Итоговая работа по курсу повышения квалификации Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС ООО)

ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла





Итоговая практико-значимая работа
Рабочая программа по предмету «Музыка»
для 5 класса

Григорян Венеры Георгиевны,
учителя музыки МОУ Дедовская СОШ №3 г. Дедовска,
слушателя курсов повышения квалификации 2016 г.

«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС ООО)»
Инвариантный кафедральный модуль 72 час.



Куратор курса – И.А. Переверзева,
старший преподаватель




Москва 2016
Оглавление

Введение 3
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса основной школы..... 5
1. Пояснительная записка... . 5
2. Календарно-тематическое планирование... ..10
Заключение.... 39
Используемая литература.... 41




































Введение


Образовательный процесс – это органический синтез обучения и воспитания, единство развитых чувств и развитого ума, сформированная потребность в непрерывном получении знаний. Воспитание - преимущественно процесс развития чувств, эмоциональной сферы ребенка. Процессы обучения и воспитания неразрывно связаны, взаимопроникают и накладываются друг на друга.
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения определены цели и задачи музыкального образования на современном этапе, их реализация направлена на планомерное формирование учебной деятельности школьников, способствующей личностному, коммуникативному и социальному развитию обучающихся.
Новые образовательные стандарты кардинально меняют цели и задачи школы. Современная школа уходит от чисто обучающей парадигмы к личностному развитию каждого ребёнка. В связи с этим изучение требований ФГОС стало актуальным для реализации содержания музыкального образования в школе.
В Концепции ФГОС второго поколения сделан особый акцент на задачи, выделенные в разделах «Формирование духовной культуры личности" и "Опыт музыкально-творческой деятельности". В программе уделено внимание реализации таких требований, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.
В соответствии с новым стандартом в программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, знакомство детей с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования.
Особое внимание в этом важном документе уделено повышению роли художественного, музыкального образования в формировании духовно-нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспитании школьников, в формировании у них культуры межнациональных отношений.
В концепции выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арттерапевтических и коррекционных функциях образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе - к одаренным детям.
Для успешного внедрения в практику новых требований к современному образованию необходимо понимать суть ФГОС второго поколения, уметь грамотно и филигранно проектировать и разрабатывать рабочую программу по предмету.
Поначалу, особо не задумываясь, я записалась на курс, чтобы иметь в своем портфолио сертификат о повышении квалификации. Но теперь, прослушав лекции, поняла, что данный курс- это совершенно новый подход, позволяющий в корне изменить наши привычки и помогающий принять новые стандарты обучения. Инвариантный курс помог мне составить новые рабочие программы в соответствии с ФГОС.
Теперь при упоминании слов «новые стандарты» я не теряюсь, а знаю, как построить свою работу с детьми и к каким результатам хочу прийти. Составляя план- конспект урока, я больше внимания уделяю практической части и применяю больше нестандартных методов. Этим и обусловлен выбор темы итоговой практико-значимой работы, основной целью которой является конкретизация требований к результатам образования и дополнение традиционного содержания программы по музыке в 5 классе с учетом приоритетных направлений ФГОС второго поколения, потребностей современного российского общества, новых технологий музыкального образования и возрастных особенностей школьников. Таким образом, тема данной работы является актуальной.
Цель итоговой работы: Создание рабочей программы для 5 класса, на основании авторской рабочей программы Г.П. Сергеевой , Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной. Повышение уровня профессиональной компетентности в составлении пояснительной записки к программе «Музыка» 5 класс.
Задачи итоговой работы: Составить пояснительную записку к программе «Музыка» 5 класс;
Изучить и проанализировать нормативные документы, а также литературу по данной теме;
Проанализировать и систематизировать профессиональные компетентности учителя музыки, приобретенные в процессе изучения программы курсов «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС ООО)».







Рабочая программа
по предмету «Музыка» для 5 класса основной школы

1. Пояснительная записка
к рабочей программе по предмету «Музыка»

№ п/п
Название раздела
Содержание раздела


Общая характеристика
предмета «Музыка»
Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Освоение музыкального искусства помогает ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Духовный опыт человечества, опыт эмоционально-образного восприятия музыки, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат погружение в культурное многообразие мира.


Цели и
задачи предмета «Музыка»
Изучение музыки в школе направлено на достижение следующих целей и задач: - воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; - развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в музыкальной деятельности; - овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, музицирование, музыкально-пластическое интонирование); - накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, знаний о музыке.
Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся. Личностное развитие учащихся: готовность выражать свое отношение к искусству; реализация творческого потенциала; позитивная самооценка и самоуважение; становление эстетических идеалов. Знакомство с шедеврами мировой музыкальной культуры способствует познавательному и социальному развитию учащихся. Познавательное развитие учащихся: формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, активизация творческого мышления, воображения, уважение к духовному наследию. Социальное развитие учащихся: развитие способности выстраивать отношения с другими людьми; воспитание любви к своему Отечеству, малой родине и семье, воспитание толерантности. Эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие. Коммуникативное развитие учащихся: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение слушать, вести диалог, формирование способности встать на позицию другого человека.


Место учебного предмета в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» в 5 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю, в том числе для обобщающих уроков.)


Планируемые результаты
изучения предмета
Личностные результаты (воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, целостное мировоззрение, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, осознание значимости семьи т.д.)
Метапредметные результаты (умение определять цели задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, определять понятия, строить логическое рассуждение, умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы и д.р.)
Предметные результаты (основы музыкальной культуры, общие музыкальные способности учащихся, мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность, основы музыкальной грамотности и т.д.)


