Современные технологии профориентационной работы. Использование информационно-коммуникационных технологий в организации профориентационной работы с учащимися
Методический семинар
«Современные технологии профориентационной работы.
Использование информационно-коммуникационных технологий
в организации профориентационной работы с учащимися».
Дата проведения: 19.11.2016 г.
Участники: учителя-предметники, осуществляющие профильное обучение в 10-11 классах
Грудупс К.Я., зам. директора по НМР
В современных условиях глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций развития цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию информационных и коммуникационных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество. Именно поэтому перед системой образования сегодня встаёт новая проблема – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственным действиям, профессиональной деятельности в высоко информационной среде.
Поэтому информатизация современного образовательного процесса одно из важнейших направлений.
Информатизация – комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Главную роль в этом процессе играет интеллект и знания.
В связи с переходом образования к профильному обучению, проблема личностного и профессионального самоопределения школьников активизировалось.
Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни, поскольку все хотят, чтобы работа соответствовала интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась. На выбор профессии оказывает влияние множество факторов – это и собственные интересы и способности, и мнение друзей и родителей. Одно из самых серьёзных препятствий для самостоятельного выбора профессии – это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить необходимое образование.
Но практика показывает, что далеко не все учащиеся 10-11 классов могут самостоятельно размышлять над вопросом профессионального выбора. Поэтому роль профориентационной работы выросла и потребовала нового подхода к её организации, что во многом связано с усложнением труда, расширением диапазона профессий и повышением их наукоёмкости.
В настоящее время «профориентацию» понимают как целенаправленную разноаспектную комплексную деятельность по подготовке молодёжи к обоснованному выбору в соответствии с личными интересами, способностями и общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификаций.
Растут проблемы профориентации, но и расширяются возможности. Задача педагогов, работающих по профориентации повысить мотивацию учащихся к самостоятельному профессиональному самоопределению. Здесь могут помочь информационно-коммуникационные технологии. Бурно развивающаяся компьютерная техника и Интернет являются реальным ресурсом для обновления форм и принципов профориентационной работы.
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности обеспечивает свободный доступ к интересующей информации, активизирует интерес учащихся, как к психологическим занятиям, так и к компьютерным технологиям:
ориентирует на активную самостоятельную деятельность;
помогает старшеклассникам формировать готовность к самостоятельному анализу своих основных склонностей и способностей;
даёт возможность ориентировочно выявить свои личностные и профессиональные интересы и склонности;
формирует представление о профессии, как важнейшем виде социальной деятельности современного человека, о тех требованиях, которые профессия предъявляет человеку;
помогает задать себе жизненные и ценностные ориентиры.
Таким образом современный подход к организации профориентационной работы со старшеклассниками связан с необходимостью развития средств продуктивного обучения на творческой, поисково-исследовательской основе, что напрямую связано с необходимостью активной информатизации учебного процесса, повышения ИКТ-компетенции обучающихся, как информационной основы их профессионального самоопределения, использования преимуществ Интернет для творческого поиска научной информации и активного использования информационно-коммуникационных технологий.
Используя Интернет можно решить различные задачи по организации профориентационной работы. Всемирная сеть позволяет комплексно решать задачи профессионального самоопределения. Здесь можно пройти профориентационное тестирование, получить рекомендации по приоритетным профессиям и изучить сайты, где находятся описания данных профессий, с целью определения своих способностей и личных качеств. Так же на сайтах публикуются различные статьи о буднях профессионалов.
Особое значение имеют сайты, предоставляющие информацию об учебных заведениях, особенностях поступления и обучения. В сети Интернет достаточно много информации о рейтингах учебных заведений, востребованности их выпускников, форумах, на которых разворачиваются дискуссии о качестве образования.
Кроме того, Интернет в настоящее время становится мощным не только информационным, но и образовательным ресурсом. В последнее время всё большую популярность приобретает возможность дистанционного образования, сейчас эта система уже реализована.
