Методы научно-педагогических исследований В.А. Сухомлинского в современной школе (на примере МБУ ДО ЦДТ).
Методы научно-педагогических исследований В.А. Сухомлинского
в современной школе (на примере МБУ ДО ЦДТ).
Идеи В.А.Сухомлинского в современной школе Вступив в XXI век, век надежд на совершенствование технологий, общество, к сожалению, вынуждено признать бездуховность как главную угрозу человечеству и современной России.
Поэтому одним из приоритетных направлений становится духовно-нравственное воспитание. Миссия педагога-воспитателя, несомненно, очень важна для сохранения будущего поколения страны.
Педагог должен уметь видеть проблемы, применять методы педагогического исследования, изучать и обобщать передовой опыт. Сегодняшние педагогические чтения и отвечает этим целям, где мы, педагоги, можем обмениваться опытом, получать информацию.
Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Читая Сухомлинского, задумываясь над истоками его педагогического творчества, я невольно задавала себе вопрос: что же главное, определяющее в его педагогике, какова движущая сила его творчества. Думаю, каждый со мной согласится — этим главным и определяющим была ЛЮБОВЬ к ребенку.
«Возлюби ребенка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что ребенок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда ты сможешь именоваться Учителем», — в этих словах — педагогическое кредо и определяющее начало всей жизни В.А. Сухомлинского. «Что самое главное было в его жизни?» — конечно же любовь к детям. Эта заповедь — отличительный признак гуманистичности педагогики.
Именно величайшая гуманистичность педагогики В.А.Сухомлинского привлекла к нему не слабеющий интерес во всем мире. Он, один из немногих теоретиков и практиков образования, не только сохранил, уберег, но и развил гуманистическую традицию в педагогике, передал ее педагогам новых поколений. Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик в педагогической деятельности и нашего Центра. Современное дополнительное образование призвано, не только обучать, но и разносторонне развивать подрастающее поколение. Выпускник Центра должен отвечать запросам времени: быть жизненно целеустремленным, способным сделать правильный нравственный, социальный и профессиональный выбор. Он должен иметь широкий кругозор, обладать гибким и творческим мышлением, уметь жить в условиях рынка и информационных технологий. Мало дать выпускнику основы необходимых для современного человека знаний, нужно, чтобы дополнительное образование получил человек, нацеленный на готовность реализовать себя и преуспеть в условиях быстро меняющегося мира. Исходя из этих требований, наш Центр ставит перед собой задачу создания максимально благоприятных условий для развития творческой, высококультурной личности, формирования инициативы, психологической свободы, осознанной потребности в самообразовании. С целью реализации поставленной задачи нами разрабатывается новая программа развития Центра на 2015-2020 годы, которая предусматривает внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс, исследовательскую и экспериментальную работу педагогов и обучащихся. В основе ее лежит признание индивидуальности, самоценности каждого учащегося, наделенного неповторимыми творческими способностями и субъектным опытом.
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из замечательных педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского- можно было бы поставить эпиграфом нашей Программы.
В эпоху модернизации образования одним из важных звеньев всего процесса воспитания, безусловно, является умственное воспитание ( в нашем Центре в большей степени можно соотнести на примере шахматного объединения, НОУ «Юные дарования», интеллектуальный клуб «ПИК» ).
Сухомлинский считал, что нет ни одного неспособного, бездарного ребенка. Этому уделяется в нашем Центре огромное внимание. Работа по краткосрочным программам такие как «Школа вожатых»; «Безопасное колесо» и д.р., работа с одарёнными детьми, индивидуальные занятия по программам «НТМ», «ОКГ», «Мастера колеса», «Сувенир», «Барыня» вокальное исполнение, «Шумовой ансамбль, оркестр» и программа «От Рок-н-Рола до джаза» и др … Благодаря такой работе наши учащиеся занимают призовые места на конкурсах разных уровнях от муниципальных до международных.
«В мире не только нужное, полезное, но и красивое. С того момента, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту…Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе…» Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, но отражается его познанием Сухомлинский строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна быть в центре внимания школы и семьи. Система эстетического воспитания основывалась на положительных эмоциях и доброй воле. Многие традиции Павлышской средней школы, где более 30 лет работал Сухомлинский, приемлемы для современных школ.
