Развитие двигательных качеств учащихся посредством использования подвижных игр на уроках физической культуры.
Развитие двигательных качеств учащихся посредством использования подвижных игр на уроках физической культуры.
Л. В. Бондаренко, учитель физической культуры СОШ № 35 имени Ю. Н. Павлова,
В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.
Игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры способствуют психологической раскрепощённости детей на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету, позволяет обучаемым проявить творчество (например, разыгрывание ролей), а в народных играх нашли отражение различные формы общественных отношении и хозяйственной деятельности народа. Виды игровых форм:
а) короткие игры (для усвоения конкретного правила, отработка навыка)
б) игровые оболочки (представление урока в виде целостной игры).
Казахстан принадлежит к странам древнейшей культуры. Национальные игры являются конкретным объективным отражением жизни народа.
У казахского народа много неповторимых и разнообразных видов игр, способствующих ловкости, силы, выносливости, воспитанию храбрости, мужества, решительности, целеустремлённости, отзывчивости, чувства коллективизма. Высокая эмоциональность игр – это благоприятное условие для овладения различными двигательными действиями, повышения физических нагрузок.
Применение национальных игр на уроках в начальной школе означает перевод образования к культурно – нормативному оформлению новых социологических и образовательных ситуаций. Это большой шаг в том плане, когда логика школы связывается с логикой жизни. Что в свою очередь несёт в себе элементы народной педагогики. Несомненно. Игры детей – это зеркало общества. Бытует народная мудрость: «Если хочешь узнать, какой народ живёт в стране, посмотри на игры его детей».
Целью нашей работы является использование национальных средств физического воспитания для повышения уровня двигательной активности и эмоциональной раскрепощённости учащихся на уроках в начальной школе. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
а) изучить литературу по данной теме
б) отобрать средства, методы обучения национальным играм и физическим упражнениям для
развития двигательных качеств учащихся
в) провести исследования
Для решения поставленных задач использовались такие методы, как метод беседы, наблюдения, тестирования, а также педагогические технологии:
технология воспитания, осуществляющая комплексный подход
технология педагогического требования, помогающая вовлечь воспитанника в необходимую для него развивающую деятельность
здоровьесберегающая технология, обеспечивающая психологическую поддержку учащихся.
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В результате обучения ученики знакомятся со многими играми, что позволяет воспитывать интерес к игровой деятельности умению самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Нами были подобраны национальные игры и физические упражнения по степени их трудности и развития двигательных качеств: гибкости, силы, быстроты, выносливости, координации. Последовательность применения игр и упражнений была спланирована. Для прочности усвоения приобретённых в играх навыках и умений, очень важно эти игры систематически повторять.
Так для воспитания навыков правильного держания своего тела с 1 по 4 классы используются следующие казахские физические упражнения:
а) 1 класс: Касаясь полки (другой плоскости) затылком и туловищем опускаться в сед
«по – казахски» и вернуться в исходное положение.
б) Стоя спиной друг к другу (близко и дружно как овечки) сделать 2 – 3 шага вперёд и обратно, не нарушая касания затылками.
в) Игра «Слепой беркут» (Сокыр беркут)
Положив на темя камешек, пройти по заданному направлению вокруг предмета, прижавшись спиной, поднимая и опуская руки; в обозначенном месте нужно присесть, затем выпрямиться, выполнить несколько поворотов с переступанием и вернуться на начальное для игры место.
Во втором классе можно использовать игровые упражнения:
а) игровое упражнение «Каскыр» (Волк): учащиеся, стоя у предмета, прижавшись спиной, руки в стороны. По сигналу: « Волк справа!» нужно, не отрываясь от предмета, повернуть голову вправо и увидеть «волка» По сигналу: « Волк слева!» нужно, не отрываясь от предмета, повернуть голову влево и увидеть «волка», назвать его имя.
б) Игровое упражнение: «Не урони виноград с блюда».
На голову положить дощечку и камешек, руки поставить на пояс, пройти в заданном направлении так, чтобы с головы не упал положенный предмет. Упражнение можно усложнить, включая прыжки.
в) игровое упражнение «Тырна» (Аист): подражая аисту, учащиеся передвигаются на носках, высоко поднимая колени, руки в стороны. По сигналу: «Беркут!» нужно быстро построиться в одну команду, чтобы не быть пойманным «беркутом».
В третьем и четвёртом классах хорошо использовать следующие упражнения:
а) Усложнить перечисленные выше задачи, утяжелив вес груза, увеличив расстояние для передвижения, ограничив определенным временем.
б) в положении сидя «по – казахски» выполнить вращения кистями внутрь и наружу: руки справа, слева, внизу, вверху.
в) упражнения по натянутому канату высотой 5 – 7 сантиметров, с целью укрепления стопы и развития чувства равновесия.
Для развития двигательных качеств на уроках физической культуры используем игры: «Ястребы и ласточки» (ЖапалаKтар ж‰не KарлыCаш), «Белая кость» (АK суек), «Платок с узелком» (Орамал), «Подними монету» (Кaміс алу), «Конное состязание» (БайCа), «Белый лютый – серый лютый» (АK KасKыр – байлCан KасKыр), «Цыплята» (Балапандар), «Есть идея» (ТаKия тастамаK!)? Асыки, Ягнёночек, Перетяни канат (Тартыс), Ловля волка, Попади в цель (таяK – тастау), Кок пар, Брось дальше (АлысKа лаKтыр) и другие.
Для развития умения детей играть сообща, подчиняясь единой цели, широко используя приобретённые навыки по конструированию, изобразительной деятельности, трудовому обучению, проводятся сюжетно – ролевые игры: например, «Путешествие по Астане», по мотивам казахской сказки «Чудесная шуба». Изучая национальные игры, учащиеся пополняют словарный запас слов на государственном языке. Занятия строятся так, чтобы они доставляли удовольствие, радость учащимся, включая в деятельность, которая формирует личность. На уроках создаём атмосферу доброжелательности и успеха, обязательно поощряются застенчивые и нерешительные дети. В работе используются следующие методы обучения:
Индивидуальный метод, который позволяет ребёнку проявить своё стремление, выразить себя в движении, в действиикак отдельной личности в среде всего коллектива.
Игровой метод применялся для поднятия эмоционалного настроя на уроке.
Метод разноуровневых заданий использовали при работе с учащимися с разной подготовкой.
Метод самостоятельных занятий использовали при выполнении домашних заданий.
Для оценки физической подготовленности проводим тестирование двигательных способностей школьников по шести показателям: бег 30 метров, бег 3 х 10 метров, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, шестиминутный бег, наклон туловища из положения сидя. Результаты тестирования обработаны по принятым в педагогических исследованиях методам. Для определения уровня физической подготовленности полученные данные сопоставлялись с возрастными нормами для соответствующего возраста детей.
Согласно результатам исследования наблюдается интерес учащихся к национальным играм и физическим упражнениям. На вопрос «Нравиться ли играть в казахские национальные игры?» «Да» - ответили 78% учащихся.
Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Методика тестирования позволила получить необходимые сведения о физической подготовленности учащихся.
Контрольные упражнения
Уровни физической подготовленности
1 срез – 2 класс
2 срез – 3 класс
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Бег 30 м, сек
-
87
23
5
75
17
Челночный бег 3х10, сек
3
86
21
31
57
12
6-мин бег, м
7
78
15
20
70
10
Прыжок в длину с места, см
0
90
10
2
86
12
Наклон вперед из положения сидя, см
12
76
12
22
68
10
Подтягивание из виса, раз
2
62
36
16
48
36
Анализ показал, что физическая подготовленность учащихся находится на среднем уровне по отношению к должным возрастным величинам, за исключением скоростных и силовых способностей, здесь заметны отставания у учащихся. Причиной отрицательной динамики проявления способностей могут быть возрастно-половые, индивидуальные особенности учащихся и средовые факторы.
Полученные результаты дают основание заключить, что для эффективности процесса обучения на уроках физической культуры в целом, большее значение следует уделять воспитанию отстающих двигательных качеств на каждом уроке. Необходимо разработать комплексы упражнений для развития скоростных и силовых показаний и систематически применять на уроках.
Таким образом, если мы научим детей играть активно и самостоятельно, то они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. А также, если вести целенаправленную работу с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей, учитывать уровень физической подготовленности, применять методы самостоятельных занятий физическими упражнениями, то физическая подготовленность учащихся будет улучшаться.
Список использованной литературы:
Глазырина Л.Д., Лопатин Т.А. Методика преподавания физической культуры .
- М.: Просвещение 1991. – 115с.
Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов. – М.: Просвещение, 1989. – 89с.
Карбушева Г. А. Ознакомление детей школьного возраста с Казахстаном. – Алма – ата «Мектеп» 1994г. – 28с.
15