ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по учебному предмету «Слушание музыки»


Муниципальное учреждение
дополнительного образования детей ДШИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
по учебному предмету
«Слушание музыки»
Карталы
2015
Муниципальное учреждение
дополнительного образования ДШИ г Карталы
Рецензия
на дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» по учебному предмету «Слушание музыки».Срок обучения - 1год.
Составитель: Мухаметзянов А.К., преподаватель теоретических дисциплин МУДО ДШИ г.Карталы
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств «Фортепиано», «Народные инструменты», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в детских школах искусств.
Программа содержит следующие разделы:
пояснительная записка
учебно-тематический план
содержание учебного предмета
требования к уровню подготовки обучающихсяформы и методы контроля
материально-техническое обеспечение дисциплины,
методические рекомендации пособий
список учебно-методической литературы
Предмет «Слушание музыки» является базовым для дальнейшего освоения программы «Музыкальная литература» и рассматривается как средство формирования интереса к музыкальной культуре, развития музыкальныхспособностей, мышления.
Программа тщательно продумана, профессионально выстроена, имеет логическую последовательность, грамотный язык изложения.
Данная программа может быть рекомендована практического применения в школе искусств.
Рецензент:Юлаева В.В.,заместитель директора по учебной работе МУДО ДШИ г.Карталы
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планомобразовательногоучреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Структура программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Содержание учебного предмета- Учебно-тематический план;
Годовые требования.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Требования к промежуточной аттестации;
Критерии оценки.
V.Методическое обеспечение учебного процесса
-Методические рекомендации педагогическим работникам.
VI.Список рекомендуемой учебной и методической литературы
- Список методической литературы;
-Учебная литература.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств «Фортепиано», «Народные инструменты», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в детских школах искусств.
Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихсяи ориентирована на:
развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихсяпотребности общения с явлениями музыкального искусства;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;
-формирование комплекса знаний, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 1 год. Предмет начинается со 2 класса и является базовым для дальнейшего освоения предмета «Музыкальная литература».
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планомобразовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Затраты учебного времени Всего часовКлассы2 Полугодия 1полугодие 2 полугодиеАудиторные занятия16 19 35
Самостоятельная работа16 19 35
Максимальная учебная нагрузка 32 38 70
Вид промежуточной аттестацииконтр.урокФорма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
-воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формированияпредставлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческихспособностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкальногоискусства.
Задачи:
-развитие интереса к классической музыке;
-знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формированиенавыков восприятия образной музыкальной речи;
-воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессеслушания;
осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальныхявлениях и средствах выразительности;
накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитиемузыкального мышления;
-развитие ассоциативно-образного мышления.
С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются особые методы слуховой работы - игровое и графическое моделирование. Дети постигают содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности.
Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений.
Структура программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоениеучебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Посвящен этот предмет способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии.
Способы музыкального развития, вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис).
Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах. Это помогает восприятию художественного целого.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративные (объяснение материалапроисходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);
поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении,беседах);
-игровые (разнообразные формы игрового моделирования).
Описание материально-технических условий реализации учебногопредмета
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
II.Содержание учебного предмета
Программа по предмету «Слушание музыки» реализуется в структуре дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 1 год обучения.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.