В результате можно выделить следующие группы сайтов в Интернет, которые выполняют функцию профориентации и могут использоваться не только психологами и педагогами, работающими в этой области, но и школьниками и их родителями для самостоятельного сбора информации:
сайты, посвящённые вопросам профориентации.
образовательные порталы, предоставляющие различную информацию для школьников и их родителей по вопросам поступления в различные учебные заведения.
собственные сайты школ, колледжей и ВУЗов, на которых представлена вся информация для студентов и абитуриентов относительно данного учреждения.
Ниже представлена информация о наиболее посещаемых и интересных ресурсах сети (см. также Приложение).
Сайты, посвящённые вопросам профориентации.
«Профориентация: кем стать?» - www.ht.ru/prof - сайт Центра тестирования и развития МГУ «Гуманитарные технологии», где можно найти массу полезной информации о профессиях, получить оперативные новости о «днях открытых дверей» и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форуме. На этом сайте содержится много тематических статей по вопросам выбора профессии. Можно познакомиться с рассказами опытных психологов-консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки совершают молодые люди. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. Отдельный раздел составляют описания ВУЗов, профильных школ, подготовительных курсов, а также представлена информация о способах поступления.
«Профессии» - www.ucheba.ru/prof - раздел сайта «Учёба.кз». Здесь представлено более 600 описаний, наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, этот сайт – крупнейший портал, посвящённый обучению и образованию, содержащий информацию о лучших ВУЗах, школах, лицеях, детских садах г. Астаны и других городов Казахстана, об образовании за рубежом, о рейтингах учебных заведений, предложениях от репетиторов.
«Краткий словарь новых профессий» - www.vde.infobus.ru/dictionary.html - это словарь профессий, составленный по материалам периодической печати с учётом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда. Словарь содержит более 70 специальностей.
«Профориентация, образование, занятость» - www.acareer.ru – сайт, на котором содержится большой банк описаний профессий, информация о ВУЗах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления.
«Электронный музей профессий» - http://profvibor.ru/catalog/video/ - сайт, на котором содержится банк видеофильмов о профессиях, радиопередачи, видеоэкскурсии и профориентационные мультифильмы.
Образовательные порталы.
«Всё о высшем образовании» - www.examen.kz – база данных по ВУЗам Казахстана с информацией о вступительных экзаменах, подготовительных курсах, специальностях, наличии военной кафедры и отсрочки от армии, изучаемых иностранных языках и материально-технической базе и др., информация об организациях, занимающихся обучением за рубежом, а также публикации, нормативные документы и новости, относящиеся к высшему образованию.«Открытый колледж. Мир знаний» - www.college.ru – образовательный Интернет-портал, включающий обучение школьников и курсы для профессионального образования. В проект также входят сайты www.mathematics.ru, www.physics.ru, www.chemistry.ru, www.biology.ru.«Allbest.ru» - www.allbest.ru – поисковая система, online-библиотеки, рефераты, образовательные тесты, иностранные языки. Эффективный рейтинг образовательных, научных и информационный проектов.Собственные сайты школ и ВУЗов.
На сегодняшний день абсолютное большинство ВУЗов и множество школ имеют свои собственные странички в Интернет, и найти их бывает довольно просто при помощи известных поисковых систем либо по базам данных на общеобразовательных порталах. Именно на персональном сайте ВУЗа или школы можно узнать наиболее подробную и достоверную информацию о правилах приёма, экзаменах, направленности классов в школах, наличии курсов и специальности в ВУЗах, учебных планах и др.
Выбор профессии - одно из важнейших решений, принимаемых в жизни. Как не ошибиться при выборе профессии, где получить консультацию по профориентации, какая профессия подходит больше всего - ответы на эти и другие вопросы можно найти в виртуальном кабинете профориентации.
Виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) – одна из форм инновационной организации профориентационной работы, он создается на сайте общеобразовательной организации как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом.
Виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) поможет учащемуся познакомиться с миром профессий; получить информацию об учебных заведениях; пройти профориентационное и психологическое тестирование; получить консультацию о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры; посмотреть видео-, фотоматериалы о профессиях.
Вся работа виртуального кабинета профориентации должна быть направлена на активизацию обучающегося, формирование у него стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, о перспективах своего профессионального пути.
В процессе профориентационной работы достигается множество результатов различного масштаба, которые составляют архив личных достижений человека и требуют фиксации и хранения. Это могут быть оценки, грамоты, отчеты о социальной практике, результаты психолого-педагогического тестирования и т. д. Для сохранения и обработки информации удобно создавать электронные версии портфолио. Такой вид сохранения информации создаёт привлекательный для подростка имидж сопровождения образовательного профессионального самоопределения, позволяет достичь принципиально иных результатов, связанных с возможностями проектной и продуктивной деятельности подростка.
Электронное портфолио помогает решать следующие важные педагогические и социальные задачи:
- поддерживать и стимулировать учебную мотивацию учащихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации ребенка.
Таким образом, электронное портфолио,с одной стороны, содействует реализации компетентного подхода к результатам освоения образовательных программ, с другой – обеспечивает большую информативность и позволяет оценить продвижение ребёнка в освоении того или иного вида деятельности.
Написание резюме – ещё один вид работы по профриентации. Ребёнку предлагается представить себя человеком определенной профессии. Придумать образ, возраст, должность, жизненные установки – полностью перевоплотиться в другого, а значит, побольше узнать об этой профессии, побывать на специализированных сайтах, серверах по трудоустройству, найти рецепты успешного резюме, создать его и отправить на сайт олимпиады. Казалось бы, ничего особенного, выйдите на указанные адреса и ищите советы.
Резюме для начинающих – http://www.recruiters.ru/index/find/what_is_interview/4369,0.htm/, резюме на «отлично» – http://www.recruiters.ru/index/find/what_is_interview/3179,0.html/. Но человек, взявшийся за составление пусть даже мифического резюме, увлекается, становится заинтересованным и деловитым.
ИКТ дополняют такие традиционные формы работы, как экскурсии на предприятия, встречи с работодателями и пр., значительно расширяют возможности, снимая ограничения связанные, например, с местом проживания. Интернет – технологии позволяют провести виртуальную экскурсию на производство, посещение которого невозможно из – за особенностей технологического процесса или большой удалённости, стать участником on – line – конференции с руководителем предприятия или успешным бизнесменом. Можно использовать как видео экскурсии, доступные в Интернете (http://www.proekt-pro.ru/program/travel/production/, http://www.profvibor.ru), так и самостоятельно приготовить видеоматериалы, раскрывающие особенности условий труда разного вида производств. Благодаря таким экскурсиям обучение выходит на качественно новый уровень, за счет совмещения познавательного процесса с полным погружением. Результат виртуальной экскурсии – это полное ощущение реальности происходящего, наглядность изучаемого материала, возможность контроля знаний в виде тестов.
На сегодняшний день абсолютное большинство учебных заведений имеют свои странички в Интернете. На таких сайтах можно узнать наиболее подробную и достоверную информацию о различных профессиях и специальностях.
В целом, использование ИКТ в профориентационной работе является фактором, повышающим эффективность этой работы, повышает социальную защищенность подростков, оказывает им моральную и психологическую поддержку, расширяет круг выбора будущей профессии, открывает перед ними возможность дальнейшего образования или получения выбранной профессии.
Отличительной особенностью современной инновационной формы организации профориентационной работы является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой.
В целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций следует проводить мероприятия с применением современных информационно-коммуникационных средств (мультимедийные презентации, видеоролики, он-лайн конференции по профориентации), направленные на обсуждение проблем перспективного развития профессий и рынка труда. Необходимо предоставлять информацию не только о различных профессиях, но и информацию, связанную с такими аспектами, как особенности профессиональной деятельности, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условия труда в той или иной профессиональной области, специфика взаимодействия в трудовом коллективе и т.д.
В последнее время Интернет становится всё более насыщенным и доступным для использования информационным источником. Однако нужно заметить, что эта информация имеет свойство быстро изменяться или устаревать и постоянно нуждается в уточнении. Большой объём информационных материалов по вопросам образования и профориентации может стать серьёзным подспорьем в работе педагогов, психологов, а также помочь старшеклассникам и их родителям оптимально решать вопросы, связанные с обучением в школе и подготовкой к поступлению в ВУЗ.
На профориентационных занятиях в образовательном процессе можно использовать готовые программные продукты с различными психологическими тестами. Такими как:
карта интересов (профориентация);
тест Йовайши (профориентация);
тест Шмишека (тест на определение уровня акцентуализации характера);
тест темперамента Айзенка;
тест профессионального предпочтения;
тест на коммуникативные и организаторские способности и многие другие.
On-line тестирование для школьников можно пройти на сайте Центра тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» в комплексе «ПРОФОРИЕНТАТОР» (http://www.proforientator.ru/tests/tests.html).
Преимущества такого вида организации профориентационных занятий заключается в том, что не все подростки, учитывая их психологические особенности, легко входят в контакт, что затрудняет процесс общения между ребёнком и психологом. Результаты такого тестирования не всегда эффективны и точны, потому, что ребёнок в ходе беседы стеснителен, не активен, не искренен в ответах. А когда современный подросток, выросший в эпоху компьютерного бунта, видит перед собой компьютер – эту чудо-машину – он чувствует себя уверенно, потому что – это то новое что интересует современную молодёжь.
С компьютером ребёнок на «ты». Ведь компьютер в его жизни это всё – учёба, досуг, интересы. И именно наедине с компьютером и самим собой ему нечего скрывать от самого себя. Он более реально и правдиво отвечает на вопросы, понимает, что это важно узнать, и отсутствие того нежелательного давления на себя, которое присутствует при личном контакте с педагогом помогает в этом. Поэтому на компьютерное тестирование дети соглашаются более охотно.
Ещё учащихся привлекает и тот факт, что результаты тестирования можно сразу посмотреть и, если захочется, проконсультироваться с педагогом или психологом. Данные результаты ребёнок рассматривает как личное достижение. И, если они сходны с его внутренним состоянием и предпочтениями, он доволен вдвойне.
Приложение.
Список сайтов, где можно пройти тесты по профориентации и получить информацию по профориентации
www.proforientator.ru – Центр Тестирования и Развития при МГУ «Гуманитарные технологии»www.edunews.ru – портал для абитуриентовwww.profguide.ru - гид по профессиям, есть тест по профориентацииwww.rhr.ru – человеческие ресурсы, анализ рынка трудаwww.vse-professii.ru – справочник профессийproekt-pro.ru/program/tests - тестирование по профориентацииwww.profvibor.ru – помощь в профессиональном самоопределенииprof.labor.ru - банк профессиограммwww.234555.ru/publ/4-1-0-200 - правовая азбука молодёжи в вопросах и ответахembit.ru - электронная биржа труда для молодёжиznanie.info/portal/ec-company.html - построение карьерыfuturejob.ru – интерактивный выбор профессииИнтернет-ресурсы, которые помогут определиться с выбором профессии
Портал "Учеба .ру", раздел "Профессии"
http://www.ucheba.ru/prof/Содержит описание более 600-т наиболее востребованных на сегодня профессий, рассортированных по сфере деятельности. Портал содержит также схемы (профессиограммы) с подробным описанием возможностей карьерного роста, требований к личным качествам и образованию и т.д.
