Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся на уроках технологии
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся на уроках технологии
Косова Наталья Анатольевна
Учитель технологии
Содержание
Введение
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»
Проектный метод как средство развития творческого потенциала учащихся
Заключение
Список используемой литературы.
Введение
На современном этапе развития, общество предъявляет образованию задачу подготовки разносторонне образованной, творческой, морально и физически здоровой личности. Существующее противоречие между уровнем образования и воспитания молодого специалиста и требованиями общества приводят к плохой адаптации человека в новых условиях, коллективе.
Развитие творческих способностей у школьников зависит от того, какие методы обучения и воспитания применяются. Выдающимися педагогами и психологами, были разработаны условия, принципы, критерии и методы обучения и воспитания, позволяющие существенно повысить развитие творческих способностей школьников.
В 20-е годы XX века в США Д.Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком был описан метод проектов. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. В России же идеи проектного обучения возникли еще в 1905 году. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным». Часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе или о подготовке к каком-то внеклассном мероприятии. Тогда как технология метода проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Наилучшим предметом для использования метода проектов я считаю урок технологии. Именно на уроке технологии учащиеся могут в максимальном объеме воплотить свои творческие фантазии, провести исследование в области изучения той или иной темы, а также применить свои знания на практике. Кроме того, урок технологии является прекрасной возможностью для применения на практике знаний, полученных в ходе изучения других предметов школьного курса и собственного жизненного опыта.
Развитием метода проекта в России занимались такие педагоги и психологи, как Безрукова Н.С., Горбатов Д.С., Пидкасис-тый П.И., и другие. Проектная деятельность рассматривается ими как связь теоретического обучения с практической деятельностью. В процессе работы с этим методом у учащихся развивается техническое мышление, творческие способности, повышается качество технологической подготовки, и формируются исследовательские качества. Кроме того, с помощью метода проектов более успешно реализуется задача социализации и социальной адаптации учащегося. Таким образом, обучающие и развивающие свойства метода проектов успешно используются в современной системе образования, тогда как использование проекта как метода эстетического воспитания школьников изучено мало.
Все вышесказанное привело меня на мысль, что проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология».
Из этого следует цель: развивать творческие способности учащихся на уроках технологии, применяя проектную деятельность.
Объект: творческие способности учащихся.
Предмет: метод проектов.
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине X IX века в школах США и вошёл в историю как "метод проблем".
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.
Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах."Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. В России, метод проектов имеет свои особенности, в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод -дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Можно сказать, что метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект». Слово «проект» - происходит от латинского «брошенный вперед», советский энциклопедический словарь предлагает следующее толкование:
1) совокупность документов для создания какого-либо сооружения, изделия;
2) предварительный текст документов;
3) замысел, план, прообраз какого-либо объекта.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Введение в образовательное учреждение образовательной области «Технология» меняет не только содержание учебного предмета «Трудовое обучение», но и методы обучения, позволяющие вырабатывать у выпускников качества личности, которые предъявляет общество к ним: высокая общая культура, широкое мировоззрение, целеустремленность в достижении поставленной цели, постоянное саморазвитие, самосовершенствование и овладение профессией в определенной сфере труда, необходимый уровень развития познавательных и творческих способностей.
Все это можно реализовать при наличии необходимой учебно-методической базы и применения в учебном процессе методик, предусматриваемых творческое развитие учащихся. Одним из таких методик является выполнение творческих проектов.
Выполнение творческих проектов в «Технологии» может быть соотнесено с методом проектов.
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место.
Программа предусматривает выполнение учащимися 5-9 классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном. Творчество - это исследование. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, технологии, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии и т.д.
В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:
- индивидуальной заинтересованностью;
- социальной значимостью.
Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Рассматривая процесс творчества, следует обращать внимание на формирование творческого климата среди учащихся, сам творческий процесс, наличии у учащихся творческих способностей и определение творческой личности. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно во время их раскрыть и развить. Дети от природы любознательны, способны и талантливы. Элементы творчества проявляются в игре, в решении жизненных повседневных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности.
Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качеств, характерных для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Мы также обязаны научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказу от творчества по "неумению".
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Выделяют 3 основных этапа проектной деятельности:
I - организационно-подготовительный
II - технологический
III - заключительный
На I этапе перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
Возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия.
Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы.
Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта.
Учащиеся проводят экономические расчеты, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований и защищают свой проект перед одноклассниками. В процессе обучения учащихся я применяю метод проектов с 1999 года. Внедрение метода проектов в учебный процесс позволяет:
- повысить познавательную активность учащихся
- поднять имидж учащихся (изготовления проектного изделия самостоятельно - от идеи до воплощения в реальность), учителя (обучение школьников передовой технологии)
- включить в процесс обучения их родных и близких (обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в поиске материалов и инструментов)
- усилить полезность обучения (товар или услуга создается для дома, школы и т. д.)
- активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, стремление к созиданию).
Одной из целей своей педагогической деятельности я ставлю - создать условия для развития творческих способностей учащихся, метод проектов этому способствует. В целом, умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение школьников к этому великому достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры.
В начале учебного года я ставлю перед учащимися проблемы, предлагаю банк проектов, раскрываю требования к проектам, технологию их выполнения, и критерии оценивания. Подготовка учащихся 5-х классов к этой работе требует особого внимания. Они должны понять практический смысл процесса проектирования, что повысит мотивацию их дальнейшей работы над проектом. Первый проект мы делаем вместе, по одной теме. Учащиеся знакомятся с алгоритмом выполнения проекта, в помощь им я составила схему - последовательность выполнения творческого проекта (схема 1). Самая первая ступень в выполнении проекта - выбор проблемы. Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что - либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же, возникшие проблемы. Перед пятиклассниками ее ставлю я, а могут определить ее они сами. Предлагаю порассуждать, посмотреть на близких, друзей, с какими трудностями они сталкиваются. Чем помочь себе и им? Какие умения и навыки они хотят развить в себе? Отвечая на эти и подобные вопросы, можно понять, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.
Главная задача на этой ступени - выявить из множества проблем наиболее существенную. Предлагаю детям составить «звездочку обдумывания». Для этого надо взять чистый лист и записать все возникшие идеи по данной проблеме. Они могут быть записаны в виде фраз, отдельных слов, нарисованы в картинках или эскизах (схема 2). Выбранную идею можно выделить цветом.
В начале занятия я делю детей на группы по 5-6 человек и над такими разделами проекта как «Выбор модели», «Выбор материалов», «Выбор оборудования, инструментов и приспособлений» они работают совместно. Эти этапы мы тоже представляем «звездочками обдумывания». Для этого надо еще один чистый лист. В центре листа необходимо написать название изделия, а дальше по сторонам (как лучики солнца) зарисовать модели или записать материалы. Всем идеям нужно вынести вердикт «да» или «нет». Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: доступность, себестоимость, обеспеченность материалами, трудоемкость. Когда оценена с этих сторон каждая из выбранных идей, легко найти и остановиться на самой лучшей.
Технологический этап требует повышенного внимания и усидчивости. Здесь мы вместе обсуждаем последовательность изготовления изделия, а практическую работу каждый выполняет свою. При изготовлении изделия, я обращаю внимание детей на организацию рабочего места, на соблюдение правил техники безопасности.
Расчет себестоимости изделия пятиклассники проводят по упрощенной схеме, учитываем только стоимость приобретенных материалов. При подведении итогов дети проводят самоанализ достоинств и недостатков проекта; отвечают на вопросы: сделано ли то, что планировалось, получился ли проект, доволен ли автор.
При применении метода проектов я учитываю один из важнейших принципов обучения постепенный переход от простого, к сложному, поэтому проекты классифицируются не только по сферам деятельности, а по степени сложности их решения.
В старших классах в банк проблем и идей включены темы по таким разделам: «Домашняя экономика», «Косметика и гигиена девушки», «Профессиональное самоопределение» и др. Проекты старшеклассников усложняются составлением инструкционных карт, чертежей и схем изделий, экономическими расчетами.
Достоинство метода проектов думаю в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат - изделие, которым можно пользоваться в быту, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. При выполнении проектов учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении.
Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает жизненно необходимые знания и умения.
Проектный метод как средство развития творческого потенциала учащихся
Во все времена конечным результатом обучения должна была быть высоко-образованная и эстетически развитая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа. И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески.
Хотелось бы представить вам свой опыт работы в обучении технологии девочек 5-9 классов. Эта работа, скорее попытка осмыслить путь поиска. Что я как педагог трудового обучения могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты. По этой системе я работаю несколько лет и хочу сказать, что эта методика дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в активную позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?", обеспечивая жизнедеятельность человечества, не нарушая при этом гармонии интересов человека.
Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса "Технология". Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.
Вся деятельность делится на три этапа: предпроектная деятельность – выполнение маркетингового исследования, сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов;
проектная деятельность - поэтапная разработка модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, технологической последовательности, составление технологической карты;
послепроектная деятельность – технико-экономическое обоснование выбора изделия, самоконтроль и самооценка своей деятельности, определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи, защита проекта.
Данная система рассчитана на 5 лет обучения и позволяет осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности.
Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.)
На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий, с составлением карт и схем выполнения работы. Например: В разделе "Работа на швейной машине" девочкам предлагается на основе изученных швов выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть прихватка, а может грелка на чайник – важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё "хочу" и "могу ". Уже при выборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.
