Методическая разработка Урок на темуЗвуки живущие в единстве
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ по теме: "Звуки, живущие в единстве"
г.
Цели:
познакомить с понятиями в пении – ансамбль и строй;
добиться устойчивого интонирования одноголосного пения;
познакомить с видами двухголосного пения: противоположное движение голосов, движение параллельными интервалами канон;
добиться устойчивого интонирования двухголосного пения;
Задачи:
обучающие: учить:
правильному певческому дыханию;
исполнению песни в унисон;
пропеванию слова на зевке;
четкому пропеванию согласных и гласных.
развивающие:
формирование правильного академического исполнения;
развитие чувства ритма, внимания, воображения;
развитие слуховой музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.
воспитательные:
воспитывать культуру поведения;
воспитывать умение работать в коллективе.
Методы обучения: беседа, сравнение.
Оборудование: запись песни «Лев и брадобрей»;карточки со словами: хор - хорошо, С-ЧАСТЬ-Е, соединение частей в единое; партитура песни «Дети солнца» муз. Е.Крылатова сл. Ю.Энтина;DVD –проигрыватель;минусовая фонограмма песни
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к занятию.
2. Распевание.
Подготовка к пению голосового аппарата
- Каждое занятие мы начинаем с того, что растираем наши пальчики. Для чего мы это делаем? (на кончиках пальцев находятся точки, отвечающие за работу всех органов, мы делаем это для того, чтобы при пении нашим связкам помогал весь наш организм.)
- А сейчас перейдем к артикуляционной гимнастике. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)
Упражнения:
Футбол( кончик языка перемещается от правой щеки к левой)
Чистим зубы с наружной стороны, с внутренней стороны.
Язык чертит дорожку по небу внутрь.
Движение губами из стороны в сторону, круговые движения.
- С чего начинается процесс пения? (с вдоха)
- Куда направляем воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.
Упражнения:
Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)
Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».
Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох - кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).
Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».
Скороговорки:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Уточка вострохвостачка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.
Внимание педагога должно быть направлено на:
свободу мышц;
правильность осанки;
активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;
умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;
работу резонаторной системы;
общую внятность речи;
ритмическую точность.
Варианты произношения текстов:
активный выдох в конце фразы (скороговорка «Бык»);
произношение с различной интонацией (удивления, радости, возмущения), смена смыслового центра («Уточка»);
использование словесного действия («Поп»).
1. Пение на закрытый рот. Во время пения на закрытый звук происходит развитие резонаторов.
иэаоу
При пении почувствовать легкую вибрацию и легкое щекотание губ.
При пении на гласные звуки следить за тем, чтобы гласные были направлены в одну точку (в верхние зубы), единая высокая позиция.
2. Формирование близкого звука, освобождение от горлового звучания.
Поднимаясь вверх по звукам, следить за неизменным положением гортани.
3. Развитие правильной атаки.
Мья – а – а – а –о - о
Следить за толчкообразной работой диафрагмы и мышц живота. Синхронно с этими толчками расслабляются мышцы груди, и опускается челюсть.
4. Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР)
Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.
5. Развитие подвижности челюсти.
Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.
6. Переход от фальцета к грудному звуку.
7. Тренировка высокой гортани.
Не следует зажимать звук «ней» в носу. Он будет и так достаточно «гнусавым» благодаря утрированию звука «н».
3. Актуализация знаний.
Слушание
- Сейчас мы с вами послушаем песню «Лев и брадобрей» в исполнении группы «Римейк». Обратите внимание, как исполняется это произведение. С сопровождением какого-либо музыкального инструмента или без сопровождения? Одноголосное оно или будут звучать несколько голосов? Что голосом изображают (имитируют) исполнители? Есть ли главный голос или все голоса равны по звучанию между собой?
Звучит песня «Лев и брадобрей»
- Итак, произведение было с сопровождением или a capella? (a capella) Одноголосное оно или звучало несколько голосов? (несколько голосов) Все ли голоса равнозначны или присутствуют солирующие партии?(один голос – солирующая партия) Что выполняло роль сопровождения? (роль сопровождения выполняли остальные голоса) Что пытались изобразить, имитировать остальные голоса (звучание различных музыкальных инструментов)
4. Мотивация и целеполагание- Голос уникальный музыкальный инструмент, им можно изобразить многое. Теперь мы с вами знаем, что голосом можно изобразить многое. Даже то, как множество маленьких ручейков вливаются в одну реку. Один голос – основной – ведет мелодию, остальные должны будут «вливать» свой голос в общее звучание. Но при этом, не перебивая друг друга и слушая главный. При таком стройном, слаженном пении получится «полноводная, полнозвучная река». Поэтому тема нашего урока «Звуки, живущие в единстве» .- Вам нравится петь хором? Почему лучше петь хором? (Хор-хорошо!)
-А что такое хорошо? Когда человеку хорошо? (Тогда, когда человека окружают друзья, когда между людьми есть взаимопонимание, их связывают добрые отношения, забота друг о друге. Когда в обществе царят мир и дружба, тогда все счастливы.)- Прочитайте слово, которое здесь написано (С-ЧАСТЬ-Е. С-оединение ЧАСТей в Е-диное).5. Первичное усвоение учебного материала.
- Хор состоит из разных голосов, партий. Когда коллектив большой, он называется хор, а когда состав поющих невелик, он называется ансамбль. Как называется пение, когда все участники ансамбля поют в один голос?(унисон) А всегда ли мы поем в унисон? (нет) У каждой партии может быть свой голос, своя роль. Все в ансамбле слушают, дополняют и обогащают друг друга. Голоса у певцов разные, но при этом они не выделяются. Они утверждают не себя, а целое. Когда все взаимосвязано, все вовремя и к месту, то рождается гармония и красота. Когда между звуками возникает согласие, они друг друга дополняют и тем самым рождают благозвучие. Это благозвучие также будет называться ансамблем. Вокальный ансамбль – это соединение всех вокальных элементов в единое целое. Итак, с какими значениями слова ансамбль мы сегодня познакомились?
- Какое движение мелодической линии голосов может встречаться при пении? (противоположное движение голосов, движение параллельными интервалами, канон)
6. Применение знаний и способов действий.
1. Голоса движутся параллельными интервалами.
2. Голоса движутся в противоположном направлении.
7. Работа над песней.
8. Подведение итога занятия и рефлексия.
С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
Значения понятия ансамбль.
Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось?
Исполнение песни «Лунатики» муз Л.Рубальской, сл. Б.Савельева.
Список использованной литературы.
Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.
Коробка В.И. «Вокал в популярной музыке» М., 1989.
Мир вокального искусства. 1-4 классы: программа, разработка занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Г. А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Методика обучения эстрадному вокалу «Чистый голос» / Сост. Т.В.ОхомушМорозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.
Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. - СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.