Технологии преподавания предмета «Музыка»
Технология развития процессов восприятия (интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений). Технология развития певческой культуры (тщательный отбор вокально-хорового репертуара, возможность применения игровых приемов обучения, использование методик развития слуха и голоса, учитывающих возрастные особенности школьников). Технологии детского музицирования (включение простейших инструментов в процесс исполнения музыкальных произведений, использование свободного дирижирования, имитации игры на музыкальных инструментах). Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки (интеграция с другими видами искусств). Технологии преподавания музыки по УМК (глубокое освоение содержания материала комплектов, методов и приемов обучения). Информационно-коммуникационные технологии (использование и применение компьютерных технологий). Технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения (создание комфортной обстановки для обучения, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, нормализация биологических показателей при восприятии музыки). Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников (дневник наблюдений, тесты, оценивание работ в творческой тетради, участие в концертах, фестивалях). 8. Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью младших школьников Согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов по решению.


Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью школьников
Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей; в школе – кружками, творческими объединениями учащихся. Проводятся открытые уроки-концерты, праздничные выступления для родителей. Работа кружков создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. Осуществляется связь с музыкальной школой.
Внеурочная деятельность отображает последовательное развитие идеи школы и направление на расширение художественного кругозора учащихся, которое способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки;
Учащиеся полнее получают знания о музыке, музыкантах, исполнителях. Эти уроки включают в себя экранизацию видеофильмов о композиторах, фрагментов из опер, балетов, мюзиклов. Учащиеся выступают с песенным репертуаром на классных и школьных праздниках. Внеурочная деятельность может осуществляться различными формами проведения, это могут быть конкурсы, викторины, проекты, ролевые игры, выставки, часы общения.


Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов
Использование аудиозаписей, фрагментов фильмов, опер, балетов (DVD), мультимедийных презентаций, проектов.
Интернет-сайт: viki.rdf.ru
Критская Е. Д. Музыка. Основная школа. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Компьютерная программа «Музыкальная энциклопедия». Издательство «Большая Российская Энциклопедия», М.,2006.
Компьютерная обучающая программа «Путешествие в страну знаний». «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», М. 2003-2005.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предмету «музыка», интернет - сайт: http://www.school-collection.edu.ru/.


Структура тематического планирования
Раздел 1. Музыка и литература. (17 часов)
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Импрессионизм в музыке и живописи тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.


Материально-техническое обеспечение предмета
- Музыкальные инструменты;
- Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы);
- Магнитная доска;
- Персональный компьютер;
- Мультимедийных проектор;
- Экспозиционный экран;
- DVD-проигрыватель;
- Музыкальный центр.


Методическое обеспечение предмета «Музыка»
Программа «Музыка 5 класс; М., Просвещение, 2012г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 5 класс», М., Просвещение, 20012г.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2012г.
Фонохрестоматия для 5 класса Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» (СD, mp 3) , М, Просвещение, 2012г.
Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2009г.
Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2011г.














2. Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5 класс



№ п/п
Дата
Тема урока.
(страницы учебника, тетради)
Худ.-пед. идея урока, раздела
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)





Понятия
Предметные
результаты
УУД
Личностные результаты










Музыка и литература. (19 часов)

1.

Что роднит музыку с литературойстр.6-9
Стань музыкою слово
Интонация, песня, романс, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальные произведения, сказка, поэма, баллада
Развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения на основе восприятия и анализа фрагментов сюиты «Пер Гюнт».
Развитие тв. способностей в разнообразных видах муз. деятельности (пластическое движение в песне «Моя Россия», пение муз. сочинений стр. 5 творческая тетрадь).
Овладение способностью воспринимать музыку как живое образное искусство.
Л. Выявление ассоциативных связей музыки с литературой в муз. произведениях: песни «Моя Россия», романса «Жаворонок», «Горные вершины».
П. Представление о содержании, форме, языке в произведениях П.И.Чайковского «Симфония № 4», Э. Грига «Пер Гюнт».
П. Усвоение понятий, объединяющих муз. с литературой: интонация, песня, романс, сюита, опера, инструментальные произведения.
Р. Импровизация при исполнении романса «Жаворонок».
К. Передача собственных впечатлений о муз. романса и о картине Левитана «Вечер. Золотой плес».
И.Поиск литературных и муз. сочинений, созданных в жанрах песни, поэмы, былины, сказки.
Чувство гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурн. наследия народов России и мира;
уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с др. людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоц.-нравственной отзывчивости;
понимание чувств др. людей и сопереживание им.

2.

Вокальная музыка.
Россия, Россия нет слова красивей.
стр.10-17
Люблю я пышное природы увяданье.
Песня – как жанр музыкально-литературного твор-ва.
Средства художественной выразительности музыки и живописи: мелодия-линия, лад-колорит, ритм, тембр-цвет, форма-композиция.
Развитие фантазии и творческого воображения, эмоц.- ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа худож. образа осени в музыкальных произведениях П.Чайковского, Ц. Кюи, стихотворений А.Плещеева, М. Чюрлениса, И. Бунина, картин И.Левитана.
Воспитание эстетического отношения к миру.
Осознание роли музыки, изобразительного искусства и литературы в жизни отдельного человека и общества.
Л. Осмысление взаимодействия искусств: муз., лит-ры и изобраз. искусства в литературном фрагменте В.Белова и пейзаже «Стога. Сумерки». И. Левитана.
П. Представление о сходстве и различиях между литературной речью и речью музыкальной.
Р. Планирование собственных действий в процессе исполнения знакомых муз. произведений, озвучивающих фрагмент из книги и картину Левитана.
К. Передача собственных впечатлений о музыке, ИЗО, литературе в устной и письменной речи.
И. Использование Интернета с целью расширения представлений о музыке родного края для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве трех искусств – музыки, литературы и живописи.
Эстетическое сознание как результат освоения мирового художественного наследия, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.