На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.
На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, мы знакомимся с предпроектной деятельностью. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом.
И только на пятом году (в 9 классе) девочки выполняют проект самостоятельно. Учитель выступает в роли оппонента, которому приходится доказывать рациональность того или иного выбора, решения или действия. На защиту проекта каждая ученица выходит с изделием и описанием проектной деятельности. Лучшие проекты рассматриваются на олимпиадах и экзаменах по выбору, представляются на выставках.
Такие проекты оценить бывает очень трудно, потому что каждый из них хорош по-своему. Для этого имеется мягкая шкала оценки. Она состоит из оценок в проектной рабочей тетради и экспертной оценки, которая складывается при защите проекта из оценок одноклассниц, учителя и самооценки.
За учебный год учащиеся выполняют в 6-7 классах один проект (точнее работают по одному или двум этапам проектной деятельности) с полной выкладкой описания разделов проекта и вариантами исполнения. В 8-9 классах – два. Первый проект выполняется как тренировочный. Обычно это происходит во второй четверти, в разделе "материаловедения" и "машиноведения", он выполняется в рабочих тетрадях и носит познавательный или описательный характер. Второй проект – как итоговая работа в третьей четверти. Он выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер.
В 9-тых классах особенно ценны и интересны коллективные творческие проекты, где над одной темой работает группа девочек. Каждая из них находит свое место в общем деле. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности – совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет учитель. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать назначить руководителями проекта и отделов определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей. Для этого создаются проектные отделы: маркетинга, дизайнерский, конструкторский, технологический, производственный и т.д., в зависимости от вида изделия и рода деятельности. Каждый найдет себе достойное место и будет востребован. Очень интересны коллективные проекты для внеклассной работы по проведению праздников. Например: на праздновании "Масленицы" нужны умные и веселые идеи-вдохновители, серьезные и деловые разработчики, скорпулезно и четко выполняющие исполнители. В этом проекте найдется дело всем, не взирая на способности и склонности. Все знания, полученные на уроках, найдут свое применение.
На уроках технологии работает все – от фантазии до логики. Предмет «Технология» опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Если в правописании слова "костюм" двух мнений быть не может, то на наших уроках только от обилия зарисовок этого самого костюма просто голова кругом идет. И задача учителя - помочь этим замыслам осуществиться. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребителей, до реализации продукции, позволит обеспечить им преуспевание в жизни, потому что они умеют найти ответ на вопрос "как делать?".
Заключение
Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.
Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.
И в заключении мне бы хотелось сказать, что я обладаю хорошей теоретической подготовкой, постоянно занимаюсь самообразованием, стремлюсь к совершенствованию своего методического уровня. Имею богатый опыт практической педагогической деятельности и постоянно пополняю имеющийся уровень знаний.
Педагогическая эрудиция, совершенное владение содержанием предмета позволяет творчески подходить к использованию современных педагогических технологий, методически грамотно осуществлять анализ учебно-методической работы по предмету.
Я владею методами и приемами стимулирования успешности познавательной деятельности школьников, учитываю психологические особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательной работы.
Для отслеживания результатов своей работы я пользуюсь тестами, мониторингом ЗУНов, компьютерными программами для учащихся, творческими работами детей. Инструментарий для отслеживания качества образования детей разрабатываю с учетом индивидуальных особенностей школьников. Методы и приемы дифференцированного обучения применяю творчески.
Умею планировать и успешно организую самообразовательную деятельность воспитанников, ориентируюсь в требованиях времени.
За период педагогической деятельности я открыла для себя главное: учитель должен научить детей добывать знания самостоятельно. Поэтому цель работы – формирование интереса к самому процессу работы, построение учебной деятельности таким образом, чтобы ученик одновременно с материалом и методами работы получал способ видения этого предмета, способ мышления о нем, необходимый теоретический уровень, общеучебные навыки.
Развивающее обучение, используемое мной, делает мышление учеников свободным и открытым для творчества.
Разработала дневник проектной деятельности, УМК по предмету, презентации проектных работ, учебно-дидактический комплекс, разработки уроков с использованием ИКТ.
Список используемой литературы.
1 .Программа. Трудовое обучение. Технология. М. Просвещение, 1997
2.Кайл Р. Детская психология: (Серия «Психологическая энциклопедия»)- М.:Олма- прес,2002-416
3.Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - М.: Олма – прес 2004- 236
4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., АЗЪД993
5.Методика обучения учащихся технологии. Под ред. Симоненко В.Д. Брянск, 1998
6.Технология. Учебник для 5 класса. Под ред. Симоненко В.Д.