№ ТемаКол-вочасов1 Народное творчество. Годовой круг календарных праздников. Календарные песни. Традиции, обычаи разных народов. Народный календарь - совокупность духовной жизни народа. Соединение в нем праздников. Праздники и обряды матушки Осенины. Жнивные, игровые, шуточные, величальные (свадебные) песни. 2
2 Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Разные типы мелодического движения. Метроритм. Тембровое своеобразие музыки. Музыкальные часы, «шаги» музыкальных героев. Элементы звукоизобразительности. Высота звука, длительность, окраска. Тембр, ладогармонические краски. Фактура. Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности звучания. 4
3 Протяжные лирические песни. Яркие поэтические образы, особенности мелодии, ритма, многоголосие. Былины - эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Исторические песни. 2
4 Сказка в музыке. Голоса музыкальных инструментов. Сказочные сюжеты в музыке. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». Инструменты оркестра - голоса героев. Симфонический оркестр. Схема расположения инструментов в оркестре. «Биографии» отдельных музыкальных инструментов. 4
5 Первое знакомство с оперой. 2
6 Первое знакомство с балетом. Пантомима. Дивертисмент 2
7 Обычаи и традиции зимних праздников. Древний праздник зимнего солнцеворота - Коляда. Зимние посиделки. Сочельник. Рождество Христово. Святки. Ряженье, гадания. Жанровое разнообразие песен: колядки, авсеньки, щедровки, виноградья, подблюдные, корильные. Слушание и анализ авторских обработок песен (А.Лядов, Н.Римский-Корсаков) 2
8 Музыкальные формы. Восприятие музыкального содержания как единства всех его сторон в художественном целом. Вступление, его образное содержание. Период. 2-хчастная форма - песенно-танцевальные жанры. Трехчастная форма. Вариации. Рондо 6
9 Цикл весенне-летних праздников. Сретенье - встреча зимы и весны. Масленица - один из передвижных праздников. Сюжеты песен. Обряд проводов масленицы. Встреча весны (образы птиц). Заклички, веснянки. Разные типы хороводов, драматизация, разыгрывание песен весенне-летнего цикла. 2
10 Марши и понятие о маршевости. Жанровые признаки марша, образное содержание. Марши военные, героические, детские, сказочные, марши-шествия. 2
11 Танцы и танцевальность в музыке. Танцы народов мира: особенности музыкального языка, костюмы, пластика движения. Старинные танцы (шествия, хороводы, пляски). Танцы 19 века. Разнообразие выразительных средств, пластика, формы бытования. Музыкальная форма (двухчастная, вариации, рондо). 6
12 Контрольный урок(промежуточная ттестация) 1
Всегочасов: 35
Годовые требования. Содержание разделов
Раздел 1:Народное творчество. Годовой круг календарных праздников. Календарные песни. Цикл осенних праздников и песен.
Народное творчество. Традиции, обычаи разных народов. Народный календарь - совокупность духовной жизни народа. Соединение в нем праздников земледельческого, православного и современного государственного календаря. Ведение календаря, отражающего долготу дня, в течение года. Определение характера, структуры мелодии. Драматизация песен («Комара женить мы будем», «А кто у нас гость большой»).
Самостоятельная работа: чтение и анализ текста песен (метафоры, олицетворения). Определение характера, структуры мелодии. Создание своего личного (семейного) годового круга праздников.
Музыкальный материал: Колыбельные, потешки, считалки, хороводные, игровые: «Каравай», «Заинька», «У медведя во бору» (два варианта), «Во саду ли» (два варианта), «Курочки и петушки», «Дрема», «Где был, Иванушка», «Комара женить мы будем», «Царь по городу гуляет», «Вью, вью, вью я капусточку»;
величальные («Кто у нас хороший», «А кто у нас моден», «А кто у нас гость большой»).
Раздел 2:Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Метроритм. Тембровое своеобразие музыки. Тембр, ладогармонические краски.Волнообразное строение мелодии, кульминация как вершина мелодической волны. Разные типы мелодического движения, мелодический рисунок. Кантилена, речитатив - особенности звуковысотной линии мелодии.Музыкальные часы, «шаги» музыкальных героев. Элементы звукоизобразительности. Метроритмическое своеобразие музыки, эмоционально-чувственное восприятие доли-пульса, ритмического рисунка. Первое знакомство с инструментами. Зрительно-слуховой анализ средств выразительности.
Самостоятельная работа: Кроссворд по пройденным музыкальным примерам.
Рисунки, отражающие звуковысотную линию мелодии, кульминацию.Сочинение музыкальных «шагов» какого-либо персонажа сказки «Теремок». Зрительно-слуховой анализ средств выразительности в пьесах из собственного исполнительского репертуара.
Музыкальный материал:
А. Рубинштейн Мелодия
Ф.Шуберт AveMaria
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов»
К. Сен-Санс «Лебедь»
Р. Шуман «Грезы», «Альбом для юношества»: «Дед Мороз»
Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»: Полет шмеля, Три чуда
С.С. Прокофьев «Детская музыка»: «Дождь и радуга», «Утро», балет «Золушка»: Гавот, Полночь, кантата «Александр Невский»: «Ледовое побоище» (фрагмент)
В.А. Моцарт «Турецкое рондо», опера «Волшебная флейта»: дуэт Папагено и ПапагеныА.С. Даргомыжский « Старый капрал»
Ф. Шуберт «Шарманщик»
И.С. Бах Токката ре минор (фрагм.)
М.П. Мусоргский цикл «Детская»: « В углу», « С няней», «Картинки с выставки»: « Быдло», « Прогулка»
В. Гаврилин: «Часы»
Русская народная песня «Дроздок»
Э. Григ «В пещере горного короля», «Утро», «Ариэтта», «Птичка», «Бабочка», «Весной»,
П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», Вальс, Полька, «Старинная французская песенка»
М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Марш Черномора
Л. Боккерини Менуэт
И. Штраус полька «Трик-трак»
Г.В. Свиридов «Колыбельная песенка»
А.Вивальди «Времена года»: Весна
Раздел 3:Протяжные лирические песни, плачи.
