СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат № 18 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
30353015875
Проект:
«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО
КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Авторы проекта:
Козарезова Г. А., заместитель директора по воспитательной работе
Некрестова Т. М., учитель истории и обществознания
Митина Т. Г., воспитатель
г. Барабинск 2016
Содержание
1. Краткая аннотация к проекту.
2. Актуальность реализованного проекта
3. Цели и задачи проекта
4. Ожидаемые результаты
5. Этапы реализации проекта
6. Показатели эффективности реализации проекта
Описание проекта
Название проекта: «Социальное партнерство как средство социализации личности учащихся»
Авторы проекта:
Козарезова Галина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе высшей категории
Некрестова Татьяна Михайловна, учитель истории и обществознания высшей категории
Митина Татьяна Геннадьевна, воспитатель первой категории
Сроки реализации: сентябрь 2015- сентябрь 2016
Тип проекта: социальный
Идея создания проекта:
Социальное партнерство объявлено сегодня одним из главных направлений модернизации образования в России. В целях повышения эффективности воспитательного процесса и профориентационной работы в нашей школе-интернате организовано взаимодействие с учреждениями образовательной, культурной, правовой, профилактической направленности. Рассматривая социальное партнёрство как способ социализации личности учащихся, мы сотрудничаем не только железнодорожными предприятия Барабинского узла, но и с ДДТ, ДЮСШ, библиотеками, представителями МЧС, МВД.
Новизна
Новизна проекта в том, что, организовывая социальное партнерство в условиях железнодорожной школы-интерната, мы хотим получить модель выпускника, обладающего такими качествами как коммуникабельность, толерантность, ответственность за принятие решений.
Актуальность
Учитывая специфику нашего образовательного учреждения (дети у нас находятся круглосуточно), социальное партнерство для нас – это сотрудничество в различных областях общественной деятельности: школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и сообщества ради достижения общественно - значимого результата. Сегодня перед школой поставлен социальный заказ на формирование личности ребёнка, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность, толерантность, современный тип мышления, ответственность за принятие решений. Поэтому в условиях современного подхода к обучению, воспитанию, развитию и социализации выпускник школы должен выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям. При этом подчеркивается, что основные цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия школы с представителями науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями.
Цель проекта: социальное становление личности учащихся внутри единого воспитательного пространства, а также реализация на практике системы социального взаимодействия в условиях школы - интерната.
Задачи проекта:
Осуществить анализ психолого-педагогической литературы, теоретического и практического опыта по теме проекта.
Создать информационный банк данных социальных партнеров школы в социуме и систематизировать его.
Провести мониторинг использования имеющихся ресурсов социальных партнеров и апробировать на учащихся нашей школы опыт социального партнерства.
2. Календарный план реализации проекта
2.1. Этапы реализации проекта
1 этап. Организационно-подготовительный
1.Формирование творческой группы.
2.Изучение сущности социального партнерства в педагогической, психолого-педагогической литературе.
3.Определение цели и задач, выявление особенности социального партнерства школы-интерната.
4.Разработка анкеты и проведение анкетирования классных руководителей о перспективах развития социального партнерства в нашей школе; результаты анкетирования классных руководителей о перспективах развития социального партнерства и обсуждение на педагогическом совете школы.
5.Разработка рекомендаций для классных руководителей по привлечению родителей учащихся, как потенциальных социальных партнеров.
6.Проведение проектировочного семинара, позволившего наметить основные направления деятельности администрации и педагогического коллектива в данном направлении.
2 этап. Исследовательский
1.Определение потенциально возможных социальных партнеров, сферы общих интересов.
2. Создание информационного банка данных социальных партнеров школы-интерната.
3. Изучение возможностей сетевого взаимодействия для повышения эффективности образовательной деятельности школы-интерната, установление партнерских отношений с социальными партнерами.
4.Формирование пакета информационно-аналитических материалов, подготовка пакета договорных документов с социальными партнерами.
5. Реализация социальных проектов и программ.
6.Использование самооценки педагогического коллектива для дальнейшего совершенствования деятельности образовательного учреждения.
7. Использование возможностей социального партнерства для стимулирования и поощрения учащихся и педагогов.
8.Развитие ресурсной базы, обеспечивающей реализацию данного проекта.
3 этап. Итоговый
1. Мониторинг проектной деятельности.