3

Вся Россия просится в песню.
Звучащие картины.
стр. 12-15.
«Песня русская в березах, песня русская в хлебах..»
Жанры народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.
Расшир. общего и муз. кругозора; воспитание муз. вкуса, устойчивого интереса к муз. своего народа.
Выявление особенностей каждого жанра рус. нар. песни.
Представление о старинных нар. обычаях, обрядах и сопровождающих их песен, миропонимании, верованиях народа.
Понимание единства слова и мелодии в песне.
Сформированность мотивац. направленности на продуктивную муз.-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, разыгрывание песен, импровизация, муз.-пластическое движение и др.).
П. Выявление особенностей жанров рус. нар. песни.
Усвоение понятий трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические песни, заклички.
Л. Понимание жизненного содержания народной музыки.
Р. Оценка муз. сочинений своего народа.
К. Взаимодействие в группе в процессе разыгрывания русских народных песен.
И. Формирование фонотеки народных песен.
И. Использ. Интернета для поиска информации о национальном костюме, нар. Муз. инструментах и праздниках, той местности, в которой ты живешь.
Осознание своей этнической и национ. принадлежности; знание культуры своего народа, края, освоение основ культурн. наследия народов России и мира; усвоение традиционных ценностей российского общества.
Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетич. сознание как результат освоения художеств. наследия народов России, творческой деятельности муз.-эстетического характера.
Осознание мысли о сохранении памяти о предках.

4

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно
стр. 16-17
Музыка и поэзия подчас неразделимы
Романс, дуэт, музыкальная форма
Определение по интонации жанра романса как камерного вокального произведения, чувства неповторимости худож. образа романсов Варламова и Рубинштейна.
Понятие сходства и отличия романса и песни.
Интонационная выразительность собственного исполнения, восприятие муз. образов пр-ий, связанных со словом, понимание значения поэзии, ее неразделимости с музыкой.
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов, их влияние на духовно-нравств. становление личности.
П. Представление о содержании, форме, муз. языке жанра романса и связи его с др. видами искусства.
Р. Участие в проектно-исследовательской деят-ти «Ты раскрой мне, природа, объятья»
К. Соверш-е навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки(с использованием муз. терминов и понятий).
И. владение навыками работы с учебниками, энциклопедиями, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информац.
Собств. выражение в словесной характеристике воображаемой инструментальной муз. к поэтической мысли Тургенева.
Смысловое чтение стих. М.Лермонтова «Из Гете».
Понимание душевного состояния человека, любующегося красотой природы.
Выявление особенностей муз. языка романса для раскрытия поэтического образа.

5

Фольклор в музыке русских компози
торов.
Стучит, гремит Кикимора.
стр. 18-21.
Сказки гуляют по свету
Народное сказание, симфоническая миниатюра
Владение основами размышлений о том, какую музыку сочинили бы на сюжет русского народного сказания.
Умение дать характеристику природы, действующих лиц сказа, выбрать тембры муз. инструментов оркестра, продумать муз. развитие.
Проведение сравнительного анализа колыбельной Лядова и симфонической миниатюры.
П. Усвоение особенностей муз. речи композитора для изображения сказочных событий.
Л. Осмысление образов муз. сказа.
Р. Критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о муз, музицирования.
К. Общение с музыкой композит.
И. Подбор муз. ряда к сказке или легенде своего народа.
Расширение представлений о передаче сказочных художественных образов в музыке.
Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров.

6

Что за прелесть эти сказки
стр. 20-21
Национальный колорит музыки Востока в творчестве русского компози
тора.
Программная музыка, симфоническая сюита
Знакомство с фрагментами из симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехеразада». Осмысление понятия «программная музыка», постижение национального колорита музыки Востока, в творчестве русского композитора.
Определение национального стиля музыки.

П. Определение портретов, нарисованных в музыке 4 части сюиты, выявление особенностей муз. тем, их сходства и различия.
Л. Развитие муз. мышления, связанного со слушательскими, исполнительскими интерпретациями, с импровизацией музыки на те или иные поэтические строки.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Освоение художественного наследия народов России и мира.


7

Жанры инструмен
тальной и вокальной музыки.
Мелодией одной звучит печаль и радость.
стр.22-27.

Мелодия – песня без слов.
Вокализ, песня без слов, баркарола.
Наблюдение за развитием чувств, возможностями музыкального языка при слушании и исполнении «Вокализа» С.Рахманинова, «Романса» Г.Свиридова, «Вечерней музыки» В.Гаврилина.
Развитие восприятия музыки через пластическое интонирование.
Усвоение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы.
Л. Осознание вывода, что муз. произведения Свиридова, Рахманинова, Гаврилина звучат как выразительная речь человека, исповедь его души.
П. Исполнение мелодий лирических песен разных народов, сравнение их с мелодиями «песен без слов» и нахождение в них сходств и различий.
И. Формирование умений применения ИКТ как инструмента сбора, поиска, обработки и преобразования муз. и худож. информации.
Личностное понимание смысла выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».
Участие в пластическом этюде на «Вокализ» Рахманинова.
Понимание чувств других людей и сопереживание им при восприятии музыки.


8

Вторая жизнь песни.
Живитель
ный родник творчества.
стр. 28-29
«Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем»
Интерпретация, обработка, трактовка, оригинал
Определение связей между русской композиторской музыкой и народным муз. искусством.
Осмысление понятий интерпретация, обработка, трактовка.
Умение через сравнение художественного образа в картине «Ожидание» К.Васильева с муз. образом в «Песне Сольвейг» понять главное – душевное состояние человека.
Постижение муз. произведения через сравнение различных итерпретаций.
Л. Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания муз. образов на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
П. Познание приемов развития муз. образа Сольвейг, особенностей муз. языка пр-я Э. Грига.
Р. Через исполнительскую деятельность выход к пониманию как песня помогает создать картину праздника Масленицы.
К. Владение навыками постановки и решения проблемных вопросов в процессе восприятия и исполнения музыки.
Приобретение целостного, социально ориентирован
ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.
Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки и живописи.


9

Всю жизнь мою несу родину в душе.
Перезвоны.
стр. 30-35.
Истин
ный образ России.
Программная симфония симфония действо
Понимание важности народно-песенного искусства России, ее истоков и традиций в творчестве В.Гаврилина.
Усвоение традиций колокольности в русской музыке.
Выявление основного приема развития произведения Гаврилина, приема контраста, использование его для создания муз. образа в фрагменте «Молитва». Формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития,

П. Нахождение смысла в звучании колокольного звона в сказке Родари.
Л. Восприятие эмоционального состояния людей, слышащих колокольные звоны
Р. Планирование собственных действий в процессе передачи характера звучания колоколов.
П. Усвоение разновидностей колокольных звонов.
К. Передача собственных впечатлений о музыке, в которой звучат колокольные звоны.
И. Составление мини-проекта «И несется над землею колокольный звон»
Признание ценностей жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к истокам и традициям Родины.
Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской, творческой и других видах деятельности.


