Статья Некоторые аспекты использования метапредметного подхода к изучению истории и обществознаия


Бикмаева Лариса Анатольевна,
учитель истории МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 27
имени А.А. Дейнеки»
Некоторые аспекты использования метапредметного подхода
к преподаванию истории
Мои способности обнаружились лишь тогда,
когда я был в активном творческом состоянии,
и я не мог обнаружить способностей,
когда нужно было пассивное усвоение и запоминание,
когда процесс шёл извне ко мне. И.А. Бердяев
Более 20 лет я работаю со школьниками. Мне хочется видеть их успешными людьми. От чего зависит успешность человека в жизни? В немалой степени от умения решать задачи: профессиональные, психологические, бытовые, учебные и т. д. Поэтому, на мой взгляд, именно в школе должны учить ученика решать такие задачи.
Чаще всего современные учителя «зациклены» на своём предмете и мало задумываются о том, как проходит развитие ученика на другом уроке, будет ли школьник использовать в жизни приобретённые знания, умения, насколько тесными являются связи между учебными дисциплинами.
Громыко Н.В., кандидат философских наук, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования, убеждена в том, что современному учителю мало быть погруженным в «свой» предмет, ему необходимо знать методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. 1
Ещё в начале XX века в отечественном образовании педагоги-теоретики и педагоги-практики стали активно искать, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. Чтобы решить проблему оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов, был разработан метапредметный подход в образовании, сторонником которого я являюсь.
Сегодня большинство педагогов-учёных говорят лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий. В широком значении этот термин означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле, универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка. 2
В современной педагогической литературе понимание сущности  метапредметных  результатов   деятельности  только формируется. Поэтому спектр мнений по этому вопросу достаточно широк.
Так, Губанов А.Ю. и Губанова Т.М. считают, что  результатом   метапредметного  образования должно стать «формирование у школьника мышления как такового, которое может быть развернуто на любом предметном материале».3Федорова С.Ш., учитель  истории  и обществознания, в качестве  метапредметных  компетенций рассматривает, во-первых, способности «защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, нужды и границы; формировать и реализовывать жизненные планы и личные проекты; действовать в рамках широкой перспективы (широкого контекста)»; во-вторых, способности «интерактивно пользоваться языком, символами и текстом; интерактивно использовать знания и информацию; интерактивно использовать (новые) технологии»; в-третьих, способности «строить отношения с другими; сотрудничать; разрешать конфликты». HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&keyno=0&l10n=ru&lr=225&mime=doc&sign=77b55f03e0d3396ca6ef384ffa38189a&text=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82+%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%BD%D0%B0+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85+%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8&url=" \l "sdfootnote7sym" 4Размышляя над вышесказанным, я задалась вопросом: разве в традиционной системе обучения мы не формировали общеучебные (надпредметные) умения, не учили школьников учиться? Девиз «Учись учиться» являлся одним из ключевых аспектов этой системы. Тогда в чем разница между общеучебными умениями и навыками и универсальными учебными действиями? Сравнивая их, мы видим много общего. И те, и другие являются универсальными способами получения и применения знаний для многих школьных предметов. Имеют схожие в чём-то классификации. Общеучебные умения делятся на учебно-организационные, учебно-интеллектуальные (учебно-логические), учебно-информационные, учебно-коммуникативные; универсальные учебные действия - на личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. И всё же анализ этих двух подходов к результатам образования позволил мне увидеть главное отличие. В традиционной системе обучения учитель формирует общеучебные умения и навыки, позволяющие ученику осваивать школьную программу вообще (навыки счета, работы с текстом, поиска и обработки информации и так далее), но при этом роль ученика не всегда активна. При использовании метапредметных технологий педагог создаёт такие условия, когда у ученика возникает желание учиться, осваивать новые способы деятельности, осознавая необходимость их использования не только на других предметах, но и в жизни.
Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями.
Я уверена, какой бы системы обучения каждый из нас не придерживался, главное – научить ребёнка мыслить.
В своей профессиональной деятельности я часто в конце урока предлагаю ученикам выполнить упражнение «Философское дерево». Это позволяет рефлексировать изученный материал, понять уровень его осмысления обучающимися. Например, на уроке по теме «Глобальные проблемы современности» школьники выполняют задание: какое высказывание вы бы выбрали эпиграфом к уроку? Почему?
• «Результаты нашего труда не оставляют человечеству другого выбора, кроме как создать объединенный мир, основанный на законности и гуманизме». Роберт Оппенгеймер, американский физик, «отец атомной бомбы»
• «Мы живём в условиях, характеризующихся упадком культуры… Быть личностью становится для нас всё труднее». А. Швейцер
• «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе». «Новый завет»
• «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля». А. де Сент-Экзюпери
• «Мы не унаследовали Землю у своих родителей. Мы её взяли в займы у своих детей». Ли ТалботОсновными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, классификация и конкретизация. Задания, которые представлены ниже, направлены на их развитие и могут применяться на различных этапах урока.
Например, упражнение на развитие мыслительной операции – анализ:
установите соответствие между именами историков и названиями произведений.
Историки:
Л.Н. Гумилев
Н.М. Карамзин
В.О. Ключевский
С.Ф. Платонов
Произведения:
а) «Очерки по истории Смуты в Московском государстве»б) «История государства Российского»в) «Древняя Русь и Великая Степь»г) «История Пугачева»д) «Курс русской истории»
Упражнение на развитие мыслительной операции – конкретизация:
о ком идет речь:
Выходец из крестьянской семьи, торговавший пирожками на московских улицах и площадях, он стал вначале царским денщиком, а вскоре – одним из его ближайших соратников Петра I. Со временем он стал одним из самых богатых людей в стране. (Меншиков А.Д.)
