Комментарий к Презентации Методический семинар на конкурс Воспитатель 2017 года


Комментарий к презентации «Методический семинар» Котовой М.В.
Я пришла работать в МБДОУ «Ермаковский детский сад №3» шесть лет назад. Это была третья встреча с дошкольным детством в моей трудовой биографии. Все три раза я начинала работу с детьми 3-4 лет.
Первое, на что я обратила внимание, что количество детей с нарушениями речи заметно возросло в последнее время. Из 22 детей группы: плохо говорящих - 65%, не говорящих - 20%, и только 15% имели речь соответствующую возрасту. Смазанная непонятная речь затрудняла общение не только с взрослыми, но и со сверстниками. Дети с нарушениями речи были более замкнутые, проявляли раздражительность, агрессию. Я понимала, что полноценное развитие ребенка невозможно без формирования у него правильной речи.
Правильность и актуальность обозначенной мной проблемы были подтверждены и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), вступившим в силу 01.01.2014года, который обозначил целевые ориентиры.
Предполагается, что при завершении дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Я стала думать через, что я буду решать эту проблему, и пришла к выводу, что раскрыть заветную дверь в мир детского сознания мне поможет игра, один из самых эффективных способов воздействия на детей. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать.
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов сказал, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Они очень любят в кого-то или во что-то превращаться. Маленькие дети - замечательные актёры: стоит кому-то из них одеть хотя бы, часть какого - либо костюма, как он сразу же входит в образ. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Я остановилась на театрализованной деятельности потому, что она всесторонне развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей - умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения. Ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей.
Исследования отечественных и зарубежных ученых, показали, что одним из серьезных огорчений, которые взрослые доставляют детям, является лишение их возможности выбора. В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя.
Вывод: Развитие речи и коммуникативных способностей далеко не новый предмет исследования. Анализ работ отечественных и зарубежных психологов, позволяет констатировать, что проблема развития театрализованной деятельности не нова, но до сих пор актуальна и является важнейшим средством развития детей.
Цель оформилась: развитие речи и коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность интегративна, поэтому обозначенные мной задачи соответствовали пяти образовательным областям, и вся работа по достижению намеченной цели велась по пяти направлениям: речевое развитие,
социально - коммуникативное, познавательное, физическое, художественно- эстетическое.
Театрализованная деятельность - универсальна. Ее можно включать в непосредственную образовательную деятельность, в образовательную деятельность в режимные моменты в течение дня, в индивидуальную и самостоятельную деятельность детей.
Первое с чего я начала - это создание предметно - развивающей среды группы. Она формировалась по принципу динамичности, доступности, с учетом индивидуальных, возрастных и гендерных особенностей детей группы. При активной поддержке родителей, был создан центр театрализации. В нем представлены разные виды театров, наборы игрушек, кукол, носов, масок, головных уборов, атрибутов, конструкторов, музыкальных инструментов, костюмов. Подобрана методическая и художественная литература, дидактический материал. Сделали мини - сцену с занавесом, ширмы, приобрели для центра новый шкаф.
Становлению и обогащению моего педагогического опыта способствовали постоянное самообразование, изучение теоретического и практического опыта по данной теме, курсы повышение квалификации, знакомство с опытом коллег, посещение методических объединений, семинаров, творческих площадок и мастер - классов.
Я понимала, что развитие речи и коммуникативных способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Тесно контактирую с коллегами: со вторым педагогом группы, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, логопедами, психологом, помощником воспитателя.
В своей работе я обобщила свой педагогический опыт по использованию разнообразных форм, методов и приёмов развития детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
С малышами использовала игры с элементами театрализации. Я уделяла большое внимание передаче сказочных образов животных, анализировали характер движения, издаваемые ими звуки, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Предлагала детям игрушки, атрибуты для ряженья, маски героев для разыгрывания «Репки», «Курочки - рябы», «Пых». Большое внимание уделяла речи детей, правильному произношению слов, построению фраз. В представлениях использовала стихотворения с диалогами, поддерживала коллективное придумывание диалогов, вместе сочиняли маленькие истории.
Начиная со средней группы, наши игры усложнялись. Я подбирала художественное произведение, которое бы заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно - развивающийся сюжет. Объем и сложность текстов возрастали.
