Формы и приемы работы, практикуемые на занятиях вокального ансамбля «Домисолька»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Формы и приемы работы, практикуемые на занятиях вокального ансамбля «Домисолька»
Подготовила: Мець Татьяна Валентиновна,
педагог дополнительного образования
Новый Уренгой
2017г.
Формы и приемы работы, практикуемые на занятиях вокального ансамбля «Домисолька»
Педагог МБОУ ДО ДДТ
Мець Татьяна Валентиновна
г. Новый Уренгой, 2017г.
Область искусства традиционно считается одной из тех,
где полет фантазии, воображения, творческой мысли
проявляется особенно ярко, наглядно и конкретно.
В системе дополнительного образования детей музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Вокальная музыка, непосредственно связанная со словом, оказывает наиболее сильное стимулирующее воздействие на воспитание нравственных качеств личности.
Хоровое пение или пение в ансамбле - действенное средство разностороннего музыкального воспитания детей, развития у них музыкально-творческих способностей. Кроме развития музыкального слуха, вокальных навыков, развития навыков ансамблевого пения, занятия в коллективе воспитывают дисциплинированность, чувство ответственности за общий труд.
Главная цель работы с детьми - прежде всего поиск индивидуального подхода к каждому обучающему для максимального раскрытия его музыкальных способностей и творческого потенциала.
В процессе обучения мною решаются следующие задачи:
-прививать детям любовь к вокальному искусству через грамотно подобранный репертуар,
-формировать необходимые вокально-хоровые навыки и умения (дыхание, артикуляция, дикция, звукообразование, расширение диапазона, освоение различных штрихов, нюансов, умение пользоваться всеми регистрами своего голоса),
слуховые навыки (умение держать строй, петь ансамблем, освоение ладомелодических связей от самых простых до ладоинтервальных, развитие метроритмического чувства)- развивать творческие, коммуникативные способности детей.
В ДО «Домисолька» занимаются дети от 6 до 16 лет, поэтому занятия строятся с учетом возрастных особенностей, индивидуальных вокальных данных ребенка и конкретной группы. Поддерживать высокий уровень работоспособности учащихся помогает правильная организация занятий, их разнообразные типы и формы.
Типы занятий:
• вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;
• групповые занятия, на которых происходит ознакомление с новым материалом (дети осваивают вокально-хоровые навыки, музыкальную грамоту, разучивают песенный репертуар, овладевают искусством музыкальной пластики), а также совершенствуют умения и навыки.
• комбинированное занятие, на котором работа над музыкальным материалом сочетается с постановкой хореографии в номере, или совместная работа с театральным объединением «Радуга», или просмотром видеоматериалов. Здесь же ведется работа с видеозаписями детей и их подробным анализом и самоанализом, который необходим для того, чтобы учащиеся слышали недостатки и достоинства своего пения, разбирали и устраняли все неточности исполнения.
• занятие-постановка, на которых отрабатываются концертные номера, приобретается навык свободного и артистичного выражения себя на сцене. Происходит закрепление знаний, умений и навыков.
• мини-концерты внутри ДО (соло, дуэт, трио, группа) и сюрпризные моменты для учащихся начальной школы (1раз в месяц 3-4 песни совместно с театральным коллективом «Радуга»). На таких занятиях обучающиеся применяют полученные знания и навыки на практике, приобретают опыт публичных выступлений, учатся справляться со сценическим волнением, повышают самооценку, уверенность в себе, интерес к гастрольной деятельности.
• открытое занятие– занятие, которое проводится для родителей, педагогов, гостей.
В работе вокального ансамбля использую различные формы занятий:
• коллективная - учащиеся рассматриваются как целостный коллектив;
• групповая - задания выполняются группой обучающихся (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
• парная, предполагающая выполнение заданий с двумя обучающимися;
• индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению сложного материала и подготовки к сольному номеру.
• самостоятельная, дети работают с музыкальным материалом дома, выполняют задания дистанционных олимпиад и викторин.
Основной формой занятий ДО «Домисолька» является групповая форма. Конечно, она сложнее, чем индивидуальная, но имеет ряд преимуществ:
• группа может достичь большего, чем каждый ее участник в отдельности;
• группа подтягивает слабого до общего уровня;
• в группе быстрее развиваются творческие способности ее участников;
• групповые занятия способствуют психологическому раскрепощению и снятию зажатости;
• в процессе обучения каждый развивает свои индивидуальные навыки, но при этом помогает развиваться другим.