2. Оценка результативности и эффективности используемых механизмов
социального партнерства.
3. Соотнесение результатов внешней и внутренней оценки деятельности
образовательного учреждения и определение дальнейших направлений развития школы-интерната.
1.Обобщение и презентация результатов реализации проекта на уровне
района.
Календарный план реализации проекта
№ Мероприятия Сроки Ответственные
Организационно-подготовительный этап
1. Введение в проблематику проекта. Формирование творческой группы Сентябрь 2015 2. Изучение сущности социального партнерства в педагогической, психолого-педагогической литературе. Сентябрь 2015 3. Определение цели и задач, выявление особенности социального партнерства школы-интерната. Сентябрь 2015 4. Разработка анкеты и проведение анкетирования классных руководителей о перспективах развития социального партнерства в нашей школе; результаты анкетирования классных руководителей о перспективах развития социального партнерства и обсуждение на педагогическом совете школы. Разработка рекомендаций для классных руководителей по привлечению родителей учащихся, как потенциальных социальных партнеров. Сентябрь 2015 5. Проведение проектировочного семинара, позволившего наметить основные направления деятельности администрации и педагогического коллектива в данном направлении. Октябрь 2015 Исследовательский
1. Определение потенциально возможных социальных партнеров, сферы общих интересов. Создание информационного банка данных социальных партнеров школы-интерната. Октябрь 2015 2. Изучение возможностей сетевого взаимодействия для повышения эффективности образовательной деятельности школы-интерната, установление партнерских отношений с социальными партнерами. Октябрь 2015 3. Формирование пакета информационно-аналитических материалов, подготовка пакета договорных документов с социальными партнерами. 4. Реализация социальных проектов и программ. На протяжении всего периода 5. Использование самооценки педагогического коллектива для дальнейшего совершенствования деятельности образовательного учреждения. Использование возможностей социального партнерства для стимулирования и поощрения учащихся и педагогов. На протяжении всего периода 6. Развитие ресурсной базы, обеспечивающей реализацию данного проекта. На протяжении всего периода Итоговый
1. Мониторинг проектной деятельности. Оценка результативности и эффективности используемых механизмов социального партнерства. Август 2016 4. Обобщение и презентация результатов реализации проекта на уровне района. Сентябрь 2016 3. Ожидаемые изменения в результате реализации проекта:
1. В результате проекта будут сформированы навыки самореализации выпускника школы.
2. Создан и систематизирован информационный банк данных потенциальных партнеров школы-интерната в социуме.
3. Разработана диагностика социального партнерства применительно к школе-интернату и модели взаимодействия образовательного учреждения с местным сообществом.
4. В результате совместной деятельности сфер образования, трудоустройства выпускники школы будут трудоустроены в летнее время, а также после завершения учёбы в ВУЗах.
3.1. Показатели эффективности реализации проекта
1.В результате реализации проекта повысится мотивация педагогов и родителей учащихся к эффективному взаимодействию всех предлагаемых структур по вопросам организации и осуществлению образовательного процесса.
2.Повысится степень открытости образовательного учреждения и ее конкурентоспособности.
3.Усовершенствуется материально-техническая база школы.
3.2. Механизм оценки результатов
Приложения
Рекомендации для классных руководителей
Главные социальные партнеры классного руководителя - родители детей, обучающихся в классе, а также представители различных учреждений и организаций, участвующие в реализации воспитательных мероприятий.
1. Классным руководителям необходимо каждый учебный год, через детей или на первом родительском собрании, просить родителей заполнить прилагаемую анкету. По итогам заполнения составить «банк» социальных партнеров школы из родителей, которые могут выступить на классном часе.
2. Один раз в четверть (а в начальной школе и 2-3 раза) проводятся родительские собрания. Необходимо объяснить родителям важность их выступления в школе с целью профориентации учащихся.
3. Нужно организовать на классных часах выступление родителей по прилагаемому примерному плану.
4. Необходимо проводить тематические классные часы, на которых выступают приглашенные специалисты, психолог школы, медики.
5. В рамках профориентационной работы в школе проводить встречи с преподавателями различных вузов и колледжей.
6. Контролировать посещения учащимися 9-11 классов Дни открытых дверей в учебных заведениях.
