Воспитание гражданской активности в условиях вожатского отряда «Истоки»


Воспитание гражданской активности в условиях
вожатского отряда «Истоки»
Современные подростки оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности, психологически закономерно присущая подросткам, не находит своей позитивной организации. В школах района ДОО являются формальными. Психологическая готовность подростков действовать в социально значимом пространстве остается невостребованной. Невостребованная готовность вырастает в социальную пассивность, ведь именно подростковый возраст является сенситивным для принятия социальной роли.
Какова роль ДОО в становлении и формировании нравственных ориентиров, лидерских качеств и социальном интересе?
Следовательно, можно сказать, что время диктует становление такой детской организации, в которой предметом деятельности становятся социальные отношения. И в такой организации должны воспитывать лидеров с устойчивым социальным интересом. 
Для формирования активной позиции молодежи необходимо создавать различные общественные организации. Они в наше время крайне необходимы, так как современная молодежь, не зная, чем заняться в свободное время, начинает проводить время на улице не всегда в положительных компаниях. Вследствие этого возрастает число подростковой и молодежной наркомании, алкоголизма, правонарушений, большая доля людей именно в подростковом возрасте начинают курить. Именно поэтому вожатые – настоящие лидеры. Ведь именно им, молодым и инициативным, предстоит развивать детские и молодежные движения, молодежную политику в городе и районе. В последние годы многое изменилось, общественная активность востребована и обществом, и молодёжью. Сегодня подросткам очень важно ощущать себя причастными к большому коллективу, к большим делам, и детско- юношеская организация — это может дать.
Чтобы создать детское объединение нужно руководствоваться пятью принципами.
Первый – добровольность. Только на этой основе возможно объединение детей, подростков и взрослого или взрослых. Затем – равноправие. Все члены объединения имеют равные права независимо от того, какую должность в общественном объединение они занимают. Далее – самоуправление. Деятельностью объединения руководят выборные органы самоуправления. Однако самоуправление никак не должно переходить в самоуправство. Потому существует еще принцип законности, т. е. соответствия деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству. Наконец, гласность или открытость, публичность деятельности того или иного объединения при безусловном учете предложений всех тех, кто в этом объединении состоит.
Роль отрядов, как детских общественных организаций:
1.Отряды способствуют формированию осознанной, активной гражданской позиции
2.Отряды формируют социальную активность
3.Отряды формируют готовность к бескорыстной помощи людям
4. Взяв на себя в молодом возрасте обязательства стремиться к идеалам добра, правды и красоты, соблюдать долг, уважать равенство и свободу, совершать добрые дела, будущий гражданин формирует себя Человеком ответственным.
5. Отряды формируют социально- нормативный стиль с доминированием ЗОЖ.
6. В отряде вырастают настоящими лидерами: первоначально ребята учатся по лидерской программе, учатся организовывать различные дела и мероприятия, игры.
В нашей школе несколько лет назад создан вожатский отряд «Истоки». В отряде 24 старшеклассника. Все ребята - убежденные сторонники здорового образа жизни, спортсмены, три года разрабатывают тематические смены для детей пришкольного лагеря. Участие детей в тематических сменах способствует: развитию активной жизненной позиции, формированию положительной модели поведения личности, гражданской позиции, динамизму и интенсивности общения, активности детей, созданию жизнерадостной эмоционально-психологической атмосферы в коллективе.
Наши заповеди:
никогда не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе;
ищи свою цель жизни, добивайся ее исключительно благодаря уму, знаниям, способностям;
чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай;
уважай себя, тогда тебя будут уважать другие.
Общение со сверстниками необходимо для развития коммуникативных навыков и самосознания. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта: это «горизонтальное» общение, совместная деятельность и усвоение связанных с этой деятельностью новых ролей.
Одной из главных целей вожатского отряда «Истоки» является «развитие активной позиции старшеклассников». Достижение ее становится возможным благодаря разработанной и реализуемой программе «Школа вожатых».
Основные направления этой программы осуществляются через деятельность ребят в организации мероприятий, дел, КТД для младших школьников); в проектах социальной значимости (широкий спектр акций и мероприятий, затрагивающих многие социальные проблемы, обеспечивает включение молодого человека в жизнь общества, способствует развитию его социальной активности и неравнодушия к проблемам социально незащищенных слоев населения).
В отряде сложилась традиция устраивать встречи с людьми разных профессий. Здесь взрослые люди делятся своим житейским и профессиональным опытом. Одно из направлений – адаптация к взрослой самостоятельной жизни. Для этого проводятся вечера со специалистами социальных служб, врачами, юристами и прочими профессионалами, которые информируют о том, как быстро и качественно приготовить обед, как уберечься от мошенников и шарлатанов, как выбрать в магазине качественную одежду, как создать собственный имидж, о ранней беременности, о методах предохранения от инфекций, о духовном воспитании, о вреде пагубных привычек, как управлять своим временем и т.п.
Участие в деятельности общественной организации способствует формированию социальной активности молодежи. Деятельность осуществляется благодаря четко разработанным планам, с различным характером мероприятий и деятельности.  

Автор: Катарушкина Дарья Сергеевна, МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района