• Бывает, что ребенок, смеющий прекрасные природные данные, при публичном исполнении теряется, зажимается. Это не позволяет ему донести художественный смысл произведения до слушателей, его исполнение схематично и не артистично. В группе же, он чувствует большую защищенность и поддержку.
• На групповых занятиях часто используется такая форма работы, как выступления внутри группы, т.е. произведение исполняется дуэтом, трио, сольно. Ребенок привыкает к постоянному вниманию и оценке со стороны зрителя, и его страх постепенно проходит.
При наборе в ДО «Домисолька» я провожу прослушивание детей, их вокальных данных, чувства ритма, музыкального слуха и памяти. Но не все дети имеют яркий, звонкий голос, хорошее чувство ритма от рождения, поэтому, если ребенок слышит и интонирует хотя бы несколько звуков, слышит движение мелодии и может прохлопать простейший ритм, с ним можно работать. Творческие способности свойственны любому ребенку. Главное – это раскрыть их во время и развить. Путем планомерной и систематической работы вокальные, музыкальные, ритмические, артистические способности ребенка развиваются довольно успешно. Главное в таком процессе заинтересованность и отдача обучающегося. Очень часто, как показывает практика, дети, не имеющие ярко выраженных способностей, достигают бОльших результатов, чем ребенок с хорошими вокальными данными, но без должной работоспособности и отдачи.
Тем ценнее результат работы для педагога.
Учитывая разный уровень детей, обучение начинаю с элементарных упражнений: правильно дышать, учить «чисто» интонировать, слушать себя, других детей, выстраивать унисон, работать над звонким полетным звуком.
Стараюсь так строить занятие, чтобы и слабый ребенок чувствовал себя комфортно, и более сильным детям не было скучно.
Занятия провожу в игровой форме, так как удержать интерес детей серьезными рассказами о звуке, звуковедении или музыкальных понятиях, невозможно. Для того, чтобы дети успешно овладели знаниями, умениями, навыками, необходимо поддерживать у них интерес к занятиям длительное время, создать положительный эмоциональный климат в коллективе. А для этого занятия должны быть интересными, доступными для понимания ребенка, динамичными и иметь конкретный результат в виде концертных выступлений.
Именно поэтому в своей работе с младшими школьниками я активно использую игровые технологии, направленные на активизацию и интенсификации деятельности обучающихся, они выступают как метод обучения и воспитания.
Музыкальные игры направлены на развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, правильной артикуляции и четкой дикции, самой творческой деятельности ребёнка, и сопровождают практически все виды музыкально-творческой работы на занятии. Они способствуют быстрому запоминанию изучаемого материала, делают занятие более интересным, насыщенным, повышают эмоциональный настрой, сохраняя при этом контингент.
В процессе игры ребёнок не только приобретает специальные музыкальные знания, у него формируется необходимые для взаимодействия в коллективе черты личности, чувства товарищества и ответственности. Участие обучающихся в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху.
Игровые вокально-интонационные упражнения помогают осваивают различные по степени сложности вокально-интонационные навыки уже на начальном этапе обучения, активизируют внимание, развивают быстроту реакции. Упражнения помогают преодолеть застенчивость, зажатость, раскрепощают детей, поднимают настроение, повышают эффективность обучения. Усвоение нового происходит без особого напряжения, как бы само собой. Игровые вокально-интонационные упражнения имеют названия, которые создают у детей определенные ассоциации и вводят их в нужный образ.
Первое, с чего начинаю занятия – это позитивный настрой, который пронизывает всё занятие. Считаю, что, только испытывая чувство радости, эмоциональный подъём, полностью доверяя педагогу, ребенок может работать с полной отдачей и успешно осваивать материал.
Для создания благоприятной доброжелательной атмосферы, для раскрепощения детей, развития эмоциональности включаю такие задания:
- «Передай соседу»: смешинку, грустинку, улыбку, сердилку, хлопок,
испуг, страшилку, смешинку.
- «Какое настроение?» С разными эмоциями (радость, грусть, злость, скука, восторг, удивление) пропеть фразу «Доброе утро» и т.д.- «Зеркало» Дети, стоя в кругу (или парами), пропевая упражнение, по очереди передают любую эмоцию, остальные должны повторить.
Также для поддержания позитивного настроя даю детям понятие «Внутренняя улыбка» и предлагаю им обращать на нее внимание в процессе всего занятия. (В этом помогает зеркало или взгляд друг на друга). Во время пения улыбка важна как фактор, вызывающий чувство радости, удовольствия от дела, заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества.
