Методическая работа: Первоначальный период обучения в классе баяна, аккордеона ДШИ


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Курчатовская районная детская школа искусств»
Методическая разработка
«ПЕРВОНА ЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ВКЛАССЕ БАЯНА, АККОРДЕОНА ДШИ»Составитель: преподаватель Родина О.Н.
2015г.
ПЛАН
Значение начального периода обучения;
Основные задачи первых уроков;
Накопление музыкальных впечатлений;
Организация начальных игровых навыков;
Заключение.
Начальный период обучения игре на музыкальном инструменте - самый ответственный этап в процессе становления музыканта. В это время закладывается фундамент его музыкального развития и исполнительских навыков, от качества которого зависит прочность будущего здания. На этом этапе складываются первые музыкальные представления и понятия ученика, его отношение к музыке и музыкальным занятиям, осуществляется постановка исполнительского аппарата, появляются первые практические навыки игры на баяне (аккордеоне) в их неразравной связи с художественными задачами.
Все это обуславливает большую ответственность педагога, обязанного методически правильно построить занятия с начинающими музыкантами, ведь всякое последующее исправление приобретенных учеником навыков является серьезным тормозом его дальнейшего развития и часто бывает связано с большими трудностями, потерей времени, моральными травмами. А принципиально неверные установки в работе педагога могут и навсегда оттолкнуть ученика от музыки.
Вот почему так важно владеть теми методами обучения, которые позволяют организовать его первоначальный этап наилучшим образом.
Поступая в музыкальную школу, ребенок имеет очень небольшой музыкальный багаж, и первые уроки должны быть посвящены накоплению и обогащению его музыкальных впечатлений. Только на основе
опыта слухового, развитых слуховых представлений можно научить эмоционально, а также и сознательно воспринимать музыкальные образы, без чего невозможно выразительное, осмысленное исполнение. Чем богаче слуховой опыт, чем глубже эмоциональное переживание, чем ярче и определеннее внутренние представление о характере и особенностях музыки, тем скорее появится потребность в выражении своих чувств, и в стремлении услышать нужное звучание найдутся адекватные приемы исполнения.
Прежде чем перейти к рассмотрению соответствующих методов работы, необходимо отметить, что важнейшей предпосылкой успеха обучения на первом, да и на последующих этапах, является интерес ребёнка к музыке и музыкальным занятиям, который педагог должен постараться вызвать на самых первых уроках и постоянно поддерживать в дальнейшем.
Интерес учащихся к занятиям всегда оценивался классиками педагогической науки как важнейший стимулятор деятельности. Потому надо сделать все возможное, чтобы ребенку понравились уроки, чтобы он увлекся музыкой и стал стремиться внимательно вслушиваться в нее, открывая для себя с помощью педагога много нового и интересного.
Сухое, равнодушное проведение занятий недопустимо: безразличное отношение педагога, по существу несовместимое с педагогической работой, сразу улавливается учеником и приводит к тому, что ученик теряет интерес к занятиям и сам становится безразличен.
Уроки должны проходить бодро, оживленно, с искренним
увлечением.
Начальный период обучения музыке должен быть увлекательным, изобиловать разнообразием занятий, впечатлений, активно влиять на эмоциональную сферу, давать широкую информацию.
Скучные, формальные уроки, сводящие обучение к освоению нотной записи звуков без достаточного запаса у учащегося музыкальных впечатлений, являются грубой методической ошибкой. Другой ошибкой первоначального этапа обучения является увлечение педагога постановкой исполнительского аппарата и техническими приемами исполнения в полном отрыве от содержания музыки и качества ее звучания. В обоих этих случаях стойкого живого интереса ученика к знаниям наблюдаться не будет.
Кроме того, педагог должен отчетливо представлять себе, какие задания в данный момент доступны для того или иного ученика (строго индивидуально для каждого) и всегда руководствоваться этим важнейшим требованием педагогической науки. Если задача непосильна для учащегося, его интерес к занятиям теряется.
С другой стороны, потеря интереса к занятиям возникает и от излишне легких заданий, выполнение которых не представляет никакого труда. Чувство удовлетворения результатами своей работы, появляющееся вследствие разрешения посильных, но достаточно сложных исполнительских
задач является мощным стимулятором интереса к занятиям и переходит в потребность к постоянному труду. Накопление и обогащение музыкальных впечатлений следует начинать на песенном материале. Песня - знакомый и близкий для начинающих вид музыкального искусства: ребенок пел детские песенки еще до занятий с педагогом, слушал песни по радио, телевизору. Песня, благодаря своему тексту и связанному с ним характером музыки, передает конкретный образ и легко вызывает определенное эмоциональное отношение. Преподаватель может петь с учениками уже известные им песни, а также разучивать с ним новые детские и народные песни (а с более взрослыми и начинающими и отдельные популярные песни радио и кино), исполняя их со словами и следя за точностью интонирования и строгим соблюдением ритма. Учить песню можно, подыгрывая на инструменте, а затем исполнять ее с аккомпанементом.