Упражнение на развитие мыслительной операции – синтез:
установите последовательность правления, составьте схему «Романовы на престоле XVII-XVIII в.», используя следующие имена:
Алексей, Михаил, Петр, Иван, Софья, Федор.

На мой взгляд, один из способов активизации мыслительной деятельности школьников, эффективного усвоения учебного материала – его систематизация через структурно-логические схемы.
Каждая схема состоит из определенного количества матриц, между которыми существуют причинно-следственные связи. Эти связи обозначаются стрелками. Матрица – это основная единица информации, которая отражает главные аспекты учебного материала. Все матрицы делятся по степени значимости на основные и дополнительные. Опыт по составлению схем накапливается постепенно и преследует учебные цели – найти, понять, запомнить, изложить и дополнить. Учитель не только дает знания, но и учит детей добывать эти знания, работать самостоятельно (индивидуально или в мини-группах), объективно оценивая себя и свои возможности, отвечать за результаты своего труда. 5На первом этапе – этапе восприятия и усвоения – я знакомлю ребят с принципом составления схемы, объясняю последовательность работы. Вместе разбираем материал (заранее мною обработанный, систематизированный), на доске размещаю схему, которую ребята затем переносят в свои тетради, знакомлю учащихся с памяткой по созданию схем:
Внимательно изучите программный материал
Выделите основную и дополнительные матрицы
Установите причинно-следственные связи по данной теме (между матрицами)
Преобразуйте все записи графически и символически
На втором этапе – этапе закрепления - я усложняю задание, предлагаю ученикам завершить создание предложенной схемы, заполнив пустые матрицы. На третьем этапе – этапе творческого осмысления – ученики пытаются самостоятельно, используя предыдущий совместный опыт работы, изложить изученный материал в виде схемы.
Наглядность и логичность схем повышает уровень понимания учащихся. Структурно-логические схемы дают возможность системно (связно и полно) представить содержание нового раздела, темы. Схемы позволяют ученику визуально определить необходимый объем знаний по разделу и теме. Относительно структуры схемы обучающийся может осуществлять самоконтроль на полноту полученных знаний как по отдельной теме, так и по разделу в целом.
Но главное, поняв принцип построения структурно-логических схем, научившись систематизировать и обобщать свои знания, учащиеся впоследствии смогут переработать любую информацию в удобные для усвоения блоки и модули.
Наряду с очевидно необходимыми знаниями, умениями и навыками оперирования современными информационными технологиями, одним из ключевых навыков является навык информационного поиска.
Информационный поиск – это процесс отыскания в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету) или содержат нужные потребителю факты, сведения.
«Использование процедур информационного поиска позволяет сформировать определенные навыки в области структуризации и классификации поступающей информации». HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&keyno=0&l10n=ru&lr=225&mime=doc&sign=77b55f03e0d3396ca6ef384ffa38189a&text=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82+%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%BD%D0%B0+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85+%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8&url=" \l "sdfootnote9sym" 6С целью развития у обучающихся навыка информационного поиска я предлагаю выполнить такое задание: впишите в рассказ пропущенные слова. Например, практически во всех электронных пособиях есть раздел «Расшифруй послание». В нем помещено несколько текстов, соответствующих различным темам изучаемого курса. Задача учащегося – вставить на место пропусков необходимые слова. После выполнения работы указываются правильные и неправильные ответы, и дается возможность исправить ошибки, изучив соответствующий учебный материал.
Практически во всех пособиях по истории есть текстовые документы, которые нужно проанализировать и выделить признаки различных терминов и понятий. Подобный вид работы можно сочетать с работой в тетрадях учащихся, куда они будут выписывать ответ на поставленный вопрос.
Задание: прочитайте информацию о жизни китайского общества. Выделите в предложенном тексте факты, свидетельствующие о традиционном обществе, разложении традиционного общества.
Широкие возможности для развития информационных умений предоставляет учебник. Например, такие задания можно предложить ученикам с использованием методического аппарата учебника:
учебный текст - выделите в тексте ключевые слова; составьте простой и сложный план к тексту; выпишите понятия, обязательные для усвоения;
аппарат ориентировки - определите по вопросу перед параграфом проблему сегодняшнего урока;
аппарат организации усвоения - составьте схему или вопросы на творческое осмысление содержания текста.
Работа с печатными ресурсами формирует у учащихся, прежде всего, информационные умения, навыки, относящиеся к метапредметным.
Безусловно, метапредметный подход – это особая философия содержания образования. Это организация учебной деятельности учащихся, которая возникает, если учителю удаётся сценировать ситуацию учения-обучения: ученики не могут действовать имеющимся способом, им нужно искать новый способ и овладеть им. А задача учителя – помочь им в этом.
Литература
Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов //Учительская газета. 7 сентября 2010 года
Леонтьева М. Жизнь на уроке должна быть подлинной //Учительская газета. 13 января 2009 года
Губанов А.Ю. и Губанова Т.М. Начальный модуль  метапредметной  подготовки для старшей школы "Способы учебной работы". - http://www.glybrary.ruФедорова С.Ш. Развитие  метапредметной  компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской  деятельности "для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы). – www.1september.ruМасленникова А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация.//Директор школы. 2004. № 7.
Матвейчук Н.Г. Принцип построения структурно-логических схем на уроках истории и обществознания в 7-9 классе - www.openclass.ru/dig-resource