Справочник профессий на сайте E-xecutivehttp://www.e-xecutive.ru/career/trades/В справочнике содержатся как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как "Право", "Информационные технологии", "Производство", "Финансы", "Реклама и PR", "Клиентские отношения", "Администрирование", "Работа с персоналом", "Маркетинг и продажи", "Research& Development".
Толковые словари новых профессий
http://www.vde.infobus.ru/dictionary.htmlhttp://naviobraz.tsu.ru/slov_prd.htmhttp://www.estrabota.ru/index.phtml?go=slovhttp://job.informika.ru/smi/jfy59.htmhttp://www.zarplata.ru/Статьи, описания, просто рассказы о профессиях, не так давно появившихся на рынке труда. Краткий толковый словарь иноязычных названий профессий и специальностей. Особенно полезно читать сайты по трудоустройству или рейтинги наиболее востребованных специальностей - и тут же сверяться с толковым словарем.
Популярные профессии
http://www.job-today.ru/issue/st29_03.htmhttp://www.vakansii.com.ua/showArticleNames.html?id=24
Статьи (подробные описания, рассказы и даже профессиограммы) о популярных (востребованных) в настоящее время профессиях. Краткие характеристики: мало, но простым языком, весьма увлекательно - о наиболее часто предлагаемых вакансиях.
«Профориентация: кем стать? »
www.ht.ru/profсайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, где можно найти массу полезной информации о профессиях и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форумах. На этом сайте содержится много тематических статей по вопросам выбора профессии. Можно познакомиться с рассказами опытных психологов-консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки совершают молодые люди. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современными рынке труда. Посещение сайта будет полезно всем, кто выбирает главное дело своей жизни.
«Профориентация, образование, занятость»
www.acareer.ruсайт, на котором содержится большой банк описания профессий, информация о вузах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления.
«Профессиограммы, краткий словарь профессий»
http://trud.admtyumen.ru
Словарь профессий, составленный с учетом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда.
www.ucheba.ru/prof
Здесь представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, «Учеба. ру» – крупнейший портал, посвященный обучению и образованию.
www.e-xecutive.ru/professions
Справочник профессий,
раздел сайта содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как «Реклама и РR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи».
"Открытый урок" - образовательный проект
информация для учащихся и молодых специалистов: выбор профессии, построение карьеры и др. Каталог учреждений профобразования и предприятий Самарской области. Видеоконференции.
http://www.profvibor.ru/node/2
предложит каталог профессий. Задача данного проекта сориентировать в мире профессий, помочь определить дальнейший жизненный путь.
http://www.postupil63.ru/
http://vse-professii.ru/Список профессий
http://www.edunews.ruПортал для абитуриентов
http://www.proforient.ruПрофориентирование детей
http://psyonline.ru/ Психотерапия и консультирование Международный проект on-line и индивидуального психологического консультирования.
Искусство жить
http://exist.h1.ru/index.htm Этот сайт о жизни, точнее о том как надо жить. Как жить долго и счастливо. Как стать умнее и добрее. Как раз и навсегда решить все проблемы со здоровьем. Как жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Как не иметь проблем, а если они и появятся, то решать их быстро, эффективно и окончательно. Как сделать жизнь стабильной, динамичной и интересной. Как принять правильное решение по вопросу, определяющему судьбу человека.
"Профориентация, Образование, Занятость"
http://acareer.narod.ru/ - Сайт содержит следующие разделы: Профориентационное тестирование: определение наиболее подходящих для старшеклассников профессий и учебных специальностей (с указанием учебных заведений - колледжей, техникумов, институтов, университетов и академий, где Вы можете получить то, или иное образование); Описания различных профессий (более 700)- наиболее полная и подробная в Интернете база описаний профессий. Включены профессии, требующие как высшего, так и среднего образования. Краткие характеристики-описания множества профессий. Длинные описания - для модных, современных и востребованных профессий.
http://www.metodkabi.net.ruМетодический кабинет по профориентации