Все песни должны быть понятны и доступны ученику по своему музыкальному языку и содержанию, связанному с миром сказок, игрушек, природы (растений, зверей и т.д.)
Добившись ярко-эмоционального и интонационно верного исполнения нескольких песен, преподаватель просит дать характеристику их музыкального образа (песня грустная, задумчивая, веселая, песня-марш и т.д.), сначала наталкивая ученика на возможные варианты, а потом добиваться самостоятельности суждения.
На этих же примерах можно попробовать дать первые понятия о некоторых основных средствах музыкальной выразительности (ладе, мелодии, гармонии, ритм, темпе). Вдумчивый педагог найдет пути к тому, как это сделать на примере ли одной и той же песни, в которой «нарочно» изменит лад или темп и т.д.
Кроме разучивания и пения песен педагог должен как можно чаще играть ученику доступные его пониманию небольшие музыкальные пьесы, приучая слушать музыку заинтересованно - с тем, чтобы суметь и здесь охарактеризовать музыкальный образ, настроение. Следует всячески поощрять фантазию ребенка, который часто дополняет содержание пьес своим воображением, наталкивать его на различные ассоциативные связи, образные сравнения, внедряя элемент творчества в восприятие музыки. Продолжая и углубляя работу по простейшему музыкальному анализу, начатому на примере песен, надо добиваться, чтобы ученик не только эмоционально, но и сознательно воспринимал музыку исполняемых пьес, учился расчленять и осмысливать музыкальную речь. Закрепив понятия о мажорном и минорном ладе, можно более подробно остановиться на мелодии, ее развитии, стремлении к кульминации (вершине), на ее членении на фразы (по аналогии с человеческой речью). Такие средства музыкальной выразительности, как темп и ритм, целесообразно связать с различными жанрами музыки (полька, вальс, протяжная песня, марш и пр.) Следует также обратить внимание учащегося на динамические оттенки в связи с характером музыки. Для ребят часто бывает интересным открытием то, что различные исполнители играют одну и ту же пьесу по-разному, передавая ее основной характер так, как именно они его, воспринимают, и, что не существует, следовательно, одной-единственной «правильной» трактовки произведения. Для иллюстрации этого хорошо дать ученику послушать какую-либо пьесу в исполнении разных музыкантов (в записи) или самому продемонстрировать разные трактовки одного произведения, после чего выяснить у учащегося, какой вариант ему понравился больше, почему и т.д. Такая форма работы направлена на формирование творческого подхода к исполнению музыки, на воспитание музыкального вкуса.
Развитие творческой инициативы надо продолжать, когда учеником будут освоены первые игровые навыки. Это можно практиковать на материале изучаемых произведений: даже минимальное самостоятельное украшение мелодии, использование различных ритмических вариантов мелодии и аккомпанемента, сочинение простейших вариаций на тему - это уже живое неформальное отношение к заданной программе, это уже творчество, которое надо всемерно поощрять.
Можно добавить, что в качестве одной из форм развития слуховых впечатлений учащимися начальных классов необходимо рекомендовать посещение концертов и конкурсов учащихся- старшеклассников ( и не только баянистов и аккордеонистов). Стремясь к подражанию, ребенок скорее впитывает в себя все лучшее, он начинает интересоваться путями воплощения того или иного замысла, расширяет свои горизонты.
Наряду с необходимостью формирования интереса учащихся к музыкальным занятиям и развития музыкально-слуховой сферы восприятия, центральной задачей начального периода обучения является овладение первоначальными игровыми навыками.
Уже на одном из первых уроков параллельно с работой по развитию музыкальных способностей ученика (ритмические и мелодические игры и др.) педагогу необходимо познакомить ребенка с устройством баяна (аккордеона), показать способы звукоизвлечения, правильную посадку. Для обеспечения нормальной работы пальцев очень важно подобрать стул соответственно росту ученика, подогнать плечевые и малый ремни. Важнейшим критерием посадки учащегося за инструментом является свобода действий его исполнительского аппарата (рук, кистей, пальцев), свобода дыхания. Все это возможно при соблюдении принципа последовательности и доступности, обязательной тесной взаимосвязи слуховых и моторных представлений (а в последующей работе при игре по нотам и зрительных представлений), а также при выполнении следующих условий:
1. Прежде всего следует заложить основы независимости правой и левой рук, нейтрализовать инстинктивное желание учащегося сильнее нажимать на клавиши для более громкого звучания инструмента. Для этого первоначальный этап освоения игры на баяне, аккордеоне следует начать с формирования навыка ведения разжима и сжима меха, т.е. работы левой руки, а не правой. Вначале извлекаем на левой клавиатуре звук «до» неопределенной длительности на разжим и сжим. При этом ладонь правой руки ученика при игре левой руки находится:
а)на ладони педагога;
б)свободно лежит на бедре;
в) вместе со всей рукой свободно опущена вниз.
