Проблемы комплексного подхода к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Проблемы комплексного подхода к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
Харлова Т.Л. ,
преподаватель ПМ.01 Организация
мероприятий, направленных
на укрепление здо
ровья ребенка
и его физического развития
Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей как посещающих, так и не посещающих детский сад. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения. 70% детей страдают кариесом зубов.
Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений (до 75%). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
У 19% детей дошкольного возраста диагносцируются выраженные формы психических расстройств. До 40% детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов.
Анализ физического развития детей выявил тенденцию снижения гармонично развитых детей и увеличения числа детей с дисгармоничным развитием. Значительно меньше детей, чем это было в прежние годы, развивается в соответствии со своим календарным возрастом: их число за последнее время снизилось с 85 до 65%. Соответственно, возросло число детей с замедленными темпами созревания.
Исследования показали, что при поступлении в детский сад от 20 до 50% детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Почти треть детей (в том числе и посещающих дошкольные учреждения) имеет неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к гипоксии.
Вновь на повестке дня проблема «школьной зрелости». Специалисты отмечают, что среди современных детей седьмого года жизни «школьно-незрелые» составляют более 40%, что в 3 раза превышает количество таких детей в 70-е гг. и в 2 раза больше, чем в 80-е гг. Они связывают такое положение с ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей. Настораживает их и тот факт, что среди «школьно-незрелых» детей седьмого года жизни мальчиков почти в 2 раза больше, чем девочек.
Справедливости ради следует сказать о том, что среди детей с различными формами «школьной незрелости» больше детей, не посещавших дошкольные учреждения. У значительной их части специалисты отмечают замедление темпов нервно-психического развития: наглядно-образного мышления, произвольного внимания, ассоциативной памяти. Естественно, что это отражается на психолого-педагогических показателях готовности ребенка к школьному обучению. Исследования убедительно показали, что дошкольное учреждение помогает нивелировать часть неблагоприятных социальных факторов, определяющих развитие и здоровье детей. Это говорит о том, что дошкольное воспитание еще не утратило свою значимость. Но, как отмечает директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук В.Р.Кучма, «несмотря на усилия, предпринимаемые в последние годы по реализации государственной политики в области поддержки дошкольного детства, санитарно-гигиенические и эпидемиологические условия в дошкольных учреждениях в целом неудовлетворительны, и только немногие, более трети дошкольных учреждений по санитарно-эпидемиологическому благополучию соответствует гигиеническим требованиям».
Гигиенисты отмечают также увеличение умственной нагрузки детей, подмену в ряде дошкольных учреждений целей и задач развития ребенка целями и задачами школьного обучения, что приводит к повышению их невротизации и в целом отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Все вышеизложенное убедительно показывает, что только комплекс оздоровительных мероприятий может решить проблемы оздоровления детей.
Определить основные направления комплекса оздоровительных мероприятий, используя современные достижения науки и практики, не так уж сложно. Но дело в том, что каждое направление физкультурно-оздоровительной деятельности уже само по себе является системой мероприятий, на осуществление которых требуется определенное время. Возникает риск перегрузки детей, а перегрузка любого рода (физическая, нервно-психическая, интеллектуальная) ведет к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединить между собой все элементы комплекса, при этом, не усложняя системы, а, напротив, максимально упрощая ее. Только в этом случае она сможет стать «работающей». Путь к этому лежит через четкое определение приоритетных направлений оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении. Это позволит разработать рациональную систему мероприятий каждого направления и рассчитать время, необходимое на их проведение. На этой основе можно также осуществить их разумную интеграцию с бытовым и образовательным процессами, игровой деятельностью детей.
Характеристика основных направлений оздоровительной деятельности
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести:
1) организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
2) организацию питания;
3) обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
4) организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; 5) физическое воспитание детей.
Рассмотрим каждое из вышеуказанных направлений с психолого-педагогических позиций.
1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но также и рядовые работники дошкольных учреждений. Имеет смысл знакомить с извлечениями из этих приказов и родителей воспитанников. Ответственность за выполнение санитарно-эпидемиологического режима в первую очередь несет руководитель дошкольного образовательного учреждения. В соответствии с принятой на себя ответственностью он (в отношении сотрудников) наделяется определенными административными правами.
В этой связи хотелось бы поговорить не только о профессиональной, но и о человеческой и гражданской ответственности воспитателей и специалистов. И в первую очередь это касается организации ухода за детьми. Дело в том, что ребенок до 7 лет запрограммирован на уход за ним со стороны взрослых, и плохой уход либо его отсутствие квалифицируется как жестокое обращение с ребенком.
2. Организация питания детей в дошкольном учреждении, которое берет курс на оздоровление детей и оптимизацию физического воспитания, также требует определенной коррекции.
Во-первых, сами продукты питания являются натуропатическим средством оздоровления и лечения детей и взрослых. Не случайно при разных заболеваниях назначают различные диеты и предлагают увеличить в меню количество определенных продуктов.
Во-вторых, интеллектуальные и физические нагрузки, которые испытывает ребенок при правильных подходах к его воспитанию, приводят к определенным энергозатратам, которые требуется восполнять, в том числе и за счет питания.
3. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает устранение и предупреждение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения. Педагогический коллектив и его руководитель должны научиться видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослабить степень их стрессорного воздействия при помощи специальных приемов и технологий.
Психологический дискомфорт может быть вызван разными причинами: действиями педагога с недостаточной психологической подготовкой; неподготовленностью детей к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам; завышенными ожиданиями со стороны взрослых в отношении детей; отрицательной оценкой воспитателя, невольно выраженной им в неконтролируемой реплике или неосознаваемом взгляде; передается детям и состояние нервного напряжения педагога.
4. Организация лечебно-профилактической работы в дошкольном учреждении предполагает осуществление комплекса мероприятий с целью укрепления здоровья ребенка, повышение способности его организма противостоять различного рода воздействиям внешней среды (например, холоду, повышенной влажности), а также реабилитацию детей после перенесенных заболеваний. Кроме того, одним из важнейших направлений лечебно-профилактической работы с детьми является профилактика нарушений осанки детей.
Лечебно-профилактическую работу следует проводить по специальной программе, которая, в свою очередь, разрабатывается на основе анализа заболеваемости детей за несколько предыдущих лет, а также на основе анализа состояния здоровья и физического развития детей дошкольного учреждения.
5.Физическое воспитание традиционно понимается как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.
Современное определение физического воспитания значительно шире. Обогащение новыми знаниями научных дисциплин, из которых складывается его теория, позволяет трактовать физическое воспитание как комплекс мер, направленных на:
- своевременное достижение возрастного уровня физического развития детей и развития их двигательных функций;
- соответствующую коэффициенту двигательного развития физическую подготовленность; - приобщение к традициям и культуре большого спорта;
- овладение физической культурой;
- высокую степень здоровья, позволяющую достигать физического совершенства.
Несмотря на обогащение понятия физического воспитания, его первоочередной задачей было и остается укрепление здоровья детей посредством всестороннего физического развития и закаливания. Все другие задачи образовательного и воспитательного плана решаются в соответствии с состоянием здоровья воспитанников и уровня их физического развития. Такой подход позволяет рассматривать оздоровительную деятельность и физическое воспитание как целостность. В соответствии с этим подходом принцип оздоровительной направленности физического воспитания становится ведущим. Поэтому современные технологии физического воспитания носят название физкультурно-оздоровительных
Основной шрифт