7. Большое внимание следует уделять художественно-эстетическому направлению воспитательной работы, взаимодействию с музеями, театрами города, филармонией, планетарием и библиотеками города.
8. Активно сотрудничать с инспекцией по делам несовершеннолетних, где рассматриваются вопросы касающиеся «проблемных» детей и родителей, не выполняющих своих обязанностей.
9. Организовывать тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия малого и среднего бизнеса. Устраивать встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Анкета 1
Почему Вас привлекла эта профессия?
Как Вы пришли к ней?
Какой уровень образования требуется, чтобы работать по этой специальности?
Отметьте (расскажите) наиболее интересные моменты из Вашего опыта?
Требует ли Ваша работа дальнейшего обучения (получения новых знаний)?
Перспективы дальнейшего профессионального роста
Вы можете сами дополнить или скорректировать данный план.
Анкета 2
Фамилия Имя Отчество
Ваше образование, по какой специальности Вы сейчас работаете?
Общий стаж работы. Стаж работы по специальности
Удовлетворены ли Вы результатами работы с точки зрения материального вознаграждения? морального удовлетворения?
Оцените моральный климат в Вашем трудовом коллективе: хороший, удовлетворительный, плохой.
Учреждение, в котором Вы работаете: государственное, коммерческое, другое.
Имеете ли Вы грамоты, награды или другие поощрения за свой труд?
Можете ли Вы назвать свою работу престижной?
Готовы ли Вы рассказать о своей профессии на классном часе?
Социальное партнёрство в школе осуществляется по нескольким направлениям:
Банк социальных партнеров школы
Приведем комплексный план работы ученических коллективов с конкретными общественными, образовательными, спортивными, культурно-просветительскими и др. организациями.
№ п/п Соц. партнер
Вид взаимодействия
Кто привлекается со стороны школы Период
Социально-педагогическое партнёрство
1. Библиотека Экскурсии для школьников, тематические мероприятия, лекции, Библиотекарь 2. Управление образования г. Барабинска. Организация совместных открытых мероприятий, конкурсов и фестивалей, олимпиад, конкурсов Педагог-организатор, воспитатели первой и второй половины дня 3. Высшие и средне-специальные учебные заведения, Детская железная дорога Проведение Дня открытых дверей, обучение старшеклассников на базе техникумов с дальнейшим получением профессий Заместитель директора по УВР 4. Молодёжный центр Проведение совместных мероприятий, организация акций, проведение совместных мероприятий с активом ученического самоуправления 8-11 класс
Школьное самоуправление 5. Детский социальный приют г. Барабинска Шефская помощь
Заместитель директора по ВР
Школьное самоуправление Гражданско-патриотическое
1. Совет ветеранов Организация встреч с ветеранами ВОВ. Подготовка концертов, памятных дат Педагог-организатор, школьное самоуправление 2. Администрация г. Барабинска и Барабинского района Новосибирской области Организация совместных тематических мероприятий с приглашением ветеранов ВОВ, ветеранов Труда Заместитель директора по ВР
Педагог-организатор 3. Музеи города Барабинска, Барабинского района, г. Новосибирска Организация работы по проектам, исследовательским работам, экскурсий. Руководитель школьного историко-патриотического музея 4. Железнодорожные предприятия ст. Барабинск Организация экскурсий, учёбы по курсу Детской железной дороги, совместных встреч с железнодорожниками, шефская помощь со стороны предприятий школе. Заместитель директора по ВР 5. Сельские Советы железнодорожных станций, поселковые сельские Советы Набор воспитанников в школу-интернат Директор школы
Заместитель директора по УВР Физкультурно-оздоровительное
1. Детская поликлиника Работа по укреплению здоровья детей Медицинские работники 2. Управление МЧС г. Барабинска, Главное Управление МЧС Совместное проведение объектовых тренировок «Безопасность детей – забота общая», семинаров, лекций и круглых столов 3. Детская и юношеская спортивная школа г. Барабинска Организация спортивных соревнований, спартакиад Учитель физкультуры Профилактическое
1. ОДН, ГОВД, ГИБДД Приглашение инспекторов на заседания школьного совета профилактики, проведение тематических лекций по изучению правовых документов, организация индивидуальных бесед с учащимися, правовых недель, консультации по правовым вопросам для учащихся и педагогов школы Педагог-организатор, воспитатели 2. ГУ Центр социальной помощи семье и детям Организация совместных тематических мероприятий, помощь специалистов – психологов, тренинги для учащихся. Психолог школы
Социальный педагог школы 3. НГПУ Повышение курсовой подготовки педагогов и воспитателей Заместитель директора Формы сотрудничества:
- совместная организация и проведение внеклассных мероприятий,
- вечера-встречи с интересными людьми,
- совместная исследовательская и диагностическая деятельность,
- консультации, вечера, круглые столы и т.д.,
- экскурсии и различные тематические десанты,
- приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия,
- спонсорская помощь школе и т. д.