10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Слово о мастере.
стр. 36-40.
Творчество Г.Свиридова –
песнь о России.
Хор, оркестр
Становление творческого мышления и воображения.
Формирование чувства прекрасного от соприкосновения с музыкой мастера.
К. Умение слушать и вступать в диалог с учителем, композитором, поэтом, художником, участвовать в коллективном обсуждении.
Л. Способность свободно ориентироваться в мире образов.
П. Возможность воспринимать смысл художественного образа произведений Г. Свиридова.
П. Осознание значимости изучения своих корней, жизни русского народа, его душевный склад и характер, природу России.
Р. Оценка воздействия муз. произведений Г. Свиридова на чувства и мысли слушателя.
Л. Развитие и освоение способов творческого самовыражения личности.
Знание культуры своего народа, усвоение моральных и культурных ценностей через творчество Свиридова.
Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразного опыта эстетического переживания.


11

Гармонии задум
чивый поэт.
стр. 40-43.
Он пел печали благородный свет.
Ноктюрн, полонез, вальс, баллада, мазурка, прелюдия, этюд, лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки.
Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора Ф. Шопена.
Выделение особенностей музыкального языка композитора.
Самостоятельное озвучивание музыкой Ф.Шопена стихотворения «Горсть земли» А. Граши.
Уважительное отношение к культуре польского народа, осознание ее ценности.
П. Умение выстраивать размышления о муз. произведен. Ф. Шопена.
Р. Моделирование ситуации познания муз. образа через игровую форму «Если бы я был композитором».
Л. Извлечение информации из услышанного муз. произведения.
К. Восприятие худож. текстов, фактов из истории, биографии Ф.Шопена, выделение главного.
П. Выявление специфики муз. культуры Польши.
И. Использование ИКТ при диагностике усвоения содержания учебной темы.
Осознание жизненного смысла муз.-худ. образов.
Развитие этических чувств посредством муз. ис-ва Ф. Шопена.
Знакомство при анализе муз. и худож. ис-ва с культурными, моральными и духов. ценностями.
Оценка исполнит. мастерства Ф. Шопена.
Прочувствование волевой, взволнов., драматической темы «Этюда № 12».

12

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь.
стр. 44-47.
Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота достигла в сфере музыки.
Серенада для струнного оркестра, хор из оперы, реквием
Анализ музыки Моцарта от песни до оперы.
Размышления школьников о выразительности звучания канонов.
Приобретение навыков цепного дыхания, кантиленного пения.
Выявление жизненного содержания, состояния души в сочинении Моцарта Рондо из «Маленькой ночной серенады».
Включение музыкальных инструментов в исполнение хора из оперы «Волшебная флейта».
Осознание мира сложных чувств, переживаний в музыке Моцарта.
Л. Личностное самоопределение в ходе бесед о муз. искусстве, анализа произведений искусства, определение жизненных ориентиров.
П. Иллюстрирование муз. произведений Моцарта.
П. Музицирование в процессе самообразования.
К. Театрализация муз. образов произведения Леопольда Моцарта «Менуэт».
Р. Осмысление жизненного кредо композитора через прочтение письма Моцарта другу.
И. Владение навыками выступления на презентации мини-проектов.
П. Устойчивое представление о муз. форме в произведении «Маленькая ночная серенада».
К. Проявление устойчивого интереса к творческим формам работы в досуговой деятельности (постановка сказки «Тайна запечного сверчка»).
Личностное отношение к музыке Моцарта. Реализация своего творческого потенциала на музыкальном материале. Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности. Формирование мировоззрения, нравственных чувств в процессе восприятия музыки Моцарта. («Реквием»).

13

Первое путешест-
вие в музыкаль-
ный театр.
Опера.
стр.48-52.
Опера – музыкальный театр.
Опера, либретто.
Подробное знакомство с особенностями оперного жанра, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями.
Актуализация жизненно-музыкального опыта.
Заключение о том, что в основе оперы лежит литературное произведение.
Проявление творческой деятельности в исполнении романса «Горные вершины».
Развитие исполнительского мастерства в передаче особенностей характера героев оперы «Руслан и Людмила», способности создать музыкальный портрет.
П. Осознание синтеза музыки, драматического (театрального) действия, изобразительного искусства (костюмы, декорации) в опере.
П. Умение структурировать знания (обобщение анализа знакомых музыкальных произведений С. Прокофьева, П. Чайковского).
П. Размышление об интонационно-образных взаимосвязях и взаимоотношениях героев оперы «Руслан и Людмила».
Л. Вхождение в мир духовных ценностей героев оперы.
Л. Определение особенностей характера литературных персонажей, воплощенных композитором в муз. образах опер Глинки, Римского-Корсакова.
Р. Планирование собственных действий в процессе поиска ассоциативных связей музыки оперы «Руслан и Людмила» с поэтическими строками А.С. Пушкина.
К. Совершенствование актерского мастерства в совместной инсценировке фрагментов оперы «Руслан и Людмила».
И. Умение сравнивать и сопоставлять информацию о муз. искусстве из нескольких источников (тетрадей, учебников, художественной литературы).

Освоение способов музыкальной интерпретации в произведении Римского-Корсакова «Полет шмеля». Познание через исполнение индивидуальности исполнителя. Накопление жизненно-музыкального, интонационно-слухового опыта.
Формирование представлений об оперном искусстве, исполнителях, дирижере через рассматривание фотографий на развороте учебника.
Озвучивание тем из знакомых опер, изображенных на фотографии.

14

Опера-былина «Садко».
стр.52-57.

