Выступление на тему ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
В КОНТЕКСТЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА»
(в рамках педсовета «Комплексный подход к организации коррекционно-развивающей работы на уроке»)
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
«Сорок минут урока – одно из удивительных педагогических явлений, когда многообразные влияния сливаются в единый комплекс. И, сливаясь, они образуют такой огромной силы фактор развития ребенка, становления его как личности».
Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности. Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это? Как же спроектировать урок с учетом и психологических требований? Т.к. настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.
Как вы все знаете, урок строится по принципу триединства, т.е. включающий в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.
Учебно-образовательный аспект определяет какие предполагаются приращения в знаниях.
Воспитывающий аспект - какие качества личности будут формироваться.
Развивающий аспект - какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся.
Когда та или иная задача вводится специально (дополнительно) для достижения целей конкретно по какому-то ребенку или классу, то она начинает нести коррекционную функцию (коррекционное значение).
Коррекционно-развивающий аспект является наиболее трудным при планировании педагогом триединой цели урока. Это происходит потому, что иногда учитель стремится формировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем его обучение. Также не всегда учитель хорошо знает ту область психологии, которая связана со структурой личности. Очень часто развитие личности сводится к развитию мышления. Но поставить на уроке цель, сформулировав её так: учить детей мыслить, это значит, никогда её не достичь, так как такая формулировка слишком общая.
Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.
Т.о. коррекционная работа на общеобразовательном уроке определяется учебным предметом, его программным содержанием и конкретной темой урока, составом обучающихся данного класса, степенью и характером нарушения познавательной деятельности.
Современный урок это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.
Поэтому при выборе формы проведения уроков, методов и приемов следует учитывать не только особенности умственного развития, но также возрастные и индивидуально-типологические особенности учащихся. Например, в младшем школьном возрасте более актуальны игровые формы, а в подростковом – диалогическое взаимодействие и проблемный поход. Все нетрадиционные формы и методы, применяемые на уроке, повышают эффективность обучения.
Также следует учитывать зависимость между эффективностью усвоения учебного материала и выбором формы организации урока.
Планируя учебную деятельность, учитываются такие личностные особенности: леворукость, тип нервной системы, темперамент, нарушение нейродинамики.
Нужно помнить об особенностях восприятия информации, в среднем человек запоминает 15% того, что он слышит, 25% того, что он видит, 65% того, что он слышит и видит одновременно.
Учителю необходимо знать, какие из каналов восприятия и запоминания информации характерны для учащихся данного класса – визуальный, аудиальный или кинестетический. (Об этом мы говорили на семинаре-практикуме «Воздействие через все каналы информации»). Например, при опросе в конце урока по новой теме отличаются «аудиалы», им не терпится высказаться и такая возможность им предоставляется. На следующем уроке, посвященном практической работе, как правило, наблюдается смена лидеров. Теперь уже точнее, быстрее, с интересом работают «кинестетики», их успех обязательно отмечается. «Аудиалы» и «визуалы» уходят в тень – они обычно равнодушны к практическим заданиям. Т.е. учет индивидуально-типологических особенностей учащихся позволяет осуществить подход к обучению, наиболее полно развивающий интеллект и личность учеников и экономящий их энергетические затраты. Организуя учебную деятельность с учетом этих особенностей, мы стараемся добиться от учащихся положительного результата, создавая тем самым ситуацию успеха.
Рефлексия нужна не только учащимся в конце урока, но и самому педагогу для самоорганизации своей деятельности. Позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению.
Успех урока определяется не только качеством проектирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности, а интересом к теме урока. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы ученики в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
Искусство современного урока заключается в нахождении педагогом совместно с учениками таких форм творческого взаимодействия, которые будут способствовать решению учебных задач и позволят не только устанавливать значения образования, но и извлекать и переживать личностные и жизненные смыслы.
Таким образом, психологическая составляющая урока включает учет сформированности познавательной деятельности, возрастных особенностей и индивидуально-типологических характеристик учащегося и личностных характеристик учителя. Если, согласно Ш.А.Амонашвили, «ученик – это душа, ищущая свет, а учитель – носитель света, то Урок – это пространство и время, в которых происходит их слияние, единение».
В конце выступления хотелось бы зачитать высказывания учащихся о том, как они видят современный урок:
«Современный урок – это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно».
«Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».
«Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».
«Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».
«Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно».
«Современный урок – это урок без стрессов».
Педагог-психолог: Белова С.Н.
15