Яркие поэтические образы, особенности мелодии, ритма, многоголосие. Былины - эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни. Претворение мелодии песни «Как за речкою да за Дарьею» в музыке Н. А. Римского-Корсакова («Сеча при Керженце»).
Чтение текстов песен, пение и анализ. Чтение былин в манере эпических сказаний.
Самостоятельная работа: Сочинение подголоска (косвенное голосоведение, гетерофония). Изготовление макетов и рисунков щитов русских и монгольских воинов.
Музыкальный материал: «Полоса ль моя», «Как по морю», «Не одна-то во поле дороженька», «Вниз по матушке по Волге», «Ты река ль моя», «Не летай, соловей»;
А.П. Бородин опера «Князь Игорь»: Плач Ярославны
М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: хор «Ах, ты свет, Людмила»
Н.А. Римского-Корсакова Русская народная песня «Как за речкою», обработка; «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»
Раздел 4:Сказка в музыке. Голоса музыкальных инструментов. Сказочные сюжеты в музыке как обобщающая тема.
Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». Инструменты оркестра -голоса героев. Способы воплощения действия в музыке. Работа со схемой расположения инструментов оркестра из учебника. Симфонический оркестр.
Схема расположения инструментов в оркестре. «Биографии» отдельных музыкальных инструментов. Партитура.
Индивидуальные сообщения о музыкальных инструментах и композиторах. Определение на слух тембров инструментов.
Самостоятельная работа: Чтение сказки «Жар-птица», русских народных сказок про Бабу Ягу, былины оСадко. Рисунки инструментов симфонического оркестра.
Музыкальный материал:
С.С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк», «Дождь и радуга»
Б. Бриттен-Перселл «Путешествие по оркестру»
Э. Григ «Танец Анитры», «Ручеек»
В.А. Моцарт Концерт для валторны № 4, часть 3
П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»: Вальс цветов и Испанский танец («Шоколад»), балет «Лебединое озеро»: Неаполитанский танец, «Детский альбом»: «Баба Яга»
К.В. Глюк опера «Орфей»: Мелодия
К. Сен-Санс «Аквариум»
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: « Избушка на курьих ножках»
А.К. Лядов «Кикимора»
Ф. Шуберт «В путь», «Форель»
Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко»: вступление «Океан — море синее», «Пляска ручейков и речек», «Пляс золотых рыбок». «Шехеразада»: тема моря
Г.В. Свиридов «Дождик»
И.Ф.Стравинский балет «Жар-птица»: «Пляс Жар-птицы»
Раздел 5:Первое знакомство с оперой.
Самостоятельная работа:Сочинение музыкальных интонаций для героев какой-либо сказки.
Музыкальный материал:
Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»:хор «О-хо-хо-нюшки-ох!»
П.И. Чайковский опера «Евгений Онегин»: Вступление (фрагм.)
Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»: колыбельная ВолховыА. Гречанинов Мазурка ля минор
В.А. Моцарт опера «Свадьба Фигаро»: ария Фигаро «Мальчик резвый»
Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада»: тема Шахриара и ШехеразадыДж. Россини «Дуэт кошечек»
М. Глинка опера «Руслан и Людмила»: канон «Какое чудное мгновенье» и рондо ФарлафаРаздел 6: Сказочные сюжеты в музыке. Первое знакомство с балетом: П.И. Чайковский «Щелкунчик». Пантомима. Дивертисмент. Закрепление пройденных тем на новом музыкальном материале. Определение на слух тембра знакомых инструментов. Создание своей пантомимы.
Самостоятельная работа: Создание своей пантомимы.
Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Щелкунчик»: дивертисмент из 2 действия.
Раздел 7:Обычаи и традиции зимних праздников.
Древний праздник зимнего солнцеворота - Коляда. Зимние посиделки. Сочельник. Рождество Христово. Святки. Ряженье, гадания.
Жанровое разнообразие песен: колядки, авсеньки, щедровки, виноградья, подблюдные, корильные. Слушание и анализ авторских обработок песен (А.Лядов, Н.Римский-Корсаков). Драматизация, разыгрывание сюжетов.
Самостоятельная работа: Пение песен из пособий по сольфеджио, анализ содержания и структуры песен. Сочинение современной величальной.
Музыкальный материал: Песни «Зазимка-зима», «Сею-вею», «Коляда-маледа», «Как ходила Коляда», «Авсень», «Слава», «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин», «Ой, авсень», «Уж я золото хороню» и др.