Ария, песня, инструментальные темы
Формирование представления о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине).
Усвоение характерных особенностей былинного стиха, песен, заговоров, былин, причитаний из народного эпоса.
Понимание темы единения человека и природы, человека и искусства, исторического прошлого.
П. Изучение особенностей развития музыки вступления к опере «Садко», определение основного приема развития. Усвоение муз. языка вступления, рисующего образ моря и звучащего как былинный зачин.
П. Характеристика реальных персонажей оперы и фантастических образов (песенные вокальные мелодии и инструментальные темы).
К. Совершенствование хорового исполнения песни «Ой ты, темная дубравушка» с элементами пластического интонирования.
Умение анализировать интонационно-образное содержание вступления к опере «Садко».
Составление на основе музыкальных характеристик Садко и Волховы их литературных портретов.
Развитие воображения и фантазии при восприятии симфонического эпизода «Появление лебедей и их сказочное превращение».

15

Второе путешес
твие в музыкаль
ный театр.
Балет.
стр.58-62.
Ballo – значит танцую.
Контрастное сопоставление, кордебалет, декорации
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта углубление знакомства с жанром балета.
Знание имен лучших отечественных танцоров и хореографов.
Понимание балета как искусства синтетического.
Моделирование игры в режиссера-постановщика.
Определение особого значения средств музыкальной выразительности в балетной музыке.
П. Выявление муз. приемов развития, которые помогают увидеть, что происходит в балете, по нотной записи.
П. Сопоставление муз. образов, определение художественных средств, передающих контраст музыкальных тем.
Р. Осмысленность исполнения сочинения разных жанров и стилей.
И. Поиск информации об известных хореографах и солистах балета своего края.
К. Участие в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировании разных жанров и форм (песни, танцы).
Создавать и предлагать собственный исполнительский план тем феи Сирени и феи Карабос.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальной характеристики главных героев.

16

Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкун
чик».
стр.60-62.
Какие виды ис-ва объединяет в себе балетный спектакль.
Развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца.
Рассуждение о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
Участие в сценическом воплощении отдельных фрагментов.
Узнавание стилевых особенностей, характерных черт музыкальной речи разных композиторов.
П. Усвоение словаря средств муз. выразительности в сцене битвы Щелкунчика с мышами, муз. развития образов Добра и Зла в этой сцене.
Л. Исполнение пластических композиций на музыку фрагментов из балета «Щелкунчик».
Р. Прогнозирование результатов при выявлении связей музыки с театром.
К. Участие в коллективно-творческой деятельности.
И. Выполнение творческих задач из рабочей тетради, поиск информации.
Оценивание собственной музыкально-творческой деятельности.
Подбор ассоциативного ряда муз. темам балета «Щелкунчик» различных видов искусства.
Иллюстрирование муз. фрагментов: «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов».

17

Музыка в театре, в кино, на телеви
дении.
стр.64-67
Функции музыкального искус
ства в театре, кино, на ТВ.
Литературный сценарий
Музыкальный фильм
Осознание роли литературного сценария и значения музыки в театре, кино, на ТВ.
Восстановление сюжета пьесы Г. Ибсена при помощи пения основных тем, пластического интонирования.
Исполнение знакомых мелодий из фильмов, где музыка играет важную роль.
Акцентирование на роли музыки как неотъемлемой части произведений киноискусства.
И. Подбор видеозаписей муз. фильмов, мультфильмов.
Л. Личностное самоопределение в ходе анализа произведений искусства, которые оставляют яркий след в сознании, определение жизненных ориентиров.
Л. Становление творчества, влияющего на моральные устои.
П. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации муз. произведений с использован. метода «сходства и различия».
П. Построение логической цепочки рассуждений (выделение особенностей языка музыки П.Чайковского).
Р. Волевая саморегуляция при восприятии муз. произведений. Регуляция эмоционального подъема, концентрация внимания.
К. Участие в театрализации муз. образов во внеурочной деятельности.
И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования информации для составления своего либретто в книжку-малютку.
Инсценирование экранного образа героев из мультфильма «Бременские музыканты».
Развитие чувства прекрасного через восприятие музыки балета «Щелкунчик».






18

Третье путешес
твие в музыкаль
ный театр.
Мюзикл.
стр.68-71
Мюзикл – театр «легкого стиля».
Либретто, диалог, монолог, художник-декоратор.

Знакомство с жанром мюзикла.
Усвоение особенностей жанра, его истоков.
Понимание особенностей музыкального языка и манеры исполнения в жанре мюзикл и оперном жанре.
Выявление характерных черт языка мюзикла.
Импровизация в исполнении полюбившихся мелодий в соответствии с содержанием песни, танца.
П. Анализ художественно-образного содержания мюзикла.
П. Выявление выразительных и изобразительных особенностей мюзикла в их взаимодействии.
П. Применение полученных знаний в процессе самообразования. Формирование познавательных мотивов деятельности по созданию своего мюзикла «Скрипка и Барабан».
Л. Осознание личностных смыслов муз. произведений разных жанров, понимание их роли в развитии современной муз.
Р. Самостоят. выбор целей и способов интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа тем мюзикла в процессе восприятия и исполнения.
И. Умение осознанно воспринимать муз. и худож. информацию.
Усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей.
Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности.
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности.



19

Мир компози
тора. стр.72-73

Песня без слов, симфоническая сюита, симфоническая картина, симфония-действо, романс, вокализ, былина, поэма, лирическое стихотворение.
Закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства.
Ориентирование в мире музыки.
Создание музыкально-литературных композиций по операм «Руслан и Людмила», «Садко», мюзикла «Кошки».

Л. Коллекционирование аудио и видеозаписей, составление каталога.
К. Умение выражать свои мысли с помощью выразительных средств муз. искусства, выполнение коллективных творческих заданий.
Л. Владение монологической и диалогической формами речи на основе выразительных средств муз. деятельности.
П. Подбор муз. и литературного материала для воплощения лирических образов.
П. Выделение различных муз. жанров и сочинений в основе которых лежат литературные произведения.
Р. Мотивационная готовность к совместным усилиям в процессе познания.
К. Использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы.
Включение в процесс самообразования, создание фонотеки, видеотеки.
Эмоциональное соучастие в учебном процессе.
Мотивация к расширению и систематизации знаний.

Музыка и изобразительное искусство. (16 часов)

20

Что роднит музыку с изобрази
тельным искусством.
стр.74-79.
Сама жизнь источник зарожде
ния музыки и изобразительного искус
ства.
Бытовой, исторический жанры, портрет. Натюрморт, пейзаж.
Рисунок, колорит, композиция.
Цветовая гамма, звуковая палитра.
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством.
Прочувтвование способности услышать то, что не звучит и увидеть то, что в данный момент не видим.
Развитие воображения.
П. Понимать язык различных видов искусства, различать средства выразительности музыки и живописи.
Л. Через собственное восприятие сформировать мнение о душевном состоянии создателя произведения искусства.
Л. Реализовывать свой творческий потенциал.
Р. Осуществлять самоопределение и самореализацию личности на художественно-образном материале.
К. Проживая чувства и понимая мысли композитора, сделать их своими.
Вслушиваясь в живописную музыку, развивать в себе индивидуальный художественный вкус.
Иметь мнение о достоинствах высокого искусства, осознавать роль творческой деятельности творца.

21

Небесное и земное в звуках и красках.
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь.
стр.80-81.
Сердеч
ная песнь о неповторимой красоте родной природы.
Песенность
Сформированность размышлений об отношении композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.
Активизация итонационно-слухового опыта на основе метода интонационно-стилевого анализа соединения произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.
П. Выявление выразительного значения сравнений и эпитетов поэтической прозы Д.С. Лихачева с музыкой С. Рахманинова, знаменного распева, песен о родном крае.
Л. Воспитание в себе «родственного внимания» к миру, выражение своего отношения к жизни.
И. Поиск картин, созвучных музыке С.Рахманинова, древним песнопениям.
К. Участие в коллективном воплощении муз. образов (пластические этюды, игра в дирижера).
Р. Оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.
Осознание любви русских людей к родной земле, одухотворенности искусства.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурного наследия народов России и человечества.

22

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье.
стр. 82-85.

Знаменный распев, песнопение, унисон, пение а капелла, солист, хор.
Знакомство с образами древнерусского искусства (знаменным распевом, иконой «Покров Пресвятой Богородицы»).
Нахождение ответа на животрепещущие вопросы современности: что есть Истина, Добро, Красота? Каковы духовно-нравственные приоритеты человека XXI века?
Л. Освоение духовной музыки через внутреннее созерцание, углубленность в себя, самооценку, проживание свойственных человеку духовно-нравственных чувств.
П. Обращение к иконописи. Изучение композиции иконы «Покров Пресвятой Богородицы».
П. Определение связи церковной музыки с другими видами искусства.
Р.Умение строить этапы творческого процесса при озвучивании художественных полотен.
К. Выражение своих мыслей в точной и полной форме в соответствии с условиями коммуникации.
И. Поиск народных поговорок, примет, обычаев, связанных с праздником Покрова Богородицы.
Воспитание внимания к слову, его смыслу и интонационному раскрытию в мелодике музыкальной речи молитвы.
Переживание, прочувствование музыкального и словесного текста духовной музыки.

23

В минуты музыки печальной.
Мадонна Рафаэля.
стр. 86-87.
Любовь небесная затмила Его земную красоту.
Солист, орган
Формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части общей духовной культуры;
Формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой художественной культуры.
П. Нахождение сходств и различ. русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, живопись).
Л. Определение образного строя музыки и алтарной картины с помощью «словаря эмоций».
Л. Сопоставление языка музыки и живописи, понимание жизненного содержания религиозной классической музыки.
Р. Оценка воздействия церковной музыки на собственное отношение к ней.
И. Умение осознанно воспринимать муз. и другую художественную информацию.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Признание ценностей жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к произведениям религиозного искусства.


24

Звать через прошлое к настоящему. стр.90-98.

Кантата, триптих, трехчастная форма. Контраст, набат, хор, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано.
Актуализация жизненно-музыкального опыта, связанного с пониманием природы русской музыки, такими ее свойствами, как колокольность и песенность.
Расширение художественного опыта, обеспечение преемственности музыки с изобразительным искусством.
Развитие ассоциативно-образного мышления при восприятии картин Корина, Седова, Зиновьева.
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов.
Р. Выбор целей и способов решения учебных задач в интонационно-образном и жанрово-стилевом анализе кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
П. Проявление интереса к воплощению композиторских приемов.
К. Умение осознанно воспринимать муз. и худож. информацию.
И. Использование ИКТ при диагностике усвоения содержания учебной темы.

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении разных творческих музыкальных задач.
Осуществление собственного музыкально-исполнительского замысла в пении и разного рода импровизациях.
Общение и взаимодействие в процессе хорового, инструментального воплощения различных муз.-худож. образов.

25

Музыкаль
ная живопись и живописная музыка.
стр.98-108.
Мои помыслы – краски, мои краски – помыслы
Мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, квинтет, прелюдия.
Умение подбирать определения, передающие эмоциональное состояние поэта К. Бальмонта.
Развитие ассоциативно-образного мышления при восприятии романсов «Островок», «Весенние воды».
Ощущение значимости музыки в жизни человека, той большой роли, которую она играет в творчестве художников и поэтов, ее национального своеобразия.
П. Вхождение в мир муз. образов, созданных Рахманиновым, Шубертом.
Л. Выявление ассоциативных связей музыки с литературой, живописью.
Р. Совершенствование способностей в процессе создания вокальных, поэтических, пластических импровизаций.
К. Восприятие худож. текстов, фактов из истории, выделение главного.
К. развитие письменной речи в процессе работы в твор. тетрадях.
Развитие чувства прекрасного через освоение муз. и худож. наследия, а также в процессе творческой деятельности.
Знакомство при анализе муз. и худож. искусства с культурными, моральными и духовными ценностями.