Одна из важнейших задач на занятии - развитие певческих навыков. Непосредственно вокально-хоровая работа обычно начинается не с разучивания песен, а с более кропотливой работы – выстраивания унисона на простейших упражнениях. Чтобы такая работа не показалась младшим школьникам слишком утомительной, ее можно разнообразить различными играми:
«Пчелки» (Дети исполняют любой звук по высоте, по команде (звучит определенный звук) пчелки слетаются на один цветок). «Лифт» (исполняем гамму 7 нот- 7 этажей, останавливаясь на каждом этаже, выстраивая унисон).
Образное сравнение с рекой и впадающими в нее ручейками. (Педагог исполняет любой звук, дети, подключаются к педагогу, вступая по очереди, стараясь максимально точно слиться в унисон).
Также развитию музыкального слуха и вокально-хоровых навыков помогают игровые упражнения:
«Музыкальное эхо» - педагог исполняет любой интервал, простую мелодию или ритмический рисунок, а ребенок в точности повторяет задание. Для активизации внимания задания выполняются как по цепочке, так и вразброс, парами, трио, или всей группой;
«Вопрос - ответ» - игровая распевка на «отражение» интонации. Педагог поет на любой слог какой-либо аккорд или мелодию в восходящем движении, указывая при этом на кого-то из детей, а ребенок отвечает, т.е. поет этот же аккорд или мелодию, но в обратном направлении – нисходящем.
Игра «Телевизор»: дети исполняют песню. По определенному знаку (например, сжатая в кулак рука), дети замолкают, продолжая петь про себя, активно артикулируя. Можно «включать звук» по цепочке, вразброс, парами, тройками.
Важное место в работе с детьми занимают игры для развития метроритма:
Игра «Пение с хлопками»: Одна группа детей поет мелодию песни, а другая прохлопывает ритм. По команде группы меняются.
Игра «Узнай песню по ритму»: учитель прохлопывает ритм одной из песен, разученных в группе. По ритмическому рисунку обучащиеся определяют, какая эта песня.
Метр-ритм: Вся группа прохлопывает метр (пульс). Педагог одновременно поет мелодию какой-нибудь простой песни. Потом пропевание мелодии заменяется прохлопыванием ритмического рисунка песни. Дальше роль педагога выполняет ребенок (по заданию педагога). Упражнение направлено на решение нескольких задач (метроритм, внутреннее пропевание, развитие гармонического слуха, подготовка к многоголосию).
Эффективными являются прохлопывание метроритма скороговорок и текстов песен. Такие игры отлично развивают метроритмическое чувство, быстроту реакции, умение действовать в коллективе, поднимает настроение, раскрепощает детей.
Значительная часть времени на занятиях отводится музыкально-ритмическим движениям. Например, во время пения или слушания исполняем хлопки, притопы, удары по коленям, покачивания, пружинки, любые другие движения. С помощью разных движений обучающиеся с удовольствием отображают знакомые средства музыкальной выразительности (легато-стаккато, форте - пиано, метр - ритм, мелодия - аккомпанемент, различный темп), сначала всей группой, парами, индивидуально. Необходимо постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно и точно выполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные элементы, придумывать свои движения. Игровая форма освоения разнообразных движений помогает учащимся правильно воспроизводить ритмический рисунок, развивает двигательную активность, умение непринужденно двигаться под музыку во время исполнения песни, держаться свободно на сцене.
Говоря о значении игр в обучении вокалу, следует отметить, что их значимость значительно шире конкретно-дидактических целей. Это связано с тем, что в процессе игры развиваются самостоятельность музыкального мышления – «способность к оценочным суждениям, критическим сопоставлениям, обобщениям, выводам, умению обосновать собственное мнение». Применяя игру как методический прием обучения, педагог должен быть уверен в педагогической целесообразности ее использования, в ее художественной ценности, воспитательной значимости. Цели игры определяются в соответствии с задачами учебного процесса, насыщенностью занятия, составляя некую систему, предполагающую определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры, при этом учитывает особенности группы и конкретных участников игры.
В вокальном коллективе "Домисолька" создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела. Дети разных годов обучения и программ взаимодействуют между собой в различных концертных номерах, на воспитательных мероприятиях. Такая атмосфера способствует формированию творческой личности, помогает ребенку поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества – именно в этом состоит залог наших высоких художественных результатов.
Список литературы
Вачков И. В. Психологический тренинг: методология и методика проведения. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.
Емельянов Ю. Н. Активное социально – психологическое обучение. – Л.: Изд. ЛГУ, 1985 – 166 с.
Агарков О.М. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении.
Алиев Ю.Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением
Апраскина О.А. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними.
Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей.
Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре.