Статья Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего возраста
Буторина Ирина Викторовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №30», пгт. Всеволодо-Вильва
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего возраста
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А.Сухомлинский
Проходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
Сегодня современный ребенок — это маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем, готовый оценить явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной и др. Он многим интересуется и о многом рассуждает. Но в то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. С удовольствием играет, сочиняет, фантазирует, радуется и рассуждает [3; с. 4].
Таким образом, новые черты современного дошкольного детства необходимо учитывать в содержании педагогического процесса по изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность у детей дошкольного возраста приносит много радости. Ведь потребность в рисовании у детей закладывается уже на генетическом уровне, они копируют и изучают окружающий мир. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая развития современного дошкольника и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей детей. Всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно [1; с. 6].
С самого раннего возраста ребенок пытается отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». Порой малышам не нужны краски, кисточки и карандаши. Они пытаются рисовать пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом ребенок в своем творчестве не только отражает, что он видит и чувствует, но и знакомится с разными по свойствам материалами и предметами. Подрастая, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В этот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в воспитательно-образовательный процесс самые необычные средства изображения: трубочки для коктейля, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Применение таких нетрадиционных решений способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче [2; с. 12].
В основу нашей работы по обучению нестандартным приемам рисования, упражнений, игр и разнообразным средствам в изобразительном творчестве используется пособие И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Воспитательно-образовательный процесс планируется с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности. Использование тематических литературных произведений, музыкального, игрового материала позволяют сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.
В старшем дошкольном возрасте (4—7 лет) дети легко усваивают такие способы рисования как:
«оттиск мятой бумагой» когда ребенок опускает мятую бумагу в краску и наносит оттиск на бумагу;
«тычок жесткой полусухой кистью», ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально, при работе кисть в воду не опускаем;
«монотипия предметная», здесь ребенок складывает лист бумаги вдвое, и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. Затем снова складывает лист пополам. В этой технике рисуются симметричные предметы. Полученное изображение можно украсить;
«кляксография с трубочкой», ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует через трубочку так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали также дорисовываются;
«кляксография с ниточкой», ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются кистью;
«набрызг», ребенок набирает краску на кисть (зубную щетку или стеку) и ударяет кистью о картон, либо зубной щеткой набирает немного краски, а стекой проводит по поверхности щетки быстрыми движениями. Брызги полетят на бумагу [4; с. 39].
В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создавать более выразительный образ.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость. Они готовы многократно повторять то или иное действие, и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Работая с детьми, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Для них проводятся консультации и беседы. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Выставки проводятся еженедельно. Они очень радуют детей и их родителей.
Положительным результатом в работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня, где дети занимают призовые места.
Список литературы:
1.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1. [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.
2.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 2. [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.
3.Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. [Текст] / И.А. Лыкова. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. [Текст] / И.А. Лыкова. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. - 207 с.
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Информационно — правовой портал «ГАРАНТ».