26

Колоколь
ность вмузыке и изобрази
тельном искусстве.
стр.108-111
Весть святого торжества.
Фреска, орнамент, сюита, концертная симфония.
Выделение особенностей муз. языка композитора В.Кикты.
Размышления о выразительности и загадочности звучания колокольного звона.
Приобретение навыков цепного дыхания, кантиленного пения.
Выявление жизненного содержания, состояния души в сочинениях Рахманинова, Кикты.
Возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств.

П. Музицирование в процессе самообразования.
И. Владение навыками выступления на презентации мини-проектов.
Р. Выбор целей и способов решения учебных задач в интонационно-образном и жанрово-стилевом анализе.
П. Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта, через исполнение музыкальных тем.
Личностное отношение к музыке Рахманинова.
Реализация своего творческого потенциала на муз. материале. Формирование мировоззрения, нравственных чувств в процессе восприятия фресковой живописи.

27

Портрет в музыке и изобрази
тельном искусстве.
стр.112-118
Звуки скрипки так дивно звучали
Скрипка соло, инструментальный концерт, каприс
Осознание музыки как искусства интонации. Обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель».
Расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей.
П. Сравнение концерта Шнитке с картиной «Скрипка».
Л. Восприятие личности Паганини, характера этого музыканта.
П. Понимание интерпретации, проникновение в замысел композитора, художника.
К. Участие в постановке балета «Паганини».
И. Поиск информации о знаменитых итальянских скрипичных мастерах и подготовка сообщения.
Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения.
Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох.

28

Волшебная палочка дирижера.
стр.118-121.

Симфонический оркестр, группы инструментов оркестра, дирижер
Осмысление роли дирижера в исполнении симфонической музыки.
Определение выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.
П. Сравнение симфонии с литературным жанром.
П. Размышления над тем, почему композитор в «Героическую» симфонию вводит траурную музыку.
Л. Характеристика живописного полотна Делакруа и определение выразительных возможностей картины.
К. Коллективное музицирование.
И. Выполнение творческих заданий в целях понимания выразительных возможностей симфонического оркестра.
Сопоставление фотографий дирижеров со звучащей музыкой, ее эмоциональное восприятие и проникновение в нюансы художественного смысла.



29

Образы борьбы и победы в искусстве.
стр.122-125.
О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!
Эскиз, этюд, набросок, зарисовка.
Восприятие образного строя знаменитой Симфонии № 5 Л. Бетховена.
Анализ творческого процесса сочинения музыки композитором, особенностей ее симфонического развития.
Подбор ассоциативно-зрительского ряда к музыке.
П. Слушательское толкование видения композитора, звукового художественного воплощения жизненного образа, его исполнительского преломления.
Р. Формирование волевых черт характера.
К. Размышления на уровне главного героя симфонии, вступление в диалог, «примеривание» черт характера на себя.
Л. Понимание духовно-нравственных категорий, моральных качеств, воплощенных в музыке Бетховена.
И. Поиск памятников защитникам Отечества.
Ощущение эмоционального состояния в рукописях Бетховена.
Погружение в захватывающий увлекательный процесс поиска определенной идеи, раскрывающей образы борьбы и победы.

30

Застывшая музыка.
стр.126-131.
Содружество муз в храме.
Органная музыка, хор а capella.
Постижение гармонии в синтезе искусств: музыки, архитектуры, изобразительного искусства.
Познание прекрасных памятников мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.
Умение соотнести сочинения с произведениями других видов искусства по стилю.
Оценка своеобразия русского и западноевропейского искусства.
Л. Личная трактовка выражения «Архитектура – застывшая музыка».
П. Усвоение муз. понятий и терминов в описании архитектурн. памятников.
Л. Ощущение гармонии храма с природой.
Р. Умение воспринимать эмоциональный характер музыки и выражать это словами.
И. Поиск созвучных муз. сочинений с образами храмов.
К. Присмотреться к памятникам архитектуры и понять, какая в душе возникает музыка?
Расширение интереса к памятникам архитектуры Средневековья западноевропейского ис-ва. Представление о древнерусском ис-ве, ощущение вдохновен., вложенного нар. мастерами в историч. памятники. Постижение основ высоких нравственных ценностей, содружества муз в храме.

31

Полифония в музыке и живописи.
стр.132-133.
В музыке Баха слышат
ся мелодии космоса.
Духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга.
Продолжение знакомства с творчеством Баха, его полифонической музыкой.
Освоение понятия полифония, фуга.
К. Исполнение уже знакомых сочинений Баха.
Л. Высказывание собственного мнения по поводу популярности органных сочинений Баха.
Р. Аргументация в процессе анализа своего отношения к полифонической музыке.
П. Сравнение композиции картины Чюрлениса с графическим изображением Фуги Баха.
П. Понимание принципов развития темы в музыке через особенности живописи.
И. Найти картины, в которых слышны отзвуки и звуки.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Развитие чувства прекрасного через освоение архитектурн. и мирового художественного наследия, а также в процессе творческой деятельности.

32

Музыка на мольберте.
стр.134-139.
Вселенная представляется мне большой симфонией.
Триптих, соната, музыкальная живопись, цветовая гамма, звуковая палитра.
Анализ живописного полотна Чюрлениса «Фуга» как наивысшего воплощения идеи синтеза искусств.
Осознание особенностей построения полифонической формы, благодаря живописному образу.
Обнаруживание общности языка художественных произведений.
П. Направление внимания на живописность музыки Чюрлениса и музыкальность его живописных полотен.
Л. Видение своего образа в живописной композиции «Сказка. Путешествие королевны».
К. Передача собственных впечатлений о живописных образах, если бы я был композитором.
П. Знакомство с жанром живописной сонаты.
П. Раскрытие общности образов и средств выражения в музыке, живописи и поэзии Чюрлениса: живописность симфонической поэмы «Море» и поэтичность живописной «Сонаты моря».
Р. Осмысленность размышлений о зримости литературных зарисовок, особенностей мировосприятия художника-композитора.
Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах бытия искусства.