7.Журнал «Учитель» №2, 2002
8.Журнал «Школа и производство» № 2, 2004
Приложение
Темы творческих проектов
Сервировка праздничного стола.
Сервировка стола к завтраку.
Сервировка чайного стола.
Оформление салатов.
Оформление бутербродов.
Этот удивительный бутерброд.
Овощи - лекари.
Торт ко дню рождения.
Приготовление изделий из теста.
Складывание салфеток.
Блюда национальной кухни для традиционных праздников.
Банкет-коктейль.
Русские обычаи и традиции.
Масленица.
Изготовление сувенира.
Новогодний подарок.
Подарок своими руками.
Веселые лоскутки.
Изготовление изделия в лоскутной пластики.
Фартук традиционный и современный.
Художественная отделка фартука.
Игрушки-подушки.
Диванная подушка.
Тайна бабушкиного сундука.
Изготовление ажурного воротника.
Отделка швейного изделия вышивкой.
Вышитая картина.
Русские узоры.
Вышивка - древнее рукоделие.
Салфетки для праздничного стола.
Узор для пуловера.
Вязаное изделие.
Комплект для лыжной прогулки.
Платье шью сама.
Юбка своими руками.
Одежда для отдыха.
Из истории костюма.
Стиль в одежде.
Интерьер моей кухни, детской комнаты, прихожей.
Оформление интерьера декоративными растениями.
Плетеные пояса.
Плетеные панно в интерьере.
Выбор прически.
Косметика и макияж.
Определение количества нитратов в овощах и фруктах.
Приложение
Все проекты разработаны на уроках технологии по программным разделам (уход за кожей лица и волосами, рукоделие, изготовление швейных изделий). Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Любой из них конкурентно способный и заслуживает рассмотрения.
Коллективный проект учениц 9 класса:
"Технологическое решение эколого-экономических проблем в современной жизни. Волосы: проблемы и способы их решения".
Содержание работы:
I. Обоснование выбора темы.
1. Историческая справка.2. Волосы как современная проблема.3. Строение волоса.4. Структура и типы волос.5. Здоровые волосы.
II. Разработка идеи.
1. Исследование волос. План работы.2. Проблемы и рекомендации. 3. Лекарственные растения в уходе за волосами.
III. Технология ухода.
1. Состояние волос на I этапе наблюдения.2. Состояние волос на II этапе наблюдения.3. Состояние волос на III этапе наблюдения.4. Сравнительные диаграммы изменения состояния волос. 5. Алгоритм ухода за проблемными волосами
IV. Технико-экономическое обоснование проекта.
1. Экономический расчет.2. Пути реализации проекта.
V. Используемая литература.
VI. Примечание.
1. Интересные подробности.2. Гербарий лекарственных растений по уходу за волосами.
Творческий проект ученицы 9 класса:
“ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫШИТОГО ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО В ТЕХНИКЕ СЧЁТНОГО КРЕСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ РАСКЛАДОК”.
Содержание работы:
I. Обоснование выбора изделия и рукоделия.
1. Интерьер жилого дома.2. Современный дизайн и национальные традиции.3. Историческая справка ремесла.
II. Разработка идеи.
1. Маркетинговое исследование.2. Компьютерная разработка схем (2 варианта).3. Инструменты и приспособления.4. Выбор ниток и материалов. 5. Описание изделия.
III. Технология изготовления изделия.
1. Техника выполнения стежка “крест”.2. Последовательность выполнения работы.3. Контроль качества.
IV. Технико-экономическое обоснование проекта.
1. Экономический расчет.2. Пути реализации изделия и программы по составлению схем для вышивки.
V. Используемая литература.
VI. Приложение
Схемы для вышивок.
Дискета с презентацией работы.
Творческий проект ученицы 8 класса:
"РАЗРАБОТКА ПОЯСНОГО ИЗДЕЛИЯ.
БЕРМУДЫ – ШОРТЫ ДЛЯ ОТДЫХА".
Содержание работы:
I. Предпроектная деятельность.
1. Обоснование выбора темы и изделия.2. Историческая справка.3. Выбор модели и ткани.4. Описание модели.5. Инструменты и приспособления.
II. Проектная деятельность.
1. Снятие мерок. Мерки и прибавки.2. Инструкционная карта построения чертежа брюк.3. Чертёж на фигуру М1:4 (основа чертежа).4. Конструктивные линии и срезы на чертеже брюк.5. Моделирование. 6. Детали кроя.7. Раскладка выкройки на ткань.8. Технология пошива.9. Последовательность пошива брюк.10. Самоконтроль качества.
III. Послепроектная деятельность.
1. Технико-экономическое обоснование.2. Пути реализации изделия.
IV. Пояснительная записка к защите проекта.
V. Используемая литература.
”ђЗаголовок 1Заголовок 715