А.К. Лядов «Восемь русских народных песен» («Коляда»)
Н.А. Римский-Корсаков «Слава»
Раздел 8:Музыкальные формы.
Вступление, его образное содержание.
Период. Двухчастная форма - песенно-танцевальные жанры.
Трехчастная форма: анализ пьес из детского репертуара и пьес из собственного исполнительского репертуара учащихся.
Вариации: в народной музыке, старинные (Г.Гендель), классические (В. Моцарт), вариации сопрано остинато (М.И.Глинка ).
Рондо. Слушание и анализ произведений в форме рондо из программы 1, 2, 3 классов.
Самостоятельная работа: Определение варианта музыкальной формы в сюжете известной сказки. Подготовка к исполнению в классе примеров на простые формы из своего исполнительского репертуара. Изготовление карточек – схем, рисунков к различным музыкальным формам. Сочинение музыкальных примеров по пройденным темам: от игровых моделей к пьесам на основе этих моделей, например, от секвенции к этюду, от первичных жанров к вариациям и т.д.
Музыкальный материал:
Вступление:
Ф. Шуберт «Шарманщик»
П.И. Чайковский «Времена года»: «Песнь жаворонка» М.И. Глинка романс «Жаворонок»
Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко»: вступление, опера «Снегурочка»: вступление.
Период:
И. Гайдн Соната ре мажор, часть 1
С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»: тема Пети
Ж.Ф. Рамо Тамбурин
П.И. Чайковский «Баркарола», «Детский альбом»: «Утренняя молитва»
Ф. Шопен Прелюдия № 7 Ля мажор
И.С. Бах Маленькие прелюдии
2-х и 3-частные формы:
П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Шарманщик поет», «Старинная французская песенка»
Р. Шуман « Первая утрата» и др. пьесы и песни по выбору педагога
Рондо:
Ж.Ф. Рамо Тамбурин
Д.Б. Кабалевский Рондо-токката
М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Рондо ФарлафаС.С. Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш, балет «Ромео и Джульетта»: Джульетта-девочка
В.А. Моцарт, опера «Свадьба Фигаро»: ария Фигаро «Мальчик резвый»
А. Вивальди «Времена года»
А.П. Бородин романс «Спящая княжна»
Вариации:
Г.Ф. Гендель Чакона
В.А. Моцарт опера «Волшебная флейта»: вариации на тему колокольчиков
М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: «Персидский хор»
Раздел 9:Масленица. Цикл весенне-летних праздников.
Сретенье - встреча зимы и весны. Масленица - один из передвижных праздников. Сюжеты песен. Обряд проводов масленицы в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Встреча весны (образы птиц). Заклички, веснянки. Различные типы хороводов, драматизация, разыгрывание песен весенне-летнего цикла.
Самостоятельная работа: Сочинение подголосков. Изготовление поделок (бумажные птицы, чучело масленицы, пшеничные бабы ).
Музыкальный материал: «Масленая кукошейка», «Маслена, маслена», «А мы Масленицу», «Ах, масленица», «Середа да пятница», «Ты прощай» и др.
«Ой, кулики», «Весна, весна красная», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «А мы просо сеяли», «Заплетися, плетень», «Вейся, вейся, капустка», «Аи, во поле липенька», «Около сырова дуба», «Во поле береза», «Ой, чье ж это поле», «Со вьюном», «Ходила младешенька», «Бояре», «Где был, Иванушка».
Раздел 10: Марши.
Жанровые признаки марша, образное содержание. Марши военные, героические, детские, сказочные, марши-шествия. Трехчастная форма. Понятие о маршевости. Инструментарий, особенности оркестровки. Работа с таблицей в учебнике. Слушание и определение признаков марша, структуры.
Самостоятельная работа: Найти примеры различных по характеру маршей. Сочинить маршевые ритмические рисунки.
Музыкальный материал:
Г.В.Свиридов Военный марш
Дж. Верди опера «Аида»: Марш
П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы»
П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»: Марш
С.С.Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш; балет «Ромео и Джульетта»: «Танец рыцарей»
Э. Григ « В пещере горного короля»
М.И. Глинка Марш Черномора
Ф. Шопен Прелюдия до минор
Раздел 11: Танцы.
Танцы народов мира: особенности музыкального языка, костюмы, пластика движения.
Старинные танцы (шествия, хороводы, пляски).
Танцы 19 века.
Разнообразие выразительных средств, пластика, формы бытования. Музыкальная форма (старинная двухчастная, вариации, рондо). Понятие о танцевальности. Оркестровка, народные инструменты, симфонический оркестр. Слушание и определение элементов музыкальной речи, разделов формы, жанра. Работа с текстом учебника, с таблицей по танцам. Конкурс на лучшего знатока танцевальных жанров. Составление кроссвордов.