Список информационных источников
Аксенова И.Г. и др. Политика социального партнерства (российский и зарубежный опыт). – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003.
Эбнер К.В., Дюкарев Р., Фокс К.А., Холмз. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. Практическое пособие. – М.: Центр развития образования, 2000.
Государственно-частное партнерство в образовании. Книжный дом Университет. Москва. 2009.
Мелехина Т.А. Духовно-нравственное воспитание школьников в среде социального партнерства. Программа на 2008-2012 год.
http://school66.tyumen-city.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47:2010-12-04-23-14-17&catid=45:-viii-&Itemid=44
.
.
Система
«Социальные партнёры: школа, семья, общество»
Мы стараемся сделать родителей своими союзниками, ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и школа могут достигнуть желаемых результатов в обучении и воспитании детей.
Основные направления работы с родителями:
-формирование активной жизненной позиции родителей по отношению к школе;
-организация родительского всеобуча;
-взаимодействие социально – психологической службы школы с родителями;
-вовлечение в органы школьного самоуправления.
В школе разработана и действует система, которая реализуется через:
1. использование традиционных форм работы с семьёй, организацию совместной досуговой и поисковой деятельности, создание банка семейных праздников и других форм совместных мероприятий;
2. развитие и поддержку интереса детей и взрослых к истории семьи, города: «Моя родословная», «Вклад моей семьи в историю города, страны», «Защитник Отечества в моей семье», «Выпускник школы в моей семье» и другие;
3. создание в школьном музее семейных альбомов.
Нельзя не отметить неоценимую помощь родителей в укреплении материально – технической базы школы: оборудование и ремонт учебных кабинетов, участие родителей в ремонте школы и участие в общешкольных субботниках.
Социально-педагогическое партнёрство
Школа – детский сад
Давно сложилась система работы школа - детский сад. Учителя начальной школы заранее знают, какие дети придут к ним в первый класс, так как по договору о совместной деятельности они посещают занятия подготовительной группы, родительские собрания. Воспитатели детского сада приглашаются в школу на педконсилиумы по готовности и адаптации детей к школе, чтобы увидеть, как их бывшие воспитанники чувствуют себя здесь. Такая система работы позволяет детям быстрее привыкнуть к смене деятельности, новым педагогам, тем более они не первый раз приходят в школу. Традиционными стали праздники, проводимые для воспитанников детского сада нашими учащимися: новогодние ёлки, дни знакомства со школой и другие.
Школа- городская библиотека
Школа- Управление образования г. Барабинска
Школа- высшие и средне-специальные учебные заведения
Школа- Детская железная дорога
Школа- Молодёжный центр
Школа- Детский социальный приют г. Барабинска
Физкультурно – оздоровительное направление
Детская поликлиникаРабота по укреплению здоровья детей
Управление МЧС г. Барабинска, Главное Управление МЧССовместное проведение объектовых тренировок «Безопасность детей – забота общая», семинаров, лекций и круглых столов
Детская и юношеская спортивная школа г. БарабинскаОрганизация спортивных соревнований, спартакиад
Гражданско-патриотическое
Железнодорожные предприятия ст. Барабинск
Сельские Советы железнодорожных станций, поселковые сельские Советы
Профилактическое
5.ОДН, ГОВД, ГИБДДПриглашение инспекторов на заседания школьного совета профилактики, проведение тематических лекций по изучению правовых документов, организация индивидуальных бесед с учащимися, правовых недель, консультации по правовым вопросам для учащихся и педагогов школы
11.ГУ Центр социальной помощи семье и детямОрганизация совместных тематических мероприятий, помощь специалистов – психологов, тренинги для учащихся.
13.НГПУПовышение курсовой подготовки педагогов и воспитателей
Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника Т. Н. Захарова