Статья на тему Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей с задержкой психического развития
Артамонова М.В.
Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей с задержкой психического развития
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. В.А. Сухомлинский считал, что "истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок". Детский рисунок всегда привлекал внимание педагогов и психологов. По нему можно определить психическое состояние ребенка, запас имеющихся у него знаний и умений. Дети с задержкой психического развития не исключение. В настоящее время, наблюдается рост данной категории дошкольников, они так же, как и другие дети, имеют право на достойный социальный статус включение во все возможные сферы жизни человека.
По мнению- многих исследователей, первой продуктивной деятельностью ребенка является изобразительная деятельность. При обучении детей с задержкой психического развития рисованию, педагоги сталкиваются со следующими проблемами: движения рук детей бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Е.А. Екжанова отмечает, что трудности в овладении предметным изображением, в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с задержкой психического развития, тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой речи, т.е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности [2]. Кроме того, необходимо отметить, что зачастую у детей данной категории на занятиях и в свободное время, отсутствует эмоциональный интерес к деятельности. Учитывая данные особенности, необходимо рассмотреть такую технологию как арт-терапия, а именно использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Многие нетрадиционные техники рисования по своему воздействию на психоэмоциональную сферу ребенка, близки к арт-терапевтическим технологиям, которые используют при работе с детьми с задержкой психического развития. Данные техники повышают интерес к занятиям, развивают детей интеллектуально и физически. Г.Н. Давыдова отмечает, что рисование необычными материалами (пробки, крышки, восковые свечи, поролон, трафарет), оригинальными техниками, позволяет детям ощутить положительные эмоции, так как результат такой деятельности всегда успешный и почти не зависит от умелости и способностей, а если что-то не получается взрослый-партнер по игре всегда поможет (активно-пассивный метод "рука в руке") [1].
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и наполняют игру. Рисование с использованием данных техник, не утомляет детей с задержкой психического развития, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
По-мнению С.Г. Рыбаковой, изобразительная деятельность с нетрадиционными техниками рисования, стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх, перед процессом рисования ("не получается, "не умею"), повышает самооценку, свое творческое "Я", способствует коррекции, имеющихся отклонений в развитии психических процессов[3].
Существуют следующие техники рисования: "печать ладошкой", "монотипия","кляксография", "рисование свечкой", "пластилинография", "пескография"(вместо песка можно использовать, сухую манную крупу). С помощью данных техник, ребенок накапливает позитивные эмоции, выводит их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, творчески самовыражается[3].
Необходимо отметить то, что на занятиях с элементами арт-терапии ребенок может выражать и негативные эмоции -"выплескивать их на продукт своей деятельности". Например, метод рисования по сырой бумаге, позволяет, как говорят психологи "смыть водой свой страх, злость, обиду", окунув лист бумаги в ведерко с водой". "Пластилинография" дает возможность ребенку трансформировать изображение. например, превратив засохшее дерево, "заколдованное злой колдуньей», в зеленую цветущую яблоню.
В процессе изобразительной деятельности детей в нетрадиционной технике, удовлетворяется актуальная потребность ребенка в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. У ребенка снимается напряжение, он начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, агрессии, тревожности уступает место инициативности, творчеству. Все это порождает у детей новое желание, стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей, настроений, способствует всестороннему, гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию творческой личности.
Библиографический список:
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/ Г.Н.Давыдовой. -Москва:» Скрипторий»,2003-24с
2. Екажнова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с ЗПР/ Е.А. Екжанова. - Москва: «Сфера», 2011-319с
3. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР/С.Г. Рыбаковой. - СПБ:Речь. 2007г. с.139