Самостоятельная работа: Анализ пьес по специальности, определение жанра. Составление кроссвордов. Сочинение пьес-моделей: период-этюд, период-марш и др.
Музыкальный материал: Старинные танцы из сюит Г.Генделя, Ж.Б.Рамо, Г.Перселла, И.С.Баха.
Танцы народов мира.
Европейские танцы 19 века.
Требования к уровню подготовки обучающихсяРаздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Слушание музыки»:
наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основныхсоставляющих, в том числе о музыкальных инструментах,исполнительскихколлективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятиямузыкального произведения;
умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанногомузыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своегожизненного опыта или произведениями других видов искусств;
-первоначальные представления об особенностях музыкального языка исредствах выразительности;
-владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать своевпечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).
Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:
умение давать характеристику музыкальному произведению;
«узнавание» музыкальныхпроизведений;
элементарный анализ строения музыкальных произведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.
Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:
беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;
обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;
представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций,письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки).
Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме итогового контрольного урока, которые проводится во 2 полугодии. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока.
Требования к промежуточной аттестации
На итоговое занятие могут выноситься:
-материал по определённой теме;
-весь пройденный материал, требуемый по программе.
Примерные вопросы к учащимся:
Назовите известные вам оперы. Кто их авторы?
Объясните, почему опера относится к музыкально-драматическим жанрам. Перечислите характерные черты оперного жанра.
Объясните значение терминов: увертюра, ария, музыкальный антракт, монолог, либретто, речитатив.
На сюжет каких произведений написаны оперы «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане»?
Объясните значение терминов: вокальный дуэт, трио, квартет. Сколько в них исполнителей?
Перечислите танцы из 4 действия оперы. Кто их танцует?
В каких действиях оперы есть хоровые сцены?
Перечислите действующих лиц из опер «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане».
В какой опере звучит фрагмент «Три чуда»?
Какие театры оперы и балета вы знаете?
Что такое балет?
Объясните значение терминов: пантомима, дивертисмент.
По сказке какого писателя написан балет «Щелкунчик», балет «Золушка»?
Какие танцы из балета «Щелкунчик» вы помните? Какие инструменты наиболее ярко звучат в танце «Чай»?
Ритм, какого танца подчеркивают кастаньеты?
Назовите действующих лиц балета «Золушка».
Музыкальные примеры для викторины:
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (главная партия).
«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (3 действие).
«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» (4 действие).
Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (2 действие).
Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» (1 действие).
Хор «Ах ты, свет Людмила» из оперы «Руслан и Людмила» (5 действие).
М. Глинка. «Жаворонок» (песня).
Ф. Шуберт. «Серенада» (серенада).
В. Моцарт. Каватина из 1 действия оперы «Свадьба Фигаро» (каватина).
Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», ариетта Снегурочки из пролога (ариетта).
М. Глинка. Элегия «Не искушай меня без нужды» (элегия).
А. Гурилев. «Однозвучно гремит колокольчик» (романс).
Ф. Шуберт. «Лесной царь» (баллада).
Критерии оценки
«5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном материале;
«4» - осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не активен, допускает ошибки;
«3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий.
В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.
Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов - это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательно-пластическими действиями.
Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:
Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор).
Урок – сказка (может иметь различные формы: и собственно «сказка» – прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания).Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального).
Урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее.
Урок – состязание.
Урок – игра на закрепление пройденного материала.
Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки.
Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.
Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности: сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям; подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям; создание звуковых эскизов (изображение на инструменте образов музыкальных произведений); нарисовать рисунок к прослушанному произведению.
Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки.
Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную суммузнаний.
С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества.
Приемы игрового моделирования:
отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма,рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста;
сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации;
графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций;
-игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) сопорой на импровизацию в процессе представления;
-исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов,вариантов оркестровки небольших пьес.
Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм слушания незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин).
Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя» (когда речь идет о элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки.
VI.Список литературы
1. Владимирова О.А.Программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. - СПб, «Композитор», 2006г.
2. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М, «Росмэн», 2001г.
3. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн»,2001г.
4 Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 3 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн»,2001г.
5. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку»
1 класс. — СПб, «Композитор», 2006 г.
6. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку»
2 класс. - СПб, «Композитор», 2006 г.>
7. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку»
3 класс. - СПб, «Композитор», 2006 г.
8. Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2007 9.Способин И. Музыкальная форма. М., 1972
10. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Изд.5-е — Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.