В старшей группе активно использую игры - драматизации, которые оказывают большое влияние на речь детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Мои воспитанники сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал («Как собака себе друга искала», «Под грибом», «Кошкин дом», «Путаница», «Сказка о глупом мышонке», «Теремок» и др) Это словесное творчество детей, нужное и понятное им самим. Предоставляю детям возможность рисовать, лепить, изготавливать бутафорию. Все эти занятия приобретают смысл и цель, как часть общего замысла.
Частью театрализованной деятельности с детьми являются занятия в театральном кружке «Малышок». Наши занятия строятся на технике речи – чистоговорки, артикуляционные гимнастики, цоканье, смех, упражнения на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, пальчиковые игры, жестикуляция. На занятиях с детьми говорим о различных видах театра, о том, как они возникли. В ходе занятий дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и начинать говорить с выражением. Особую роль уделяю развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводились игры «Весёлые превращения», «На одной ножке повернись, в кого – либо (зайчика, клоуна, лыжника и др.) превратись», «Игры с воображаемыми предметами» (с деталями конструкторов, куклой, мячами др.) На театрализованных занятиях читаем и анализируем произведения художественной литературы и проводим викторины, конкурсы. Из произведений детской художественной литературы отбираю тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью (серия стихов А.Барто «Игрушки», русские народные сказки: «Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Три поросёнка» Постоянно проигрываю мини-этюды («На арене цирка», «На лесной поляне», «Полёт на воздушном шаре», «На морском дне». Часто провожу развивающие игры «Что ты слышишь за окном?», «Летает, не летает», «Живой телефон», которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движений, воображение и фантазию.
Применяю упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение детей», проигрываем вместе с детьми этюды на основные эмоции «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх», «обида» и др. Такие упражнения развивают у детей умение передавать своё эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. А игры на жестикуляцию: «Просьба», «Согласие», «Уходи», «Отказ», «Плач», «Прощание» вызывают особый задор у детей. Итогом всех занятий является спектакль. Его подготовке уделяется большое внимание: выбирается сказка, распределяются роли по желанию детей. Сценарии подбираю по способностям детей, чаще в стихах, дополняя их музыкальными и танцевальными номерами. Так из простых русских народных сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок» происходило превращение в новую, более интересную сказку. Вместе с родителями готовим костюмы и декорации к постановкам. Все, кто видели наши постановки: сотрудники детского сада, родители, дети других групп - давали им положительную оценку.
Эти формы работы дают возможность мне успешно реализовать ряд задач, для достижения поставленной цели: развитие речи и коммуникативных способностей детей.
Родители с удовольствием участвуют в театрализованной деятельности: помогают в создании предметно – развивающей среды, в заучивании стихов, текстов ролей, изготовлении костюмов, атрибутов, в организации посещения театральных представлений в Доме культуры и в детском саду, сами являются активными участниками наших представлений. Хорошо отлажено взаимодействие с детской библиотекой, районным домом культуры.
Театр, в который мы играем с детьми, помогает детям узнать самих себя, заявить о себе, попробовать, на что они способны, поверить в себя, перешагнуть через «я стесняюсь», преодолеть робость и скованность, а это способствует формированию положительной «Я -концепции». У детей повысился интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам. У многих детей отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения. Увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Заметно повысилось эмоциональное развитие детей. Дети научились составлять рассказы по картинкам, улучшилась интонационная выразительность речи у многих детей.
Конечно, не каждому ребенку дается в полной мере реализовать свои способности, такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими детьми индивидуально. Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делаю не на результат в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля. Для этого разработала листы - диагностики, в которых отразила критерии творческого развития детей.
За период своей деятельности дети, с которыми я работала, стали более эмоциональными, более мобильными. Они научились понимать искусство и высказывать свои впечатления. А самое главное, они привлекли к миру театра своих родителей. На данный момент я отмечаю положительные изменения в речевом и коммуникативном, эмоциональном развитии детей. У них повысился интерес к театрализованным играм, самостоятельность, ответственность.
Надеюсь, что, проводимая мной работа не окажется бесполезной, и дети в будущем активно проявят себя в школе.
Работая, уже не первый год с детьми по театрализованной деятельности, анализируя имеющийся материал и обобщая свой опыт, я пришла к выводу, что он пригодится для всех начинающих педагогов, воспитателям, администрации дошкольных образовательных учреждений. Мною разработано методическое пособие по развитию речи и коммуникативных способностей детей, средствами театрализованной деятельности, рабочая программа театрального кружка, сценарии, конспекты, наглядная информация. Считаю и надеюсь, что накопленный мною опыт разнообразит деятельность педагогов в работе с детьми дошкольного возраста по театрализованной деятельности.