Статья Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в современной школе
Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школеС древнейших времён человечество понимало важность воспитания искусством. На примерах античной классики, погружая в творческое пространство, происходит обучение и в наше время. Будь то высшая художественная профессиональная школа или изостудия муниципального уровня. Ценность искусства безгранична и бесконечна, по сути. Бесспорно влияние искусства на культуру человека. Искусство «наполняет» и «обволакивает» его.
Личностное духовное совершенствование не представляется без знакомства и изучения культурного наследия, увлечения будь -то живописью, кино, фотографией, декоративно-прикладным искусством, рисунком и т.д.
Современный человек уже с маленького возраста соприкасается с миром искусства в дошкольных учреждениях, начальной общеобразовательной школе, учреждениях дополнительного образования. Это правильно, что бесценный дар и наследие искусства сохраняется и передаётся молодому поколению. Это достойный путь к культурному, нравственно-духовному, просвещённому обществу.
В истории педагогики и искусства хорошо известны формы, приёмы и методы передачи опыта накопленного наследия. При индивидуальном обучении мастер передаёт своё ремесло ученику. Этой форме обучения свойственна глубина, высокий профессионализм, формирование индивидуальной манеры исполнения произведения или копирование и подражание мастеру. Чтобы охватить наибольшее количество обучающихся искусству существуют групповые и коллективные формы проведения занятий. Всем известны практические занятия в классах, мастерских, изостудиях, кружках, выход на пленэр и экскурсию, участие в выставках и конкурсах.
Если художественную школу посещают по особому желанию и при наличии талантов и способностей, то охватить всех детей задача общеобразовательной школы. Проблема грамотного, высокопрофессионального подбора кадров для преподавания искусства в школе была всегда. Выпускники художественных факультетов и ВУЗов благополучно устраивали свою судьбу вне педагогической деятельности. Школы остаются без специалистов. Талантливому и творческому человеку не престижно идти в педагогику и поныне. Талант хочет быть независимым и материально обеспеченным.
Вторая проблема школы в области преподавания изобразительного искусства - это слабая материальная база, недостаток технического оснащения, наглядных пособий. Больше всего это касается сельских школ. За редким исключением при заинтересованности специалиста, материальное обеспечение бывает удовлетворительным.
Третьей проблемой считаю выбор образовательной программы. В настоящее время, известно всем учителям и педагогам ИЗО, что существует несколько программ по данному предмету.
Мой личный опыт работы в школе на протяжении четырех лет показал, что программа «Изобразительное искусство», созданная под руководством Б.М.Неменского легко адаптируется и эффективно работает в условиях муниципальной общеобразовательной школы. Естественно с учётом решения предыдущих двух проблем. Один из основных, замечательных принципов построения программы – принцип создания атмосферы увлечённости, является, я считаю принципиальным. Им поступаться никак нельзя. Педагог – профессионал, грамотный и уже опытный способен справиться с поставленной задачей. В составляющую «атмосферы увлечённости» входит, я считаю, умение очень хорошо рисовать самим педагогом, владеть многими техниками, знать законы построения рисунка, способность объяснить их учащимся, чётко разбираться в истории искусства, религии, культуре и искусстве разных народов, быть сведущим в современных технологиях и жизненных процессах. Он должен иметь развитое мышление, способное постоянно в интегрированном режиме работать, выдумывать, анализировать и синтезировать. Иметь коммуникабельные качества характера, уметь использовать эмоциональную составляющую. От него требуется быстро и грамотно планировать свою деятельность, почти по «Станиславскому» организовать и провести урок. Можно сказать, что успех занятию принесёт высокая интуиция педагога, гибкое режиссёрское управление, такт, выдержка, юмор, умение найти индивидуальный подход, настроить и включить ребёнка в работу и при этом, что очень важно, иметь крепкое здоровье.
Программа «Изобразительное искусство » по моему мнению, являлась и является самой актуальной и эффективной для применения в педагогической практике в общеобразовательной школе, знаю, работать по ней не просто, но интересно и не скучно. Рекомендую молодым специалистам.