Х съезда РКП(б) о замене разверстки продналогом”. ( раздаточный материал)
Вопросы к документу (учащиеся отвечают, пользуясь текстом): 1. Для чего вводится налог. 2. Принцип его взимания.3. Способствовало ли это повышению заинтересованности их в труде?.4. Какова позиция автора по данному вопросу? Соотнеси документ и текст учебника. 5. Ваше отношение к позиции автора?
Содержание НЭПа: Учащиеся анализируют сравнительную таблицу №1 и делают выводы. В данный исторический период сложилось две экономические модели социализма: 1. Лето 1918- нач.1921 года- “Гос.социализм”; 2. Начало 1921 года - конец 20-х годов - “Строй цивилизованных кооператоров” в котором взаимодействовали разные уклады и формы собственности.
Противоречия НЭПа: Запись в тетрадях: Между экономической и политической системой, рассчитанной на использование административно-командных методов управления (государство объявило НЭПманов своими главными врагами) и было главное противоречие.
Результаты НЭПа: учебник стр.118-120. Самостоятельная работа с текстом учебника по группам. Учащиеся составляют сравнительную таблицу “результаты НЭПа”
I группа: положительные.
II группа: отрицательные. Выступают представители групп. Ответы обобщаются в виде таблицы №2.
Таблица №2Результаты НЭПа
Положительные результаты
Отрицательные результаты

1.Большевики удержались у власти.
2.Востановлено разрушенное народное хозяйство, превзойдён довоенный уровень ( к 1925 году в сельском хозяйстве. К 1927 году в промышленности).
3. Созданы условия для нового этапа индустриализации.
4.Пробудилась частная инициатива (возродилась рыночная экономика).
5.Национальный доход возрос на 18 % в год; рост промышленной продукции составил 30 % в год.
6. Золотой червонец - твёрдая валюта.
7.Инвестирование иностранного капитала(концессии).
1.Экономические кризисы 1923, 25, 27 годов – результат отставания темпов возрождения промышленности от производства сельского хозяйства.
2. Социальная и имущественная дифференциация крестьянства.
3.К 1928 году безработица - более 2 млн чел.
4. “Ножницы цен” мешали наладить прочный товарообмен между городом и деревней.
5. Борьба с инакомыслием: а) 1922 год – “Философский пароход”. б) Уничтожено 200 тыс. священнослужителей.
6. Инфляция второй половины 20-х годов

К концу 1920-х годов НЭП закончил своё существование, и страна продолжила строительство социализма путём большевистской модернизации.
Выводы по теме: Учащимся предлагается сделать самостоятельный вывод о значении НЭПа, исходя из двух точек зрения на переход Советского государства к НЭПу.
1.При переходе к НЭПу некоторые руководители советского государства утверждали, что это станет шагом к восстановлению капитализма, признанием поражения Советской власти.
2. НЭП – это особая политика, рассчитанная на значительные сроки, направленная на построение основ социализма.
Предлагается написать эссе по вопросу “Какую из двух точек зрения на НЭП вы считаете более убедительной?”. “Привести не менее трёх фактов положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения”. Это одно из домашних заданий.
Закрепление. Учащиеся заполняют двойные карточки, розданные на каждого ученика. Вносят соответствующие цифры, перечисляя характерные черты “Военного коммунизма” и НЭПа.
Таблица №3
Военный коммунизм
НЭП

1, 5, 6, 7, 9, 10, 11
2, 3, 4, 8, 12

1.Продразверстка. 2.Оплата по труду. 3. Продналог. 4. Переход к товарообмену.5.Национализация промышленности. 6. Запрет наёмного труда. 7. Запрет торговли. 8. Отмена трудовой повинности. 9. Уравнительная оплата. 10. Бесплатные коммунальные услуги. 11. Отмена денег. 12. Разрешение государством открыть мелкие частные предприятия.
Домашнее задание. Параграф 17 (стр.116-118); Эссе; Ассоциативные рисунки (творческое задание).Оценивание работы учащихся: За устные ответы, за работу в тетрадях (таблица №1, таблица №2), за карточки по закреплению материала, эссе, ассоциативные рисунки.Таким образом, урок построен с целью работы над успешностью каждого ученика.