Это благоустройства участка Центра, праздник цветов. Мы очень гордимся своим прицентровским участком, где растет огромное количество цветов, благодаря труду учащихся и трудового коллектива Центра.
Столь же большое значение в эстетическом воспитании мы придаем музыке и декоративно-прикладному искусству. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира. Но мелодия, - пишет В.А.Сухомлинский,- доносит до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек». Наш Центр является победителем различных конкурсов и фестивалей на различных уровнях. Стабильно высокие результаты показывает танцевальный коллектив «Баттерфляй», объединение «Барыня», студия «Синтез».
Сухомлинский писал: «Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками».
Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, воспитанию уважения к старшему поколению. Отзывчивость, доброта, чуткость, эмоциональность, трудолюбие, милосердие, человечность, честность - эти нормы в любую эпоху должны оставаться. Основным содержанием нравственного воспитания Сухомлинский считал заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни. Ведущую роль в воспитании всесторонне развитой личности он придает необходимости превращения образования в важнейшую жизненную ценность. Педагог, впервые в отечественной педагогике обсуждает проблему воспитания моральной зрелости как неотъемлемой составляющей воспитания всесторонне развитой и творческой личности интегрального личного качества. В это понятие автор включает гражданственность, идейную стойкость, верность убеждениям, готовность их отстаивать, зрелость мысли.
В нашем Центре принята Программа воспитательной работы «Растим патриотов России» на 2014-2018 годы, на основе которой разработана программа духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему краю, используя этические поучения Сухомлинского.
У истоков любого достижения общества всегда стоит скромная фигура педагога. Успешность работы педагогов зависит от уровня их педагогического мастерства. Поэтому педагоги Центра находятся в постоянном творческом поиске, изучают и применяют на занятиях новые педагогические технологии, отвечающие современным требованиям, являются активными участниками семинаров, конференций, городских, окружных, краевых, всероссийских и международных профессиональных конкурсов.
Практически все педагоги Центра являются неоднократными призёрами конкурсов методических разработок различного уровня. Творческая активность педагогов положительно отражается на результатах работы нашего Центра. Постепенно повышается качество знаний учащихся.
В результате наши обучающиеся регулярно являются призерами и победителями различных творческих конкурсов, научно-практических конференций различных уровней.
Мы всегда стремимся достигать положительных результатов и двигаться вперед, так как в Центре имеются все возможные условия для получения качественного, полноценного дополнительного образования. Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В.А. Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе, нужнее новым поколениям.
Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современного российского дополнительного образования.
Педагогическое наследие Сухомлинского востребовано современной школой. И этот процесс необратим. На плечи педагогов возложена, по утверждению В.А.Сухомлинского, огромная ответственность - любить детей, отдавать им свое сердце, понимать их душу, видеть в их глазах сложный духовный мир.
Выводы.
Творческий вклад одного из выдающихся педагогов ХХ века В.А. Сухомлинского в образование трудно переоценить. Его произведения являются вдохновением, ориентиром для каждого педагога. И поэтому, анализ теоретического наследия выдающегося педагога дает основания утверждать, что он глубоко исследовал профессию учителя, ее особенности. Василий Александрович Сухомлинский - человек благородных помыслов и высокой нравственности. Его глубокий и светлый ум, доброе и чуткое сердце остались в его книгах и научных трудах, которые помогают в процессе формирования педагога.
Заслуга В.А. Сухомлинского состоит в том, что он раскрыл педагогическое мастерство и показал, как много педагогу нужно мудрости, душевности, искренности, чтобы в каждом ребенке видеть личность, чтобы радоваться ее постепенному развитию и совершенствованию. В этой радости и есть суть педагогического труда. И в связи с этим неотъемлемы будут его слова: «Учитель - это не только тот, кто передает ученикам знания и умения. Это прежде всего тот, у кого ребенок, как у отца и матери, учится жить».
На будущее педагогам:
- Предложить знакомится с педагогическим наследием и творчеством Сухомлинского;
- Активнее использовать труды В. А. Сухомлинского в своей работе.
В заключении:
Как вы считаете на будущее стоит проводить такого рода чтении по изучению наследия других педагогов новаторов таких как например Ушинский, Макаренко и др……