«Все аспекты новой образовательной программы для ДМШ по предмету «Казахская музыкальная литература»»

Доклад
Тема: «Все аспекты новой образовательной программы для ДМШ по предмету «Казахская музыкальная литература»».

Формирование новой национальной идеологии, связанное с обретением независимости Республики Казахстан привели к модернизации учебных программ.
Долгое время организации дополнительного образования работали по программам, созданным в советское время. В наше время эти программы потеряли свою актуальность. Возникла потребность создания новых модифицированных программ. Так были разработаны новые программы по предметам сольфеджио и казахская музыкальная литература.
Программа дополнительного образования детей по предмету «Казахская музыкальная литература» подготовлена Республиканским учебно-методическим центром дополнительного образования совместно с педагогами детских музыкальных школ городов Алматы, Костаная, Усть-Каменагорска, Караганды, апробирована в течении трех лет и в 2012 году рекомендована организациям дополнительного образования в качестве типовых.
Цель данной программы – формирование основ нравственно-эстетической культуры как части общей духовной культуры средствами казахской национальной музыки.
Задачи:
1.дать знания об основных этапах становления и развития традиционной музыкальной культуры и отечественной композиторской школы письменной традиции;
2.изучить жизнь и творчество ярких представителей народного и народно-профессионального музыкального искусства и профессиональных композиторов 20 века и современности;
3.познакомить детей с содержанием лучших образцов народного и народно-профессионального музыкального искусства;
4.научить характеризовать художественные особенности изучаемых произведений;
5.пробудить интерес к историческому прошлому казахского народа, к народным традициям, национальной музыкальной культуре;
6.развить художественно-ценностные ориентации, вкусы, нравственно-эстетические убеждения.
В новой программе пересмотрены и подверглись изменению временные параметры прохождения курса предмета. Так программа рассчитана на три года обучения по 1 часу в неделю. Всего за три года -102 часа.
Старая программа была рассчитана на четыре года обучения по 0,5 часа в неделю. Всего - 72 часа. Такие временные параметры не позволяли в должной мере изучить предмет, а давали лишь поверхностное представление о жанрах и формах музыкального искусства казахского народа.
Актуальность новой программы заключается в более глубоком изучении истории казахского народа, национальной психологии и мировоззрения, изучению народных традиций, обычаев, культуры, знакомству с лучшими образцами народного и народно-профессионального творчества, развитию художественно-ценных ориентаций, вкусов, нравственно-эстетических убеждений.
В тематический план данной программы включены следующие темы, отвечающие современным тенденциям:
Развитие государственной символики РК (история развития гимна);
Музыкальный материал календарно-обрядовых, религиозных праздников;
Народное музыкальное творчество (развлекательно-игровые формы: музыкальный детский кукольный театр «Ортеке»;
Жизнь и творчество Ахан-сере, Жаяу Мусы, Абая Кунанбаева, Сейтека, композиторов конца 20 столетия Н.Тлендиева, К.Кумысбекова, Н.Мендыгалиева, О.Несипханова; наших современников – Т. Мухамеджанова, А.Бестыбаева, С.Абдинурова;
Становление и развитие хоровой, фортепианнной и симфонической музыки;
Сохранены основные учебные темы:
Традиционное народное музыкальное творчество: песенная культура казахского народа; инструментальная музыка.
Становление казахской профессиональной музыкальной культуры.

Программа состоит из трех разделов:

Введение в предмет. В данном разделе рассматривается история развития государственной символики РК; влияние кочевого образа жизни казахского народа на музыкальную культуру; учащиеся знакомятся с яркими представителями музыкальной культуры Казахстана: домбристами, кобызистами, вокалистами, скрипачами, пианистами, хореографами. Рассматривается музыкальный материал календарно-обрядовых и религиозных праздников.
Традиционная музыкальная культура казахского народа. В данном разделе изучается музыкальная культура и ее носители; основные жанры песенного, инструментального, музыкально-поэтического творчества казахского народа. Знакомство с казахскими музыкальными инструментами, их классификация. Изучается жизнь и творчество народно-профессиональных композиторов 19 века. Представлены наиболее яркие образцы музыкальной литературы данного периода.
Музыкальная культура Казахстана 20-начала 21 века. В третьем разделе представлены темы, раскрывающие предпосылки становления казахской музыкальной культуры письменной традиции. Освящены основные этапы формирования и развития новых форм, жанров в музыкальном искусстве. Показано развитие музыкальной культуры в разные исторические вехи; роль творческих коллективов и образовательных учреждений в дальнейшем развитии казахской музыкальной культуры. Представлена жизнь и творчество композиторов современности.

Таким образом, при изучении предмета «Казахская музыкальная литература» охватываются основные этапы формирования, становления и развития казахской музыки, творческие портреты выдающихся композиторов, жанрово-стилевой, образно-ассоциативный анализ духовных ценностей. Обучающиеся знакомятся с особенностями национального музыкального мышления, с религиозными представлениями народа.
Данная программа формирует у учащихся национальное самосознание, национальный дух, патриотизм, гражданственность, создает целостное представление о казахском музыкальном искусстве.

Один минус у данной программы – это отсутствие музыкальной литературы, учебников, фонотеки по данным темам.
Составители программы рекомендуют использовать в учебном процессе интернет-технологии и при изучении нового материала обращаться к мультимедийному изданию «Музыкальное наследие Казахстана» , подготовленного представительством ЮНЕСКО г.Алматы совместно с Национальной библиотекой РК. Автор идеи – Бердигалиева Роза Амангалиевна.












13PAGE \* MERGEFORMAT14115



24 октября 2013год



Доклад: «Все аспекты новой образовательной программы для ДМШ по предмету «Казахская музыкальная литература»».
Зачитан на районном семинаре преподавателей музыкально-теоретических дисциплин 24.10.2013г.

Докладчик: преподаватель I категории музыкально-теоретических предметов Зеленовской ДМШ №2 Погосова Т.В.

Зеленовская детская музыкальная школа №2



15