Затем на звуке «до» исполняем равномерные «шаги» (два шага на разжим, два на сжим). Далее извлекаем звук «соль» и исполняем различные ритмические комбинации, основанные на длительностях:
При этом очень важно обеспечить упор грифа инструмента в правое бедро ученика.
С целью интенсивного формирования навыка ведения, разжима и сжима меха и достижения при этом независимости рук на первоначальном этапе обучения смену меха следует производить после каждого такта (начальный репертуар позволяет делать это без ущерба для его характера: «шаги», «качание колыбели» и т.д.)
2. Необходимо добиваться минимальных движений пальцев, вырабатывая правильные ощущения кончиков пальцев, что позволит ученику лучше запоминать месторасположение клавиши. Эти движения должны быть подобны тем, которыми мы пользуемся при взятии мельчайших предметов кончиками (подушечками) пальцев, то есть быть скользящими и направленными вовнутрь, напоминая хватательные движения, для которых характерна точность и экономичность, При освоении вышеописанного движения одним пальцем следует переходить к его освоению другими пальцами - поочередно и совместно.
Первоначально эти движения можно делать на ровной поверхности стола, имитируя взятие мелких предметов подушечками пальцев в спокойном темпе, а лишь затем добиваться подобных ощущений на клавиатуре, ограничившись вначале одним, двумя-тремя звуками с одним аппликатурным вариантом,
Например: «до» - вторым пальцем
ре – четвертым, ми – третьим. Учащиеся еще не знают, как пишутся эти ноты, педагог сознательно ограничивается их изучением пока только на клавиатуре. Правильно сформированные движения подушечек пальцев лучше поддаются контролю со стороны ученика и впоследствии будут способствовать улучшению ритмической и артикуляционной сторон исполнения. Как показала практика, формирования этого навыка происходит очень быстро - в течение одного-двух уроков. Его положительное значение заключается в том, что хорошо освоив его, ученик будет в дальнейшем избавлен от такой распространенной ошибки, как лишние движения пальцев, кисти, руки, корпуса; появление этих недостатков будет свидетельствовать о потере учеником правильного ощущения. Все сказанное выше и далее в равной степени относится как к правой, так и к левой рукам. 3. Необходимо обратить внимание ученика на те усилия, с какими подушечки пальцев берут клавиши, то есть на ощущение силы взаимодействия пальцев с клавиатурой. Конструктивные особенности баяна (аккордеона) объективно обуславливают силу этих движений, Исполнителю необходимо нажимать на клавиши с усилием соответствующим сопротивлению пружины клапана. Этим силовые функции пальцев исчерпываются. Запоминания и закрепления правильных силовых ощущений можно добиваться, извлекая все те же три звука поочередно. Для того, чтобы нейтрализовать инстинктивное желание ученика сильнее нажимать на клавиши для более громкого звучания инструмента необходимо переключить внимание ученика на активную работу левой руки, ведущую мех. Очень важно выработать правильные силовые ощущения в левой руке: громче звук - сильнее давление на мех, тише звук - слабее. При этом сила воздействия пальцев на правые левые клавиатуры баяна (аккордеона) должна оставаться примерно одинаковой. Такое соотношение силовых ощущений правой и левой рук будет способствовать лучшей координации движений пальцев обеих рук, а также кисти левой руки, ведущей мех. При этом исполнение становится более выразительным и гибким. Чрезмерное давление пальцев на клавиатуру вызывает излишнее напряжение во всем пальце (отсюда прогибы в его суставах), а затем кисти, руки, корпуса. Потеря правильного силового ощущения обычно приводит к нарушению координации в работе мышц исполнительского аппарата баяниста (аккордеониста), что отрицательно сказывается на таких важнейших компонентах выразительности, как ритм и артикуляция. Работа над этой группой ощущений требует постоянного пристального внимания со стороны педагога в течение нескольких уроков, так как начинающие часто теряют контроль за своими действиями. 4. Основываясь на выработанных ранее ощущениях кончиков пальцев и силы их взаимодействия с клавиатурой, надо обратить внимание на ощущение, возникающее в момент контакта пальцев с клавишей. Этот
этап направлен на формирование игровых навыков, предотвращающих вязкость, которая может появиться при игре в подвижных и быстрых темпах.
Сформировать ощущение момента контакта удается лучше всего при игре упражнений на «репетицию». При повторении одним или различными пальцами одной и той же клавиши это ощущение обостряется более всего.