Конспект урока русского языка Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков (4 класс, УМК Перспективнач начальная школа)
Тема урока: «Слова с удвоенной буквой согласного,
пришедшие из других языков» (4 класс).
Предмет: Русский язык.
Тип урока: урок изучения новых знаний (ТРКМ).
1. Вызов
Словарная работа
- Угадайте слово:
а) устройство для развлечений, или номер цирковой программы (трако)
АТТРАКЦИОН
б) склонный к чистоте и порядку, а так же исполнительный, пунктуальный (куро)
АККУРАТНЫЙ
в) желание есть (пето)
АППЕТИТ
г) создание изображения из наклеенных или нашитых на что-либо кусочков ткани, бумаги и т.п., либо картина, украшение изготовленные таким способом, либо физиотерапевтическая процедура: накладывание на какой-либо участок тела лечебной грязи, парафина и т.п. (плико)
АППЛИКАЦИЯ
- Что общее у этих слов?
- Какая тема сегодняшнего урока? (Слова с удвоенной буквой согласного)
- Как вы думаете, эти слова исконно русские или пришли из другого языка?
- Посмотрите на толкование этих слов. Что еще общее в них обнаружили? (пришли из французского языка)
- Сформулируйте более точно тему урока. (Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков).
- А почему в этих словах пишется удвоенная буква? Ваши предположения.
Прием «Дерево предсказаний»
А) состав слова (рассказ, медленный)
Б) форма слова пришла из другого языка и сохранилась
В) зависит от части речи
- Назовите цель урока (выяснить, почему в некоторых словах, пришедших из иностранного языка, пишется удвоенная согласная)
2. Осмысление
- Каждое из слов имело несколько значений. Как называются такие слова?
(омонимы)
- Придумайте и запишите словосочетание с каждым из слов.
- Отметьте в словосочетаниях главное слово. Какой частью речи оно является? Подпишите.
- В каком словосочетании слово с удвоенной буквой согласного является зависимым?
- Какой частью речи оно выражено? Подпишите.
Работа с учебником с 49-50
Прием «Инсерт»
«V» – уже знал; «+» – новое, «?» - хотел бы получить более подробные сведения по данному вопросу
Заполнение таблицы в паре.
Обсуждение получившихся результатов в группе.
«V» – уже знал
«+» – новое
«?» - хотел бы получить более подробные сведения по данному вопросу
- Какие новые слова, написание которых нужно запомнить, вам встретились? (Миллион,тонна, шоссе, пассажир, бассейн, террасса)
- Запишите эти слова, подчеркнув удвоенные согласные.
- Из какого языка пришли все эти слова?
- Поставьте ударение.
- Во всех ли словах ударение падает на последний слог?
- Почему в слове тонна ударение падает не а последний слог?
- Как запомнить написание слова терраса?
Задание по карточке
Восстанови деформированные предложения, изменяя форму слова.
отдохнуть, летним, приятно, на, вечером, террасе, очень.
возвращались, по, город, шоссе, в, мы.
обязан, проезд, общественного, пассажир, оплатить, транспорта.
школой, рядом, бассейн, построили, новый, со.
прямые, Сочи, болельщиков, из, трансляции, смотрят, миллионы.
килограмма, больше, тонна.
Результат.
Очень приятно отдохнуть на террасе летним вечером.
Мы возвращались в город по шоссе.
Пассажир общественного транспорта обязан оплатить проезд.
Новый бассейн построили рядом со школой
Миллионы болельщиков смотрят прямые трансляции из Сочи.
Тонна больше килограмма.
Работа по тетради с 28 упр 29
Взаимопроверка в паре
3. Рефлексия
Итог
- Какой вывод можем сделать?
- Почему в некоторых словах, пришедших из других языков пишется удвоенная буква?
- Какие из ваших предсказаний оказались верными?
Прием «Дерево предсказаний»
А) состав слова (рассказ, медленный)
Б) форма слова пришла из другого языка и сохранилась
В) зависит от части речи
- От чего зависит написание этих слов?
- Мы можем проверить как-то написание слов?
- Что нужно с ними сделать? Запомнить написание!
- Какие же новые слова с удвоенной согласной вы запомнили?
Самооценка
Домашнее задание с 51 упр 51 (У)