33

Импрессио
низм в музыке и живописи.
стр.140-148.
Музыка ближе всего к природе.
Импрессионизм, живописная музыка, джазовые ритмы, фортепианная сюита.
Раскрытие особенностей импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников-импрессионистов и музыки К.Дебюсси.
П. Знакомство с направлением французского искусства 2-й половины XIX в., получившего название импрессионизм.
Л. Слушание и нахождение сходств в муз. произведениях Римского-Корсакова и Дебюсси.
Р. Оценка воздействия музыки импрессионизма на собственное отношение к ней.
К. Исполнение ритмических импровизаций на музыку «Кукольный кек-уок».
И. Умение применять ИКТ для закрепления знаний о музыке и картинах импрессионистов.
Активное использование основных методов анализа: сравнение, обобщение, синтез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в жизни и искусстве.
Развитие певческих умений и навыков в исполнении песен, связанных с изобразительным искусством.

34

О подвигах, о доблести, о славе
стр. 144-147.
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Реквием
Развитие исторической памяти на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины, продолжение знакомства с жанром реквиема.
Л. Высказывание своего отношения к подвигу солдат.
К. Поиск выразит. речевых интонаций, соответствующего темпа и динамики голоса в прочтении отрывков из «Реквиема» Рождественского.
Р. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер.
П. Определение идеи в графических рисунках Красаускаса.
И. Найти памятники героям ВОВ в своем городе.

Чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Усвоение традиционных ценностей, духовно-нравственных норм общества.

35

В каждой мимолетности вижу я миры.
стр.148-153.

Фортепианная миниатюра, язык искусства
Восприятие образного мира произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского, расширение и углубление понимания своеобразия их творчества.
Определение средств выразительности «Мимолетностей» С. Прокофьева и картин Кандинского.
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.
П. Раскрытие термина «мимолетность».
П. Использование при итонационно-образном анализе метода сравнения.
Л. Становление индивидуально-оценочных суждений об особенностях муз. произведений.
Р. Осознание воздействия произведений искусства на чувства и мысли слушателя.
К. Умение слушать и вступать в диалог с учителем, создателями художественных произведений.
К. Инициативное сотрудничество при разработке творческих проектов.
Л. Формирование мировоззрения на основе изучения культурного наследия.
П. Стремление к приобретению муз.-слухового опыта общения с известными и нов. муз. пр-ми различных жанров.
Р. Способность к мобилизации сил в процессе работы над исполнением муз. сочинений на уроке и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.
Высказывание своих впечатлений о музыке Мусоргского «Картинки с выставки».
Создание своей галереи картинок.
Всматривание и вслушивание в картины Кандинского, определение как они «звучат». Выявление своих муз. пристрастий. Обсуждение и формулирование проблемных вопросов о соприкосновении с музыкой великих композиторов, наполненной красотой и богатством чувств.













Заключение


В результате обучения на курсах повышения профессиональной квалификации была составлена программа соответствующая требованиям новых образовательных стандартов второго поколения.
Данный проект является обобщением опыта усвоения программы курсов, является логическим завершением курса, систематизирует знания, практические умения и навыки, способы творческой деятельности, полученные в ходе практических занятий, выполнения самостоятельных внеаудиторных работ, написания контрольных работ.
В программе курсов рассматривались содержание, технологии, формы развития профессиональных компетенций учителя музыки, необходимых ему для успешной реализации требований ФГОС на уроках музыки в основной школе.
Изучались основные характеристики музыкально-педагогической деятельности (методологическая, организационная, исполнительская, художественная, исследовательская, просветительская, методическая, информационная);
была раскрыта проблема преемственности формирования УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные) между начальным и основным звеньями музыкального образования;
сформировано представление о субъектности учебной деятельности школьников основной школы, её структуре и характеристиках в контексте музыкального образования.
В процессе изучения программы и материалов курсов приобретены профессиональные компетентности.
Профессиональная компетентность учителя музыки – интегрированное качество личности, в котором деятельность характеризуется как комплексная, сочетающая в себе различные составляющие, направленные на совершенствование профессиональной культуры и педагогического мастерства, знание современных подходов в образовании.
Психолого – педагогическая компетентность
Знания из общей педагогики, дидактики, возрастной и музыкальной психологии, их адаптация на процесс музыкального образования и воспитания.
Восприятие --- музыкальные способности --- музыкальное творчество
Музыкально – теоретическая компетентность
Актуализация знаний и способов деятельности из области теории и истории музыки, музыковедения, музыкознания, их «переплавка» в музыкальную педагогику и педагогику художественного творчества.
Исполнительские компетентности
Владение музыкальным инструментом, технологиями детского музицирования, вокальная и дирижерская подготовка, певческая культура.
Умения и навыки импровизации, пластического интонирования, музыкально-ритмических движений, артистизм.
Общехудожественные компетентности
Комплекс представлений о значимости основных положений из разных областей знаний – философии, эстетики, социологии, культурологии и др.
Методические компетентности
Степень актуализации методических знаний и умений, способов творческой деятельности в процессе освоения перспективных педагогических технологий, сообразных природе музыкального искусства, возрастным особенностям обучаемых, индивидуальным особенностям деятельности педагога – музыканта.
Понятие компетентность (что я могу дать детям) – способность личности устанавливать связь между знаниями, ценностями, склонностями и ситуациями, применять способы и действия для решения разного рода задач (результативность учителя и детей).


Используемая литература


1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ). – С. 5-6.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В.Козлова, A.M.Кондакова. - М.: Просвещение, 2011.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010 – С. 5-6.
4. Рабочая программа. Музыка. 5 – 7 классы, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина – М.: Просвещение, 2011. – С. 5-6.
5. Лекции с курсов повышения квалификации «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС ООО. 5-7 классы)»
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий /под ред. А.Г.Асмолова. - М.:
Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы

http://mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
http://standart.edu.ru - ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
http://katalog.iot.ru - электронные образовательные ресурсы.
http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».








13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14215







15